Занятийная деятельность "Говорящие пальчики" младшая группа
методическая разработка по логопедии (младшая группа)

Тестова Ирина Валентиновна

Программа занятийной деятельности педагога с детьми младшей группы:

«Говорящие пальчики»»

 

 

 

 

 

                           Составил: Тестова Ирина Валентиновна,

                                             воспитатель высшей квалификационной категории.

                                         

 

 

 

 

 

                                                                

                                                     

 

         

                                          П.им.Мамонтова, 2021г

                                                         Содержание

 

1

Пояснительная записка

3

2

Актуальность программы

3

3

Цель рабочей программы

3

4

Задачи рабочей программы

3-4

5

Принципы и подходы в организации образовательного процесса

4

6

Формы работы

4

7

Направление работы

4

8

Методы и приёмы

5- 6

9

Планируемые результаты освоения программы

6

10

Перспективное планирование работы

6-12

11

Литература

12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли»

В. А. Сухомлинский

1. Пояснительная записка.

Педагоги и психологи, занимающиеся проблемами развития дошкольников единодушно сходятся во мнении о том, что мелкая моторика очень важна, поскольку через нее развиваются такие высшие свойства сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие мелкой моторики важно еще и по причине, что в жизни, когда ребёнок  вырастет, ему понадобятся точные координированные движения, чтобы писать, одеваться, а также выполнять различные бытовые и прочие действия.

Правильное развитие мелкой моторики определяет также формирование у ребенка сенсомоторной координации - согласованного действия рук и глаз. С помощью зрения ребенок изучает окружающую действительность, контролирует свои движения, благодаря чему они становятся более совершенными и точными. Глаз как бы «обучает» руку, а с помощью ручных движений в предметах, которыми манипулирует ребенок, открывается больше новой информации. Зрение и движения рук становятся основным источником познания ребенком окружающей действительности. Изучая всевозможные предметы, трогая и ощупывая их руками, ребенок приходит к пониманию причинных связей. Чем старше становится ребенок, тем активнее он использует руки и пальцы, чтобы повторить увиденное или осуществить задуманное.
Я выбрала работу по данной теме, в связи с тем, что эту тему наиболее актуальной для детей младшего возраста. Актуальность заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей младшего возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, психического и физического развития ребенка. Работа  направлена на развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей 3-4 лет.

При решении поставленных задач учтены основные принципы дидактики: возрастные особенности, физические возможности и индивидуально-психологические особенности ребенка 3 - 4 лет.

 

2. Актуальность заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей младшего возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, психического и физического развития ребёнка.

 

3. Цель: Развитие мелкой моторики рук у детей  младшего возраста в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности;

способствовать накоплению сенсорного опыта ребенка через развитие зрительного, слухового и тактильного восприятия, развивать мелкую моторику руки, понимание речи; гармоничное развитие детей.

 

4. Задачи:

Обучающие:

1. Формирование произвольных координированных движений пальцев рук, глаз, гибкости рук, ритмичности;

2. Развитие осязательного восприятия (тактильной, кожной чувствительности пальцев рук)

3.Знакомить детей с названием пальчиков.

Развивающие:

  1. Развивать умения производить точные движения кистью и пальцами рук.
  2. Развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием.
  3. Развивать гибкость и подвижность пальцев и кистей рук
  4. Развивать речь детей

 

Воспитательные:

  1. Воспитывать в детях усидчивость.
  2. Воспитывать внимательность к выполнению заданий.
  3. Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.

 

5.Для решения данных задач выработаны следующие принципы:

 

1. Принцип системности (от простого к сложному, от частного к общему);

2.  Принцип насыщенной предметно-игровой среды по сенсомоторному воспитанию детей;

3.  Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и физического развития;

4.  Принцип интеграции воспитательных, образовательных и развивающих задач;

5. Принцип доступности, материал должен подбираться в соответствии с возрастом детей  и быть понятным и интересным для них.

 

6. Формы работы:

- Упражнения для массажа рук;

- Упражнения, развивающие координацию движений пальцев рук;

- Упражнения без предметов;

- Упражнения с различными предметами;

- Гимнастика для пальцев;

- Упражнения, укрепляющие мышцы кистей рук;

- Разучивание стихов – основы, на которой развивается речь и чувство ритма

- Проговаривание речевого материала

- Комментирование пальчиковых действий.

Материальное обеспечение: дидактические, подвижные игры, картины и иллюстрации, фланелеграф,  картотека пальчиковых игр, картотека игр и упражнений с мячиком «Су-джок», необходимые материалы и инструменты

 

7. Работа над проектом осуществлялась в двух направлениях

 

РАБОТА С ДЕТЬМИ

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ

Беседа

Беседа

Проведение разных видов пальчиковых гимнастик

Оформление папок- передвижек

Работа с пластилином, бумагой, красками

Проведение мастер классов

Работа с крупами ( фасоль, рис, гречка, пшено, орехи лесные), песком.

Оформление информационного стенда

Наблюдение

Проведение конкурсов (рисуем пальчиком; поделки из крупы)

Работа со шнуровками, катушками, нитками

Подготовка материала для занятий

Работа с мелкими и крупными по форме предметами (бусины, пуговицы и др)

Совместная деятельность на занятиях

 

8.Для работы с детьми использованы следующие методы и приёмы работы:

 

Игровой метод. В своей работе использую игровые приемы, они мне очень помогают заинтересовать детей, лучше и быстрее усвоить материал:

- различные игровые упражнения; обыгрывание той или иной ситуации;

- использование сюрпризного момента, прием неожиданного появления игрушек, сказочных героев;

- решение маленьких «проблем», возникающих у игрушек, сказочных героев.

Форма работы в основном носит игровой характер, который наиболее доступен и близок детям. Это способствует обеспечению комфорта для развития личности ребенка.

Занятия,  которые способствуют  развитию мелкой моторики, проводятся один  раз в неделю и предназначен для индивидуальной и групповой работы.

 

Словесный метод. Словесные обращения воспитателя к детям объяснения при рассматривании наглядных объектов, рассказы о них и другие формы речи служат для развития понимания речи взрослого. Поскольку на этапе становления речевого развития сложно одновременно воспринимать показ предметов, действий с ними и речевую информацию, то объяснение должно быть предельно кратко: каждое лишнее слово отвлекает малыша от зрительного восприятия.

 

Практический метод. Чтобы знания были усвоены, необходимо применение их в практической деятельности. После общего показа и объяснения, я предлагаю выполнить под непосредственным руководством фрагмент дидактической игры отдельно каждому ребенку, оказывая по мере необходимости дифференцированную помощь, даю единичные указания.

 

Наглядно-действенный метод обучения. Дети знакомятся с окружающими их предметами путем наглядно-чувственного накопления опыта: смотрят, берут в руки, щупают, так или иначе действуют с ними. Учитывая эту возрастную особенность, я стараюсь широко использовать приемы наглядности: показываю предмет, даю возможность потрогать его, рассмотреть.

 

Работа по проекту

В первую очередь, начиная работу по проекту, целесообразно определить уровень развития речи у детей в  группе. Это можно сделать с помощью теста (приложение 1). В моей группе возраст детей варьируется 3-4 года. В группе 10 человека.  Уровень развития речи детей составил:

Высокий- 2 ребёнка

Средний – 6 детей

Низкий - 2 детей

   Данная программа рассчитана на воспитанников второй группы раннего возраста  3-4 года.

Срок реализации программы – 1 год

Занятия проводятся один раз в неделю (во вторую половину дня).

Продолжительность занятий в младшей группе - 15 минут.      

    По данной теме, я изучила научно-методическую литературу, оформила картотеку пальчиковых игр; изготовила игры и игровые пособия;

провела консультации для родителей;

создала предметно развивающую среду, включающую:

-пластиковые контейнеры с природными наполнителями, пуговицами;

-контейнеры для проведения индивидуального массажа (грецкие орехи, ребристые карандаши, мячик-ёжик «Су-джок», набор прищепок);

-картотека пальчиковых игр;

-шнурки с крышечками;

-игры-шнуровки;

-наборы конструктора «Лего»;

-наборы небольших игрушек;

-пальчиковый театр,

-наборы счетных палочек;

-дидактические игры с пуговицами, липучками, молниями;

-наборы геометрических фигур,

-раскраски – штриховки,

-сухой бассейн (фасоль, горох, рис),

-игры со шнуром,

 

9. Планируемый результат:

  • развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи;
  • развитие у детей на основе разнообразной деятельности эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения в детской деятельности, поведении, поступках;
  • развитие мелкой моторики и координации пальцев рук детей до уровня соответствующего данному возрасту;

 

  1. Перспективный план работы на год

 №

СОДЕРЖАНИЕ

ЦЕЛЬ

 

 

Октябрь

№ 1

- Массаж пальчиков карандашами «Дровишки» – катание карандаша между ладошками по всей длине пальчиков.

 

 - Игра «Помоги зайчику найти дорожку к домику» (пальчиком провести дорожку к домику)

 

 - Пальчиковая гимнастика «В Детский сад идти пора»

 

- Артикуляционная гимнастика «Бегемот»

Развивать мелкую моторику пальцев.

 Развивать координацию рук, эмоциональное отношение к результату своей деятельности. Обогащать словарный запас существительными

№2

 

 - Массаж поверхностей ладоней мячиками-ежиками «Ёжик».

 

- Игра «Подарок для мышей и мышат». (Сортировка семечек тыквы и подсолнуха)

 

 - Пальчиковая игра «Мышка»

 

- Артикуляционная гимнастика Лягушки»

Развивать мелкую моторику. Развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом.

Обогащать словарный запас глаголами, обозначающими трудовые действия

№3.

 

 

 - Самомассаж кистей и пальцев рук (зубная щетка)                                              

 

-Пальчиковая игра «Солнышко»

 

- Аппликация «Первый снег»         

- Артикуляционная гимнастика «Слон»

 Учить детей рвать салфетки и скатывать мелкие шарики. Развивать мелкую моторику рук, умение воспроизводить движения в соответствии с текстом. Активизировать словарь.

№4.

-   Массаж поверхностей ладоней мячиками-ежиками «Зарядка»

 

- Пальчиковая игра «Варись, варись, кашка»

 

- Лепка «Пирожное»

 

- Артикуляционная гимнастика «Змея»

Развитие мелкую моторику; учить воспроизводить движения пальцев в соответствии с текстом.

 

Ноябрь

№1

- Массаж пальчиков мячиком - ежиком   « Мячик».

 

- Пальчиковая игра «Дом»        

 

- Лепка «Пирамидка»

- Артикуляционная гимнастика «Лошадка»

Учить детей лепить круговые предметы, скатывая круговыми движениями ладоней шарики.

Развивать мелкую моторику рук и пальцев., координацию общих движений

№2

 

- Массаж пальчиков карандашами «Карандаш в руке катаю» – катание карандаша между ладошками, по тыльной стороне руки, по всей длине пальчиков.

 

- Пальч. игра: «Дождь»

 

-И гра «Чудесный мешочек»

 

- Артикуляционная гимнастика «Котёнок лакает молоко»

Развитие мелкой моторики рук. Учить мелко, рвать бумагу, потом засыпать Мишку «в берлоге». Развивать умение воспроизводить движения в соответствии с текстом.

Развивать исследовательские действия путем вынимания предметов на ощупь (из мешочка)

№3

 

- Массаж пальчиков с прищепками. Игра «Чудо – прищепки»

 

- Пальч. игра «Котик»

- Артикуляционная гимнастика «Шарики»

- Аппликация«Забавный барашек»

Развитие тактильной чувствительности пальцев рук, развитие мелкой моторики рук, ориентировка в малом пространстве, упражнять детей в изготовлении аппликации

№4

 

- Массаж пальчиков с прищепками «Гусь»

 

- Рисование «Подарок жеребёнку».

 

- Игра «Чудесный мешочек»

- Артикуляционная гимнастика «Почистим зубки»

- Пальчиковая игра Колобок»

Развитие мелкой моторики рук, развитие тактильной чувствительности пальцев рук, ориентировка в малом пространстве, формирование навыка правильного нажима на карандаш, закреплять умение доводить начатую работу до конца. Развивать речевой слух, правильное речевое дыхание.

 

Декабрь

№1

- Массаж пальцев «Колечко» надеваем и снимаем колечко

- Рисование ватными палочками «Идет снег»

 - Артикуляционная гимнастика «Часики»

- Пальчиковая игра «Зимняя прогулка»

Учить детей делать аппликацию манной крупой. Развивать мелкую моторику пальцев. 

учить выполнять движения в соответствии с текстом

№2

 

- Игра-массаж с платочком «Червячок»

 

-Аппликация «Коврик для котёнка».

 

-  Пальчиковая игра «Солнышко»

 - Артикуляционная гимнастика «Шарик»

- Артикуляционная гимнастика «Часики»

Развитие мелкой моторики рук, тактильной чувствительности пальцев рук, ориентировка в малом пространстве, формирование навыка оперирования ножницами, формирование навыка со дружественного движения руки и глаз. Развивать речевую активность детей; упражнять их в правильном звукопроизношении.

№3

- Массаж пальцев пальчиков грецким орехом

 

- Игра «Ежики и ежата» (втыкание спичек в большой и маленький пластилиновый комочек)

 

- Артикуляционная гимнастика «Блинчик»

 

- Пальчиковая игра «Повстречались два котёнка»

Совершенствовать мелкую моторику пальцев и рук; развивать зрительное внимание и пространственную ориентацию.

Формировать умением пользоваться высотой и силой голоса.

№4

 

 - Самомассаж кистей и пальцев рук (зубная щетка)

 

- Пальчиковая игра ««Повстречались два котёнка»».

 

- Рисование пальчиками  «Следы котёнка»

Формировать умение проговаривать строки стихотворения (п.и)произнести звуки, которые издают домашние и дикие животные и птицы.

Развитие мелкой моторики рук, тактильной чувствительности пальцев рук.

 

Январь

 

№1

 - Массаж карандашом (Катание гладкого и ребристого карандаша между ладонями)

 

- Артикуляционная гимнастика «Вкусное варенье»

 

- Пальчиковая игра «Кулачок»

 

- Игра «облака ». На трафарете  из бумаги приклеить комочки ваты,

Развивать мелкую моторику рук.

Учить детей из ваты катать круглые предметы круговыми движениями между ладоней шарики. Обогащать словарный запас прилагательными, обозначающими цвет.

№2

 

- Игра «Покатай, покатай». (Катание карандаша по столу) .

 

- Лепка «Новогодняя шарики на елку».

 -  Артикуляционная гимнастика Лягушка и слоник»

 

- Пальчиковая игра «Мышки»

Развивать мелкую моторику рук. Учить детей лепить круглые предметы, скатывая круговыми движениями ладоней шарики. Формировать контроль за мышечными ощущениями. Отрабатывать ритмичность в выполнении действий (сильно, слабо надавливание указательным пальцем на шарик) .

№3

- Массаж пальчиков мячиком – ёжиком «Мальчик-пальчик»

 

- Пальчиковая игра «Елочка».

 

-  Артикуляционная гимнастика Лошадка»

 

-Аппликация «Собери бусы на елку» - приклеивание бус на нитку.

Формировать умение согласовывать движения рук с речью, договаривать строки стихотворения

 

Февраль

 

№1

- Массаж пальчиков мячиком ежиком «Зайки»

- Пальчиковая игра «Птички»

 

- Артикуляционная гимнастика «Сдуй вату с ладошки»

 

- «Снежные хлопья» - отрывание маленьких кусочков белой бумаги и приклеивание их на лист.

Выполнять упражнения в повороте кистей рук. Обогащать словарный запас существительными.

№2

 

- Массаж пальчиков мячиком – ёжиком «Вышли пальцы погулять»

 

- «Снегопад в лесу» (на трафарете зеленой елки из бархатной бумаги приклеить комочки ваты) .

 

- Артикуляционная гимнастика «Сдуй вату с ладошки»

 

- Застегивание и расстегивание пуговиц, молний, кнопок, крючков.

Развивать мелкую моторику рук и пальцев

Учить мелко рвать вату.

№3

 

-  Массаж пальчиков мячиком ежиком «Дружная семья»

 

- Аппликация «Подарок папе»

 

- Артикуляционная гимнастика «Заборчик»

 

- Пальчиковая игра «Дружная семья»

Побуждать к заучиванию наизусть коротких стихотворных текстов. Приучать слушать речь, понимать, о чем говориться в потешке, соотносить слова с действиями пальцев, развивать речь.

№4

 

- Массаж пальчиков мячиком ежиком «Мальчик-пальчик»

 

- Игра «Чтоб Мишке было теплее».

- Артикуляционная гимнастика «Шарик»

- Пальчиковая игра «Повстречались»

 Развивать мелкую моторику рук и пальцев

Учить мелко, рвать бумагу, потом засыпать Мишку  «В берлоге».

Март

 

№1

- Массаж пальчиков «Покатай, покатай» - катание гладкого и ребристого карандаша между ладошками.

 

- Пальчиковая игра «Оладушки».

 

- Аппликация крупой «Посыпаем дорожку»

- Артикуляционная гимнастика «Качели»

Учить детей посыпать тремя пальчиками песок (крупу, развивать мелкую моторику пальцев).

Активизировать словарь детей

№2

 

- Массаж пальчиков «Покатай, покатай» - катание гладкого и ребристого карандаша между ладошками.

 

-  Пальчиковая игра «Пёс».

 

- Артикуляционная гимнастика «Котёнок лакает молоко»

 

- Разложить в разные мисочки фасоль и горох.

Способствовать развитию артикуляционного и голосового аппарата

Развивать мелкую моторику пальцев

№3

- Массаж пальчиков «Покатай, покатай» - катание гладкого и ребристого карандаша между ладошками.

 

-  Пальчиковая игра «Оладушки»

 

- Артикуляционная гимнастика «Блинчик»

 

 - Игра «Следы от капели» (на манке ставить пальчиками точки) .

Развивать способность к произвольному запоминанию текста. Помочь ребенку понять содержание песенки, развивать речевую активность. Развивать мелкую моторику пальцев и ритмично ставить точки указательным пальцем.

№4

 

- Массаж пальчиков «Покатай, покатай» - катание гладкого и ребристого карандаша между ладошками.

 

- Артикуляционная гимнастика «Блинчик»

 

- Пальчиковая игра «Пальчик о пальчик».

 

- «Червячки для грачей» - лепка из пластилина.

Выполнять упражнения в повороте кистей рук. Активизировать словарный запас

 

Апрель

 

№1

 - Массаж пальчиков с прищепками. Игра «Чудо - прищепки»

 

-Артикуляционная гимнастика «Орешки»

 

- Пальчиковая игра «Плескалочка»

 

- Аппликация «Листочки распустились»

Учить называть цвета карандашей

Обогащать словарный запас существительными.

Развитие мелкой моторики рук, тактильной чувствительности пальцев рук.

№2

- Массаж пальчиков с прищепками. Игра «Чудо - прищепки»

 

- Артикуляционная гимнастика «Лягушка»

- Пальчиковая игра «Птички»

 

- Рисуем ватными палочками

«Полянка»

Обогащать словарный запас прилагательными

Развитие мелкой моторики рук, тактильной чувствительности пальцев рук.

 

№3

  - Массаж пальчиков с прищепками. Игра «Чудо - прищепки»

 

- Пальчиковая игра «Мы во двор пошли гулять».

 

- Артикуляционная гимнастика «Улыбка»

 

 - Аппликация приклеить из спичек солнечные лучи вокруг желтого кружка.

 

Развивать мелкую моторику рук; учить выполнять движения в соответствии с текстом.

Выполнить плавные движения рукой перед собой. Способствовать развитию речи.

№4

 - Массаж пальчиков мячиком ежиком «Птички прилетели».

 

- Игра «Ежики и ежата». (Втыкание спичек в большой и маленький пластилиновый комочек)

 

- Пальчиковая игра «Птички».

 

- Артикуляционная гимнастика «Пароход гудит»

Развивать мелкую моторику рук, ручную умелость; формировать навыки выразительности, пластичности движений.

Совершенствовать мелкую моторику пальцев и рук; развивать зрительное внимание и пространственную ориентацию, активизировать словарь «игла».

Май

 

№1

- Массаж пальчиков грецким орехом

 

- Рисование «Праздничный салют» раздувание краски трубочкой)

- Пальчиковая игра «Солнце».

- Артикуляционная гимнастика «Часики»

Учить выполнять движения ладонями в одну сторону. Обогащать словарный запас глаголами

№2

- Массаж пальчиков грецким орехом

Рисование «Одуванчик» (оттиск скомканной жёлтой салфеткой)

 

- Пальчиковая игра «Жук».

 

- Артикуляционная гимнастика «Киска сердится»

Учить дуть поочередно на одну ладонь, затем на другую. Способствовать развитию артикуляционного и голосового аппарата

 

Развивать мелкую моторику рук, ручную умелость

 

11. Литература:

1.«Пальчиковые игры для детей»- С. О. Ермакова, 2009 г.

2 «Пальчиковые игры» - Е.А.Ульева, 2012 г.

5. «Учимся играя.» Волина В. М., 1994

7. «Речь и развитие психических процессов ребенка» А.Р. Лурия, Ф.А. Юдович. - М.: Просвещение, 2006.

8. «Альбом по развитию мелкой моторики. Умные пальчики» (1000 заданий для малышей) В.Г.Дмитриева

9. «Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения» С.Е.Большакова

10. «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования»

11. «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста (методическое пособие для воспитателей и родителей) Е.А.Янушенко

12. «Упражнения для развития мелкой моторики рук пуговки и пальчики» В.М.Медов

13. «Игры на развитие мелкой моторики рук (набор  развивающих картинок)» Л.П.Трушина

14 «Уроки логопеда: игры для развития речи» Е.М.Косинова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatiynaya_deyatelnost.docx44.63 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №3 «Рябинушка» филиал МКДОУ«Детский сад №3 «Рябинушка» Детский сад «Ласточка»

Поспелихинского района

Алтайского края

Программа занятийной деятельности педагога с детьми младшей группы:

«Говорящие пальчики»»

                           Составил: Тестова Ирина Валентиновна,

                                             воспитатель высшей квалификационной категории.

                                         

                                                               

                                                     

         

                                          П.им.Мамонтова, 2021г

                                                         Содержание

1

Пояснительная записка

3

2

Актуальность программы

3

3

Цель рабочей программы

3

4

Задачи рабочей программы

3-4

5

Принципы и подходы в организации образовательного процесса

4

6

Формы работы

4

7

Направление работы

4

8

Методы и приёмы

5- 6

9

Планируемые результаты освоения программы

6

10

Перспективное планирование работы

6-12

11

Литература

12

«Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли»

В. А. Сухомлинский

1. Пояснительная записка.

Педагоги и психологи, занимающиеся проблемами развития дошкольников единодушно сходятся во мнении о том, что мелкая моторика очень важна, поскольку через нее развиваются такие высшие свойства сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие мелкой моторики важно еще и по причине, что в жизни, когда ребёнок  вырастет, ему понадобятся точные координированные движения, чтобы писать, одеваться, а также выполнять различные бытовые и прочие действия.

Правильное развитие мелкой моторики определяет также формирование у ребенка сенсомоторной координации - согласованного действия рук и глаз. С помощью зрения ребенок изучает окружающую действительность, контролирует свои движения, благодаря чему они становятся более совершенными и точными. Глаз как бы «обучает» руку, а с помощью ручных движений в предметах, которыми манипулирует ребенок, открывается больше новой информации. Зрение и движения рук становятся основным источником познания ребенком окружающей действительности. Изучая всевозможные предметы, трогая и ощупывая их руками, ребенок приходит к пониманию причинных связей. Чем старше становится ребенок, тем активнее он использует руки и пальцы, чтобы повторить увиденное или осуществить задуманное.
Я выбрала работу по данной теме, в связи с тем, что эту тему наиболее актуальной для детей младшего возраста. Актуальность заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей младшего возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, психического и физического развития ребенка. Работа  направлена на развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей 3-4 лет.

При решении поставленных задач учтены основные принципы дидактики: возрастные особенности, физические возможности и индивидуально-психологические особенности ребенка 3 - 4 лет.

2. Актуальность заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей младшего возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, психического и физического развития ребёнка.

3. Цель: Развитие мелкой моторики рук у детей  младшего возраста в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности;

способствовать накоплению сенсорного опыта ребенка через развитие зрительного, слухового и тактильного восприятия, развивать мелкую моторику руки, понимание речи; гармоничное развитие детей.

4. Задачи:

Обучающие:

1. Формирование произвольных координированных движений пальцев рук, глаз, гибкости рук, ритмичности;

2. Развитие осязательного восприятия (тактильной, кожной чувствительности пальцев рук)

3.Знакомить детей с названием пальчиков.

Развивающие:

  1. Развивать умения производить точные движения кистью и пальцами рук.
  2. Развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием.
  3. Развивать гибкость и подвижность пальцев и кистей рук
  4. Развивать речь детей

Воспитательные:

  1. Воспитывать в детях усидчивость.
  2. Воспитывать внимательность к выполнению заданий.
  3. Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.

5.Для решения данных задач выработаны следующие принципы:

 

1. Принцип системности (от простого к сложному, от частного к общему);

2.  Принцип насыщенной предметно-игровой среды по сенсомоторному воспитанию детей;

3.  Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и физического развития;

4.  Принцип интеграции воспитательных, образовательных и развивающих задач;

5. Принцип доступности, материал должен подбираться в соответствии с возрастом детей  и быть понятным и интересным для них.

6. Формы работы:

- Упражнения для массажа рук;

- Упражнения, развивающие координацию движений пальцев рук;

- Упражнения без предметов;

- Упражнения с различными предметами;

- Гимнастика для пальцев;

- Упражнения, укрепляющие мышцы кистей рук;

- Разучивание стихов – основы, на которой развивается речь и чувство ритма

- Проговаривание речевого материала

- Комментирование пальчиковых действий.

Материальное обеспечение: дидактические, подвижные игры, картины и иллюстрации, фланелеграф,  картотека пальчиковых игр, картотека игр и упражнений с мячиком «Су-джок», необходимые материалы и инструменты

7. Работа над проектом осуществлялась в двух направлениях

РАБОТА С ДЕТЬМИ

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ

Беседа

Беседа

Проведение разных видов пальчиковых гимнастик

Оформление папок- передвижек

Работа с пластилином, бумагой, красками

Проведение мастер классов

Работа с крупами ( фасоль, рис, гречка, пшено, орехи лесные), песком.

Оформление информационного стенда

Наблюдение

Проведение конкурсов (рисуем пальчиком; поделки из крупы)

Работа со шнуровками, катушками, нитками

Подготовка материала для занятий

Работа с мелкими и крупными по форме предметами (бусины, пуговицы и др)

Совместная деятельность на занятиях

8.Для работы с детьми использованы следующие методы и приёмы работы:

Игровой метод. В своей работе использую игровые приемы, они мне очень помогают заинтересовать детей, лучше и быстрее усвоить материал:

- различные игровые упражнения; обыгрывание той или иной ситуации;

- использование сюрпризного момента, прием неожиданного появления игрушек, сказочных героев;

- решение маленьких «проблем», возникающих у игрушек, сказочных героев.

Форма работы в основном носит игровой характер, который наиболее доступен и близок детям. Это способствует обеспечению комфорта для развития личности ребенка.

Занятия,  которые способствуют  развитию мелкой моторики, проводятся один  раз в неделю и предназначен для индивидуальной и групповой работы.

Словесный метод. Словесные обращения воспитателя к детям объяснения при рассматривании наглядных объектов, рассказы о них и другие формы речи служат для развития понимания речи взрослого. Поскольку на этапе становления речевого развития сложно одновременно воспринимать показ предметов, действий с ними и речевую информацию, то объяснение должно быть предельно кратко: каждое лишнее слово отвлекает малыша от зрительного восприятия.

Практический метод. Чтобы знания были усвоены, необходимо применение их в практической деятельности. После общего показа и объяснения, я предлагаю выполнить под непосредственным руководством фрагмент дидактической игры отдельно каждому ребенку, оказывая по мере необходимости дифференцированную помощь, даю единичные указания.

Наглядно-действенный метод обучения. Дети знакомятся с окружающими их предметами путем наглядно-чувственного накопления опыта: смотрят, берут в руки, щупают, так или иначе действуют с ними. Учитывая эту возрастную особенность, я стараюсь широко использовать приемы наглядности: показываю предмет, даю возможность потрогать его, рассмотреть.

Работа по проекту

В первую очередь, начиная работу по проекту, целесообразно определить уровень развития речи у детей в  группе. Это можно сделать с помощью теста (приложение 1). В моей группе возраст детей варьируется 3-4 года. В группе 10 человека.  Уровень развития речи детей составил:

Высокий- 2 ребёнка

Средний – 6 детей

Низкий - 2 детей

   Данная программа рассчитана на воспитанников второй группы раннего возраста  3-4 года.

Срок реализации программы – 1 год

Занятия проводятся один раз в неделю (во вторую половину дня).

Продолжительность занятий в младшей группе - 15 минут.      

    По данной теме, я изучила научно-методическую литературу, оформила картотеку пальчиковых игр; изготовила игры и игровые пособия;

провела консультации для родителей;

создала предметно развивающую среду, включающую:

-пластиковые контейнеры с природными наполнителями, пуговицами;

-контейнеры для проведения индивидуального массажа (грецкие орехи, ребристые карандаши, мячик-ёжик «Су-джок», набор прищепок);

-картотека пальчиковых игр;

-шнурки с крышечками;

-игры-шнуровки;

-наборы конструктора «Лего»;

-наборы небольших игрушек;

-пальчиковый театр,

-наборы счетных палочек;

-дидактические игры с пуговицами, липучками, молниями;

-наборы геометрических фигур,

-раскраски – штриховки,

-сухой бассейн (фасоль, горох, рис),

-игры со шнуром,

9. Планируемый результат:

  • развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи;
  • развитие у детей на основе разнообразной деятельности эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения в детской деятельности, поведении, поступках;
  • развитие мелкой моторики и координации пальцев рук детей до уровня соответствующего данному возрасту;

  1. Перспективный план работы на год

 №

СОДЕРЖАНИЕ

ЦЕЛЬ

 

 

Октябрь

№ 1

- Массаж пальчиков карандашами «Дровишки» – катание карандаша между ладошками по всей длине пальчиков.

 - Игра «Помоги зайчику найти дорожку к домику» (пальчиком провести дорожку к домику)

 - Пальчиковая гимнастика «В Детский сад идти пора»

- Артикуляционная гимнастика «Бегемот»

Развивать мелкую моторику пальцев.

 Развивать координацию рук, эмоциональное отношение к результату своей деятельности. Обогащать словарный запас существительными

№2

 

 - Массаж поверхностей ладоней мячиками-ежиками «Ёжик».

- Игра «Подарок для мышей и мышат». (Сортировка семечек тыквы и подсолнуха)

 - Пальчиковая игра «Мышка»

- Артикуляционная гимнастика Лягушки»

Развивать мелкую моторику. Развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом.

Обогащать словарный запас глаголами, обозначающими трудовые действия

№3.

 

 

 - Самомассаж кистей и пальцев рук (зубная щетка)                                              

-Пальчиковая игра «Солнышко»

- Аппликация «Первый снег»          

- Артикуляционная гимнастика «Слон»

 Учить детей рвать салфетки и скатывать мелкие шарики. Развивать мелкую моторику рук, умение воспроизводить движения в соответствии с текстом. Активизировать словарь.

№4.

-   Массаж поверхностей ладоней мячиками-ежиками «Зарядка»

- Пальчиковая игра «Варись, варись, кашка»

- Лепка «Пирожное»

- Артикуляционная гимнастика «Змея»

Развитие мелкую моторику; учить воспроизводить движения пальцев в соответствии с текстом.

 

Ноябрь

№1

- Массаж пальчиков мячиком - ежиком   « Мячик». 

- Пальчиковая игра «Дом»        

- Лепка «Пирамидка»

- Артикуляционная гимнастика «Лошадка»

Учить детей лепить круговые предметы, скатывая круговыми движениями ладоней шарики.

Развивать мелкую моторику рук и пальцев., координацию общих движений

№2

 

- Массаж пальчиков карандашами «Карандаш в руке катаю» – катание карандаша между ладошками, по тыльной стороне руки, по всей длине пальчиков.

- Пальч. игра: «Дождь»

-И гра «Чудесный мешочек»

- Артикуляционная гимнастика «Котёнок лакает молоко»

Развитие мелкой моторики рук. Учить мелко, рвать бумагу, потом засыпать Мишку «в берлоге». Развивать умение воспроизводить движения в соответствии с текстом.

Развивать исследовательские действия путем вынимания предметов на ощупь (из мешочка)

№3

 

- Массаж пальчиков с прищепками. Игра «Чудо – прищепки»

- Пальч. игра «Котик»

- Артикуляционная гимнастика «Шарики»

- Аппликация«Забавный барашек»

Развитие тактильной чувствительности пальцев рук, развитие мелкой моторики рук, ориентировка в малом пространстве, упражнять детей в изготовлении аппликации

№4

 

- Массаж пальчиков с прищепками «Гусь»

- Рисование «Подарок жеребёнку».

- Игра «Чудесный мешочек»

- Артикуляционная гимнастика «Почистим зубки»

- Пальчиковая игра Колобок»

Развитие мелкой моторики рук, развитие тактильной чувствительности пальцев рук, ориентировка в малом пространстве, формирование навыка правильного нажима на карандаш, закреплять умение доводить начатую работу до конца. Развивать речевой слух, правильное речевое дыхание.

 

Декабрь

№1

- Массаж пальцев «Колечко» надеваем и снимаем колечко

- Рисование ватными палочками «Идет снег»

 - Артикуляционная гимнастика «Часики»

- Пальчиковая игра «Зимняя прогулка»

Учить детей делать аппликацию манной крупой. Развивать мелкую моторику пальцев. 

учить выполнять движения в соответствии с текстом

№2

 

- Игра-массаж с платочком «Червячок»

-Аппликация «Коврик для котёнка».

 

-  Пальчиковая игра «Солнышко»

 - Артикуляционная гимнастика «Шарик»

- Артикуляционная гимнастика «Часики»

Развитие мелкой моторики рук, тактильной чувствительности пальцев рук, ориентировка в малом пространстве, формирование навыка оперирования ножницами, формирование навыка со дружественного движения руки и глаз. Развивать речевую активность детей; упражнять их в правильном звукопроизношении.

№3

- Массаж пальцев пальчиков грецким орехом

- Игра «Ежики и ежата» (втыкание спичек в большой и маленький пластилиновый комочек)

- Артикуляционная гимнастика «Блинчик»

- Пальчиковая игра «Повстречались два котёнка»

Совершенствовать мелкую моторику пальцев и рук; развивать зрительное внимание и пространственную ориентацию.

Формировать умением пользоваться высотой и силой голоса.

№4

 

 - Самомассаж кистей и пальцев рук (зубная щетка)

- Пальчиковая игра ««Повстречались два котёнка»».

- Рисование пальчиками  «Следы котёнка»

Формировать умение проговаривать строки стихотворения (п.и)произнести звуки, которые издают домашние и дикие животные и птицы.

Развитие мелкой моторики рук, тактильной чувствительности пальцев рук.

Январь

№1

 - Массаж карандашом (Катание гладкого и ребристого карандаша между ладонями)

- Артикуляционная гимнастика «Вкусное варенье»

- Пальчиковая игра «Кулачок»

- Игра «облака ». На трафарете  из бумаги приклеить комочки ваты,

Развивать мелкую моторику рук.

Учить детей из ваты катать круглые предметы круговыми движениями между ладоней шарики. Обогащать словарный запас прилагательными, обозначающими цвет.

№2

 

- Игра «Покатай, покатай». (Катание карандаша по столу) .

 

- Лепка «Новогодняя шарики на елку».

 -  Артикуляционная гимнастика Лягушка и слоник»

- Пальчиковая игра «Мышки»

Развивать мелкую моторику рук. Учить детей лепить круглые предметы, скатывая круговыми движениями ладоней шарики. Формировать контроль за мышечными ощущениями. Отрабатывать ритмичность в выполнении действий (сильно, слабо надавливание указательным пальцем на шарик) .

№3

- Массаж пальчиков мячиком – ёжиком «Мальчик-пальчик»

- Пальчиковая игра «Елочка».

 

-  Артикуляционная гимнастика Лошадка»

-Аппликация «Собери бусы на елку» - приклеивание бус на нитку.

Формировать умение согласовывать движения рук с речью, договаривать строки стихотворения

 

Февраль

№1

- Массаж пальчиков мячиком ежиком «Зайки»

- Пальчиковая игра «Птички»

- Артикуляционная гимнастика «Сдуй вату с ладошки»

- «Снежные хлопья» - отрывание маленьких кусочков белой бумаги и приклеивание их на лист.

Выполнять упражнения в повороте кистей рук. Обогащать словарный запас существительными.

№2

 

- Массаж пальчиков мячиком – ёжиком «Вышли пальцы погулять»

- «Снегопад в лесу» (на трафарете зеленой елки из бархатной бумаги приклеить комочки ваты) .

- Артикуляционная гимнастика «Сдуй вату с ладошки»

- Застегивание и расстегивание пуговиц, молний, кнопок, крючков.

Развивать мелкую моторику рук и пальцев

Учить мелко рвать вату.

№3

 

-  Массаж пальчиков мячиком ежиком «Дружная семья»

- Аппликация «Подарок папе»

- Артикуляционная гимнастика «Заборчик»

- Пальчиковая игра «Дружная семья»

Побуждать к заучиванию наизусть коротких стихотворных текстов. Приучать слушать речь, понимать, о чем говориться в потешке, соотносить слова с действиями пальцев, развивать речь.

№4

 

- Массаж пальчиков мячиком ежиком «Мальчик-пальчик»

- Игра «Чтоб Мишке было теплее».

- Артикуляционная гимнастика «Шарик»

- Пальчиковая игра «Повстречались»

 Развивать мелкую моторику рук и пальцев

Учить мелко, рвать бумагу, потом засыпать Мишку  «В берлоге».

Март

№1

- Массаж пальчиков «Покатай, покатай» - катание гладкого и ребристого карандаша между ладошками.

- Пальчиковая игра «Оладушки».

- Аппликация крупой «Посыпаем дорожку»

- Артикуляционная гимнастика «Качели»

Учить детей посыпать тремя пальчиками песок (крупу, развивать мелкую моторику пальцев).

Активизировать словарь детей

№2

 

- Массаж пальчиков «Покатай, покатай» - катание гладкого и ребристого карандаша между ладошками.

-  Пальчиковая игра «Пёс».

 

- Артикуляционная гимнастика «Котёнок лакает молоко»

- Разложить в разные мисочки фасоль и горох.

Способствовать развитию артикуляционного и голосового аппарата

Развивать мелкую моторику пальцев

№3

- Массаж пальчиков «Покатай, покатай» - катание гладкого и ребристого карандаша между ладошками.

-  Пальчиковая игра «Оладушки»

- Артикуляционная гимнастика «Блинчик»

 - Игра «Следы от капели» (на манке ставить пальчиками точки) .

Развивать способность к произвольному запоминанию текста. Помочь ребенку понять содержание песенки, развивать речевую активность. Развивать мелкую моторику пальцев и ритмично ставить точки указательным пальцем.

№4

 

- Массаж пальчиков «Покатай, покатай» - катание гладкого и ребристого карандаша между ладошками.

- Артикуляционная гимнастика «Блинчик»

- Пальчиковая игра «Пальчик о пальчик».

- «Червячки для грачей» - лепка из пластилина.

Выполнять упражнения в повороте кистей рук. Активизировать словарный запас

 

Апрель

№1

 - Массаж пальчиков с прищепками. Игра «Чудо - прищепки»

-Артикуляционная гимнастика «Орешки»

- Пальчиковая игра «Плескалочка»

- Аппликация «Листочки распустились»

Учить называть цвета карандашей

Обогащать словарный запас существительными.

Развитие мелкой моторики рук, тактильной чувствительности пальцев рук.

№2

- Массаж пальчиков с прищепками. Игра «Чудо - прищепки»

- Артикуляционная гимнастика «Лягушка»

- Пальчиковая игра «Птички»

- Рисуем ватными палочками

«Полянка»

Обогащать словарный запас прилагательными

Развитие мелкой моторики рук, тактильной чувствительности пальцев рук.

 

№3

  - Массаж пальчиков с прищепками. Игра «Чудо - прищепки»

- Пальчиковая игра «Мы во двор пошли гулять».

- Артикуляционная гимнастика «Улыбка»

 - Аппликация приклеить из спичек солнечные лучи вокруг желтого кружка.

 

Развивать мелкую моторику рук; учить выполнять движения в соответствии с текстом.

Выполнить плавные движения рукой перед собой. Способствовать развитию речи.

№4

 - Массаж пальчиков мячиком ежиком «Птички прилетели».

- Игра «Ежики и ежата». (Втыкание спичек в большой и маленький пластилиновый комочек)

- Пальчиковая игра «Птички».

- Артикуляционная гимнастика «Пароход гудит»

Развивать мелкую моторику рук, ручную умелость; формировать навыки выразительности, пластичности движений.

Совершенствовать мелкую моторику пальцев и рук; развивать зрительное внимание и пространственную ориентацию, активизировать словарь «игла».

Май

№1

- Массаж пальчиков грецким орехом

- Рисование «Праздничный салют» раздувание краски трубочкой)

- Пальчиковая игра «Солнце».

- Артикуляционная гимнастика «Часики»

Учить выполнять движения ладонями в одну сторону. Обогащать словарный запас глаголами

№2

- Массаж пальчиков грецким орехом

Рисование «Одуванчик» (оттиск скомканной жёлтой салфеткой)

 

- Пальчиковая игра «Жук».

- Артикуляционная гимнастика «Киска сердится»

Учить дуть поочередно на одну ладонь, затем на другую. Способствовать развитию артикуляционного и голосового аппарата

 

Развивать мелкую моторику рук, ручную умелость

11. Литература:

1.«Пальчиковые игры для детей»- С. О. Ермакова, 2009 г.

2 «Пальчиковые игры» - Е.А.Ульева, 2012 г.

5. «Учимся играя.» Волина В. М., 1994

7. «Речь и развитие психических процессов ребенка» А.Р. Лурия, Ф.А. Юдович. - М.: Просвещение, 2006.

8. «Альбом по развитию мелкой моторики. Умные пальчики» (1000 заданий для малышей) В.Г.Дмитриева

9. «Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения» С.Е.Большакова

10. «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования»

11. «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста (методическое пособие для воспитателей и родителей) Е.А.Янушенко

12. «Упражнения для развития мелкой моторики рук пуговки и пальчики» В.М.Медов

13. «Игры на развитие мелкой моторики рук (набор  развивающих картинок)» Л.П.Трушина

14 «Уроки логопеда: игры для развития речи» Е.М.Косинова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятийной деятельности для старшей группы ФЦКМ.

Образовательная область: познавательное развитиеТема: «В гости к нам пришла зима»Программное содержание:-обобщить и систематизировать представления детей о характерных признаках зимы, продолжать учить...

Занятийная игра для средней группы

методы и формы работы с детьми...

Занятийная игра в младшей группе "Больница для зверей"

Занятийная игра в младшей группе"Больница для зверей"...

Конспект непосредственно занятийной деятельности в группе общеразвивающей направленности для детей 5-6 лет «Грамотные пешеходы»

        Данный материал поможет  закрепить правила дорожного движения, научить применять знания, полученные ранее в практической деятельности. Познакомить детей с понят...

Конспект занятийной игры по окружающему миру «Времена года» во II группе раннего возраста

Конспект занятийной игры по окружающему миру «Времена года»во II группе раннего возраста...

Занятийная деятельность "Акварелька" для младшей группы дошкольного возраста

Искусство играет важную рольв духовном обогащении дошкольников, способствует закладке этических и эстетических чувств. В то же время искусство - это среда для развития эмоционально - нравственного опы...

Занятийная деятельность "Волшебное тесто" для младшей группы дошкольного возраста

Учёными доказано, что развитие логического мышления, связной речи, памяти и внимания тесно связано с развитием мелкой моторики рук и координации движений пальцев рук. Уровень развития моторики &ndash...