Конспект логопедического занятия в старшей группе "Дифференциация звуков С-Ш"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Воронова Наталья Николаевна

Конспект фронтального занятия по формированию правильного звукопроизношения в старшей  логопедической группе для детей с ОНР.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект группового занятия в старшей логопедической группе по формированию звуковой культуры речи.

Тема «Дифференциация звуков [С] - [Ш].

Цель занятия: закрепление навыки различения на слух звуков [С] - [Ш]  и правильного употребления их в речи.

Задачи:

-совершенствовать навыки проведения звукового анализа;

-формировать практические навыки согласования прилагательных с существительными множественного числа;

-закреплять умение использовать в речи различные типы предложений.

Оборудование: индивидуальные зеркала, картинный материал (девочка, мальчик, носки, катушка, солнышко, машина, совок, и др.), кузовок, раздаточный материал для составления схем звукового анализа, плакат с кроссвордом, сундук, шкатулка., запись музыкальной композиции.

Ход занятия:

Организационный момент.  

Дети рассматривают предметы, которые стоят на столе.

Логопед: Посмотрите на эти два предмета: справа от меня – сундук, слева – шкатулка. Повторите эти слова за мной.

Дети повторяют.

Скажите, чем отличаются они друг от друга? А в чём их сходство? (сундук- ящик для хранения вещей с крышкой и замком; шкатулка - небольшой закрывающийся ящичек для мелких вещей)

Произнесите слово сундук и выделите первый звук.

Произнесите слово шкатулка и выделите первый звук.

Возьмите со стола по одной картинке, назовите изображенный предмет. Если в слове слышится звук [С], то картинку положите в сундук, если слышите звук [Ш], то в шкатулку. Но прежде, чем сесть за столы, расскажите, что вы сделали. (Предполагаемые ответы детей: Я положила носки в сундук. Я положил катушку в шкатулку)

Сообщение темы занятия:

Логопед: Какие звуки вы выделяли в своих словах?

Сегодня мы будем различать звуки [С] - [Ш] на слух и учиться правильно произносить их.

Актуализация имеющихся знаний у детей.

Логопед: Что делают наши губы, зубы, язык, когда мы произносим  звук [С]? А когда произносим звук [Ш]?  (Работа с индивидуальными зеркалами-уточнение правильной артикуляции звуков [С] и [Ш]).

Что ещё можно сказать про эти звуки? (согласные, глухие). Докажите это. (Дети ладошками закрывают уши, прикладывают тыльную сторону ладони к горлу и произносят звуки. Логопед обобщает ответы детей).

Основная часть.

Логопед: Сегодня к нам на занятие пришла бабушка-Загадушка (картинка). Она как всегда со своим кузовком. Скажите, из какого материала он сделан? (из коры  берёзы)

Как вы думаете, что у бабушки в кузовке?

После выслушивания предположений детей, логопед достаёт из кузовка картинку, на которой изображено солнышко. На обратной стороне картинки задание для детей.

Игра «Узнай звук»

Когда вы услышите в произнесенных мной словах звук [С], хлопните один раз, а когда услышите звук [Ш] (слова: сом, шапка, душ, самолёт, шуба, кошелёк, оса, шлем, пушка, кошка, сук).

Развитие движений кистей рук.

Логопед: представим, что ваша кисть руки – это язычок. Если пальчики опущены вниз, то произносим слог СА (СО…), если пальчики подняты вверх (как наш язычок), то слог ША (ШО…). Дети вместе с логопедом проговаривают слоговые ряды, сопровождая их движениями рук (сначала правой рукой, затем-левой, затем одновременно обеими кистями рук): СА -ША- СО- ШО- СУ- ШУ- СЫ- ШИ- ЕС- ЕШ и т.д.

Игра «Угадай имя»

На фланелеграф выствляются две картинк, на которых нарисованы грустные мальчик и девочка. Рядом с каждой из них – небольшое панно с набором картинок. У девочки- машинка, шлем, пушка, клюшка, у мальчика – коляска, сумка, совок, собачка.

Имя мальчика отгадать просто, в нём есть звуки [С] и [Ш]. (Саша)

Назовите мальчика ласково (Сашенька, Сашуля, Сашок).

Имя девочки узнать сложнее, но я вам помогу. Для этого надо отгадать кроссворд.

  1. Украшение, состоящее из мелких или крупных шариков.
  2.  Насекомые, очень похожие на пчёл.
  3. Состояние отдыха ночью.
  4. Углубление в земле или снегу.

1.  Б

   У

   С

  Ы

2. О

   С

 Ы

3.  С

   О

    Н

4. Я

   М

  А

Из отгаданных слов получаем имя девочки – Соня.

Почему дети грустные? (ответы детей)  Что нужно сделать, чтобы их развеселить? (поменять им игрушки)

Что должна отдать Саше Соня? Что Соня Должна отдать Саше?

Динамическая пауза (проходит под музыкальное сопровождение).

Дети выполняют движения, подражая животным.

На полочке нашей смешные игрушки:

Смешные ежи, и смешные лягушки.

Смешные медведи, смешные олени,

Смешные моржи, смешные тюлени.

Звуковой анализ слова.

Из кузовка бабушки логопед достаёт ещё одну картинку – это мышка.

Назовите первый звук в этом слове. Какой он? Каким кружочком в схеме его обозначить? (так последовательно разбирается каждый звук и составляется звуковая схема слова).

А теперь поиграем со словом мышка. Если поменять в нём первый звук, то получится новое слово: МЫШКА-ПЫШКА-ВЫШКА.

Что обозначает слово пышка? (круглая булочка)

Что обозначает слово вышка? (высота, высокая башня, с которой можно наблюдать)

Если поменять в слове мышка второй звук, то мы узнаем ещё одно новое слово (МУШКА).

Как вы понимаете это слово? ( У него много значений: маленькая муха, устройство для прицела в огнестрельном оружии, искусственная родинка)

Итог занятия: Вот и закончились задания от бабушки-Загадушки. Она прощается с вами и уходит. Как вы думаете, осталась ли она довольна вашими ответами? Давайте скажем ей ч на прощание добрые слова.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия в старшей группе. Звуки [а], [у], [и], [о]

Коррекционно-образовательные цели. Закрепление  понятий  «слово», «звук». Обучение различению звуков [а], [у], [и] и [о] на слух и в произнесении. Выделение и определение в словах первого гл...

Конспект логопедического занятия в старшей группе : «Звук и буква Т».

Конспект логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе для детей с ТНР:«Звук и буква Т»....

Конспект логопедического занятия в старшей группе: «Звуки [с] и [с’]. Профессии».

Данный материал адресован учителям-логопедам для проведения НОД по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста...

Конспект логопедического занятия в старшей группе "Звук и буква А"

Конспект логопедического фронтального подгруппового занятия с детьми старшего дошкольного возраста...

Конспект логопедического занятия в старшей логопедической группе "ЗВУКИ «К - Кь». БУКВА «К»."

ЗВУКИ   «К - Кь».    БУКВА    «К». ЦЕЛЬ: Закрепить   навыки   четкого    различения   ...