Конспект лексико – грамматического занятия с использованием здоровьесберегающих технологий в старшей группе компенсирующей направленности по лексической теме «Дикие животные»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Никонова Екатерина Владимировна

Занятие разработано для детей старшего возраста (5-6 лет) с общим недоразвитием речи (ОНР). На данном занятии  используются упражнения  по здоровьесбережению и  следующих здоровьесберегающие технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_dikie_divotnye.docx48.39 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект лексико – грамматического занятия с использованием здоровьесберегающих технологий в старшей группе компенсирующей направленности по лексической теме «Дикие животные»

Цель: развитие  лексико – грамматического строя речи.

 Задачи:

 Коррекционно - образовательные: 

  • уточнение, расширение, активизация словаря по теме «Дикие животные»;
  • формирование умения составлять описательные рассказы-загадки о диких животных по предложенной схеме.

Коррекционно - развивающие:

  • упражнять в употреблении родительного падежа существительных единственного и множественного числа;
  • упражнять в  образовании притяжательных прилагательных от существительных;
  • закреплять формы предложного падежа существительных;
  • развивать зрительное и слуховое внимание;
  • развивать память и мышление;
  • развивать координацию речи с движением.

Воспитательные: 

  • воспитание навыков сотрудничества, активности и любознательности, умения слушать педагога и сверстников;
  • воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Здоровьесберегающие:

  • создание комфортной психологической обстановки;
  • профилактика зрительного утомления;
  • профилактика умственного утомления воспитанников через смену видов деятельности.

Предварительная работа: рассматривание картинок с изображением диких животных, беседа о диких животных, чтение рассказов о животных.

Оборудование: ноутбук, проектор, экран, презентация «Дикие животные», шапочки – маски  с изображением диких животных, аудиозапись «Звуки животных», картинки с дикими животными, мяч, ребристая дорожка, кольца. 

Ход занятия:

Этапы занятия

Деятельность педагога

Деятельность воспитанников

Применяемые технологии

Организационный момент

Логопед приглашает детей оправиться в путешествие в осенний лес.

Ребята, сегодня  я приглашаю вас отправиться в путешествие в осенний лес. Нас там уже ждут, а кто именно нас ждет вы, узнаете, когда мы попадем в лес и отгадаем загадки.

 

Внимательно слушают.

Отправляются в путешествие.

Основная часть

Звучит музыкальное сопровождение

(действие проходит в музыкальном зале)

Логоритмика

(логоритмическое упражнение

«Прогулка в лес»)

Логопед ведет за собой детей в осенний лес и пропевает слова:

В лес отправимся гулять,              Будем весело шагать.

По тропиночке пойдем               

Друг за дружкою гуськом.      

Ноги выше поднимаем,      

На кочки мы не наступаем.

На носочки дружно встали              Веселее  побежали.  

В лес к зверятам попадаем.      

Идут за воспитателем  пропевая слова.

Маршируют.

Идут по рифленой доске.      

Перешагивют  через «кочки».

Легкий бег на носках «змейкой» 

Логопед: обращает внимание детей на обстановку вокруг, говорит,  что они попали в лес и  предлагает посмотреть на экран

Вот мы и попали в осенний лес. Смотрите, опавшие листья завалили все вокруг. Давайте    мы с вами превратились в осенний ветер и  сильно подуем на них, чтобы они разлетелись в стороны. Но сделать это надо правильно: спокойно, плавно. Логопед показывает правильное выполнение упражнения: носом вдохнули, сложили губы трубочкой и долго дуем на листочки, как ветерок, щёки не надуваем

Любуются красотой зала.

Подходят к экрану.

Выполняют дыхательное упражнение (изображают ветер) – дуют на экран, где изображено много листьев.

Дыхательная гимнастика

(дыхательное упражнение  «Подуем на листочки»)

Логопед хвалит детей за выполнение дыхательной гимнастики и предлагает отгадать загадки о диких животных

Ребята, какие вы молодцы! Теперь нам будет легко гулять по лесу. А  сейчас вы должны отгадать загадки и узнать, кто же нас здесь ждет…

Рыжая плутовка, хитрая головка,

Хвост пушистый, краса.

А зовут ее … (Лиса)

Летом серый, а зимой белый. (Заяц)

Серый, злой, зубастый

По лесу рыщет, добычу ищет. (Волк)

Рыжий, маленький зверек

По деревьям скок-поскок. (Белка)

Лежала между елками

Подушечка с иголками.

Тихонечко лежала

Потом вдруг убежала. (Ёж)

Он в берлоге безмятежно

Спит зимой под крышей снежной. (Медведь)

Важно я хожу по бору,

Съесть могу и мухоморы.

Не боюсь в лесу врага —

Есть копыта и рога! (Лось)

Отгадывают загадки.

Смотрят на экран за появление отгадки

ИКТ

Логопед просит детей назвать всех животных на экране, одним словом. Задает вопросы. Молодцы! Скажите ребята, каким одним словом мы можем назвать всех этих животных. Почему их так называют? Как можно назвать их по другому? 

Отвечают на вопросы, ведут диалог.

ИКТ

Логопед предлагает послушать голоса животных и поиграть в игру.

Вы все знаете, что зверей в лесу много и все они общаются между собой на своем языке. Предлагаю вам послушать звуки животных, и сказать как  животные подают голоса. 

Игра: «Кто как голос подает» 

Волк - воет

Медведь - ревет, рычит

Лиса - тявкает.

Еж -  фыркает              

Белка - цокает.

Лось - ревет, стонет.

Слушают  записи голосов животных

Дают свои ответы

ИКТ

Логопед предлагает расселить животных по жилищам, проводит игру и дает пояснения.

Молодцы! Ребята, на улице осень и похолодало, и я предлагаю вам расселить животных по их жилищам.

Дидактическая игра: «Кто, где живет?»

Где живет белка? (Белка живет в дупле, она поселяется там, после дятла) Где живет лиса?  (Лиса живет в норе, но она  не  желает рыть нору самостоятельно, поэтому занимает чужие жилища, например норки барсука)

Где живет волк? (Волк живет в логове, это небольшая яма, в которой много травы, листьев, а сверху она прикрыта ветками) 

Где живет ежик? (Эти зверьки могут устроить себе жилище в любом укромном уголке, где никто их не потревожит ) 

Где живет медведь? (Медведь живет в берлоге. Обязательно её строит в сухом месте) 

Где живет заяц? (Зайцы не строят себе жилища, они спят под кустиком) Где живет лось? (Название жилища лося – лосёнок. Чтобы построить лосенок, лось копает яму в небольшой возвышенности, которую затем покрывает деревянной настилкой и мхом.)

Смотрят на экран и называют жилище диких зверей

ИКТ

Логопед предлагает детям встать в круг и поиграть еще в одну игру с мячом.

 Ребята, а животных дома ждали детки, давайте их назовем.

Дидактическая игра «Кто у кого?»

медведицу - (медвежата)        лисицу  - (лисята).

зайчиху - (зайчата).                   ежиху  -  (ежата).

волчицу  - (волчата).                 белку  -  (бельчата) 

лосиху – (лосята)

Встают в круг, при броске мяча называют детенышей диких зверей.

игровая

Логопед предлагает детям  выполнить кинезеологичекое упражнение и наглядно показывает как правильно их выполнять

 Пока мы с вами расселяли животных по их жилищам, некоторые из них потеряли свои хвостики. А, чтобы мы могли их найти, нам нужно выполнить гимнастику для мозга, которое поможет вам стать внимательными и активными.

Кинезиологические упражнения

Упражнение «Класс»

Одну ладошку выставляем вперед, а второй рукой показываем знак "Класс". Меняем руки.

Упражнение «Класс – заяц»

Левой рукой показывать «класс», правой – «зайчика». Одновременно менять

положение рук и постепенно наращивать скорость.

Упражнение «Ухо – нос – хлопок»

Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук с «точностью до наоборот».

Выполняют кинезиологические упражнения

Кинезиология (кинезиологические упражнения)

Логопед проводит игру 

Мы с вами подзарядились положительной энергией и теперь мы можем помочь животным найти свои хвосты. Чтобы хвост вернулся к хозяину нужно его  правильно назвать.

Дидактическая игра «Чей хвост?»

Чей хвост у белочки?

Чей хвост у медведя?

Чей хвост у зайца?

Чей хвост у волка?

Чей хвост у лося?

Смотрят на экран, определяют, где, чей хвост и называют.

ИКТ

Логопед обращает внимание детей на экран 

Ребята, смотрите, зайчик спрятался под кустик, видно он кого-то напугался. Обратите внимание на экран и определите кто здесь лишний.

Игра «Четвертый лишний»

Волк, лиса, медведь, котенок

Лось, свинья, ежик, заяц

Лиса, лось, индюк, белка

Заяц, белка, лошадь, волк

Зебра, ёжик, медведь, лось

Смотрят на экран, определяют четвертого лишнего.

ИКТ, игровая

Логопед предлагает сделать гимнастику для глаз 

Молодцы! Теперь зайчик может гулять спокойно дальше. А я вам  предлагаю сделать гимнастику для наших глаз.

Гимнастика для глаз

Глазкам нужно отдохнуть.        Нужно глубоко вздохнуть.      Глаза по кругу побегут.                                              

Много-много раз моргнут                   

Глазкам стало хорошо.     Увидят мои глазки все!               

Выполняют  гимнастику согласно тексту

закрывают глаза. Глубоко вдыхают. Глаза открывают. Движение зрачком по кругу по часовой и против часовой стрелки.

Частое моргание глазами.

Легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз.

Глаза распахнуты.

На лице широкая улыбка.

Гимнастика для глаз

Логопед предлагает детям надеть шапочки-маски

Ребята, а теперь я вам предлагаю стать загадочниками  и придумать свою загадку про лесного жителя по схеме: Лапа, хвост, голова, цвет, где живет, как подает голос.

Дети надевают шапочки - маски и составляют рассказ-загадку о животном, которое  выбрали

Логопед предлагает попрощаться с животными Молодцы! Интересные загадки у вас получились, а нам пора возвращаться в детский сад. Давайте попрощаемся со  зверятам и скажем им до свидания!

Прощаются с дикими животными

Итог занятия. Рефлексия

Логопед предлагает подвести итог занятия

 Ребята, вы все молодцы. Мне понравилось, как вы отвечали. И мне хотело бы, чтобы вы оценили наше путешествие,  если оно вам понравилось, покажите  мне класс, а ели не очень, то опустите пальчик вниз.

Что вам понравилось больше всего?

Что нового вы узнали?

 

делятся впечатлениями

Логопед предлагает желающим  еще раз рассмотреть картинки с дикими животными, обсудить между собой, какое животное вам больше всего нравиться и почему.

Общаются между собой, рассматривают картинки с животными


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по развитию лексико-грамматического строя и связной речи у детей старшей группы с ОНР по лексической теме «Дикие животные»

Цель организованной образовательной деятельности: активизировать словарь по лексической теме «Дикие животные»Задачи образовательных областей:Речевое развитие:·...

Рекомендации учителя-логопеда для воспитателей старшей группы компенсирующей направленности по лексической теме "Дикие животные"

Рекомендации учителя-логопеда для воспитателей старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР по лексической теме "Дикие животные" помогут вести коррекционно-развивающую работу...

Проект НОД с детьми старшей группы компенсирующей направленности по лексической теме «Дикие животные». Предлоги ЗА, ИЗ-ЗА.

Проект разработан, как зачетная работа, по модулю «Методика и практика коррекционно-развивающего образования детей с ОВЗ».Будет полезен учителям-логопедам, работающим  по методик...

Конспект группового занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи с детьми старшей группы компенсирующей направленности по лексической теме: «Лесные и садовые ягоды»

В конспекте представлены игры и упражнения по развитию  лексико-грамматических категорий и связной речи с детьми старшей группы с ОВЗ....

Конспект группового занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи с детьми старшей группы компенсирующей направленности по лексической теме: «Лес. Лиственные и хвойные деревья»

В конспекте занятия представлены игры и упражнения по закреплению у детей о лиственных и хвойных деревьях, развитию лексико-грамматического строя и связной речи....