Метод сравнения в развитии связной речи детей. Игры и упражнения в развитии логического прима сравнения.
презентация к уроку по логопедии (старшая группа) на тему

В презентации изложены игры и упражнения для развития логического приема сравнения и использование его в связных высказываниях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon Метод сравнения1.41 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Игры и упражнения для овладения детьми логического приёма сравнения.

Слайд 2

1. Закончи предложение Весной овощи сажают, а осенью… Помидор красный, а огурец… Помидор мягкий, а морковь… огурцы растут на кустиках, а картофель… Помидоры срываем, а морковь…

Слайд 3

2.Сравни. ( по теме фрукты) 3. Сравни наоборот По вкусу: яблоко и лимон По цвету: банан и апельсин По величине: виноград и груша По форме: груша и яблоко Кошка и овца: кто больше? Кто меньше? Корова и овца: кто тяжелее? кто легче? Лошадь и кролик: кто выше? кто ниже? Корова и лошадь: кто бегает быстрее? кто движется медленнее?

Слайд 4

4. На что похоже? 5.Подбери сравнение Белый снег похож… Синий лед похож на… Солнце похоже на… Метель похожа на… Даются слова: стекло, пух, одуванчик, буря Земля покрыта снегом, как… Лед блестит, как… Облака плывут в небе, как… Метель страшная, как… Ветер воет, как…

Слайд 5

6. Сравнить и закончить предложение Апельсин большой, а дыня еще… Персик мягкий, а вишня еще… Слива маленькая, а виноград еще… Груша вкусная, а банан еще….

Слайд 6

Дошкольники устанавливают сходство хуже, чем нахождение различий Для развития этого умения используются эти упражнения:

Слайд 7

1. Сравни: На что по цвету похожи огурец, морковь, снег, слива, одуванчик? Что по форме похоже на круг: квадрат, овал, прямоугольник, треугольник? На что по величине похожи карандаш, книга, заяц, корова, муха? На что по материалу похожи тетрадь, ложка, стол, цветочный горшок, платье? 2. Ответь на вопрос: На кого больше похожа утка: на гуся или на поросенка? Почему? На кого больше похожа кошка: на собаку или утку? Почему? На что больше похожа тетрадь: на книгу или пенал? Почему? На что больше похожа ручка: на карандаш или на ранец? Почему? 3. Почему они дружат: Все эти упражнения подготавливают подготавливают детей к составлению сравнительных рассказов

Слайд 8

Последовательное сравнительное описание Поскольку дети легче находят различительные признаки, то лучше начинать с них, и обозначать их через вертикальную черту. Затем находить сходные признаки и обозначать их на горизонтальной черте.

Слайд 9

Заяц и медведь После этого задаются вопросы на выявление причин различия и причин сходства Для повышения мотивации сравнительное описание проводится в виде игры соревновательного характера

Слайд 10

Параллельное сравнительное описание Проводится с постепенным усложнением Логопед – ребёнок; Два ребёнка с опорой на готовую схему; Схема составляется детьми под руководством логопеда с последующим описанием; Самостоятельное составление схем и последующее сравнительное описание.

Слайд 11

Составление загадок Дети осваивают модели составления загадок в определенной последовательности. Модель № 1 У объекта выделяются признаки, отвечающие на вопрос «Какой?» и подбираются объекты, у которых этот признак ярко выражен. Самовар Ёлка Перечисляются признаки, которые путем связок «как» и «но не» сравниваются с другими объектами. Какой? Что бывает таким же? Блестящий монета Кипящий Вулкан Круглый Арбуз Какая? Что такое же? З елёная К олючая П ушистая

Слайд 12

Составление загадок Модель № 2 Выделяются действия объекта. Затем подбираются объекты, которые совершают такие же действия. Лягушка В загадках перечисляются действия, которые путем связок «как» или «но не» сравниваются с другими. Что делает? Кто или что делает так же? Прыгает Мяч Ныряет Утка Плавает Лодка

Слайд 13

Составление загадок Модель № 3 К выбранному объекту подбираются объекты похожие по внешнему виду. Затем между ними и находят различия Сандалии Смешанная модель Первая строчка загадки по первой модели «Какой? Что такое же?» вторая строчка по второй модели «Что делает? Кто или что делает так же?» Третья строчка по третьей модели «Чем похожи? Чем отличаются?» Зеленая как лягушка, растет как грибок, похожа на пирамидку, но не складывается. На что похожи? Чем отличаются? Кораблики Не плавают Два братца Не живые


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседа как метод в системе развития связной речи детей старшего дошкольного возраста

Беседа - диалогический метод обучения, который предполагает, что задавать вопросы и отвечать, высказывать свою точку зрения могут все участники беседы. Задача педагога так построить беседу, чтобы опыт...

Памятка для родтителей по использованию методов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного

Данная памятка предназначена для родителей по применению методов мнемотехники  в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста .[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"9107...

Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Нетрадиционные методы формирования и развития связной речи детей с речевыми нарушениями"

Семинар-практикум разрабатывался и проводился на заседании районного методического объединения логопедов...

«Использование инновационных методов ТРИЗ в развитии связной речи детей»

Занятия с применением элементов ТРИЗ являются эффективным средством развития активного творческого мышления у дошкольников, оказывают значимое влияние на развитие других психических процессов и ...

"Использование метода мнемотехники в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста

Статья предназначена для воспитателей старших групп,для родителей.Она раскрывает значимость  использования данной технологии для обучения рассказыванию,составления описательных рассказов....