Самоанализ открытого занятия
методическая разработка по логопедии (старшая группа) на тему

Гришина Людмила Михайловна

Самоанализ открытого занятия в старшей  логопедической группе по теме Словообразование и словоизменение с использованием лексического материала по теме «Посуда».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoanaliz_otkrytogo_logozanyatiya.docx21.12 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ЛЕНИНСКОГО

МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

МБДОУ д/с №16 «Машенька»

Самоанализ открытого занятия

в старшей  логопедической группе по теме

Словообразование и словоизменение с использованием лексического материала по теме «Посуда».

                                                                                         Составила и провела:

                                                                                     Учитель - логопед,

                                                                              Гришина Л.М.

                                                                                       

Поселок Володарского 2017

Вашему вниманию было предложено занятие с подгруппой детей 12 человек, в старшей логопедической группе, с подгруппой детей из 12 человек.

Тема«Словообразование и словоизменение с использованием лексического материала по теме «Посуда».

Тема данного занятия определена в соответствии с программными требованиями  «Программы обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада Т.Б.Филичевой, Г.В. Чиркиной.

При планировании занятия были поставлены цели: коррекционно - образовательные, коррекционно-развивающие коррекционно - воспитательные цели.

Коррекционно-образовательные:

- продолжать совершенствовать навыки словообразования, словоизменения;

- продолжать учить детей отвечать предложением;

- формировать умение образовывать относительные прилагательные;

- формировать умение образовывать существительные с уменьшительно - ласкательным суффиксом, с суффиксом – ниц.

- формировать умение согласовывать существительные с числительными;

 - активизировать и уточнять словарь (предметный, глагольный, словарь признаков) по теме «Посуда»;

- упражнять детей в практическом использовании существительных в винительном, родительном, предложном падежах;

- продолжать учить детей согласовывать движения с текстом;

- формировать учебные навыки;

Коррекционно-развивающие: 

- развивать грамматический строй речи;

- развивать произвольность внимания;

- развивать зрительную и опосредованную память;

- развивать наглядно-образное мышление;

- развивать зрительное восприятие;

- развивать тактильное восприятие;

- совершенствовать общую моторику;

- обогащать эмоциональную сферу детей положительными эмоциями;

 Коррекционно-воспитательные: 

- воспитывать интерес к логопедическим занятиям;

- воспитывать волевые качества личности (усидчивость, дисциплинированность, сдержанность);

- воспитывать бережное отношение к посуде.

 Все занятие было выстроено с учетом требований ФГОС:

в структуре материально-технического обеспечения была отражена специфика требований к организации пространства (я использовала оборудованный музыкальный зал);

 организация временного режима обучения учла - занятие было проведено в утренний отрезок времени;

использование ТСО и обеспечение комфортного доступа детей с ФФНР к образованию, специальным учебным и дидактическим материалам, отвечающим образовательным потребностям - мною использовалось следующее оборудование: компьютер, демонстрационный материал (картинки с изображением разной посуды, картинки с заданиями по теме),  атрибуты для эстетического оформления помещения, логопедические пособия, музыкальные диски.

Занятие несло максимальную нагрузку, и было выстроено с учётом психофизиологических индивидуальных особенностей, и имело связь со всеми образовательными областями:

  • социально-коммуникативное развитие (развитие общения и взаимодействия ребенка с учителем – логопедом, сверстниками, формирование позитивной установки к занятию;
  • познавательное развитие (знакомство и усвоение нового материала.);
  • речевое развитие (ответы на вопросы, рассуждения);
  • художественно-эстетическое развитие (знакомство с творчеством К. И. Чуковского);
  • физическое развитие (физминутка,  упражнения на развитие мелкой моторики).

Всё это дало положительное влияние на детскую деятельность (развитию лексико-грамматических категорий).

Цель занятия реализовалась через следующие методы: показ, серию вопросов (опорные, уточняющие, поисковые, проговаривание ответов - индивидуально, хором, побуждение (скажи правильно и т. д.). 
Содержание деятельности детей на занятии соответствовало поставленным целям, задания были выстроены по нарастающей сложности.

Организационный момент помог сконцентрировать внимание детей и активизировать в памяти, полученные ранее знания по лексической теме «Посуда».
Речевые занятия всегда трудны для детей, многие понятия для детей абстрактны. Для достижения оптимального результата занятия, я ввела приёмы, повышающие мотивацию ( сюрпризный момент: появление Федоры).
В логопедическом занятии необходимо выдерживать чёткую структуру построения, каждая часть занятия выполняет свою определённую цель.

В занятии мною были подобраны задания на формирование лексико-грамматических категорий и развитие связной речи, что соответствует требованиям, предъявляемым к коррекционным занятиям.
Опора на игру как ведущий вид деятельности дошкольников и обязательное включение разных видов игр в логопедические занятия обеспечили выраженный позитивный эффект как в преодолении речевых нарушений, так и в развитии познавательных психических процессов (д/и «Собери картинку», д/и «Почини посуду», дыхательным упражнением «Подуй на горячий чай», д/у «Разложи посуду», «Проведи дорожку»). Эмоциональный настрой обеспечивался занимательностью игровых приёмов образностью и красочностью материала, а также доверительными отношениями между логопедом и детьми, созданием ситуации успеха у слабых детей, поощрением, психологическим комфортом в душе ребёнка.

Занятие проходило со сменой деятельности (на ковре, сидя на стульях полукругом, за столами) дети полностью погрузились, в атмосферу занимательных заданий и с особым интересом их выполняли. В течение всего занятия были использованы следующие формы детской деятельности: индивидуальная, подгрупповая.

Индивидуальные задания (выполнение индивидуальных заданий с учетом индивидуальных особенностей детей) позволили выявить степень усвоения материала каждым ребёнком, фронтальная работа обеспечила подгруппа.

Личностно-ориентированное взаимодействие с детьми (выслушивание мнение каждого ребенка, поддержание их рассуждения положительной оценкой) помогло создать ситуацию успеха для каждого из них. 
В ходе занятия были активизированы следующие психические процессы: слуховое внимание в работе над словообразованием, составлением предложений; логическое мышление, зрительное восприятие (через разрезные картинки и др.). Как необходимый элемент логопедического занятия, мною использовались задания на развитие мелкой моторики (натягивание резинок, рисование веревочкой).

Занимательная физминутка внесла разрядку, смену действий, но тем самым и активизировала детей на дальнейшую работу. В заключительной части занятия был, подведён итог занятия и дана положительная оценка деятельности каждого ребёнка на занятии, что имело психо - эмоциональную направленность.

Полученный результат подтвердил эффективность подобранных мной методов и приёмов по формированию лексико-грамматических категорий, а учёт результатов занятия поможет контролировать ход дальнейшего обучения, установление обратной связи, позволит наметить пути дальнейшей работы с детьми, как на занятиях, так и в других видах деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самоанализ открытого занятия по развитию речи и обучению грамоте в средней группе по программе 2100.

Самоанализ к занятию по развитию речи и обучению грамоте.  Тема занятия "Мебель для домика на крыше"....

Самоанализ открытого занятия по речевому развитию УМК «Изучаем русский язык» Гимазиевой З.А. Тема: «Весна».

Самоанализ открытого занятия по речевому развитию УМК «Изучаем русский язык» Гимазиевой З.А. Тема: «Весна»....

"Самоанализ открытого занятия по математике".

Как написать самоаназ открытого занятия....

Самоанализ открытого занятия

Самоанализ открытого занятия...

Самоанализ открытого занятия на тему «Взаимодействие с родителями в условиях реализации ФГОС» «В гостях у бабушки Матрёны»

Это занятие комплексное  сочетает в себе  образовательные области: «Социально - коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно ...

самоанализ открытого занятия "Ликование весны"

Самоанализ  занятия.Образовательная область: художественно-эстетическое развитиеНепосредственно-образовательная деятельность: музыка Тема: «Ликование весны».Возрастная группа: ст...

Конспект сенсомоторного занятия в младшей группе на тему «Заяц в гостях» Самоанализ открытого занятия.

Конспект сенсомоторного занятия в младшей группе на тему «Заяц в гостях»16.02.2023г.Цель: способствование развития зрительного восприятия цветов, геометрических фигур, величин младших дошк...