Проект СЛОВАРИК. Развитие словарного запаса детей с ОНР в средней группе.
проект по логопедии (средняя группа)

Зырянова Татьяна Владимировна

Цель проекта: повысить эффективность коррекционно-развивающей работы по  систематизации, обогащению, уточнению и активизации словарного запаса  детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_slovarik.docx457.82 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №322 «Морозко»

Проект

«Словарик»

(развитие словарного запаса детей с ОНР в средней группе)

Учитель-логопед: Зырянова Татьяна Владимировна

                             Воспитатели: Федосенко Елена Валерьевна

                                                       Шестакова Галина Николаевна

Красноярск 2021г

Актуальность

В речевой группе среднего дошкольного возраста большая часть детей имеет общее недоразвитие речи I и II уровня. Словарный запас таких детей резко ограничен, часто состоит из небольшого количества лепетных слов. Характерна многозначность употребляемых слов. Пассивный словарь намного шире  активного. Словарь, как правило, ограничен бытом и ближайшим социальным окружением (в речи мало признаков, частей предметов, обобщений, наречий, предлогов, союзов; недостаточно глаголов, существительных). Бедный словарный запас  тормозит развитие других компонентов речи (формирование грамматического строя, развитие связной речи и др.), негативно сказывается на умственно-познавательном развитии дошкольников. Поэтому  было решено организовать широкий круг мероприятий для развития словаря детей с ОНР в условиях речевой группы ДОУ. Работу эту провести в тесном взаимодействии логопеда, воспитателей и родителей группы

Цель проекта: повысить эффективность коррекционно-развивающей работы по  систематизации, обогащению, уточнению и активизации словарного запаса  детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Для реализации поставленной цели  определены следующие задачи проекта: 

-формировать   словарный запас детей согласно тематическому планированию;

-развивать у детей внимание и интерес к слову;

- обогащать словарный запас за счет введения в речь различных частей речи;

-обогащать словарный запас за счет введения в речь синонимов, антонимов, многозначных слов;

- обогащать, расширять и активизировать словарь «вежливости»;

- воспитывать чувство любви к родному языку; 

Условия реализации проекта. 

Вид проекта – долгосрочный групповой;

Сроки реализации проекта - один  год;

Направленность развития детей - речевая;

Ожидаемый результат

Словарный запас детей приблизится к словарю норматипичных детей соответствующего возраста.

Этапы проведения и реализации проекта

I. Информационно-накопительный.  Изучение интереса педагогов ДОУ по систематизации, обогащению и уточнению  словарного запаса детей среднего дошкольного возраста для определения цели  и задач проекта. Анализ семейного воспитания по данному вопросу (индивидуальные беседы и анкетирование родителей). Проведение диагностических тестов с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи. Подбор и анализ  методической  литературы. Подбор наглядного  и дидактического материала (консультаций для стенда информации, демонстрационного материала для детей по различным лексическим темам и др.) Разработка перспективного планирования непосредственно образовательной деятельности с детьми. Разработка конспектов непосредственно образовательной деятельности. Подбор, изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме «В мире вежливых слов». Подбор дидактических, словесных, подвижных игр, музыкального сопровождения. Подбор материала для родителей (памятки, консультации).

II. Организационно-практический. Организация предметно-развивающей среды в групповой комнате. Составление картотеки  игр, упражнений, направленных на развитие словаря детей. Установление взаимосвязи с педагогами ДОУ и родителями в вопросах развития словаря детей. Включение в режимные моменты, непосредственно образовательную деятельность работу по систематизации, обогащению и уточнению синонимов, антонимов и омонимов русского языка. Составление «словариков» синонимов и антонимов. Подбор методической, художественной литературы  для создания  «Аллеи добрых книг» (со стихотворениями, загадками, поговорками и сказками), подбор наглядных иллюстраций. Работа с родителями: проведение консультаций, мастер – классов, совместных игр и т.д.

III. Итоговый. Сопоставительный анализ состояния словарного запаса по итогам учебного года.

Перспективный план проекта

сроки

мероприятия

Ответственный

Сентябрь

  • Диагностика;
  • Статья для родителей на сайте ДОУ «Как увеличить словарный запас ребенка: рекомендации для родителей

  • Беседа: «Зачем говорят волшебные слова?».

              Логопед

Воспитатель

     Воспитатели

Октябрь

  • Статья для родителей на сайте ДОУ «Игры для развития словарного запаса детей»
  • Беседа - «Волшебные слова – почему они волшебные»
  • О. Дриз «Добрые слова» -чтение худ. литературы
  • Родительский клуб «Игры на бегу»
  • Клуб знатоков: овощи, фрукты.

     Логопед

Воспитатель

Воспитатель

Логопед

         Логопед

         

Ноябрь

  • Памятки для родителей «Секреты воспитания вежливого ребенка»
  • Беседа - «Зачем говорят, здравствуйте и еще кое- что о вежливости»
  • Просмотр познавательных мультфильмов по теме.
  • Выставка настольных игр для развития словарного запаса детей
  • Викторина «Деревья»

       Логопед

Воспитатель

Воспитатель

Воспитатель

Логопед

Логопед

Декабрь

  • Клуб знатоков: «Зимушка-зима»
  • Акция «Давай поменяемся!»      (обмен настольными играми)
  • Конкурс словариков «Скажи наоборот»
  • Конкурс словариков «Скажи то же самое по-другому»
  • С. Маршак «Урок вежливости» - чтение худ.литературы

Логопед

Логопед

Логопед

Логопед

Воспитатель

Воспитатель

Январь

  • Викторина: «Транспорт»
  • Конкурс видео-словариков «Удивительные слова» (омонимы)
  • С/ролевая игра  «Автобус»

Логопед

Воспитатель

Февраль

  • Чтение худ. лит-ры: 

Э. Мошковская «Вежливое слово».

  • Раскраски «Вежливые картинки» (добрый день).
  • Изготовление книжек-малышек совместно с родителями «Вежливые картинки»

Воспитатель

Воспитатель

Воспитатель

Март

  • С/р игра «Кафе» (с использованием вежливых слов).
  • Чтение худ. лит-ры: Т. А. Шорыгина «Как попугай Таню вежливости учил»

Воспитатель

Воспитатель

Апрель

  • Клуб Знатоков: Итоговая игра совместно с родителями
  • Организация выставки книжек-малышек

Логопед

Воспитатель

Май

  • Оформление с детьми листьями «Дерево вежливых слов»
  • Итоговое развлечение «В мире вежливых слов»
  • Итоговое мероприятие: Чемпионат по игре-бродилке «Мир вокруг нас»
  • Итоговая диагностика словарного запаса детей
  • Итоговое анкетирование родителей

Воспитатель

Воспитатель

 Логопед

Логопед

Логопед

Приложение 1

Анкета для родителей

1. Как Вы считаете, словарный запас Вашего ребенка соответствует возрасту?

  • Да
  • Незначительное отстает
  • Значительно отстает от нормы

2.Словарь каких частей речи, по Вашему мнению, у Вашего ребенка представлен лучше? Поставьте цифры от 1 до 5.

  • Имя существительное
  • Имя прилагательное
  • Глагол
  • Наречие
  • Предлоги

3. Использует ли Ваш ребенок в своей речи разные слова для обозначения одного предмета или действия? (синонимы)

  • Часто
  • Редко
  • Не использует

4. Проявляет ли Ваш ребенок интерес к слову? (находит похожесть каких-либо слов, предполагает происхождение слова, придумывает свои слова и т.д.)

  • Часто
  • Редко
  • Не проявляет

5. Что, по вашему мнению, может обогатить словарь ребенка? Поставьте цифры от 1 до 5.

  • Чтение художественной литературы
  • Чтение энциклопедической литературы
  • Просмотр мультфильмов
  • Просмотр познавательных передач
  • Специальные занятия с логопедом
  • Беседы
  • Словесные игры
  • Другое (напишите, что)_______________________________

6.Как часто Ваш ребенок употребляет «вежливые» слова?

  • Всегда
  • Часто
  • Иногда
  • Не употребляет

7*. Заметили ли Вы улучшение словаря ребенка за период с сентября по май?

  • Нет
  • Незначительное
  • Значительное

Вопрос 7* включается в итоговую анкету в мае

Приложение 2. Статья на сайте ДОУ.

Как увеличить словарный запас ребенка:

рекомендации для родителей

Дети с общим недоразвитием речи (ОНР) испытывают трудности с развитием всех сторон речи: у них недостаточно развит фонематический слух, нарушено произношение звуков, бедный словарный запас, не сформирован грамматический строй речи. Работа по коррекции речи должна быть комплексной. Но на первом этапе на первый план выступает работа над словарным запасом ребенка. Увеличить словарный запас ребенка за пару интенсивных занятий не получится, расширение личного лексикона в идеале будет продолжаться всю жизнь. Скорость освоения и качественное содержание словарного запаса зависит от окружающей среды,  в том числе от тех привычек и знаний, которые вы заложите в раннем детстве. 

Ориентировочные возрастные нормы словарного запаса ребенка от 1 года до 5 лет представлены в таблице

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/0f62/00045521-f0882d60/img3.jpg

Чтобы помочь своему ребенку расширить словарь, прислушайтесь к советам специалиста: 

1. Старайтесь использовать не только знакомые ребенку определения вроде «большой», «маленький», «красивый», «хороший», но и другие эпитеты, которые лучше опишут предмет (высокий, крошечный, замечательный и т. п.). Близкие по значению слова делают речь выразительнее и точнее. Детям важно слышать их в речи взрослого, чтобы начать использовать самим.

2. Рассказывая о чем-то ребенку, используйте для описания как минимум два прилагательных. (Небо серое, хмурое. День солнечный, ясный. Книга интересная, увлекательная.)

3. Предлагайте ребенку сравнивать варианты слов. Например: «Как лучше сказать: большая дорога или длинная дорога? (Тонкая книга или маленькая?)

4. Попросите ребенка сказать иначе. Например, он говорит, что книжка упала. Предложите придумать другой вариант (свалилась, слетела, соскользнула, грохнулась, бухнулась).

5. Многозначные слова. Дети с раннего возраста сталкиваются с такими словами и усваивают их смысл из ситуаций. Столкнувшись с предметом, чье название может обозначать и другие предметы, попросите ребенка вспомнить эти предметы. (Папочка для заданий и любимый папочка)

6. Не бойтесь использовать в речи фразеологические обороты.  Первое время дети воспринимают фразеологизмы буквально. Так, однажды трехлетняя девочка на занятии рассказывала о наступлении осени и при этом топала ногами. Для того чтобы ребенок научился понимать смысл таких фраз, их нужно чаще использовать в речи. Ребенок будет постепенно понимать значение подобных конструкций, анализируя ситуацию, в которой они применялись. Переносный смысл слов становится доступным ребенку к 4-5 годам, поэтому фразеологизмы он начинает понимать именно в этом возрасте. Дети, с которыми разбирают смысл фразеологизмов, начинают более осмысленно слушать, анализировать.

7. Больше читайте ребенку. В возрасте около 3 лет жизненных ситуаций становится недостаточно для развития речи, и тогда большую роль начинают играть книги. Из них ребенок узнает много нового, расширяет словарный запас. Дети любят, когда им читают одни и те же книги, заучивают наизусть целые отрывки. Это помогает им усвоить правильные грамматические конструкции, улучшить связность речи.
Читая ребенку стихи, обратите внимание на те места, где встречаются трудные для него грамматические конструкции. Повторяйте эти фрагменты чаще — и ребенок выучит их наизусть.

8. Дети многое узнают из мультфильмов. Сам по себе просмотр мультфильма не развивает речь, но дает повод для обсуждения увиденного (можно обсудить вместе с ребенком детали и действия героев, попросить его пересказать сюжет), темы для сюжетно-ролевых игр.

Часто родители включают детям мультфильмы, чтобы освободить себе немного времени. Но лучше находить возможность посмотреть их вместе, чтобы во время просмотра говорить о том, что происходит на экране, а потом попросить ребенка пересказать то, что он увидел.


Надеюсь, мои советы помогут сделать речь ваших детей богаче!

Ваш логопед Зырянова Татьяна Владимировна.

Приложение 3. Стендовая консультация для родителей

Развиваем словарный запас детей.

Игры « на ходу»

 В эти игры вы можете поиграть с ребенком на прогулке, по дороге в детский сад, в машине, в очереди в поликлинике.

  1. «Часть-целое»

Взрослый называет части предметов, ребенок – предмет, у которого есть такая часть (ножка – стул, страница – книга, кабина – машина,…)

Взрослый называет предмет, ребенок называет как можно больше частей этого предмета (Стул: сиденье, спинка, ножки)

  1. «Четвертый-лишний». Эта игра способствует усвоению обобщающих слов.

Взрослый называет четыре предмета, три из которых можно назвать одним обобщающим словом, а четвертое не входит в это обобщение. Ребенок называет «лишнее» слово и объясняет, почему  оно лишнее (Огурец, яблоко, помидор, капуста. Яблоко лишнее, потому что яблоко - фрукт, а огурец, помидор, капуста – овощи)

  1. Скажи то же самое по-другому.

(друг – товарищ, папа – отец,  путь – дорога, знамя –флаг,…)

  1. «Скажи наоборот»

(друг-враг, короткий-длинный, твердый – мягкий, близко-далеко, трудно-легко)

  1.  «Какой? Какая? Какое?»

Взрослый называет предмет, ребенок подбирает слова-признаки.

Дуб – какой? (большой, высокий, могучий, зеленый, …)

Лимон - какой? (кислый, желтый, овальный, полезный, сочный, шершавый, …)

  1. «Что таким бывает?»

Что бывает холодным? (мороженное, снег, лед, руки, вода, ветер, погода,…)

Что бывает хрупким? (стекло, лед, фарфор, поделка, сосулька, снежинка,…)

  1. «Кто что делает?»

Взрослый называет предмет, ребенок подбирает слова-действия.

Петух – что делает? (ходит, летает, кричит, сидит, спит, клюет, машет, …)

  1. «Кто умеет делать так?»

Кто и что умеет летать? (самолет, вертолет, бабочка, птица, шарик, …)

Кто и что умеет сверкать? (звезда, сокровища, бриллианты, золото, молния, солнце…)

  1. «Предмет-признак»

Взрослый называет любой предмет, ребенок подбирает и называет одно слово-признак. Взрослый к слову-признаку, названному ребенком, подбирает другой предмет. Ребенок к новому предмету подбирает новый признак.

(огурец – зеленый –  зеленая трава – трава мягкая – мягкая подушка – подушка квадратная – квадратный ковер – ковер новый – новая игрушка …..)

Взрослый может начать с признака. В этом случае ребенок будет называть предметы, а взрослый признаки.

  1.  «Предмет-действие»

Взрослый называет любой предмет, ребенок подбирает и называет одно слово-действие, подходящее к этому слову. Затем взрослый подбирает к слову- действию ребенка другой предмет. (часы -идут –  идут дети – дети поют – поют птицы -  птицы летают – летают самолеты -  самолеты  приземляются - …)

Взрослый может начать с действия. В этом случае ребенок будет называть предметы, а взрослый действия

11. «Ассоциации»

Загадывается одно слово. Придумать его может и ребенок, и взрослый. Затем игроки  по очереди называют слова, которые «дружат» с загаданным словом.  (Лёд: холод, мороз, вода, река, хрупкий, твердый, прозрачный, скользкий, коньки, каток….)

12.«Я знаю пять названий»

Я знаю пять названий овощей: свекла, репа, тыква, морковь, помидор.

Я знаю пять названий обуви: кроссовки, туфли, кеды, сапоги, ботинки.

  1. «Что я загадал?»

Взрослый загадывает предмет и дает его описание с помощью слов-признаков или слов-действий. Ребенок отгадывает. Затем  ребенок загадывает предмет и дает его  описание, а взрослый отгадывает.

Отгадай, что я загадал: красный, круглый, мягкий. (помидор)

Пушистая, злая, лает. (собака)

Играйте с детьми! Общайтесь! Разговаривайте!

Учитель-логопед Зырянова  Татьяна Владимировна

Приложение 4.

Вопросы для игры КЛУБ ЗНАТОКОВ по теме «Овощи-фрукты»

Назови три овоща зелёного цвета.

Назови три овоща овальной формы.

Назови три фрукта желтого цвета.

Как называется сок из помидоров?

Про какое блюдо можно сказать «овощное»?

Про какое блюдо можно сказать «фруктовый»?

В какой сказке мышка помогла урожай убрать?

В какой сказке медведь с мужиком вместе огород садили?

Какой фрукт в сказке имеет молодильные свойства?

Назови фрукт, про который можно сказать «оно».

Назови фрукт, про который можно сказать «она».

Назови фрукт, про который можно сказать «он».

Висит он на ветке и с яблоком схож, 
Но красен, как рак, и, как бык, толстокож, 
И доверху полон рубиновых бус — 
Прозрачных, и сочных, и сладких на вкус.

Фиолетовый кафтан
Надевает этот франт.
Помидоры и картошка
У него в родне немножко.

Черный ящик. В этом ящике лежит фрукт, который похож на лампочку.

Назови три блюда, которые можно приготовить из картофеля.

Как называется профессия человека, который ухаживает за фруктовыми деревьями.

Назови овощ, у которого едят вершки.

Назови овощ, у которого едят корешки.

Какие овощи надо есть, чтобы не заболеть простудными заболеваниями.

Что лишнее: яблоко, огурец, груша, слива.

Что лишнее: кукуруза, горох, виноград, капуста.

Брокколи – фрукт или овощ?

Один помидор, много - …

У какого овоща есть кочерыжка?

Какой овощ в сказке «Золушка» превратили в карету?

Сидит дед, во сто шуб одет,

Кто его раздевает, тот слезы проливает.

У какого овоща есть кочерыжка?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактиеская игра по развитию словарного запаса детей с ОНР

Представлена дидактическая игра, с целью обучения детей с ОНР словам действиям....

Дидактические игры для развития словарного запаса детей дошкольного возраста

К каждой игре представлены цели и краткое описание. Данные игры можно использовать и на занятиях, и вне их....

НОД по развитию речевого общения путем расширения словарного запаса детей во 2-ой младшей группе «Прогулка по зимнему лесу»

Цель:показать активизацию речевого общения младших дошкольников через расширение словарного запаса при ознакомлении с окружающей средой.Задачи:- активизировать пассивный и активный словарь детей (суще...

Сборник игр для развития словарного запаса детей.

В данном сборнике представлены 16 игр, способствующих развитию словарного запаса ребёнка и его речи в целом. Игры предназначены для детей дошкольного возраста от 3 до 7 лет. С помощью этих игр дети на...

на развитие словарного запаса детей среднего и старшего дошкольного возраста

Игры на развитие словарного запаса детей среднего и старшего дошкольного возраста. 1. Игра с перебрасыванием мяча «Мяч бросай и животных называй»В зависимости от темы игры возможны ва...

Литературная сказка, как средство развития словарного запаса детей дошкольного возраста.

Наши предки, занимаясь воспитанием детей, рассказывали им занимательные истории. Не торопясь наказать провинившегося ребенка, они вели рассказ, из которого становился ясным смысл поступка, а многие об...

РАЗВИТИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

Актуальность. В современных условиях функционирования и развития системы дошкольного образования как никогда остро стоит задача повышения эффективности воспитания и обучения подрастающего поколения. Б...