Планы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей подготовительной к школе группы для детей с ТНР (фрагмент плана)
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Захарченко Татьяна Викторовна

ТЕМА НЕДЕЛИ Волшебница вода. Воздух-невидимка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл voda_vozduh.docx22.13 КБ

Предварительный просмотр:

Планы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей подготовительной к школе  группы для детей с ТНР (фрагмент плана)

ТЕМА НЕДЕЛИ

Волшебница вода. Воздух-невидимка

  1. РАЗВИТИЕ ОБЩЕЙ МОТОРИКИ

Результативность выполнения заданий

Инструкция воспитателя

Выполняемые движения

Между гор и между скал

Блещет озеро Байкал.

Дует с северных низин

Сильный ветер Баргузин.

Волны бьются в берега,

А кругом гудит тайга.

Поднимают правую руку вверх, затем левую.

Опускают руки, держат их перед собой.

Поднимают руки, раскачиваются из стороны в сторону.

Руки в стороны, имитируют движения волн.

Тянутся на носочках вверх, поднимают руки, раскачиваются из стороны в сторону.

  1. РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

Сарма, Баргузин, Верховик и Култук –

Это ветра на Байкале вокруг.

Дуют меж горных вершин, между скал,

Дуют в тайге, где олень проскакал.

Дуют, на море волну поднимая.

Дуют, погоду вокруг изменяя.

Но не страшны Байкалу ветра.

Прочно стоит наш Байкал навсегда!

Загибают по одному пальчику на обеих руках;

круговые движения кулачками;

стучат указательными пальцами по столу;

водят указательными пальцами;          

кладут ладони на колени.  

3. РАЗВИТИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ И РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ

Упражнения для жевательно-артикуляционных мышц

  • «Лодочка качается на байкальских  волнах».  Поставить указательные пальцы к уголкам губ. Медленно поднимать и опускать уголки губ. Сначала с помощью пальцев, затем без них.
  • «Шторм на Байкале». Двигать языком с внутренней стороны, плавно очерчивая кончиком языка круг.
  • «Гребем веслом». Перемещать язык из одного угла рта в другой.
  • «Лодочка». Рот открыт. Язык высунуть «лодочкой» (желобком), держать неподвижно. Губы то широко раскрывать («оскал»), то касаться ими «желобка».
  • «Байкальские горы». Рот открыт. Кончик языка изнутри  упирается в нижние зубы. Выгибать спинку языка, изображая низкие и высокие горы. Кончик языка не отрывать. Повторить «пять» раз.
  • «Байкальская тайга». Губы в улыбке.  «Широкий» язык с силой протискивается между зубами наружу так, что верхние резцы скоблят по спинке языка. Следы от зубов на языке это – таежные  тропинки.
  • «Шаман – камень». Улыбнуться, открыть рот, поставить кончик языка за верхние зубы так, чтобы он крепко упирался в них. Удержать под счет до «пяти». Повторить несколько раз.

Упражнения для челюсти

Упражнения для губ и щек

Упражнения для языка

Развитие физиологического дыхания и голоса

  • «Туристы заблудились  в тайге  на байкальских берегах». Кричат: «Ау! Ау!» (грустно, громко). Никто не отзывается.   «Ау! Ау!»  (печально). Их нашел егерь.  «Ау!!» (радостно).
  • «Сильный шторм». Вдох носом.  При выдохе дуть в соломинку, опущенную в стакан с водой. Вода в стакане должна бурлить.

4. РАЗВИТИЕ МИМИЧЕСКИХ МЫШЦ

Туристы несут тяжелые рюкзаки. Им трудно, тяжело, неудобно, пот заливает глаза.

Туристы сбросили рюкзаки, привал. Они вздохнули с облегчением, им хорошо, легко, можно отдохнуть на травке.

5. РАЗВИТИЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

1. Дидактическая игра «Верни предлог»

Звук мы слышим … (через) воздух.

(Перед) … дождём … (над) головой висят тёмные тучи.

… (После) дождя бывает разноцветная радуга … (на) небе.

Летом … (на) траве капли росы.

… (В) городе замело дороги … (из-за) сильного снегопада.

2. Дидактическая игра «Образуй нужное действие от слова «ЛЕТЕЛ»:

Самолёт в Москву … (прилетел).

Самолёт из нашего города рано утром … (вылетел).

Самолёт через океан … (перелетел).

Поздно вечером самолёт к нашему городу … (подлетел).

Вокруг озера самолёт … (облетел).

3. Дидактическое упражнение «Ответь на вопросы и подбери родственные слова к слову ВОДА»:

Назови воду ласково – (водичка).

Транспорт, который плавает по воде – (водный).

Лодка, которая плавает под водой – (подводная).

Человек, который служит на подводной лодке – (подводник).

Сказочный герой, живущий в воде – (Водяной).

Возит воду – (водовоз).

Реки вышли из берегов, случилось – (наводнение).

Перечисли все родственные слова.

4. Дидактическая игра «Скажи наоборот»

Прозрачная вода – мутная вода.

Солёная вода – пресная вода.

Твёрдый лёд – мягкий снег.

Облако светлое – туча – тёмная.

Крупная капля – мелкая капелька.

Дождливая погода – ясная погода.

Дождливое лето – засушливое лето

5.  Дидактическая игра «Посчитай до десяти»

Один стакан холодной воды; два стакана холодной воды; три стакана холодной воды; четыре стакана холодной воды; пять стаканов холодной воды; шесть стаканов холодной воды; семь стаканов холодной воды; восемь стаканов холодной воды; девять стаканов холодной воды; десять стаканов холодной воды.

Аналогично со словосочетаниями: ажурная снежинка; дождевая капля; белое облако.

7. РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

(рассказы, художественная литература, загадки, драматизация, д/и)

1. Чтение и рассматривание журналов «Сибирячок».

  • Ответь на вопросы:
  •         Что такое туман? – (Белая пелена из капелек воды).
  •         Когда появляется туман? – (Вечером и утром).
  •         В какое время года часто бывает туман? – (В конце лета и осенью).
  •         Что такое снегопад? – (Снежинки, падающие с неба).
  •         Когда бывает мороз? – (зимой).
  •         Что такое метель? – (сильный ветер со снегом).
  •         Что такое иней? – (Все деревья и провода покрыты снежными иголочками).
  •         Когда появляются сосульки? – (Весной, когда чередуются оттепель и мороз).
  •         Что такое капель? – (Когда тает снег на крышах и капельки падают вниз).
  •         Что такое засуха? – (Долго нет дождя, земля трескается, погибают растения).
  •         Что такое обвал в горах? – (С гор падают снег и камни).
  •         Что такое лавина в горах? – (Когда с гор сползает огромная куча снега).
  •         Когда бывает наводнение? – (Весной во время таяния снега, ледохода.  После сильных дождей летом).
  •         Что такое град? – (Замёрзшие капельки воды).
  • Пользу или вред град приносит людям? – (Вред. Он может испортить урожай).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога в подготовительной к школе детей с общим недоразвитием речи.

В работе с детьми, имеющими речевые нарушения, возникла необходимость поиска единых концептуальных основ взаимодействия педагога-психолога и учителя-логопеда для согласованности проводимых мероприятий...

Планы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей подготовительной к школе группы для детей с ТНР (фрагмент плана) ТЕМА НЕДЕЛИ Путь хлеба. Сельскохозяйственный труд.

Планы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей подготовительной к школе  группы для детей с ТНР (фрагмент плана)ТЕМА НЕДЕЛИ Путь хлеба.  Сельскохозяйственный труд....

Планы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей старшей группы для детей с ТНР (фрагмент плана) ТЕМА НЕДЕЛИ Домашние животные

Планы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей старшей  группы для детей с ТНР (фрагмент плана)ТЕМА НЕДЕЛИ  Домашние животные...

Планы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей подготовительной к школе группы для детей с ТНР (фрагмент плана) ТЕМА НЕДЕЛИ Транспорт

Планы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей подготовительной к школе  группы для детей с ТНР (фрагмент плана) ТЕМА НЕДЕЛИ Транспорт...

Планы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей старшей группы для детей с ТНР (фрагмент плана) ТЕМА НЕДЕЛИ Мужские и женские профессии

Планы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей старшей  группы для детей с ТНР (фрагмент плана)  ТЕМА НЕДЕЛИ Мужские и женские профессии...