Конспект индивидуального занятия «Автоматизация звука «Р» в предложениях» с использованием классической и современной музыки для детей"н
методическая разработка по логопедии (старшая группа) по теме

Попова Татьяна Владимировна

      В представленном занятии мы  хотели показать как можно больше  оздоровительных и коррекционных возможностей  использования музыки на каждом этапе  индивидуального  логопедического занятия

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект индивидуального (подгруппового) занятия на тему:

«Автоматизация звука «Р»  в предложениях» с использованием классической   и современной музыки для детей.

      Хорошо известен позитивный оздоравливающий эффект музыки на организм ребенка, на его физическое, психическое  становление. Кроме того, исследования ученых показали, что музыка является естественным стимулятором и регулятором движений, помогая в автоматизации звуков в речи детей ( Овчинникова Т. С.)

      В представленном занятии мы  хотели показать как можно больше  оздоровительных и коррекционных возможностей  использования музыки на каждом этапе  индивидуального  логопедического занятия. Но  на практике методически обоснованным будет включение 1-3х музыкальных фрагментов в одно занятие(на усмотрение логопеда).

    .. Данный материал будет полезен  как для астеничных, пугливых детей со сниженным фоном настроения, так и для детей без видимых эмоциональных проблем. В случае применения логопедического массажа  занятие будет эффективным для одного- двух детей, если без массажа, то для двух-трех с одинаковым уровнем овладения звуком.

Цели:

1.Образовательные:

-закрепление правильного произношения звука « Р»

 во фразах

- упражнение в умении составлять связные предложения  по картинке и  используя словосочетания из 2 слов

-закрепление графического образа буквы « Р»

2 Коррекционные

- нормализация тонуса мышц артикуляционного аппарата

-совершенствование  артикуляционной и мелкой моторики

-развитие слухового внимания и фонематического слуха

-развитие речевого дыхания , координации речи, движения и музыки

3.Воспитательные:

-воспитание:

 -умения сосредоточиться на занятии,

  -эмоциональной стабильности,

 - положительных установок на занятие, а также

  поддержание радостного настроения у детей средствами музыкального воздействия

Оборудование: аудиодиски с записями музыкальных произведений, компьютер или ноутбук. картинки, бумага, карандаши у детей , палочки Кюизенера, зеркало.

                                       ХОД ЗАНЯТИЯ.

1.Организационный момент.

Логопед говорит:

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: « Доброе утро!»

Доброе утро солнцу и птицам.

Доброе утро улыбчивым лицам!

Давайте улыбнемся друг другу и скажем: «Доброе утро»! Какой звук часто встречается в стихотворении-приветствии?( Р) Мы сегодня продолжаем закреплять в речи звук «Р».

2.Логопедический массаж.

-Для того, чтобы правильно и легко произносить этот звук, разомнем мышцы язычка. Открой рот. Положи широкий язык на нижнюю губу и постарайся расслабиться. Внимательно слушай музыку и постарайся определить, какая она?

Логопед производит одному ребенку массажные движения по  верхней и нижней поверхности языка  ребенка  игольчатым зондом ( по методике Е Новиковой). Звучит музыка В. А. Моцарта « Музыкальная шутка».

      Второй ребенок  в это время спокойно слушает музыку. После прослушивания логопед задает вопрос: «Как ты охарактеризуешь эту музыку, какая она?» (радостная, задорная, озорная. шутливая, забавная, солнечная, улыбающаяся)

3.Развитие артикуляционной моторики.

А сейчас сделаем  гимнастику для языка. Я думаю, вы помните, упражнения «Наказать непослушный язык». «Вкусное варенье», « Индюки», « Маятник», « Лошадка», « Чьи зубы чище».

Логопед включает запись песни В. Шаинского на слова Ю. Энтина  «Чунга-Чанга». Под музыку дети вместе с логопедом перед зеркалом выполняют упражнения.

1-4 такты                                                  

                        Чунга-Чанга

                        Синий небосвод               Наказать непослушный язык

5-8 такты        Чунга-чанга

                   Лето круглый год             Вкусное варенье

9-12 такты      Чунга-Чанга                      

                   Весело живем                    Индюки

13- 16 такты    Чунга-Чанга

                    Песенку поем                   Маятник  

18-20 такты     Чудо-остров

                    Чудо- остров

                    Жить на нем

                    Легко и просто                 Лошадка

21-24 такты     Жить на нем

                    Легко и просто

                    Чунго-Чанга                    Чьи зубы чище    ( верхние)

5. Автоматизация звука  «Р» во фразе.

Логопед показывает картинку, на которой дети катаются с горки и предлагает составить по  ней предложения., напоминает,  что при этом надо  верно проговаривать звук «Р».  .

Затем включается запись песни «Гора», музыка О.Насонова, слова Н. Гридчиной, и дети исполняют песню вместе с певицей.

Ра-ра-ра, ра-ра-ра,

На дворе у нас гора.

Ру-ру-ру, ру-ру-ру,

Собирайте детвору.

Ры-ры-ры, ры-ры-ры,

Покатаемся с горы.

Ра-ра-ра, ра-ра-ра,

 Очень рада детвора.

4.  Развитие слухового внимания и фонематического восприятия.

Какие слова со звуком «Р» вы запомнили из этой песни?

А сейчас послушайте внимательно.

Звучит  « Турецкое рондо» В.А. Моцарта. ( или  «Королевский марш льва» из « Карнавала животных» К. Сен - Санса .)

Логопед: Как вы думаете, звучала. полька, вальс или марш?

Подсказка: в этом слове есть звук «Р». Правильно, это марш.

5.  Физкультурная пауза.

Сейчас мы встанем и немного помаршируем под музыку.

Дети вместе с логопедом маршируют и прыгают в такт  «Королевского марша  льва « К. Сен-Санса. Логопед направляет их действия словами:

Мы идем, мы идем

Громко песенку поем!

Прыгнем раз, прыгнем два

Прыгать любим мы всегда!

6.Развитие мелкой моторики, закрепление буквы «Р»

Давайте вспомним, как пишется буква « Р» и выложим ее из цветных  палочек, затем из спичек. А затем   из гороха на пластилине.( дети выполняют задание под легкую спокойную музыку, например  « Лебедь» К. Сен – Санса, или « Ода к радости» Л.В. Бетховена.

7. Закрепление звука «Р» в предложениях и стихах.

Давайте послушаем песенку про воздушный шар. Дети слушают и подпевают песне О. Насонова и Н. Сидельниковой « Прозрачный красный шарик».

Прозрачный красный шарик

На нитке я держу.

Через прозрачный шарик

На все вокруг гляжу.

Я вижу речку красную

 И красный солнца шар,
И много- много красного,

Как будто все-  пожар.

Логопед предлагает детям нарисовать воздушные шарики,

соответствующие характеру мелодии, а после окончания работы

 составить предложения со словосочетаниями « красный шар» и « прозрачный шар».

8.Итог занятия. Как правильно произносить звук «Р»? Какие слова с этим звуком вы запомнили?  А какие предложения?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального занятия «Автоматизация звука [С] в слогах, словах, предложениях»

Конспект индивидуального занятия рекомедован для автоматизации звука [C] для детей 5-6 лет...

Конспект индивидуального занятия "Автоматизация звука ш в слогах, словах, предложениях".

Автоматизировать звук [Ш] в слогах, словах, предложениях; закрепить навыки образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами; формировать умение образовывать множественное...

Конспект индивидуального занятия «Автоматизация звука [Р] изолированно, автоматизация звука [Ш] в чистоговорках, автоматизация звука [Ж] в предложениях.

Конспектиндивидуального занятия «Автоматизация звука [Р]изолированно, автоматизация звука [Ш] в чистоговорках, автоматизация звука [Ж] в предложениях. Лексическая тема «Защитники Отечества...