Долгосрочный проект "Театральная деятельность в системе работы логопеда ДОУ"
проект по логопедии (подготовительная группа)

Полякова Анна Юрьевна

Занятие логопеда с детьми с ОВЗ.  Планирование занятий по театральной деятельности на год.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Долгосрочный проект

«Театрально – игровая

деятельность

в системе логопедической работы»

Проект разработан

Учителем-логопедом

Поляковой А.Ю.

Актуальность:

       Разработка новых технологий интегрированного подхода к содержанию логопедических занятий весьма актуальна. Интегрированные логопедические занятия способствуют развитию творческих и речевых способностей детей. Речевая деятельность как совокупность процессов говорения и понимания является основой коммуникативной деятельности и включает неречевые средства: жесты, мимику, пантомимические движения. При некоторых речевых нарушениях адекватное использование неречевых средств общения затруднено. Кроме того, речевые нарушения могут сопровождаться отклонениями в формировании личности.

         На современном этапе развития педагогической науки особую важность приобретают идеи гуманизации образования, создание у детей представления о процессах преемственности культур. Как правило, дети отличаются отвлекаемостью, агрессивностью, неуверенностью в себе, повышенной двигательной активностью. Исходя из этого, в логопедическую работу хорошо привлечь театральную деятельность, с использованием различных атрибутов.

         Театрализация логопедического процесса привлекательна тем, что вносит в детские будни атмосферу праздника, приподнятое настроение позволяет ребятам проявить инициативу, способствует выработки у них чувства взаимопомощи.

Цель:

Всестороннее развитие ребёнка, в том числе и его речи.

Задачи:

1. Развитие культуры речи: артикуляционной моторики, фонематического восприятия, речевого дыхания, голоса, правильного звукопроизношения и речевого слуха.

2. Развитие общей и мелкой моторики: координации движений, мелкой моторики руки, снятие мышечного напряжения, формирование правильной осанки.

 3. Развитие сценического мастерства и речевой деятельности: развитие мимики, пантомимы, жестов, эмоционального восприятия, интонационной выразительности речи.

4. Совершенствование грамматического строя речи, монологической и диалогической формы речи, игровых навыков.

5. Развитие творческой самостоятельности, умения удержать себя в той или иной роли.

 6.Воспитание активности, коллективизма, уверенности в своих силах.

7. Развитие связной речи при пересказе сказок и историй, а также при собственном сочинении сказок.

Вид проекта: познавательно-творческий.

Продолжительность -  долгосрочный (с сентября по май).

Этапы реализации:

1Поисковый этап -  выявление проблемы в речевом развитии дошкольников, определение основных направлений(сентябрь).

2. Диагностический этап – диагностика речевого развития детей и некоторых неречевых навыков (крупной и мелкой моторики) (октябрь).

3. Формирующий этап (ноябрь – апрель).

4. Аналитический  этап – результат проведённой работы. (май)

Ресурсы:

Пальчиковые куклы, куклы бибабо.

Куклы для теневого театра.

Атрибуты одежды различных героев

Различные маски

Куклы марионетки, сделанные детьми.

Декоративные украшения.

Ростовые куклы

Участники проекта:

Логопед Полякова А.Ю.

Воспитатели: Андреева Е.А.

                         Кудис Е.Н.

Дети подготовительной логопедической группы.

Родители.

Предполагаемые результаты:

  • повышение темпа развития речи в целом, за счет включения детей дошкольного возраста в творческую деятельность.
  • позитивное взаимодействие детей в коллективе;
  • правильная модель поведения в современном мире, повышение общей культуры ребенка;
  • раскрытие творческого потенциала, воспитание творческой направленности личности;
  • целостное воздействие на речевую систему;
  • речевое раскрепощение ребенка, не смотря на имеющиеся у него речевые возможности.

Критерии оценки содержания и методов развития и обучения.

“Развитие речевой культуры детей”

  1. Педагоги создают условия для развития речи детей через все виды деятельности и способствовать формированию в детях творческого потенциала.
  2. Педагог должен побуждать к импровизации средствами мимики, пантомимы, выразительных движений и интонаций, четкой артикуляцией.
  3. Воспитатель обеспечивает взаимосвязь театрализованой деятельности с другими видами (на занятиях по развитию речи – отрабатывается четкая артикуляция, правильный речевой выдох и т. д.; на музыкальных – учатся слушать и слышать в музыке разное эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестом, мимикой, по художественному труду, организации сюжетно – ролевой игры); создать условия для всестороннего полноценного развития двигательных способностей.
  4. Педагог обеспечивает условия для развития у детей речевой культуры, для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых.
  5. Педагог сам должен уметь выразительно читать, рассказывать, смотреть и видеть, слушать и слышать, быть готовым к любому превращению. Речь педагога – образец для подражания.
  6. Воспитатель должен быть предельно тактичен. Например, фиксация правильного произношения ребенка должна происходить естественно. Не перегружать детей, не навязывать своего мнения, не позволять одним детям вмешиваться в действия других, предоставлять всем детям возможность попробовать себя в разных ролях, не распределяя их среди наиболее способных.
  7. Активизировать игровую деятельность, развивать имитационные и творческие способности, наблюдательность, подражательность, активность, инициативность, коммуникативные навыки, взаимодействие, доброжелательное отношение к окружающим. Формировать навык самостоятельной передачи эмоций.
  8. Совершенствовать жизненно необходимые виды двигательных действий с учетом этапности развития нервной системы, психики и моторики.

Методика обследования просодической стороны речи у дошкольников

1. Обследование восприятия ритма.

2. Обследование воспроизведения ритма.

3. Обследование восприятия интонации.

4. Обследование воспроизведения интонации.

5. Обследование восприятия логического ударения.

6. Обследование воспроизведения логического ударения.

7. Обследование модуляций голоса по высоте.

8. Обследование модуляций голоса по силе.

9. Выявление назального тембра голоса.

10. Обследование восприятия тембра.

11. Обследование воспроизведения тембра.

12. Обследование речевого дыхания.

13. Обследование темпо-ритмической организации речи.

14. Обследование состояния слухового самоконтроля.

Критерии оценки (единые для всех заданий):

4 балла - задание выполняется правильно и самостоятельно;

3 балла - задание выполняется правильно, но в замедленном темпе;

2 балла - задание выполняется с ошибками, но ошибки исправляются самостоятельно по ходу работы;

1 балл - для выполнения задания требуется активная помощь взрослого;

0 баллов - задание не выполняется, повторные инструкции неэффективны.

«Обследование связной речи»  Ушаковой О.С., Струниной Е.М., представленная в книге: Методика развития речи детей дошкольного возраста/ О.С. Ушакова, Е.М.Струнина.– М.: «Владос», 2004 – 288с.

План мероприятий.

Месяц

Недели

Логопед

Воспитатели

Сентябрь

1 неделя

Диагностика речи детей

2 неделя

Диагностика речи детей

3 неделя

Развитие артикуляционной моторики («Сказка о весёлом язычке»)

Артикуляционная гимнастика

4 неделя

Развитие артикуляционной моторики («Сказка о лягушонке-Кваке»)

Артикуляционная гимнастика

Октябрь

1 неделя

Работа над мимикой и пантомимикой «Эмоции»

Закрепление материала на физ.минутках

2 неделя

Работа над мимикой и пантомимикой

по теме «Профессии»

Закрепление материала на физ.минутках

3 неделя

Работа над мимикой и пантомимикой

«Явления природы»

Закрепление материала на физ.минутках

4 неделя

Психогимнастика по теме «Осень»

Закрепление материала на физ.минутках

Ноябрь

1 неделя

Работа над интонационной выразительностью – разучивание чистоговорок. Работа над просодикой речи.

Артикуляционная гимнастика

2 неделя

Работа над ритмом – с мячами, гласными звуками, флейтами.

Закрепление материала на физ.минутках

3 неделя

Работа над интонационной выразительностью – разучивание стихов к осеннему развлечению.

Изготовление атрибутов к развлечению

4 неделя

Закрепление пройденного материала и показ результатов на осеннем празднике.

«Осенний праздник»

Декабрь

1 неделя

Работа над постановкой правильного речевого дыхания (разные дыхательные упражнения

Упражнения со свечой, снежинками, флейты.

2 неделя

Составление сценария –новогодней сказки «Волшебные часы». Пересказ его по цепочке и индивидуально.

Рисование героев будущей сказки, изготовление книжки с картинками по сказке.

3 неделя

Инсценировка сказки на макете, вживание в роль каждого ребёнка, удержание целостности сюжета, выразительность речи и точность артикуляции.

Изготовление макета и маленьких рисованных сказочных персонажей.

4 неделя

Перевоплощение детей в артистов, отработка речевого материала к новогоднему утреннику.

Новогодний утренник – сказка «Волшебные часы»

январь    

2 неделя    

Работа над ритмом, упражнения на дикцию.

Разучивание рождественских колядок.

Изготовление детьми масок для колядок.

3 неделя

Работа над интонационной стороной речи, пропевание гласных, проговаривание слов и фраз с разной силой голоса, с разной интонацией.

Работа над ритмом – пропевание песен на одной и двух гласных.

4 неделя

Развитие мимики, пантомимики, упражнения на дикцию, автоматизацию и дифференциацию разных звуков.

Придумывание сказки – подарка для мам, после предварительного рассказа о нашей истории и о гусарах.

февраль

1 неделя

Пересказ придуманной сказки по цепочке.

Изготовление книжки по сказке.

2 неделя

Пересказ сказки по ролям

Проговаривание чистоговорок на вечерних занятиях

3 неделя

Упражнения на развитие слухового внимания, фонематического восприятия

Изготовление костюмов и атрибутов к сказке.

4 неделя

Разучивание стихов к утреннику

Закрепление речевого материала на вечерних занятиях

март

1 неделя

Перевоплощение

детей в артистов,

отработка речевого материала

к утреннику 8 Марта

Утренник «Гусарский бал» в честь 8 Марта

2 неделя

Игры «Изобрази настроение» - скажи одну и туже фразу, стих с разным настроением.

Автоматизация звуков в потоке речи в течении дня и артикуляционная гимнастика

3 неделя

Игры на развитие лексико-грамматического строя речи – подскажи слово, подбери синоним, антоним, измени по образцу

Артикуляционная гимнастика

4 неделя

Развитие связной речи – составление рассказов по плану, пересказ по цепочке.

Артикуляционная гимнастика, отработка звуков в повседневной жизни.

апрель

1 неделя

Составление рассказов по картине, по серии картин, лексико –грамматические упражнения

Артикуляционная гимнастика, отработка звуков в повседневной жизни.

2 неделя

Развитие слухового внимания: исправь ошибку, собери слово из звуков, собери предложение.

Рисование хронотопа событий, с его последующим речевым описанием.

3 неделя

Игра: Узнай сказочного героя», перевоплощение в него.

Изготовление масок сказочных героев.

4 неделя

Артикуляционная и дыхательная гимнастика.

Отработка скороговорок в игре «Карусель», а так же с отстукиванием мячом.

май

2 неделя

Артикуляционная гимнастики с элементами кинезиотерапии

Игра «загадай что – то действиями, без слов»

3 неделя

Отработка стихов, слов героев, перевоплощение детей в их роли

Приветствие и сказка на методическом объединении

4 неделя

Перевоплощение детей

в героев к сказке «На поиски волшебного кристалла»

Выпускной бал

Итоги и оценка результатов.

В конце года была проведена повторная диагностика развития речи детей. У всех детей улучшилась просодическая сторона речи, дети научились менять голос и интонацию, точнее выражать свои эмоции и чувства, подражать и перевоплощаться в разных героев. У детей улучшилась связная речь, они научились строить фразу, составлять рассказы, придумывать сказки сами и пересказывать их. У всех детей улучшилась слуховая память, а также развилась средняя и мелкая моторика. Дети научились сопереживать другим людям, договариваться между собой, строить диалог. Таким образом театральная деятельность с детьми логопатами способствует улучшению всех сторон речи детей, а также способствует детскому творческому развитию и развитию в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы логопеда по развитию фонематических процессов у дошкольников с ОНР.

Воспитание внимания к звуковой стороне речи, формирование фонематического восприятия важные моменты в развитии речи дошкольника.1Уточнение правильного произношения звуков.2. Развитие артикуляционной м...

Система работы логопеда ДОУ с семьёй

Наглядная схема организации работы с родителями...

Система работы логопеда с русскими народными сказками

Сказка является наиболее действенным инструментом, влияющим на познание ребёнка. В диалоге со сказкой, в творчестве с нею ребёнок впитывает укоренённую в в веках гуманистическую философи...

Театрально-игровая деятельность в системе работы воспитателя речевой группы.

Применение театрально-игровой деятельности повышает эффективность речевого развития детей дошкольного возраста.Изучив, методическую литературу по данной теме,  мы постарались систематизировать ма...

Обобщение опыта. Система работы логопеда по формированию и развитию оптико-пространственных функций у детей с нарушением зрения (амблиопия, косоглазие).

Система работы логопеда по формированию и развитию оптико-пространственных функций у детей с нарушением зрения (амблиопия, косоглазие).Одним из приоритетных направлений логопедической работы...

Система работы логопеда по предупреждению дисграфии и дислексии у дошкольников

Нарушения чтения (дислексия) и письма (дисграфия) — самые распространённые формы речевой патологии у младших школьников. От обычных, свойственных всем, так называемым «физиологических&raqu...

Система работы логопеда и родителей по эффективной автоматизации звуков у дошкольников с общим недоразвитием речи

Выступление на методическом объединении учителей-логопедов дошкольного образования Саткинского муниципального района Челябинской области...