Развитие речевых навыков у детей раннего возраста
консультация по логопедии (младшая группа)

Ровнова Ксения Эдуардовна

Ранний возраст является периодом, особенно благоприятным для освоения речи. Речь перестраивает все психические процессы ребёнка: восприятие, мышление, память, чувства, желания. Она открывает возможности для совершенно новых и специфически человеческих форм внешней и внутренней жизни - сознания, воображения, планирования, управления своим поведением, логического и образного мышления и конечно же новых форм общения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rannyaya_pomoshch.pptx1.05 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Тюменского муниципального района Боровский детский сад «ЖУРАВУШКА» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей «Развитие речевых навыков у детей раннего возраста» Учитель-логопед МАДОУ Боровского детского сада « Журавушка» Ровнова Ксения Эдуардовна

Слайд 2

Ранний возраст — период в развитии человека между младенчеством и дошкольным возрастом (от 0 до 3 лет). Ранний возраст является периодом, особенно благоприятным для освоения речи. Речь перестраивает все психические процессы ребёнка: восприятие, мышление, память, чувства, желания. Она открывает возможности для совершенно новых и специфически человеческих форм внешней и внутренней жизни - сознания, воображения, планирования, управления своим поведением, логического и образного мышления и конечно же новых форм общения.

Слайд 3

Речевой навык – это речевое действие, достигшее степени совершенства, способность осуществить оптимальным образом ту или иную операцию. Речевые навыки включают: навыки оформления языковых явлений (внешнее оформление – произношение, членение фраз, интонирование; внутреннее оформление – выбор падежа, рода, числа). Все речевые навыки закладываются в раннем возрасте, начиная уже с доречевого периода.

Слайд 4

Крик – первая голосовая реакция Гуление Лепет Слова Этапы доречевого и речевого развития ребенка Доречевое развитие Фразы 4 – 5 месяцев Рождение 11 месяцев 1,5 – 2 года Р ечевое развитие 3 месяца В отечественной педагогике и психологии процесс раннего развития ребенка от рождения до 3 лет разделяют на два основных периода: младенчество (от 0 до 12 месяцев) - « доречевая стадия развития ребенка», и преддошкольное детство (от 12 до 36 месяцев) - «начальные этапы речевой стадии развития коммуникации».

Слайд 5

Как же помочь ребенку в раннем возрасте овладеть всеми необходимыми навыками для дальнейшего развития речи?

Слайд 6

В развитии речи малыша можно выделить два основных направления – развитие понимания речи и развитие собственной активной речи ребенка. Важнейшим фактором для развития речи является необходимость создания благоприятной ситуации, которая помогает вызвать желание у ребенка принять участие в речевом общении. Очень важно, как можно чаще разговаривать с малышом, ведь в основе речи лежит подражание - повторение слов и фраз за взрослым. Речь все время должна окружать ребенка и для этого необходимо произносить вслух все бытовые ситуации, режимные моменты и другие события жизни малыша.

Слайд 7

Чтобы общение было наиболее продуктивным уже с первых месяцев жизни можно использовать следующие приемы: диалоги с малышом; пестование; игры , стимулирующие речевое развитие.

Слайд 8

Диалоги с малышом Уже с самого рождения между мамой и малышом устанавливается своеобразная коммуникация, первое время представляющая собой постоянный монолог мамы: она задает вопросы, делает паузу и от имени ребенка сама на них отвечает. Такой необычный формат общения имеет большое значение для развития ребенка. Уже через месяц-другой в одну из таких пауз малыш откликнется агуканьем и гулением . Мама подхватит его отклик и продолжит коммуникацию, побуждая малыша к ответным реакциям. Ребенок, получая позитивный опыт общения, будет и дальше откликаться на приглашение самого главного собеседника в его жизни «поговорить». Со временем монолог мамы перейдет в гармоничный диалог с малышом.

Слайд 9

Правила общения с ребенком 1. Называйте не только предметы, но и действия, и признаки. 2. Сопровождайте собственные действия, а также действия других и самого ребенка, происходящие явления кратким речевым комментарием. 3. Речевой комментарий не должен перегружать внимание ребенка. 4. Речь, обращенная к ребенку должна быть эмоциональной, с интонацией, тембром, громкостью, с четкой, периодически утрированной артикуляцией. 5. Для детей с нарушением понимания речи необходимо подкреплять речь жестами, а также использовать предметы или фотографии. 6. Оречевляйте чувства, эмоции свои и ребенка для развития эмоциональной лексики. 7. Следите за активностью ребенка! Не прерывайте малыша, если он хочет что-то сказать.

Слайд 10

пестование Пестование – это особый процесс воспитания и ухода за ребенком, сопровождающийся проговариванием озорных стишков-потешек . Развивающий уход – грудное вскармливание, ношение на руках, купание, и другие процедуры, направленные на развитие ребенка, получение им нового опыта, сопровождаемые потешками . Знакомство с частями тела. В песенно-игровой форме крохе легче и интересней познавать мир и самого себя («Три колодца», «Большие ноги…» и др.). Гимнастика для младенцев. Веселыми стишками мама завлекает малыша в активную игру, стимулируя физическое развитие. Главную позицию здесь занимают упражнения на координацию, развитие мелкой моторики, разнообразные игры с ручками и ножками, пальчиками и ладошками («Ладушки-ладушки», «Сорока-ворона» и др.). Игры с детьми в режимные моменты: просыпание, умывание, купание, кормление («Водичка-водичка…», « Потягушечки » и др.).

Слайд 11

Водичка-водичка, Умой мое личико, Чтобы глазки блестели, Чтобы щечки краснели, Чтоб смеялся роток, Чтоб кусался зубок. Потешки для умывания Ладушки - ладушки, С мылом моем лапушки! Чистые ладошки, Вот вам хлеб да ложки!

Слайд 12

Мы проснулись, Мы проснулись. Сладко, сладко потянулись. Маме с папой улыбнулись. Мы проснулись, Потянулись, Вместе солнцу улыбнулись. Здравствуй, солнышко, Колоколнышко ! Потешки для пробуждения

Слайд 13

Когда малыш становится старше (достигает возраста 5-6 месяцев), потешки сопровождают движениями пальчиков, ручек, головки, ножек. Пальчик-мальчик, Где ты был? С этим братцем в лес ходил, С этим братцем щи варил, С этим братцем кашу ел, С этим братцем песню пел.

Слайд 14

Колыбельные песенки Колыбельные песенки – бесценный материал, который позволяет ребенку почувствовать язык, ощутить его мелодичность и ритм, проникнуться народным духом. Колыбельные обогащают словарь и кругозор детей, обучают образовывать однокоренные слова (например, котя , котенька , коток ; коза, козонька и.т.д.), позволяют запоминать слова и формы слов и словосочетаний, повторяющиеся звукосочетания, фразы, звукоподражания

Слайд 15

Баю-баю, за рекой Солнце скрылось на покой, А у Машиных ворот Зайки водят хоровод. Заиньки-заиньки, Не пора ли баиньки ? Вам под осинку, Маше на перинку.

Слайд 16

Люли-люли-люли, Прилетели гули. Сели на воротцах В красных чеботцах . Стали гули говорить, Чем нам Машу накормить? Сахарком и медком, Сладким пряником. Сладким пряником – Коноплянником . Коровку подоим – Молочком напоим. Стали гули ворковать – Стала Маша засыпать.

Слайд 17

Баю-бай, баю-бай, Ты, собачка, не лай, Ты, собачка, не лай, Нашу Машу не пугай. И в дудочек не гуди, До утра не разбуди. А прийди к нам ночевать – Нашу Машеньку качать. Баю-бай, баю-бай, Ты, собачка, не лай. Белолапа , не скули, Нашу Машу не буди. Ночка темная, не спится, Наша Машенька боится. Ты, собачка, не лай, Ты мне Машу не пугай!

Слайд 18

Игры, активизирующие речевое развитие 1. Игры с природным материалом. 2. Игры-прятки. 3 . Двигательные игры . 4. Музыкальные игры. 5. Кухонные игры. 6. Игры в ванной.

Слайд 19

Игры с природным материалом Огромное влияние на рост речевой и познавательной активности ребенка оказывают разнообразие и доступность объектов, которые он время от времени может исследовать: смотреть на них, пробовать на вкус, манипулировать, экспериментировать, делать о них и с ними маленькие открытия. В своем инстинктивном стремлении к саморазвитию ребенок уже на первом году жизни неудержимо рвется к песку, воде, глине, дереву и бумаге. В «возне» с ними заключен большой смысл: ребенок занят делом, он знакомится с материалом, изучает его свойства, функции и т. п. Самые любимые и лучшие игрушки — те, что ребенок сотворил сам: крепости из палочек; рвы, вырытые при помощи старой ложки или совка; бумажные кораблики; куклы из тряпочек, бумаги или соломы.

Слайд 20

Игры-прятки «Чудесный мешочек»: сложите в привлекательный мешочек игрушки и предметы, задача ребенка назвать предмет, ощупав его, либо достать на ощупь по инструкции взрослого; Спрячьте игрушки или предметы в разные места в доме или во время прогулки на улице, предложите ребенку найти их вместе и назвать . Например, спрячьте разные фигурки животных в стиральной машине, холодильнике и других неожиданных для ребенка местах.

Слайд 21

Двигательные игры « Борцы сумо »: наденьте папины большие футболки, засуньте под них подушки и « боритесь» друг с другом. Предложите малышу достать из мешочка фигурки животных и изобразить их с помощью характерных движений. «Снежки»: слепите из фольги небольшие шарики – «снежки» и бросайте их в друг в друга. Прыгайте вместе на батуте, проговаривая потешки или слоговые цепочки.

Слайд 22

Музыкальные игры Значение музыкальных игр в речевом развитии ребенка трудно переоценить. Малыши с удовольствием подпевают, обожают шумовые музыкальные инструменты, ритуальные игры типа «Каравай», «По кочкам», «Баба сеяла горох» и др. Поощряйте желание ребенка двигаться под музыку, подпевать. Ничего страшного в том, что ребенок сначала проговаривает только окончания или последние слова песенных строк. Впоследствии он начнет пропевать небольшие песенки целиком и, возможно, искажать некоторые слова. Пойте песню вместе с «главным исполнителем», но, в отличие от него, пойте ее правильно. Почаще предоставляйте малышу возможность двигаться под разнообразную музыку, самостоятельно извлекать звуки из различных предметов, аккомпанируя себе. Ребенок танцует и поет о том, что видит вокруг, слышит, придумывает собственные песни и мелодии — так рождается творец!

Слайд 23

Совместное приготовление пищи поможет закрепить в словаре ребенка многие глаголы, в том числе с близким значением: жарить – варить – печь; кипятить, чистить, солить и т. д. Обращайте внимание ребенка на запахи при приготовлении пищи, в следующий раз попросите угадать ребенка по запаху — что готовится на кухне. Для развития моторики ребенка можно предложить малышу самостоятельно почистить банан, оторвать ножки от шампиньонов, листочки от ягод, вытащить горошины из стручков и пр. Или же предложить пересыпать крупы в разные баночки и слушать, как они звучат; сортировать сухофрукты со свежими фруктами, обсуждая, что из чего получилось: изюм из винограда, курага из абрикоса и пр. Сортируйте фрукты, овощи, орехи в разные емкости по различным признакам. Например, все помидоры соберем в большую тарелку, а огурцы – в маленькую и т.д. По каким признакам можно сортировать: по цвету, размеру, форме, сухой – мокрый, пахнет – не пахнет, мягкий – твердый и др. Кухонные игры

Слайд 24

В процессе купания ребенка используйте резиновые игрушки – рассуждайте, кто на самом деле может плавать: утка, рыбка, кораблик и т. п.; а что (или кто) умеет плавать только, если он игрушечный (самолет, попугай и т. п.). Придумывайте разные названия для ванной (бассейн , море, озеро, река, пруд и т. п.) и играйте в разные игры: пароход по морю плывет и гудит: «у-у-у»; в бассейне купаем кукол – «куп-куп» и т. д. Обращайте внимание на разницу температурных ощущений, включая воду различной температуры , побуждайте ребенка к произвольным эмоциональным восклицаниям «Ой! Ай! Ух ! Ох! Ах!». Полезно при купании ребенка включать классическую музыку – это способствует развитию слуховог внимания , являясь предпосылкой для развития речи. Обращайте внимание ребенка на мелодию, какая она – веселая, быстрая, грустная, медленная и т. п. Наиболее благотворно на малышей действует музыка Моцарта, Шуберта, Гайдна, Баха . Игры в ванной

Слайд 25

Игра «Кораблекрушение». Для игры понадобятся: мелкие резиновые игрушки, ложка. Взрослый рассказывает, что произошло кораблекрушение – нужно спасти животных, достать их ложкой из воды и назвать . Для закрепления обобщающих понятий можно поместить в воду животных и птиц предложить ребенку, «спасая» рассаживать животных и птиц в разные лодки . Игра « Тонет – не тонет». Для игры понадобятся: резиновые игрушки, камушки, пластмассовые фигурки. Бросаем игрушки в воду, произносим: « буль ». Проверяем тонет предмет или не тонет. Взрослый интонационно выделяет глагол «тонет », «не тонет» стимулируя к его повторению ребенка. Игра «Медузы». Для игры понадобится разноцветная вата. Опускаем вату в ванну и предлагаем ребенку искупаться в «море»: «Залезай купаться в море. Ой , медуза. Лови! 1 Поймал? Что ты сделал? (поймал). Кого поймал? МедузУ ! Ты поймал медузу. Вот еще медуза. Это медузЫ . Лови ты». Игры в ванной

Слайд 26

Таким образом, важнейшим условием развития речи малыша является регулярное эмоциональное общение с ребенком! Играйте – это будет самым лучшим средством для развития! А если вы отмечаете трудности развития, обратитесь на консультацию к специалисту, который сможет оценить состояние малыша, дать необходимые советы и направить Вас, уважаемые родители!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию общих речевых навыков у детей раннего возраста " Играем с мишкой"

Материал конспекта поможет совершенствованию понимания речи детьми, развитию чувства ритма и фонематического восприятия, обучению действию по словесной инструкции....

Конспект занятия по формированию общих речевых навыков у детей раннего возраста "Мяч и мячик "

Материал конспекта позволяет закрепить понятия БОЛЬШОЙ-МАЛЕНЬКИЙ, различать предметы по величине и отражать эти различия в речи. Кроме этого упражнения, содержащиеся в конспекте позволят развивать у д...

План-проект.«Развитие коммуникативных навыков у детей раннего возраста»

Петровская Варвара Васильевна ВоспитательМуниципального дошкольного образовательного учреждения- Центр развития ребенка  детский сад «Буратино» г. КогалымПлан-проект:«Развитие коммуникатив...

Развитие перцептивных навыков у детей раннего возраста.

Один из ведущих факторов развития ребенка - активное его взаимодействие с окружающей средой, которое формирует систему восприятия. Ранний дошкольный возраст можно назвать возрастом чувственного познан...

Система работы по развитию коммуникативных навыков у детей раннего возраста в ходе режимных моментов

Коммуникативно-речевое развитие детей раннего возраста – это процесс становления речевой деятельности, в ходе которого ребенок взаимодействует со взрослыми (сверстниками), используя при этом средства ...

Описание опыта работы Тема: "Развитие коммуникативно-речевых навыков у детей раннего возраста посредством театрализовано-игровой деятельности"

Описание опыта работы воспитателя первой квалификационной категории МБДОУ – детский сад №5 п.г.т. Погар Беспалько Оксаны Михайловны Тема: «Развитие коммуникативно-речевых навыков...