Инновационные технологии в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста
консультация по логопедии (старшая группа)

Информационно-коммуникационные это работа над формированием, развитием и коррекцией следующих характеристик: звукопроизношение, просодические компоненты устной речи, фонематический слух и восприятие,

лексические и грамматические средства языка, повышает результативность логопедических занятий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx24.2 КБ

Предварительный просмотр:

 Инновационные технологии в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста

В связи с динамическим развитием на сегодняшний день к образовательной сфере в современного общества выдвигаются новые требования. Внедрение новых технологий просто необходимо в связи с этими требованиями. В работе воспитателей инновации в коррекционно-развивающей деятельности имеют особое значение. Речь нарушается с другими функциями и сопровождается задержкой психического развития, нарушением моторики, сенсорики, эмоционально-волевой сферы. Коррекционная работа проводится с постоянным поиском новых форм и методов в режиме инновационной деятельности.

Система методов, способов, приёмов обучения это технологии. В коррекционной работе с детьми используются следующие технологии:

Информационно-коммуникационные это работа над формированием, развитием и коррекцией следующих характеристик: звукопроизношение, просодические компоненты устной речи, фонематический слух и восприятие,

лексические и грамматические средства языка, повышает результативность логопедических занятий.

 Здоровьесберегающие технологии, к ним относится логоритмика, это своеобразная форма активной терапии для преодоления речевого и сопутствующих нарушений, путем развития и коррекции неречевых и психофизических функций. В результате решения оздоровительных задач укрепляется костно- мышечный аппарат, развивается дыхание, моторные и сенсорные функции, воспитывается чувство равновесия, красивой осанки,походки, координации речи и движений, умение произвольно передвигаться в пространстве, с предметами (мяч, трость и иное), развивается слух, эмоции и др.

Сказкотерапия  способствует возникновению мотивации речевого общения, формированию первичных произносительных навыков, пополнению и активизации словаря, появлению фразы в речи ребёнка. Развитие жестово- мимической речи.

Особое внимание в логопедии уделяется арттерапии, поскольку ее использование позволяет создавать непринужденные ситуации общения и максимально мотивировать ребенка для совместной деятельности. Арт-терапия, в свою очередь, включает такие отдельные терапевтические технологии, как: изотерапия, сказкотерапия, музыкотерапия, игровая терапия, песочная терапия, музыкальная терапия, фототерапия, хромотерапия. Зачастую эти технологии интегрированы, дополняют друг друга [23].

Рассмотрим изотерапию. Изобразительное творчество развивает чувственно-двигательную координацию, которая принимает участие в согласовании межполушарного взаимодействия, которое нуждается в участии многих психических функций. В процессе рисования активизируется и конкретно-образное мышление, которое в основном связано с работой правого полушария, и абстрактно-логическое, за которое отвечает левое полушарие. Поскольку конкретно-образное и абстрактно-логическое мышление напрямую связаны с важнейшими функциями (зрение, двигательная координация, речь, мышление), рисование не просто способствует развитию каждой из этих функций, но и связывает их между собой.

Для изотерапии подходят все виды художественных материалов: краски, карандаши, восковый мел, пастель. Для создания коллажей, лепки, объемных композиций используются журналы, газеты, обои, бумажные салфетки, цветная бумага, фольга, коробки от конфет, текстиль, цветные ленты; кора, листья и семена растений, цветы, перья, ветви, мох, камешки.

Терапевтическое влияние изобразительного творчества на ребенка состоит из многих факторов. Создание приятной и уютной атмосферы доставляет удовлетворение и повышает самооценку. Сам процесс работы требует от ребенка ответственного мышления и действия. Активизируется фантазия, развивается терпение и спокойствие [36]. Ребенок учится производительно использовать, контролировать и руководить своими моторными импульсами; развивается восприятие, моторика, мышление, концентрация. Творческая работа повышает мотивацию, гарантирует признание со стороны окружающих, формирует самоутверждение и самосознание. Первые переживания успеха развивают у ребенка уверенность в себе.

Рассмотрим еще один метод библиотерапии. Сказкотерапия - метод, который использует сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, усовершенствования взаимодействия с окружающим миром. Кроме того, благодаря сказкам передаются знания о жизни [55]. В сказке между строк хранятся важные для нас послания: как устроен этот мир, кто его создал; что происходит с человеком в разные периоды его жизни; какие трудности можно встретить в жизни и как их преодолевать; как завоевать и ценить дружбу и любовь; как строить отношения между людьми; как бороться и прощать.

Один из основных приемов работы со сказкой - анализ, который применяется для детей в возрасте старше 5 лет на материале известной сказки. В сказках можно найти полный перечень жизненных процессов и образные способы их решения. Следует пробовать, чтобы сказочные задания отвечали следующим требованиям [52]:

  1. Задание дает какое-то сказочное существо, лучше кукла. Герои и  
                 события должны заинтересовать ребенка, быть ему близкими и  
                 понятными.
  2. Решение заданий требует оригинального выбора, который учитывает  
                 опыт ребенка, его способы взаимодействия с миром.

3.Ситуацию и вопрос лучше построить так, чтобы поощрить ребенка

     самостоятельно проследить причинно-следственные связи (как и      
    отчего это происходит; зачем это нужно; что будет, когда).

Прием, который развивает фантазию, воображение детей, - рассказывание сказки. Детям предлагается рассказать сказку от первого лица или от имени лиц, которые принимают участие в сказке. Рассказы детей создают позитивное настроение. Так, работа в рамках сказкотерапии, особенно с использованием элементов куклотерапии и театральной драматизации, способствует автоматизации произношения звуков и развитию связной речи. Развивается слухоречевое внимание и память. Ребенок учится доходчиво и правильно формулировать свои мысли. Глубокое образное мышление способствует установлению причинно-следственных связей, развивается эмпатия. На каждом логопедическом занятии реализуется принцип коррекционной направленности, т. е. реализация коррекционных задач: коррекционного воспитания, коррекционного развития и коррекционного обучения.

Эти задачи успешно решаются с помощью технологии развивающего обучения, нового активно - деятельностного типа обучения, которое опережает, стимулирует, направляет и ускоряет развитие всей целостной совокупности личности, обучения, содержанием которой является эвристичность: детям не навязывают готовые правила, а дают возможность сделать выводы самим.

Результатом поиска новых форм и методов обучения детей является инновационная технология - куклотерапия.

Куклотерапия - основана на процессах идентификации ребенка с любимым героем мультфильма, сказки и с любимой игрушкой.

Куклотерапия - один из видов арттерапии. В качестве основного приема коррекционного воздействия используется кукла, как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого.

Ребенок, познавая реальный мир его социальные связи и отношения, активно проецирует воспринимаемый опыт в специфическую игровую ситуацию. Основным объектом такой социальной проекции являются куклы.

Куклотерапия используется для разрешения конфликтов, улучшения социальной адаптации при коррекционной работе со страхами, нарушениями поведения, для работы с детьми, имеющими эмоциональную травму.

Возможны индивидуальная и групповая формы куклотерапии.

Игра с куклой – мир реальности в котором живет ребенок. Куклотерапия позволяет объединить интересы ребенка и коррекционные задачи логопеда.

Процесс куклотерапии проходит в два этапа:

1. Изготовление кукол.

2. Использование кукол.

Процесс изготовления кукол также является коррекционным. Увлекаясь процессом изготовления кукол, дети становятся более спокойными, уравновешенными. Во время работы у них развивается произвольность психических процессов, появляются навыки концентрации внимания, усидчивости, развивается воображение.

Большое значение имеет организация пространственно - развивающей среды – волшебный уголок «кукляндия». Куклы живут дружными семьями. У каждой семьи своя фамилия (соответствующая виду кукол).

 Задачи инновационной технологии:

-развитие и совершенствование общей и мелкой моторики рук;

-развитие координации движений;

-пространственная ориентация;

-автоматизация и дифференциация звуков;

-развитие связанной речи;

-развитие памяти, внимания, мышления;

-развитие коммуникативных навыков, эмоционального настроя.

В коррекционно-развивающем обучении дошкольников для достижения наилучшего результата и стойкости сформированных навыков связного высказывания используются приемы мнемотехники.

Использование мнемотехники для развития речи детей в настоящее время становится актуальным, так как мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об окружающем мире, облегчающих эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации. Приемы мнемотехники увеличивают объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. С использованием мнемотехники у детей развивается память, мышление, внимание, воображение и, следовательно, речь.

Особенности мнемотехники - использование не изображения предметов, а символов. Символизм характерен для детского рисунка в дошкольном возрасте и не вызывает трудностей в восприятии. Дидактическим материалом служат мнемотаблицы - схемы, в которых заложена определённая информация.

Мнемотаблица - это средство, орудие, которое помогает детям выделить в предметах или их отношениях те существенные признаки, которые должны войти в содержание пересказа, рассказа. Она учит фиксировать полученный результат в доступные дети схематичной форме.

Опорные схемы - это попытка задействовать для решения познавательных задач, зрительную, двигательную, ассоциативную память. Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста.

Использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, перекодировать, сохранять и воспроизводить её в соответствии с поставленными учебными задачами.

Обобщая вышесказанное отметим, что, мнемотехника, система различных приемов, облегчающая запоминание и увеличивающая объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций, является эффективным средством развития связной речи у дошкольников с задержкой психического развития.

Таким образом, использование инновационных методик в коррекционно-логопедической работе развивает общеучебные умения: умение учиться жить, умение приспосабливаться к переменчивым условиям через взаимоотношения «взрослый - ребенок», в ходе которых нарабатываются необходимые качества; через интеллектуальную сферу: скорость и гибкость мышления логического, критического, креативного, интуитивного; эмоционально-волевую сферу, работоспособность, поведение: ребенок учится руководить собой, своими эмоциями.

  1. Виноградова О.А. Развитие речевого общения дошкольников с задержкой психического развития/Практическая психология и логопедия. – 2006. – №2. – С.53-54.

2.Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта - М.: Просвещение, 2005. – 272 с.

3.Стребелева Е.А. , Венгер А. Л. , Екжанова Е. А. Специальная дошкольная педагогика: Учебное пособие. Под редакцией Стребелева Е.А. -M.: Издательский центр «Академия», 2002. — 312 c.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование инновационных технологий в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста, как средство развития двигательной активности детей».

Так как же сделать физкультурное занятие радостным событием и потребностью в режиме дня дошкольника?Выход нашла, соединив положительные качества традиционной программы и внедрения  инноваци...

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Аннотация. В статье представлена актуальная проблема современной педагогики – внедрение инно...

Современные подходы к организации и содержанию коррекционно-развивающей логопедической работы с детьми дошкольного возраста.

Игра – основной вид деятельности детей дошкольного возраста, в образовательной деятельности целесообразно и необходимо использование различных игровых упражнений.Разнообразные виды деятельн...

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Аннотация. В статье представлена актуальная проблема современной педагогики – внедрение инновационных технологий на занятия по изобразительной деятельности с дошкольниками. Целью работы явл...

Презентация. Использование инновационных технологий в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста, как средство двигательной активности детей.

Использование инновационных технологий в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста, как средство двигательной активности детей....

"Использование инновационной технологии "Кубик Блума" в работе с детьми дошкольного возраста"

Практика показывает, что данный прием очень нравится детям, они быстро осваивают технику его использования.Кубик "Блума" - это упрощенный способ, который помогает не только собрать все знани...

Инновационный проект " Использование технологии ТРИЗ в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с нарушением речи."

Х городской конкурс проектов "Инновации в образовании" посвященный 125- летию г.Новосибирска номинация "Обеспечение процесса реализации ФГОС"...