Статья "Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ"
методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему

Шемчук Наталья Васильевна

Статья посвящена актуальности использования здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда с детьми с нарушениями речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc587 КБ

Предварительный просмотр:

Районные  педагогические  чтения

 «Введение федеральных государственных образовательных стандартов образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

 

Подготовила:

Шемчук  Н.В.

учитель-логопед

МБДОО №2 «Ромашка»

                                   Ст.Гиагинская

                                         2018 год

Начала, заложенные в детстве человека,

похожи на вырезанные на коре молодого

 дерева буквы, растущие вместе с ним,

составляющие неотъемлемую часть его.

Гюго В.М. 

Введение

Введение инклюзивного образования в России становится все более актуальным, хотя «особенные» дети были в наших группах всегда, только на них не обращалось особого внимания. Педагоги не хотели тратить время на «не такого как все» ребенка и он чаще всего проводил свое время , сидя на стуле. Но за последнее время требования о включении таких детей в общий образовательный процесс притягивает все больше внимания к детям с ОВЗ и заставляет нас, педагогов, задуматься о том, что же с ними делать в общей массе?.

За последние годы количество детей с проблемами здоровья только увеличивается, несмотря на различные мероприятия, проводимые в нашем обществе, начиная еще до рождения ребенка. Возможно, рост количества таких детей как раз и связан с возросшими возможностями пренатальной и натальной медицины – выживают экстремально недоношенные дети, дети с тяжелой патологией различных органов и систем. К этому следует прибавить и «пресловутую» экологию и общее снижение здоровья молодого поколения.

Так же можно добавить к данной проблеме и рост рождаемости, занятость родителей, недостаточное количество специализированных ДОО, а также нежелание родителей признавать проблему своего ребенка и отказ обращаться за помощью к специалистам ..

Жизнь современного общества достаточно динамична и учителю-логопеду дошкольной организации необходимо учиться взаимодействовать с изменяющимся миром, чтобы соответствовать этим переменам. Дошкольное детство проходит быстро и педагогам с родителями надо сделать этот время счастливым и многоликим. Педагог должен выстроить такие условия, в которых ребенок был бы окружен вниманием и любовью, создать условия, помогающие раскрыть его индивидуальность и стать личностью.

Стандарт дошкольного образования – это, своего рода, игра, по правилам которой ребенок должен выиграть. Это условия всестороннего развития ребенка, а не его обучения. Основная мысль ФГОС дошкольного образования заключается в поддержке детства через создание условий  ради развития способностей каждого ребенка. Стандарт даст возможность всем детям проявить свою индивидуальность. Каждый ребенок будет развиваться тем темпом, который характерен для него.

ФГОС дошкольного образования определяет новые требования и к компетенции учителя - логопеда. Хочется сказать словами Л.Н. Толстого: «Полагаю, что воспитание сводится к тому, чтобы самому жить хорошо, то есть самому двигаться, воспитываться, только этим люди влияют на других, воспитывают их. И тем более на детей, с которыми связаны. Быть правдивым и честным с детьми, не скрывая от них того, что происходит в душе, есть единственное воспитание».

Одним из целевых ориентиров ФГОС является развитие речи ребенка.  В последние годы отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи той или иной степени тяжести. В связи с этим актуальность использования здоровьесберегающих технологий в работе учителя - логопеда  принимает глобальный характер и включает в себя следующие принципы:

  • создание коррекционно - развивающей среды;
  •  владение основными компетенциями в организации мероприятий, направленных на укрепление соматического здоровья воспитанников и их физическое развитие;
  • организация образовательной деятельности по реализации основной общеобразовательной программы ДО;
  • организация взаимодействия с родителями детей - логопатов и педагогами ДОО;
  • владение информационно-коммуникационными технологиями и умением применять их в воспитательно-образовательном процессе;
  • непрерывность повышения профессионального роста учителя-логопеда;
  • создание условий для коррекции речевых и неречевых нарушений у детей и развитие мотивации на устранение своих речевых дефектов;
  • осознание того, что игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте;
  • создание единой системы воспитательных, обучающих и коррекционных целей и задач;

Дети, имеющие общее недоразвитие речи, имеют нарушения слухоречевого внимания и памяти, артикуляционной моторики, незрелость эмоционально – волевой сферы, несформированность целенаправленных действий, основных понятий и представлений. Поэтому особую социальную и педагогическую значимость приобретает внедрение в систему образования элементов здоровьесберегающих приемов, активной дифференцированной помощи детям, испытывающим трудности в усвоении программы. Поэтому организованная образовательная деятельность должна быть направлена на решение задач индивидуального коррекционного воздействия на ребенка в соответствии с его проблемами, на отслеживание динамики развития детей, на укрепление психического и соматического здоровья обучающихся, на успешное исправление дефектов речи.

Виды организованной образовательной деятельности, которые используются  мною в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи:

- индивидуальная организованная образовательная деятельность;

- фронтальная организованная образовательная деятельность.

Элементы здоровьесберегающих технологий учитель-логопед должен использовать во всех видах коррекционно – развивающего процесса. В своей практической деятельности данная работа ведется по следующим направлениям.

1. Нетрадиционные методы массажа артикуляционного аппарата

В основе метода лежит особый массаж мышц языка, губ, щёк, скул, мягкого нёба с помощью комплекса специальных зондов. Цель зондового массажа - нормализация речевой моторики. Метод прост и эффективен, он даёт возможность целенаправленно воздействовать на поражённые участки артикуляционных органов, активизируя и восстанавливая их деятельность. (Приложение №1)

2. «Пальцевой массаж»

Тренировка тонких, координированных движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребёнка. (Приложение №2)

3. «Пуговичный массаж»

  На индивидуальной организованной образовательной деятельности используется пуговичный массаж. Благодаря массажу мы активизируем так называемый мануальный интеллект, находящийся на кончиках пальцев рук. Таким образом происходит сенсомоторное развитие. Можно делать упражнения пальцами ног. (Приложение №3)

4. Массаж и самомассаж биологически активных точек

На фронтальной организованной образовательной деятельности практикуются некоторые виды массажа и самомассажа: ушных раковин, лица, кистей рук и стоп. Массаж оказывает общеукрепляющее воздействие, повышает тонус, эластичность и сократительную способность мышц. Он стимулирует деятельность нервных центров. Под влиянием массажа в рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы, которые достигают коры головного мозга, оказывают тонизирующее воздействие на центральную нервную систему, в результате чего повышается ее регулирующая роль в отношении работы всех систем и органов. Дети обучаются таким приемам самомассажа как поглаживание, растирание, разминание, активные и пассивные движения. Все действия детей сопровождаются речью. Массаж может быть успокаивающим и тонизирующим.   Очень прост и интересен массаж кистей рук веточками ели и шишками. Кроме развития мелкой моторики и активизации речи, он еще выполняет и сеанс ароматерапии. Хорошо брать этот вид массажа с детьми гиперактивными, ослабленными или заторможенными. (Приложение №4)

5. Пальминг

Сравнительно недавно стала использовать гимнастика по методу доктора У. Бейтса, которая имеет название «пальминг» и является разновидностью гимнастики для глаз, помогает им отдохнуть.  Противоположностью напряжения является расслабление, которое достигается, когда вы даете глазам покой, закрывая их на время. Простая идея давать глазам отдых, закрывая их, является фундаментальной для данного метода. Этот метод используется после зрительных нагрузок. Дети растирают ладони до ощущения тепла. После этого ладони кладут на закрытые глаза таким образом, чтобы центр ладони пришелся как раз на глаз.

Ладони – ключевая деталь пальминга. Держать ладони на глазах 2-3 минуты. В это время педагог включает спокойную музыку или читает стихи. (Приложение №5)

6. Физкультурная минутка или «весёлая минутка»

 Представляет  собой небольшой комплекс физических упражнений. Значение физкультминуток и динамических пауз в том, чтобы снять утомление у ребенка, обеспечить ему активный отдых и повысить работоспособность и настроение. Даже небольшие двигательные нагрузки в виде физкультминуток снимают усталость, , дают отдых мышцам, органам слуха, восстанавливают силы ребенка. Физкультминутки необходимы для того, чтобы поднять детям настроение, помочь активизировать дыхание, усилить крово- и лимфообращение застойных участков в организме ребенка, снять напряжение, идти в ногу со временем и, всегда было желание сделать для детей что-нибудь интересное. (Приложение №6)     

7.  «Су-Джок» терапия

     В зависимости от интенсивности процедуры массаж Су Джок массажным кольцом оказывает расслабляющее или тонизирующее действие. Так мягкие медленные движения массажным кольцом с постепенным увеличением или уменьшением силы давления на кольцо вызывают расслабление, что используется, например, при псевдобульбарной дизартрии, при повышении мышечного тонуса у детей-дизартриков. Интенсивный массаж Су Джок кольцом пальцев показан для укрепления и повышения тонуса мышц артикуляционного аппарата, а также при гипотонусе, парезах и параличах, наблюдаемых у лиц с бульбарной дизартрией. Массаж пальцев Су Джок массажным кольцом можно рассматривать и как общий массаж всего тела. Он оказывает благотворное влияние на организм в целом: усиливает обменные процессы, повышает устойчивость к инфекциям, нормализует аппетит и сон, снимает усталость и стресс, улучшает кровообращение, поднимает жизненный тонус, восстанавливает нарушенные связи.

     Нужно отметить, что использование массажных шариков Су Джок особенно эффективно использовать при гипотонусе артикуляционных мышц и общей мускулатуры, так как подобный массаж способствует повышению тонуса и работоспособности, а также укрепляет защитные силы организма. (Приложение №7)

8. Имаготерапия

В коррекционной работе использую один из методов куклотерапии – имаготерапию, это театрализация психотерапевтического образа, через который осуществляется косвенное внушение, настрой ребенка на положительный результат своей работы. Обязательным условием имаготерапии является сохранение магического значения куклы и поддержание убежденности ребенка в реальности этой куклы.

Из бросового материала изготовила куклу Звукоешку, которую  использую для выполнения массажей, самомассажей; кукла Лягушонок является главным атрибутом при выполнении комплекса упражнений артикуляционной гимнастики.

Плоскостные тренажеры и кубики с изображением упражнений для  губ  и  языка,  изготовленные   учителем-логопедом,   можно

использовать в любой деятельности. Такие кубики дают ребенку свободу выбора в выполнении упражнений. (Приложение №8)

Применение выше перечисленных методов и приемов способствует достижению положительных результатов. У детей – логопатов нормализуется мышечный тонус органов артикуляции, формируются двигательные функции органов артикуляции, активизируются речевые функции, повышается работоспособность, улучшается соматическое состояние, улучшается внимание,  память, мышление, восприятие; снижается эмоциональное напряжение и тревожность.

Применение элементов и технологий здоровьесбережения повышает мотивацию обучения, активизирует мыслительную деятельность детей. Кроме этого, использование элементов здоровьесбережения позволяет учителю – логопеду проектировать коррекционно – развивающий процесс, вносить изменения и дополнения по своему желанию и исходя из индивидуальных особенностей ребенка – логопата.

Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в главных ценностях человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут больше здоровы и развиты, не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.

В заключении своего выступления приведу замечательные слова   Дьёрдья  Пойа:

«Хороших методов существует ровно столько, сколько существует хороших учителей».

Литература:

1.  Филичева Т.Б., Чиркина Г.В.  Программа «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи»/ Филичева Т.Б., Чиркина Г.В.

2. Базарный В.Ф. Здоровье и развитие ребенка: экспресс – контроль в школе     и дома/  Базарный В.Ф. М.: АРКТИ, 2005г., 176 с..

3. Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии / Ковалько В. И. – М.:«ВАКО», 2004г.

4. Коноваленко В.В. Нетрадиционные приемы коррекционной    логопедической работы с детьми /  Коноваленко В.В. М.: издательство «ГНОМ и Д», 2008г. -  20 с.

5. Кувшинова И.А., Здоровьесбережение как необходимый аспект комплексной реабилитации детей с речевой патологией / И.А. Кувшинова. –М.: 2009.(библиотека журнала «Логопед».вып.6), 13 с.

6. Афонькина Ю.А., Кочугова Ю.А. Рабочая программа учителя - логопеда ДОУ. Опыт освоения ФГОС/. Афонькина Ю.А., Кочугова Ю.А: ООО Издательство "Учитель", 2014. - 75с.

7. Дмитриенко С., Энциклопедия ума./Дмитриенко С.: Подарочное издание.

Приложение №7

КОМПЛЕКСЫ УПРАЖНЕНИЙ СУ- ДЖОК, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ С ДЕТЬМИ-ДИЗАРТРИКАМИ

Обучение комплексу проводится в три этапа.

I ЭТАП обучения.

Все упражнения комплекса выполняются в исходном положении сидя.

1    упражнение.

«Согреем свои ладошки до ощущения сильного жара». (Интенсивное растирание ладонных поверхностей кистей друг о друга). Упражнение стимулирует работу всех органов и систем организма. Выполняется не менее 2 раз в день.

2 упражнение.

«Давайте нарисуем на большом пальце лицо человечка». А теперь побарабаним кончиками больших пальцев по столу, затем сильно разотрём кончики больших пальцев.

Упражнение стимулирует развитие головного мозга и интеллекта.

Выполняется не менее 2 раз в день.

II  ЭТАП обучения.

В комплекс к первым двум упражнениям включаем новые упражнения.

3  упражнение.

«Разотрем ладошкой правой руки верхнюю (тыльную поверхность) левой ладошки». Акцент на растирание кончиков пальцев (зона соответствия зоны головы).

Выполняется не менее одного раза в день.

III  ЭТАП обучения.

В комплекс к первым трём  упражнениям включаем новые упражнения.

4  упражнение.

Выполняется с помощью специального массажного шарика.

Массируем все зоны и точки соответствия на ладонных поверхностях кистей.

Выполняется не менее 1 раза в день.

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ СУ- ДЖОК.

Самая распространенная игра - «Сорока – белобока».

Сорока белобока кашу варила, деток кормила. -  (Катаем массажный шарик по ладошке руки.)

Первого накормила, -  (Берем колечко, которое находится внутри шарика, и   надеваем         на       большой палец. Спускаемся вниз, по пальцу и поднимаемся.)

Второго накормила, - (Переходим на указательный палец и массажируем его, так же как и предыдущий.)

Третьего накормила, - (Переходим на средний палец.)

Четвертого накормила, - (Переходим на безымянный палец.)

А вот пятого кормить не стала. – (Переходим на мизинец.) 

Ведь он дрова не рубил, – (Начинаем сначала с большого пальца.) 

Печку не топил, - (И продолжаем с каждым по очереди…) 

Воду не носил,

Кашу не варил,

На стол не накрывал,

Вот и остался голодным – голодным – голодным. – (Убираем кольцо и берем шарик, быстро катая по ладошке.)

Пальчиковая игра «Черепаха» (у детей в руках Су-Джок).

"Шла большая черепаха

И кусала всех от страха,

(Дети катают Су- Джок между ладоней)

Кусь, кусь, кусь, кусь,

(Су-Джок шарик сдавливают поочерёдно между большим пальцем и остальными пальцами руки. Упражнение проделывают сначала правой рукой, затем – левой.)

Никого я не боюсь"

(Дети катают шарик между ладонями.)

Пальчиковая игра «Ёжик».

Ёжик, ёжик, хитрый ёж,

На клубочек ты похож.

(Дети катают шарик между ладонями.)

На спине иголки

(Массажные движения большого пальца.)

Очень-очень колкие.

(Массажные движения указательного пальца.)

Хоть и ростом ёжик мал,

(Массажные движения среднего пальца.)

Нам колючки показал,

(Массажные движения безымянного пальца.)

А колючки тоже

(Массажные движения мизинца.)

На ежа похожи.

(Дети катают су джок между ладонями.)

Пальчиковая игра «Мальчик-пальчик»

- Мальчик-пальчик,

Где ты был?

(Надеваем кольцо  су джок на большой палец.)

- С этим братцем в лес ходил,

(Надеваем кольцо  су джок на указательный палец.)

С этим братцем щи варил,

(Надеваем кольцо  су джок на средний палец.)

С этим братцем кашу ел,

(Надеваем кольцо  су джок на безымянный палец.)

С этим братцем песни пел.

(Надеваем кольцо  су джок на указательный палец.)

Сказка «Ёжик на прогулке»

  Жил - да был ежик в лесу, в своем домике- норке (зажать шарик в ладошке).  Выглянул ежик из своей норки (раскрыть ладошки и показать шарик) и увидел солнышко. Улыбнулся ежик солнышку (улыбнуться, раскрыть одну ладошку веером)  и решил прогуляться по лесу. Покатился ежик по прямой дорожке (прямыми движениями по ладошке раскатывать шарик), катился- катился и прибежал на красивую, круглую полянку (ладошки соединить в форме круга).

Обрадовался ежик и стал бегать  и прыгать по полянке (зажимать шарик между ладошками) Стал цветочки нюхать (прикасаться колючками шарика к кончику пальца и делать глубокий вдох). Вдруг набежали тучки (зажать шарик в одном кулачке, в  другом, нахмуриться), и закапал дождик: кап-кап-кап (кончиками пальцев в щепотке стучать по колючкам шарика).

Спрятался ежик под большой грибок (ладошкой левой руки сделать шляпку и спрятать шарик по ним) и укрылся от дождя,  а когда закончился дождь, то на полянке выросли разные грибы: подосиновики, подберезовики, опята, лисички и даже белый гриб (показать пальчики).

Захотелось ежику обрадовать маму, собрать грибы и отнести их домой, а их так много: как понесет их ежик? Да, на своей спинке. Аккуратно насадил ежик грибочки на иголки (каждый кончик пальчика потыкать шипиком шарика) и довольный побежал домой (прямыми движениями по ладошке раскатывать шарик).

Игра «Чудесный шарик»

 (Выполняем движения в соответствии с текстом)

Этот шарик непростой,         - (любуемся шариком на левой ладошке)
Он колючий, вот какой.        - (накрываем правой ладонью)

Будем с шариком играть      - (катаем шарик горизонтально)

И ладошки согревать.

Раз катаем, два катаем          - (катаем шарик вертикально)

И ладошки согреваем.

Раз катаем, два катаем           - (катаем шарик горизонтально)

И ладошки согреваем.

Катаем, катаем, катаем           - (катаем шарик вертикально)

Сильней на шарик нажимаем.

Как колобок мы покатаем,       - (катаем шарик в центре ладошки)

Сильней на шарик нажимаем.

(Выполняем движения в соответствии с текстом в правой руке)

В ручку правую возьмём,      
В кулачок его сожмём.

Раз сжимаем, два сжимаем

Шарик мы не выпускаем.

(Выполняем движения в соответствии с текстом в левой руке)

В ручку левую возьмём,
В кулачок его сожмём.

Раз сжимаем, два сжимаем

Шарик мы не выпускаем.

(Выполняем движения в соответствии с текстом)

Мы положим шар на стол

И посмотрим на ладошки,

И похлопаем немножко,

Потрясём свои ладошки.

Мы немного отдохнём,

Заниматься мы начнём.

     Дети закрывают глаза и отдыхают, положив голову на стол, а в это время шарик «исчезает» и появляются пружинки.

     Внимание! Массажное кольцо нельзя неподвижно и долго оставлять на пальце. Во избежание пережатия тканей.

Приложение №2

Консультация логопеда

Японская методика пальцевого массажа

Во всех дошкольных учреждениях Японии, начиная с 2-х летнего возраста, применяется методика пальцевого массажа и самомассажа.

Ещё японский ученый Намикоши Токуиро (1905-2000гг)  считал, что массаж каждого пальца положительно влияет на определенный орган:

  • массаж большого пальца - повышает активность мозга,
  • массаж указательного пальца - стимулирует желудок и поджелудочную железу,
  • массаж среднего пальца - улучшает работу кишечника,
  • массаж безымянного пальца - стимулирует печень,
  • массаж мизинца - способствует улучшению сердечной деятельности, снимает психическое и нервное напряжение.

Поскольку нервные окончания на пальцах непосредственно связаны с мозгом

  • работа рук способствует психическому успокоению (вязание на спицах);
  • предотвращает развитие утомления в мозговых центрах (китайский обычай  перебирать в руках грецкие орехи);
  • способствует возникновению успокаивающего эффекта (японские купцы  потирают руки при обслуживании докучливых клиентов.)

Совет взрослым: если дети волнуются при речи и вертят в руках предметы, не следует их выхватывать из рук - так организм ребенка сбрасывает возбуждение.

Японский ученый  Йосиро Цуцуми разработал систему упражнений для самомассажа:

  1. Массаж пальцев, начиная с большого и до мизинца. Растирают сначала подушечку
    пальца, а затем медленно поднимаются к основанию. Такой массаж желательно
    сопровождать веселыми рифмовками.
  2. Массаж ладонных поверхностей каменными, металлическими или стеклянными  разноцветными шариками «марблс». Их нужно:

  • вертеть в руках,
  • щелкать по ним пальцами,
  • «стрелять»,
  • направлять в специальные желобки и лунки-отверстия, состязаться в точности попадания

  1. Массаж грецкими орехами
  • катать два ореха между ладонями,
  • один орех прокатывать между пальцами,
  • удерживать несколько орехов между растопыренными пальцами ведущей руки и обеих рук.

4.        Массаж шестигранными карандашами:

  • пропускать карандаш между одним и двумя-тремя пальцами,
  • удерживать в определенном положении в правой и левой руке.

5.        Массаж «четками».

Перебирание четок развивает пальчики, успокаивает нервы. Перебирание сочетают со  счетом, прямым и обратным.

Рекомендуемая литература:

Намикоши Токуиро: Шиацу — японская терапия надавливанием пальцами. Беларусь,1989 г.

И-Шен:Пальцевый самомассаж Йосиро Цуцуми. Начинаем с нуля.Изд.Вектор,СПб, 2007г

Йосиро Цуцуми:Упрощённая методика сохранения здоровья пальцевыми упражнениями.Изд.Анфас,М,1991 г.

Приложение №3

Игры с пуговицами → Игротерапия 

1.    Пуговичный массаж. Необходимо заполнить просторную коробку пуговицами. Желательно, чтобы пуговиц было много. А теперь совместно с ребенком:

- опустите руку в коробку;

- поводите ладонями по поверхности пуговиц;

- захватите пуговицы в кулаки, чуть приподнимите и разожмите кулаки;

- погрузите руки глубоко в «пуговичное море» и «поплавайте» в нем;

- перетирайте пуговицы между ладонями;

- пересыпайте их из ладошки в ладошку;

- разными руками захватывать щепотки пуговиц;

- погрузите ступни в коробку с пуговицами;

- произведите ступнями круговые движения;

- пошевелите пальцами ног в коробках;

- перебирайте пуговицы пальцами ног;

- перетирайте пуговицы между ног.

Благодаря массажу мы активизируем так называемый «мануальный интеллект», находящийся на кончиках пальцев рук и ног. Таким образом, происходит сенсомоторное развитие.

2.    Рыбалка. «Мы рыбаки. Отправляемся на рыбалку в пуговичное море. Наши руки помогут нам ловить рыбку-пуговку. Опусти руки в пуговичное море и вылови рыбку». Ребенок берет любую пуговицу. Какую «рыбку» ты выловил: большую или маленькую, гладкую или шершавую, круглую или квадратную. Какого цвета рыбка? Она легкая или тяжелая? Теплая или холодная? Теперь мы положим улов в ведерко. Закроем глаза. Опусти руку в ведерко и найди свою рыбку.

3.    Аквариум. Мы поймали рыбок. Принесли их домой, положили их в аквариум (миску с водой). Можешь ли ты в аквариуме найти свою рыбку? Особенностью этой игры является взаимодействие с водой. Это позволяет снять напряжение, обогащает арсенал ощущений ребенка.

4.    Пуговичное ожерелье. Давай сделаем ожерелье для мамы. Возьми самую большую пуговицу. Она будет центром ожерелья. Теперь выбери красную пуговицу, положи ее слева и т.д. Можно нанизывать пуговицы на леску. Помимо развития пространственных представлений, закрепления знаний цвета, формы, ребенок переживает радость творчества: перед ним то, что он создал своими руками, принося радость ближнему.

5.    Пуговичное лото. Подбор пуговиц по цвету к картинкам книги.

Приложение №1

НЕТРАДИЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЫШЦ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА

Помимо упражнений артикуляционной гимнастики, существуют нетрадиционные методы развития мышц артикуляционного аппарата, помогающие ребенку наиболее быстро овладеть навыками правильного произношения.

ВИД УПРАЖНЕНИЙ

КОММЕНТАРИИ

ОПИСАНИЕ

Упражнения с ШАРИКОМ

Диаметр шарика 2-3 см, длина веревки 60 см, веревка продета через сквозное отверстие в шарике и завязана на узел. Во время работы взрослый удерживает веревку в руке. Шарик с веревочкой после каждого занятия тщательно промывать теплой водой с детским мылом и просушивать салфеткой. Шарик должен быть строго индивидуальным.  

Двигать шарик по горизонтально натянутой на пальцах обеих рук веревке языком вправо-влево.  

Двигать шарик по вертикально натянутой веревочке вверх (вниз шарик падает произвольно).  

Толкать языком шарик вверх-вниз, веревка натянута горизонтально.  

Язык - "чашечка", цель: поймать шарик в "чашечку".  

Ловить шарик губами и с силой выталкивать, "выплевывая" его.  

Поймать шарик губами. Сомкнуть, насколько это можно, губы и покатать шарик от щеки к щеке.  

Рассказывать скороговорки с шариком во рту, держа руками веревочку.  

Упражнения с ЛОЖКОЙ

Ложка должна быть строго индивидуальна, чисто вымыта.

Чайную ложку зажать в кулак и приставить к углу рта, толкать языком в вогнутую сторону ложки влево и вправо, соответственно поворачивая руку с ложкой.  

Толчками надавливать краем ложки на расслабленный язык.  

Ложку держим перед губами, сложенными трубочкой. Выпуклой стороной плотно прижать к губам и совершать круговые движения по часовой и против часовой стрелки.

Губы растянуть в улыбку. Выпуклой частью чайной ложки совершать круговые движения вокруг губ по часовой стрелке и против часовой стрелки

Взять по чайной ложечке в правую и левую руку и совершать легкие похлопывающие движения по щекам снизу вверх и сверху вниз

Круговые движения чайными ложками по щекам (от носа к ушам и обратно).  

Похлопывание чайными ложками по щекам обеими руками одновременно от углов растянутого в улыбке рта к вискам и обратно

Толкать ложку в вогнутую часть вверх и вниз.  

Аналогично подталкивать ложку в выпуклую часть

Язык - "лопаточка". Похлопывать выпуклой частью чайной ложки по языку.  

Упражнения для языка С ВОДОЙ

Вода должна быть питьевая, комнатной температуры.

"Не расплескай воду" Язык в форме глубокого "ковша" с небольшим количеством воды (вода может быть заменена соком, чаем, компотом) сильно высунут вперед из широко раскрытого рта. Удерживать 10 - 15 секунд. Повторять 10 - 15 раз.  

"Язык-ковш" с жидкостью плавно перемещается попеременно в углы рта, удерживая жидкость, не закрывая рта и не оттягиваясь назад в рот. Выполняется 10 раз.  

"Язык-ковш", наполненный жидкостью, плавно двигается вперед-назад. Рот широко раскрыт. Выполняется 10 - 15 раз. 

Приложение №8

Имаготерапия

как нетрадиционный метод работы с детьми с нарушениями речи.

(Консультация для воспитателей)

Речь является одной из важнейших психических функций человека и сложной функциональной системой, в основе которой лежит использование знаковой системы языка в процессе общения. Речевое общение создает необходимые условия для развития различных форм деятельности. Овладение ребенком речью способствует осознанию, планированию и регуляцией его поведения.

Мы все прекрасно знаем, что хорошо развитая речь ребенка дошкольного возраста является важным условием успешного обучения в школе. Необходимо помочь ребенку преодолеть нарушения речи, так как они отрицательно влияют на все психические функции, отражаются на деятельности ребенка, поведении. Тяжелые нарушения речи могут влиять на умственное развитие, особенно на формирование высших уровней познавательной деятельности, что обусловлено тесной взаимосвязью речи и мышления и ограниченностью социальных, речевых контактов, в процессе которых осуществляется познание ребенком окружающей действительности.

Нарушения речи могут отрицательно влиять на формирование личности ребенка, вызывать психические наслоения, специфические особенности эмоционально-волевой сферы, способствовать развитию отрицательных черт характера. Это отрицательно сказывается на овладении грамотой, на успеваемости в целом, на выборе профессии.

На сегодняшний день в арсенале всех, кто занят воспитанием и обучением детей дошкольного возраста имеется обширный практический материал, применение которого способствует эффективному речевому развитию ребенка.

Но мы сталкиваемся с трудностями коррекционной работы из-за возросшего количества речевой патологии. В специальных журналах, в различных методических и научно-популярных изданиях дефектологи, логопеды, педагоги и психологи представляют новые нетрадиционные формы работ с детьми-логопатами в дополнении к академическим методам. Над этими работами трудились такие авторы как М.А.Поваляева, М.И.Чистякова, Е.А.Пожиленко, Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева, Т.М.Грабенко и другие.

По мнению В.М.Акименко, любой практический материал можно условно разделить на две группы: во-первых, помогающий непосредственному речевому развитию ребенка и, во-вторых, опосредованный, к которому относятся нетрадиционные логопедические технологии. 

В коррекционной педагогике получили широкое распространение нетрадиционные методы коррекционного воздействия: фито, арома, хромо и др. виды терапий.

Применение данных методов коррекции нельзя рассматривать самостоятельными и самодостаточными, их использование, скорее всего, служит для создания благоприятного эмоционального фона, что, в конечном итоге, улучшает эффективность коррекционного воздействия. К этим методам относятся

  •   Фитотерапия – лечение с помощью лекарственных растений. Особенно рекомендуется при разных формах дизартрии и неврозоподобном заикании.
  •   Ароматерапия – лечение с помощью фитокомпозиций ароматов цветов и растений.
  •   Музыкотерапия – воздействие музыки на человека с терапевтическими целями.
  •   Хромотерапия – терапевтическое воздействие цвета на организм человека.
  • Литотерапия - терапевтическое воздействие камней (минералов) на организм человека.
  • Пескотерапия (sand-play) - игра с песком как способ развития ребенка.
  • Имаготерапия – театрализация. Включает в себя: куклотерапию, сказкотерапию.

 

 ИМАГОТЕРАПИЯ        (лат. imago — образ). Психотерапевтический метод тренировки больного в воспроизведении определенного комплекса характерных образов с лечебной целью. Метод предложен в 1966 г. И. Е. Вольпертом. Относится к группе методов игровой психотерапии, в более широком смысле — вариант поведенческой психотерапии, в основе которого лежит научение адекватно реагировать в трудных жизненных ситуациях, расширение коммуникативных возможностей, развитие способности к воспроизведению «лечебного» образа, к мобилизации собственного жизненного опыта.

Имаготерапия основана на театрализации  психотерапевтического процесса:

-        использование пересказа драматического произведения, переход рассказа в заранее запланированный диалог между взрослым и ребенком, развивающий ситуацию.

Имаготерапия – занятия театрализованной деятельностью детей дают положительную динамику в качественном развитии воображения, формировании его творческого компонента. Обеспечивают становление знаково-символической функции мышления, произвольного внимания, коррекции психоэмоционального состояния, а также способствуют развитию многих компонентов личности.

Куклотерапия - (один из видов имаготерапии)

Основана на идентификации с образом любимого героя (сказки, мультфильма, игрушки)

Используется

  • при нарушениях поведения
  • при страхах
  • при нарушении коммуникативной сферы

Куклотерапию как часть имаготерапии можно легко использовать в работе с детьми с нарушениями речи. Работа с куклой помогает самостоятельно каждому ребенку корректировать свои движения различных групп мышц и делать поведение куклы максимально выразительным, что развивает артикуляционный, двигательный и другие основные аппараты человеческого организма, снимает комплекс неполноценности самой личности.

Технология проведения:

  • с персонажем разыгрывается  в лицах в «режиссерской игре» история, связанная  с травмирующей ребенка ситуацией
  • инсценирование рассказа должно захватить ребенка, вызывать в нем яркие положительные эмоции
  • сюжет строится по «нарастающей», заканчивается бурными эмоциональными реакциями (смех, плач), снятием напряжения

Образно-ролевая драмтерапия – реконструкция поведенческой реакции при разыгрывании специально подобранного сюжета.

Психодрама – дети играют не готовые роли, а импровизируют под руководством педагога

Либропсихотерапия – лечебное чтение, библиотерапия – лечение через книгу (специально подобранные произведения)

Сказкотерапия – психокоррекция средствами сказки – основана на притягательности для детей сказки как вида произведения, позволяющего мечтать, фантазировать.

 «Имаготерапия в индивидуальной работе с детьми при автоматизации звуков».

Цели:

Коррекционно-педагогические:

  • Снятие эмоционально-волевого напряжения посредством имаготерапии;
  • Развитие слухового внимания, зрительного восприятия;
  • Автоматизация и дифференциация звуков Л-ЛЬ; Р-РЬ, введение их в самостоятельную речь.
  • Продолжать закреплять понятия  «Пальчиковый театр», «Кукольный театр», « Драматический театр».
  • Воспитательные:
  • Продолжать развивать коммуникативные навыки умение работать в группе, культуру общения со сверстниками;
  • Способствовать развитию положительных качеств личности;
  • Развивать психические процессы, внимание, память, общую и мелкую моторику.

Оборудование:

  • Демонстрационный материал по теме: «Игрушки» (кукла, зайчик, медведь, кот, грузовик);
  • Оздоровительная дорожка; большие  гимнастические мячи;
  • Пальчиковый театр «Заюшкина избушка»;
  • Макеты веселых ноток, иллюстрации добрых и злых сказочных героев;
  • Музыкальное оформление;
  • Ноутбук.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Организационный момент

Звучит  мелодия «В гостях у сказки».

Логопед:  Здравствуйте,  ребята, проходите в наш зал, поприветствуйте наших гостей.

-А теперь прислушайтесь, какая красивая, волшебная мелодия нам слышна. Она такая сказочная, правда? Как будто приглашает в сказку, вы со мной согласны?

Скажите, ребята, где мы познакомимся со сказкой? (Ответы детей)

Логопед:  А сегодня давайте мы сами будем артистами - героями сказок, и наши сказки оживут. 

1. Скажите, что вы видите на столе?  Как назвать все, одним словом? (Ответы детей)

И  живут все Они в замечательных произведениях детской писательницы А.Л.Барто.

- Расскажите красиво, выразительно эти стихи и пусть герои оживают.

    (Дети индивидуально читают стихи и обыгрывают действия с предметами)

Логопед:   Мне так понравились ваши стихи. Даже самой хочется поиграть с игрушками.

2.  – А сейчас предлагаю поиграть в знакомую игру: «Доскажи словечко». А помогут  нам в этом гимнастические мячи.

Дедушку зовут Лука

У него болит …рука

Рисовал художник ламу

И картину вставил в….раму

Друг позвал меня на пир

Ел я торт и чай я ….пил

На ногтях у мамы лак

А вдоль речки ползет…рак

Вечно плачет этот Лева

Говорят ему: «Ты - рёва».

В блеске солнечных лучей

По земле бежит ручей

Логопед: Молодцы вы у меня. Чисто проговаривали звуки.

Логопед: Продолжаем двигаться вперед,  Перед нами необыкновенная дорожка.

По дорожке мы пройдём,

Нужный звук в словах найдем.

(Дети босиком проходят по дорожке, располагаются перед компьютером)

Выполняют поочередно задания.

Вам нужно назвать сказки, в названии которых спрятались звуки Л, ЛЬ, Р, РЬ. (Ответы детей)

3. Логопед: Ребята, подскажите мне сами, куда это мы попали.

Актерами в нашей сказке будут наши пальчики

А уважаемые гости будут зрителями

- Как называется такой театр? (ответы детей)

Логопед:  - А если вместо кукол сами дети выступают

                    И сами на сцене определенную роль выполняют

Как такой театр в народе называют? Драматический.

Логопед:  Располагайтесь поудобнее.  Предлагаем вашему вниманию сказку «Заюшкина избушка».

(Дети вместе с логопедом показывают отрывок из сказки)

Логопед: Скажите, вам самим понравилось? И мне тоже очень понравилось ваше исполнение. Настоящие актеры.

Логопед:   Подойдите ко мне. Хочу вам сказать, что вы большие молодцы. Нам уже пора возвращаться в группу, и опять волшебная мелодия зовет нас за собой. Обратите внимание, это Нотки настроения. В них вы увидели разных сказочных героев.

Вот Карабас Барабас. Какой он по характеру

- Возьмешь ты его с собой в группу?  Нравится он тебе? (ответы детей)

Итог занятия:

- Что вам понравилось больше всего? Почему?

- С каким настроением ты уходишь?

- В следующий раз вам хотелось бы оказаться в сказках, исполнить их самостоятельно?  Какие?

Приложение №6

ДИНАМИЧЕСКИЕ  ПАУЗЫ.

ВЕСЕЛАЯ  ЗАРЯДКА  ДЛЯ МАЛЫШЕЙ.

1.        Мы ручками похлопаем - Хлоп-хлоп - хлоп,
Мы ножками потопаем - Топ-топ-топ,

Мы руки все подняли

И дружно опустили.

И сели все в волшебный самолёт, (руки, согнутые в локтях, перед грудью)

Завели мотор - Ж- ж- ж, ж-ж-ж-ж-ж-ж (крутим медленно руками перед грудью, увеличивая  темп)

Самолёт летит, а мотор гудит- У-у-у, у-у-у (руки в стороны, поочерёдные наклоны влево и  вправо),

Полетели

2.        Хлоп! Раз, еще раз        3. По дорожке мы шагаем
Мы похлопаем сейчас.                         Топ-топ, ножки, топ!

А потом скорей-скорей                  И в ладоши ударяем.

Хлопай-хлопай веселей!                 Хлоп-хлоп, ручки, хлоп!

Пальчик о пальчик тук да тук,                  Аи да малыши!

Хлопай, хлопай, хлопай!                Аи да крепыши!
Пальчик о пальчик тук да тук,
Топай, топай, топай!

4.        Руки в стороны, в  кулачок,
Разжимаем и на бочок.
Левую вверх!

Правую вверх!

В стороны, накрест,

В стороны, вниз.

Тук-тук, тук-тук-тук!      (стучим кулаком об кулак)

Сделаем большой круг,   («нарисовали» руками круг)

5.        Мы топаем ногами, Топ-топ-топ!
Мы хлопаем руками, Хлоп-хлоп-хлоп!
Качаем головой,

И вертим головой. Мы руки поднимаем, Мы руки опускаем, Мы руки подаем И бегаем кругом.

6.        Эй! Попрыгали на месте. (прыжки)

Эх! Руками машем вместе. (движение «ножницы»руками)

Эхе-хе! Прогнули спинки,  (наклон вперёд, руки на поясе, спину прогнуть)

Посмотрели на картинки.  (нагнувшись, поднять голову как можно выше)

Эге-ге! Нагнулись ниже,  (глубокий наклон вперёд, руки на поясе)

Наклонились к полу ближе.(дотронуться руками до пола)

Э-э-э! Какой же ты лентяй\ (выпрямиться, погрозить друг другу пальцем)

Потянись, но не зевай! (руками тянуться вверх, поднявшись на носки)

Повертись на месте ловко, (покружиться)

В этом нам нужна сноровка.

Что, понравилось, дружок?(остановились, руки в стороны, приподняли плечи)

Завтра будет вновь у$ок\(руки на пояс, повернули туловище вправо, правую

руку в сторону, затем влево и левую руку в сторону)

7.        А теперь всем детям встать,
Руки медленно поднять,
Пальцы сжать, потом разжать,
Руки вниз и так стоять.

Отдохнули все немножко (наклониться вперёд и покачать руками)

И отправились в дорожку, (шаги на месте или по кругу)

8.        Покажите все ладошки (подняв руки над головой, вращаем кистями, «фонарики»)
И похлопайте немножко

Хлоп- хлоп- хлоп, Хлоп- хлоп- хлоп.

На меня теперь смотрите (делаем любое движение)

Точно всё вы повторите.

Раз-два-три, раз-два-три.

А теперь покажем ножки

И потопаем немножко.

Топ-топ-топ, Топ-топ-топ.

Покажи мне ручки, ножки,

Ими поиграй немножко (произвольные движения руками и ногами)

Раз-два-три, раз-два-три.

9.        На двери висит замок, (руки сцеплены в замок)

Кто его открыть бы мог? (пытаются разъединить руки)

 Повертели, покрутили,

Постучали и открыли.

10.        У нас славная осанка,
Мы свели лопатки.

Мы походим на носках, А потом на пятках. Пойдём мягко, как лисята, Ну а если надоест. То пойдём все косолапо, Как медведи ходят в лес.

11.        Мы на карусели ссш. (мама с малышом встают друг напротив друга, держась за  руки, и ходят кругами)

Завертелись карусели,

Завертелись карусели.

Пересели на качели,

Вверх летели, (встали и потянулись вверх)

Вниз летели, (присели на корточки)

Вверх летели,

Вниз летели,

А теперь с тобой вдвоем (изображаем, как плывём на лодке)

Мы на лодочке плывем.

Ветер по морю гуляет, (машем вытянутыми вверх руками)

Нашу лодочку качает, (руки на пояс, покачаться всем телом)

12.        Самолёты загудели, (вращение перед грудью согнутыми в локтях руками)
Самолёты полетели, (руки в стороны, поочерёдные наклоны влево и вправо)

На полянку тихо сели, (присесть, руки к коленям)

Да и снова полетели, (руки в стороны, «летим» по кругу) У-у-у-у-у-у...

13.        Тики - так, тики-так, (стучим вытянутыми руками по бокам)
Так часики стучат.

Туки - так, туки -так, (руки перед собой, кулаки сжаты, «велосипед»)

Так колеса стучат.

Токи - ток, токи -ток, (руки сжаты в кулаки, стучим одним об другой)

Так стучит молоток.

Туки - ток, туки- ток, (топаем по полу)

Так стучит каблучок.

14.        Ритм постепенно ускоряется.

Мельница, мельница мелет муку, (крутим руками «мельница»)

Дует - дует ветер сильней, (плавно помахать руками над головой из стороны в сторону)

Быстрее мельница мелет муку.

Дует - дует ветер сильней.

Еще быстрей мельница мелет муку.

Дует - дует ветер сильней.

Намололи мы муки (стучим кулаком об кулак)

Огромные мешки, (изображаем «большие мешки»)

Из муки, из муки (хлопаем ладошками с переворотом, изображая пирожки)

Напекли мы пирожки,

Ладушки-ладушки, (хлопаем)

Напекли оладушки.

15.        Стучим кулачками по полу, изображая капли, или ходим и топаем в такт каплям.
Тихий-тихий дождик Кап-кап-кап.

Сильней, сильней дождик Кап-кап-кап, Сильный, сильный ливень Кап-кап-кап! Гром! Гром! (хлопаем)   В небе молния блестит! (руки вверх)

16.        Вот полянка, а вокруг (широким жестом развести руки в стороны)
Липы выстроились в круг, (округленные руки сцепить над головой)
Липы кронами шумят, (руки вверху, покачать ими из стороны в сторону)
Ветры в их листве гудят (наклониться вперед)

Вниз верхушки пригибают, (наклонившись вперед, покачать туловищем из стороны в сторону)

И качают их, качают.

После дождика и гроз (выпрямиться, руки поднять)

Липы льют потоки слёз, (плавно опустить руки, перебирая пальцами)

Каждый листик по слезинке (руки вниз, энергично потряхивать кистями)

Должен сбросить на тропинки.

Кап и кап, кап и кап - (хлопать в ладоши)

Капли, капли, капли, - кап!

До чего же листик слаб! («уронить»руки)

Он умоется дождём, (погладить сначала одну, потом другую руку)

Будет крепнуть с каждым днём, (сжать кулаки)

17.        Беленькое облако (округленные руки перед собой, пальцы в замок)
Поднялось над крышей, (не расцепляя рук, поднять их над головой)
Устремилось облако (выпрямить руки)

Выше, выше, выше, (потянуться руками вверх)

Ветер это облако (плавные покачивания руками над головой из стороны в сторону) Зацепил за кручу, (сцепить руки кончиками пальцев над головой) Превратилось облако (руками описать через стороны вниз большой круг) В дождевую тучу, (присесть)

18.        Закружились, завертелись (покружиться на месте)
Белые снежинки.

Вверх взлетели белой стаей (поднять руки)

Легкие пушинки, (покружиться на носках)

Чуть затихла злая вьюга - (опустить руки, встать прямо)

Улеглись повсюду, (присесть, руки к полу)

Заблистали, словно жемчуг, (встать, руки вперёд)

Все дивятся чуду, (развести руки в стороны)

Заискрились, засверкали (руками выполнить движение «ножницы»)

Белые подружки.

Заспешили на прогулку (шаги на месте)

Дети и старушки.

19.        Изображаем руками размер капусты, потом показываем, как мы режем, солим, трем
мнем капусту.

Есть у нас капуста, Болыпа-ая капуста. Мы капусту режем, режем, Мы капусту солим, солим, Мы капусту трем, трем, Мы капусту мнем, мнем.

20.        Чок- чок, каблучок! (потопать ногами)
В танце кружится сверчок, (покружиться)

А кузнечик без ошибки (движения руками, как при игре на скрипке)

Исполняет вальс на скрипке.

Крылья бабочки мелькают, (машем руками как крыльями)

С муравьем она порхает, (покружиться на подскоках)

Приседает в реверансе (делаем реверанс)

И опять кружится в танце, (покружиться)

Под весёлый гопачок (танцевальные движения, как в гопаке)

Лихо пляшет паучок.

Звонко хлопают ладошки! (похлопать в ладоши)

Всё! Устали наши ножки! (сесть или наклониться вперёд, руки свесить вниз)

21.        По ровненькой дорожке, (ходьба на месте)
По ровненькой дорожке

Шагают наши ножки.

Раз-два, раз-два,

По камешкам, по камешкам, (прыгаем, слегка продвигаясь на месте)

По камешкам, по камешкам...

В яму - бух! (приседаем на корточки)

По ровненькой дорожке,

По ровненькой дорожке.

Устали наши ножки,

Устали наши ножки.

Вот наш дом -

Здесь мы живем.

По окончании текста бежим в дом (заранее договариваемся, где будет дом - на диване,   стуле и т.д.).

22.        Утром гномы в лес пошли, (шаг на месте)

По дороге гриб нашли, (наклон вперёд, выпрямиться, руки на поясе)

А за ним-то раз, два, три - (наклоны туловища из стороны в сторону)

Показались ещё три! (руки вперёд, затем в сторону)

И пока грибы срывали, (наклоны вперёд, руки к полу)

Гномы в школу опоздали. (руки к щекам и покачать головой из стороны в сторону)

Побежали, заспешили (бег на месте)

И грибы все уронили! (присесть)

23.        Жил-был маленький гном (присели, встали)

С большим колпаком (вытянули руки вверх, соединили ладони)

Он был путешественник-гном, (руки на пояс, шаги на месте)

На лягушке он скакал: (прыгаем)

Прыг-скок,ква-ква!

И на стрекозе летал: (машем руками)

Ух,высоко! (встали на носочки)

По ручью плыл в чайной чашке: (плывем любым стилем)

Буль-буль-буль!

Ездил он на черепашке: (руки на пояс, потопать на месте)

Топ-топ-топ!

И, протопав все тропинки,

Он качался в паутинке, (качаемся из стороны в сторону)

Баю-бай! Баю-бай!

Утро придет, (руки вверх, в стороны, вниз)

Гном опять в поход пойдет! (шаги на месте)

24.        Динь-дон, дин-дон, (наклоны из стороны в сторону, руки на поясе)
Гномы строят новый дом, (стучим кулаком об кулак)

Красят стены, крышу, пол, (руками «красим» сбоку, вверху, внизу)

Прибирают всё кругом, («метём» метлой)

Мы к ним в гости придём (шаги на месте)

И подарки принесём, (руки вперёд, ладонями вверх)

На пол- мягкую дорожку, (наклон вперёд, руками «стелем» дорожку)

Расстелив её к порожку, (попятиться назад)

Две подушки на диван, (руки сложить ладонями вместе, сначала под одну щеку, затем   под другую)

Мёду липового жбан (руки округлить и вытянуть перед собой)

25.         Ох, ох что за гром? (руки к щекам, наклоны в сторону)

Муха строит новый дом. (движения руками, имитирующие работу с молотком)

Молоток: стук-стук

Помогать идёт петух, (шаги с наклонами в стороны)

26.         Громко цокают копытца, (шаги на месте)

По мосту лошадка мчится, (скакать, как «лошадки», высоко поднимая колени)

Цок, цок, цок!

За ней в припрыжку (бег на месте с подскоками)

Жеребёнок и мальчишка.

Цок- копытце жеребёнка, (топнуть правой ногой) Цок- каблук о доски звонко, (топнуть левой ногой) Понеслись, лишь пыль клубится, («моталочка» руками) Всем пришлось посторониться, (пятиться на пятках назад)

27.        Маленький бычок, (присели, встали)
Желтенький бочок, (наклоны в сторону)
Ножками ступает, (топаем)

Головой мотает, (мотаем головой)

-Где же стадо? Му-у-у (поворот туловища направо, правую, прямую руку в сторону, затем налево и левую руку в сторону)

Скучно одному-у-у-! (наклонились вниз и помахали вытянутыми руками)

28.        Рано утром на полянке (хлопаем)
Так резвятся обезьянки:

Правой ножкой топ, топ!

Левой ножкой топ, топ!

Руки вверх, вверх, вверх!

Кто поднимет выше всех? (встаем на носочки и тянемся вверх)

29.        Ходит по двору индюк (шаги на месте, руки на поясе) Среди уток и подруг.

Вдруг увидел он грача, (остановиться, руки развести в стороны удивлённо посмотреть  вниз)

Рассердился, (потрясти пальцем, поднятым вверх)

Сгоряча затопал, (потопать ногами)

Крыльями захлопал, (руками, словно крыльями, похлопать себя по бокам)

Весь раздулся, словно шар (руки на поясе)

Или медный самовар, (сцепить округлённые руки перед грудью)

Затряс бородою, (помотать головой, «поболтать» как индюк)

Понёсся стрелою (бег на месте)

30.        Журевлёнок встал на ножки, (встать, выпрямить спинки, плечи расправить)
Пошагать решил немножко, (шаги с высоко поднятыми коленями)

Смотрит вдаль из-под ладошки, (движения в соответствии с текстом)

Кто там скачет по дорожке? (прыгать на месте, руки на поясе)

Жабы вышли на лужок, (шаги на месте)

Жабы встали все в кружок, (образовать круг)

Важно подняли головки, (поднять голову)

Посмотрите, как мы ловки! («гордые» повороты головы вправо - влево)

Вот похлопали в ладошки, (похлопать в ладоши)

Посмотрите, как мы ловки!

Вот попрыгали немножко, (прыгать на обеих ногах)

Поскакали, поскакали, (прыгать то на правой, то на левой ноге)

Покружились,покружились. (кружиться на месте)

А потом остановились, (остановиться, наклониться вперёд, покачать прямыми руками)

31.        Совушка-сова, (машем руками «крылья)
Большая голова («нарисовали» руками круг)
На пеньке сидит, (присели)

Головой вертит,

Крыльями хлоп-хлоп! (прямымируками хлопаем по бокам)

Ножками топ-топ!

32.        Аи, ду-ду, ду-ду, ду-ду! (поиграть на «дудочке»)

Сидит ворон на дубу, (руки на пояс, присесть и встать, руки вверх) Он играет во трубу (поиграть на «дудочке»)

Во серебряную.

33.        Воробей живёт (машем руками «крылья»)

под крышей, (соединили руки над головой - «домик»)

В тёплой норке (сложили ладони «гнёздышком»)

домик мыши. («домик»и изображаем «ушки» мыши)

У лягушки (присели, колени раздвинули, ладони врозь)

дом в пруду, ( «домик» и круг руками перед собой - «пруд»)

Домик пеночки («домик» и помахать «крыльями»)

в саду, (руки вверх - «деревья»)

-Эй, цыплёнок, (правую руку вперёд - «эй» и пальцы в «яичко» - «цыплёнок»)

где твой дом? (руки развести, плечи поднять и «домик»)

- Он у мамы под крылом, (помахать «крыльями»)

34.        Заинька, топни ножкой,
Серенький, топни ножкой,
Вот так топни ножкой!
Вот так топни ножкой!
Заинька, бей в ладоши,
Серенький, бей в ладоши,
Вот так бей в ладоши!
(2раза)
Заинька, повернись,
Серенький, повернись,

Вот так повернись! (2раза)

Заинька, попляши

Серенький, попляши,

Вот так попляши! (2раза) (подпрыгиваем на двух ногах).

Заинька, поклонись,

Серенький, поклонись,

Вот так поклонись! (2 раза) (наклоняемся, разводя руки в стороны.)

35.        Жили-были зайчики (подпрыгиваем на месте, руки перед грудью, кисти опущены)
На лесной опушке, (прямые руки вверх, пальцы врозь - «дерево» и качаемся)
Жили-были зайчики (подпрыгиваем на месте)

В беленькой избушке, (соединили руки над головой «домик»)

Мыли свои ушки, (изображаем как моем уши)

Мыли свои лапочки, (потираем правой рукой левую и наоборот)

Наряжались зайчики, (приседаем с поворотами в сторону,руки на пояс)

Надевали тапочки, (поочерёдно вытягиваем вперёд и ставим на пятку то левую, то правую ногу)

36.        Динамическая пауза «Петух».

Утром встал петух на лапки.        Потянулись, руки вверх - вдох-выдох.

Приготовился к зарядке.        Рывки рук перед грудью.

Повернулся влево - вправо,        Повороты влево - вправо.

Приседанье сделал справно.        Приседания.

Клювиком почистил клюв.        Наклоны головы влево - вправо.

Поскорее в воду плюх!        Присели.

37.        Пальчиковая гимнастика «Вверх ладошки».

Вверх ладошки: хлоп - хлоп.         Все движения выполняются по показу и в
По коленкам: шлёп - шлёп.        соответствии со словами текста.

Можем хлопнуть за спиной, Хлопаем перед собой.

Вправо можем, влево можем,

 И крест - накрест руки сложим!

38.        Пальчиковая гимнастика «Раз, два, три, четыре, пять!»
Раз, два, три, четыре, пять!

Мы идем грибы искать.

Этот пальчик в лес пошел,

Этот пальчик гриб нашел,

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик жарить стал,

Этот пальчик все съел,

Оттого и потолстел.

(Дети выполняют движения по показу воспитателя).

39.        Логоритмическое упражнение «Мы по лесу шли...»
- Мы по лесу шли-шли,

Подосиновик нашли, Раз грибок, два грибок,

Положили в кузовок, Мы по лесу шли-шли, Белый гриб нашли... и т. д.

(По ходу упражнения направляю детей в ту часть группы, которая декорирована под осенний лес).

Приложение №5

7 лучших упражнений для поддержания, восстановления и улучшения зрения

Упражнение 1. ШТОРКИ

Быстро и легко моргайте 2 минуты. Способствует улучшению кровообращения.

Упражнение 2. СМОТРИМ В ОКНО

Делаем точку из пластилина и лепим на стекло. Выбираем за окном далекий объект, несколько секунд смотрим вдаль, потом переводим взгляд на точку. Позже можно усложнить нагрузки – фокусироваться на четырех разноудаленных объектах.

Упражнение 3. БОЛЬШИЕ ГЛАЗА

Сидим прямо. Крепко зажмуриваем глаза на 5 секунд, затем широко открываем их. Повторяем 8-10 раз. Укрепляет мышцы век, улучшает кровообращение, способствует расслаблению мышц глаз.

Упражнение 4. МАССАЖ

Тремя пальцами каждой руки легко нажмите на верхние веки, через 1-2 секунды снимите пальцы с век. Повторите 3 раза. Улучшает циркуляцию внутриглазной жидкости.

Упражнение 5. ГИДРОМАССАЖ

Дважды в день, утром и вечером, ополаскиваем глаза. Утром – сначала ощутимо горячей водой (не обжигаясь!), затем холодной. Перед сном все в обратном порядке: промываем холодной, потом горячей водой.

Упражнение 6. РИСУЕМ КАРТИНКУ

Первая помощь для глаз – закройте их на несколько минут и представьте что-то приятное. А если потереть ладони рук и прикрыть глаза теплыми ладонями, скрестив пальцы на середине лба, то эффект будет заметнее.

Упражнение 7. «СТРЕЛЯЕМ ГЛАЗАМИ» (как на иллюстрации)

Описание: eyes-exercises

  • Смотрим вверх-вниз с максимальной амплитудой.
  • Чертим круг по часовой стрелке и обратно.
  • Рисуем глазами диагонали.
  • Рисуем взглядом квадрат.
  • Взгляд идет по дуге – выпуклой и вогнутой.
  • Обводим взглядом ромб.
  • Рисуем глазами бантики.
  • Рисуем букву S – сначала в горизонтальном положении, потом в вертикальном.
  • Чертим глазами вертикальные дуги, сначала по часовой стрелке, потом – против.
  • Переводим взгляд из одного угла в другой по диагоналям квадрата.
  • Сводим зрачки к переносице изо всех сил, приблизив палец к носу.
  • Часто-часто моргаем веками – как бабочка машет крылышками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация " Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда с детьми с ОНР"

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда с детьми с ОНР....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ С ОВЗ (нарушения речи)

Слайдовая презентация из опыта работы по использованию здоровьесберегающих технологий в работе учителя - логопеда...

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя – логопеда с детьми старшего дошкольного возраста.

От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. В последние десятилетия во всём мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Экологические проблемы, различны...

Материалы из опыта работы: «Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда с детьми с ЗПР»

Материалы из опыта работы:«Здоровьесберегающие  технологии  в  работе  учителя-логопеда с детьми с ЗПР»...

Календарный план по использованию здоровьесберегающих технологий в работе учителя- логопеда с детьми 5-7 лет

Ежегодно увеличивается количество детей с ТНР, которые при поступлении в дошкольное образовательное учреждение имеют крайне низкий уровень речевого развития, часто осложняющиеся хроническими и с...

Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда. Массажные ортопедические коврики на индивидуальных логопедических занятиях с детьми с ОВЗ

В статье описан опыт работы с детьми с ТНР с ОВЗ. Представлены некоторые игры и упражения для развития фонематического слуха, автоматизации и дифференциации поставленных звуков. Эти игры могут использ...