Подгрупповое занятие по теме: Дифференциация звуков [С] и [Ш] в слогах, словах и словосочетаниях.
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Подгрупповое логопедическое занятие по теме: Дифференциация звуков с -ш в слогах, словах и словосочетаниях, может быть использовано логопедами в индивидуальной и подгрупповой работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkr.zanyatie_22.11.docx32.03 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Дифференциация звуков [С] и [Ш] в слогах,  словах и словосочетаниях.

Цель.  Учить дифференцировать звуки [с], [ш] в слогах, словах и словосочетаниях.

Задачи:

-уточнить артикуляцию звуков [С] и [Ш];

- учить детей различать эти звуки на слух и в произношении;

- учить внимательно вслушиваться в речь взрослого, распознавать правильное и неправильное произношение слов;

- формировать фонематический слух;

- способствовать развитию речевого дыхания;

- способствовать формированию грамматического строя речи;

- способствовать развитию логического мышления, моторики рук;

- воспитывать чуткость, отзывчивость, доброжелательное отношение к окружающему.

Оборудование: 
Для детей: индивидуальные зеркала, сосновые  шишки, корзинки, раздаточный материал (табло, карточки с картинками),
Для учителя: акустико-артикуляционный образ звуков
[С] и [Ш], картинки с изображением предметов (насосы, змейки), мяч.

Ход занятия

I. Организационный момент

1. Психологический настрой.

- Настал новый день, встретим его с улыбкой. Я улыбнусь вам, а вы улыбнетесь мне и друг другу.

- Сделаем глубокий вдох через нос и вдохнем в себя красоту, доброту, здоровье, а выдохнем через ротик все обиды, злость, огорчения

II. Основная часть

1. Создание мотивационного поля

- Отгадайте загадку и вы узнаете, кто пришел к нам сегодня в гости.

По деревьям ловко скачет,
И в дупло запасы прячет.
Что же это за зверек?
Угадай скорей, дружок!
  (Белка)

- Что вы знаете о белках?

- Послушайте, какая история произошла с белочкой.

Приближалась зима. Белка запаслась уже грибами, ягодами осталось место в дупле и для сосновых шишек, которые обещала ей знакомая сосна.  Белочка взяла корзинку и побежала к сосне, но на сосне шишек не оказалось.

- Как же так - спросила белка у сосны, -  а где же шишки?

- Ветер сорвал все мои шишки и спрятал их в лесу.

- Ребята, что же делать белочке? Без шишек ей зиму не перезимовать!?  (Белочке надо помочь, собрать шишки по лесу). Вы поможете белочке?

2. Сообщение темы занятия.

- Скажите, кто пообещал белке шишки? (Сосна)

- Какие звуки повторяются в слове сосна?

- Что пообещала сосна белке? (Шишки)

- Какие звуки повторяются в слове шишки?

- Кто из вас может сказать, с какими звуками будем сегодня играть?

- Вручаю вам корзинки для шишек. Чтобы помочь белочке, отыскать шишки в лесу, вам надо будет очень постараться, ветерок просто так вам шишки не отдаст, надо будет выполнить много его заданий и самое главное четко, правильно произносить звуки [С] и [Ш] в слогах, словах и словосочетаниях. Вы готовы?

- Первое задание от ветерка, нужно выполнить артикуляционную и дыхательную гимнастику.

3. Артикуляционная гимнастика.

Упражнение для губ: заборчик – окошечко

Упражнение для язычка: горка – чашечка внутри.

4. Дыхательная гимнастика.

 «Снежинка»  - подуть на снежинку так, чтобы она улетела с варежки.

 «Фокус» - язычок сделать «чашечкой», подуть на ватку, чтобы она полетела вверх.

Микроитог.  Как вы считаете, справились вы с этим заданием, трудности были при выполнении заданий? Ветерок возвращает вам по одной шишке.

- Второе задание от ветерка, нужно рассказать в каком положении  находятся губки, зубки, что делает язычок при произнесении звуков [С], [Ш] и какая у этих звуков воздушная струя.

5. Артикуляция звуков [С] и [Ш].

- Скажите, на что похожи звуки [С] и [Ш]?  (Звук [С] похож на песенку  насоса, а звук [Ш] похож на песенку Змеи). 

–Произнесите звук [С], понаблюдайте:  Что делают губы? (Работа с зеркалом) (Губы улыбаются)

- Произнесите звук [Ш] (Губы вытягиваются вперед, как «Окошечко»).

 - Где находиться язык при произнесении звука [С]? Звука [Ш]? 

- А какая воздушная струя у звука [С]? У звука [Ш]? (При произношении звуков подставляем ладошку к губам). (Когда мы произносим звук [С], воздушная струя холодная, а когда произносим звук [Ш], воздушная струя теплая).

Микроитог.  Скажите, похожи  или отличаются положения губ, язычка; воздушная струя  при произнесении звуков [С] и [Ш].

- Как вы считаете, справились вы с этим заданием, трудности были при выполнении задания? Ветерок возвращает вам еще по одной шишке.

- Третье задание от ветерка, нужно выполнить задания на развитие фонематического слуха.

6. Развитие фонематического слуха. 

6.1. «Выложи узор».

- Я буду произносить звуки, слоги, а вы  выложите узор из  символов.  С-насос, звук Ш-змея. (Должен получиться узор, образец которого подготовлен заранее в виде таблицы и после выполнения задания предъявляется детям для сравнения).

Изолированно: с-ш-ш-с-с-ш

В слогах: ша-са-со-шо-ши-су

6.2.  «Редактор»

- Ветерок предлагает вам поиграть в игру «Редактор», зачеркивайте картинки, которые начинаются на звук [С] и обводи в кружок те, которые начинаются на звук [Ш].

Микроитог.   Как вы считаете, справились вы с этим заданием, трудности были при выполнении заданий? Ветерок возвращает вам еще по одной шишке.

- Четвертое задание от ветерка, нужно четко, правильно произнести звуки [С] и [Ш] изолированно и в слогах.

7.  Дифференциация звуков [С-Ш]   в изолированном произнесении, в слогах. 

7.1. «Шифровка».

- Ветерок зашифровал звуки [С] и [Ш] при помощи стрелочек и думает, что вы не сможете догадаться где какой звук, запутаетесь и неправильно произнесете звуки и не сможете помочь белочке.

Микроитог.   Как вы считаете, справились вы с этим заданием, трудности были при выполнении задания? Ветерок возвращает еще по одной шишке.

7.2.  Физминутка.  Дифференциация звуков [С-Ш]   в слогах. 

Дидактическая игра  «Эхо»

- Вставайте, поиграем в игру «Эхо». Выполните  движения в соответствии с текстом, повторяя как эхо последний слог.

Мы шагаем не спеша - ша – ша – ша

Голубые небеса - са – са – са

Птичкам крошек накрошу - шу – шу – шу

И водички принесу - су – су – су

Надо спрятать нам носы - сы – сы – сы

Наши детки хороши - ши – ши – ши

Нам сказали от души – ши-ши-ши

7.3.  Дидактическая игра  «Повтори, не ошибись!»

- Белочка любит прыгать не только с дерева на дерево по веткам, но и по пенькам. Попрыгаем вместе с белочкой и произнесем слоги.

Шка-шка-ска

Ско-ско-шко

Ски-шки-ски

Шты – сты- шты

Ста –ста-шта

Шту-сту-шту

Микроитог.   Как вы считаете, справились вы с этим заданием, трудности были при выполнении заданий? Ветерок возвращает еще по одной шишке.

- Следующее задание от ветерка, нужно четко, правильно произнести звуки [С] и [Ш] в словах.

8.  Дифференциация звуков С-Ш  в словах.

8.1. Дидактическая игра «Исправь слова»

- Ветерок переставил звуки [C] и [Ш]  в словах. Я  буду говорить слова неправильно, а вы исправьте меня:

Шушки – сушки, штаруска – старушка, шолныско – солнышко, шыниска – сынишка, шоловуска – соловушка, паштусок – пастушок, масиништ – машинист, путесештвие – путешествие, дусиштый – душистый, пусиштый – пушистый.

Микроитог.   Как вы считаете, справились вы с этим заданием, трудности были при выполнении заданий? Ветерок возвращает  еще по одной шишке.

8.2. Игра-упражнение «Путаницы или старушка-растеряша»

- Выложите  картинки в следующей последовательности: старушка, сушки, подушка, ушки, старушка, подушка, пышки, миска.

- Я буду читать стихотворение, а вы смотрите на картинки и называете их последовательно, добавляя последнее слово в строчке.

Как – то вечером … старушки

Пили чай и грызли …сушки.

Кошка на … подушке

Лапкой моет… ушки.

Ложится спать, кряхтя… старушка,

Кладёт под голову … подушку.

Испекла старушка … пышки

И сложила пышки в … миску.

Разыграть «беспорядок» в доме у старушки – перемешать все картинке и выложить их в свободной последовательности. Теперь читать стихотворение вместе с ребенком отраженно, называя последовательно выложенные картинки.

Микроитог.   Как вы считаете, справились вы с этим заданием, трудности были при выполнении задания? Ветерок возвращает  еще по одной шишке.

8.3. Дидактическая игра  «Собери картинку».

- Перед  вами  игровое поле с 15 картинками. Рядом с полем 15 маленьких карточек с такими же картинками. Ваша задача  взять в руки одну карточку, без ошибки произнести словосочетание. Отыскать картинку в игровом поле и положить картинку лицом к лицу.

(С обратной стороны карточки будет фрагмент большого изображения. Когда дети правильно произнесут все слова и положат все картинки на свои места, получится иллюстрация)

- Что изображено на картинке? (Белочка с бельчатами).

Микроитог.   Как вы считаете, справились вы с этим заданием, трудности были при выполнении задания? Ветерок возвращает вам еще по одной шишке.

III. Рефлексия

- Посчитаем, сколько шишек вы заработали для белочки.

(Одна сосновая шишка, две сосновые шишки, три сосновые шишки и т.д).

- Белочка благодарит вас за помощь. Теперь запасов белочке хватит  на всю зиму и не страшны ей будут морозы.  

-  Спасибо за занятие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого логопедического подгруппового занятия по теме "Автоматизация звука [P] в прямых и обратных слогах, словах, предложениях."

Подгрупповое занятие по логопедии по теме " Автоматизация звука [ P] в прямых и обратных слогах, словах, предложениях" проводится с использованием инновационных технологий ( ппроектор). На экран вывод...

Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: «Дифференциация звуков [р], [р\'], [л], [л\'] в слогах, словах и предложениях»

Тема: Дифференциация звуков [р], [р'], [л], [л'] в слогах, словах и предложениях Цель: Закреплять поставленные звуки на речевом материале. Задачи: Образовательные:·...

конспект занятия на тему:Дифференциация звуков с-ш изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях.

Конспект подгруппового занятия для детей старшей группы на тему: Дифференциация звуков с-ш  изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях....

конспект занятия на тему:Дифференциация звуков с-ш словах, словосочетаниях и предложениях.

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей с ОНР 3 -ий уровенрь речевого развития на тему: Дифференциация звуков с-ш в словах, словосочетаниях и предложениях....