Конспект итогового занятия по формированию лексико-грамматических представлений Тема: "Насекомые"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Веретенникова Ольга Ивановна

Создание условий для закрепления и систематизирования усвоенных детьми знаний, умений и навыков сформированных на занятиях по речевому развитию и обучению грамоте. в течение учебного года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itogovoe_zanyatie_tema_nasekomye.docx30.01 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Насекомые»

Цель занятия: Создание условий для закрепления и систематизирования усвоенных детьми знаний, умений и навыков сформированных на занятиях по речевому развитию и обучению грамоте. в течение учебного года.

Коррекционно-образовательные задачи:

  • Закрепление представлений о внешнем виде и образе жизни насекомых
  • Систематизировать знания детей по лексической теме «Насекомые»
  • Формирование обобщающего понятия насекомые
  • Совершенствование грамматического строя речи : согласование существительных с числительными в роде и числе, употребление предложно-падежных конструкций с простыми предлогами , составление предложений со значением противопоставления и  со сложным союзом «потому что»,образование существительных с уменьшительно-ласкательными и увеличительным (-ищ) суффиксами.
  • Продолжать упражнять в подборе слов-антонимов.
  • Продолжать обучение составлению описательного рассказа о насекомом по данному плану.
  • Совершенствование навыка звуко-слогового анализа слов.
  • Стимулирование речевой активности.
  • Продолжать учить делить слова на слоги, выделять первый звук из слов.

Коррекционно-развивающие задачи :

Продолжать развивать:

  •  связную речь;
  • фонематическое  восприятие;
  • зрительное внимание и восприятие;
  • тонкую и общую моторику;
  • работу по развитию правильного физиологического дыхания;
  •  логическое мышление, внимание, память, воображение.

Коррекционно-воспитательные задачи :

  • Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
  • Воспитание бережного отношения к природе.
  • Совершенствовать навыки коммуникативного общения.
  • Формирование самоконтроля за речью.

Оборудование: демонстрационные картинки с изображением насекомых, насекомые-игрушки, демонстрационные карточки «Цветы»,цветочная поляна(макеты цветов - ромашка, мак, одуванчик, клевер, василёк, колокольчик), раздаточные карточки с разным количеством одинаковых насекомых. . Бабочки на ниточках,коробки с символами для звуко-слогового анализа, магнитно-маркерная доска-мольберт; демонстрационные схемы для звуко-слогового анализа, буквы; мяч, мнемо-таблица для составления описательного рассказа-загадки по теме «Насекомые»,игра «4-й лишний»,лупа.

Предварительная работа: формирование представлений о насекомых, разучивание физкультминутки «Кузнечики»,чтение художественной литературы, наблюдение за насекомыми на территории детского сада.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

 Логопед и дети входят в группу.

Логопед: Дети, сегодня к нам на занятие пришли гости.

Поздоровайтесь с ними (здороваются).

Логопед: Встаньте около меня в кружок (берет мяч). Давайте поиграем в игру «Скажи наоборот» (логопед бросает ребенку мяч, тот возвращает мяч обратно  всё это производится одновременно со словесным подбором слов-антонимов):

Игра «Скажи наоборот»

Комар злой, а бабочка, наоборот, – добрая.
Шмель большой, а божья коровка… – маленькая.
Пчела полезная, а муха… – вредная.
Оса живет на улице, а таракан… – дома.
Кузнечик прыгает, а муравей… – ползает.
Жук жужжит, а мошка… – молчит.
Стрекоза летает быстро, а комар… – медленно.

У мухи крылья короткие, а у стрекозы…-длинные.

У бабочки усы тонкие, а у жука …- толстые.

II. Сообщение темы.

Логопед: Кто такие комар, муха, кузнечик, бабочка?

Дети: Насекомые.

Логопед: А каких насекомых вы еще знаете?

Дети: Стрекоза, муравей, таракан и т.д.

 Логопед:  - Скажите, пожалуйста, зимой можно увидеть на улице насекомых? Почему?

- Когда же насекомые просыпаются и появляются на улице?

- Сейчас какое время года, ребята?

- Правильно, весна. К нам в гости прилетели насекомые и они нам приготовили много интересных игр, вы должны быть внимательными, сообразительными, и конечно у вас должно быть хорошее настроение. А насекомые приготовили для нас сюрприз, о котором мы узнаем в конце занятия.

 

III. Основная часть. 

 1. Игра “Сосчитай-ка”.

Логопед: Кто же первый с нами поиграет? Узнаем об этом отгадав загадку.

У кого вся спинка в точках,

Кто пасется на листочках,

Кого мы просим подняться в небо

И принести нам оттуда хлеба?  (Божья коровка.)

Давайте поиграем в игру “Сосчитай-ка”.

Согласование числительных с существительными

Логопед: Божья коровка просит вас помочь ей сосчитать насекомых. Подойдите к своим местам и раз, два, три карточку переверни.

Дети считают насекомых на раздаточных карточках и составляют предложения.

У меня 2 шмеля. У меня 5 стрекоз. И т.д.

Посадка детей.

2.Развитие неречевого дыхания игра “Бабочка лети”

Логопед:  А сейчас мы поиграем в игру “Бабочка лети”. Бабочки порхают в небе красиво. Давайте поможем бабочкам взлететь (дети выбирают бабочек). Не забываем выполнять правила: плечи не поднимаем, щёки не надуваем (дети дуют 5 раз).

3. «4-й лишний.» Развитие логического мышления.

Употребление сложных  союзов «потому что»

  Самого не видно,

   а песню слышно;
 Летит, пищит,

  случай не упустит:
 Сядет и укусит.  (Комар.)

Логопед: Комар предлагает поиграть в игру «4-й лишний»

Как вы думаете, какая картинка лишняя и почему?

 

Кузнечик, жаба, муха, таракан

Пчела, оса, улей, шмель

Стрекоза, бабочка, муравей ,комар

 Давайте еще раз произнесем слова, обозначающие лишние картинки и определим какой же первый звук в каждом из этих слов.

Дети: Произносят слова и определяют первый звук.(ж,у,к)

Какое слово получилось?

Теперь составьте звуковую схему слова «жук»

4.Звуко-слоговой анализ слова «жук»:

- количество слогов; правило: «Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов»

- количество звуков;

- количество согласных звуков;

- количество гласных звуков;

Убираем схемы.

5.Домовитая хозяйка

   Пролетает над лужайкой.

   Похлопочет над цветком —

   Он поделится медком. (Пчела.)

Игра «Разноцветные ромашки.» Слоговой анализ

Логопед предлагает рассадить насекомых по цветам в зависимости от числа слогов в названии. На доску вывешиваются демонстрационные карточки «Цветы» (красный, голубой, фиолетовый)

Слушай внимательно и не зевай сколько слогов мне называй

IV.Физкультминутка

На лугу живёт скрипач,
Носит фрак и ходит вскачь.(кузнечик)

Логопед:  Кузнечик предлагает нам подвигаться

«Кузнечики» – координация речи с движением.

Поднимайте плечики,                                                                                                                             Прыгайте, кузнечики!                                                                                                                                              Прыг-скок, прыг-скок.                                                                                                                                               Стоп, сели

Травушку покушали,

Тишину послушали,

Выше, выше, высоко,

Прыгай на носках легко!

Дети выполняют движения по тексту.

 

6.Игра «Кто где спрятался?»

Логопед: Вы уже сказали ,что сейчас весна ,а какое сейчас месяц?

Дети: Май.

Логопед: А какая погода?

Ответы детей.

Логопед: В такую погоду хорошо гулять. И мы сейчас с вами отправимся на полянку.

Глаза закрой и повернись,

И на полянке очутись.

Дети выполняют движения по тексту.

Логопед: Ой. какая красивая полянка! Вам нравится ?

 Назовите какие цветы на ней растут?

Дети :Мак ,ромашка, одуванчик, василёк, клевер, колокольчик.

Логопед: Послушайте загадку.

Что за девчонка:

В поясе тонка,

Огромные очи.

Летит — стрекочет. (Стрекоза.)

Логопед: Ребята , стрекоза говорит мне, что здесь на полянке спрятались насекомые . Давайте найдём их. Но каждый из вас пусть запомнит, где сидит насекомое.

Дети ищут насекомых (игрушки ) и снова выстраиваются полукругом. Составляют предложения, используя простые предлоги.

На каком цветке сидит пчела?

Под каким цветком сидит бабочка-коробочка?

Около какого цветка присела муха?

Между какими цветами сидит жук-носорог?

Над каким цветком летает стрекоза?

Под что спрятался таракан?

7. Игра «Насекомые- великаны»
 Он из веточек, из хвои

  Настоящий дом построит

  Без пилы и без гвоздей.

  Кто строитель? ...

                            (Муравей.)

Логопед: А теперь, ребята, муравей  приглашает вас поиграть. «Насекомые- великаны»

Употребление слов с увеличительными оттенками.

 Это не муравей, а муравьище.
Это не жук, а жучище.
Это не комар, а комарище.
Это не пчела, а пчелище.
Это не клоп, а клопище.
Это не таракан, а тараканище.

А у них не лапы ,а лапищи

Не усы ,а усищи

Не голова ,а головища

Не челюсти, а челюстище

Не брюшко, а брюшище…

8.Игра «Назови ласково.»

Всем нам нравится, когда нас называют ласково. Давайте и мы назовём насекомых, которых нашли, ласково:

муравей –
стрекоза –
жук –
пчела –
шмель –
комар –
богомол –
мотылёк –
мошка –

9.Упражнение «Скажи одним словом» (образование сложных слов, согласование имен  прилагательных с именами существительными в роде и числе).

 Теплым днем, весною, в мае,

Каждый про меня узнает.

Я не муха, не паук.

Я жужжу! Я майский ... (Жук.)

У бабочки пестрые крылья, поэтому ее называют    пестрокрылой.

У стрекозы большие глаза, поэтому ее называют …  (большеглазой).

У жука длинные усы, поэтому его называют…   (длинноусый).

- Молодцы!.

Давайте закроем глазки, возьмёмся за руки и скажем:

«Раз, два, три- волшебный лучик в группу нас перенеси».

10.Составление описательного рассказа о насекомом по плану-схеме

Этот увалень мохнатый,

Сладкоежка полосатый  

Опускает хоботок,

В распустившийся цветок. (шмель)

Логопед: Ребята, шмель хочет услышать, что вы знаете о насекомых. Посмотрите на изображения насекомых. Давайте мы о них расскажем.

А рассказывать будем по такому плану:

  1. Шмель - это насекомое.
  2. У него есть голова, грудь и крылья. Бывает это насекомое разных размеров- и больших и маленьких.
  3. Окрас у него яркий, красивый, разноцветный.
  4. Живет он на лесных полянках, в траве.
  5. С помощью хоботка это насекомое пьет цветочный нектар.
  6. Шмель – полезное насекомое, так как опыляет растения, переносят пыльцу с цветка на цветок

Дети составляют 4-5 рассказов о насекомых.

V. Итог занятия.

Логопед: Куда мы сегодня совершили путешествие? Каких насекомых можно встретить на лесной полянке? Как нужно относиться к таким красивым местам, как лесная полянка?

Молодцы, ребята, вы все сегодня очень постарались.

Что вам запомнилось сегодня больше всего?

 И последняя загадка

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка

Я сорвать его хотел,

Он вспорхнул - и улетел! (бабочка)

Логопед: Бабочка принесла нам изображения бабочек, но к сожалению они неяркие, неразноцветные. Дома вы их превратите в самых красивых бабочек в мире.

Насекомые благодарны вам за бережное отношение к ним. За то, что вы с ними только поиграли и не обижали. И полянка благодарна за то, что вы не вытаптывали на ней цветы и не рвали их. Поэтому насекомые приготовили для вас ещё один сюрприз.

Тренировка мышц глотки и мягкого неба.

- Ребята, мы с вами уже знаем, что многие насекомые питаются нектаром цветов, растений, в том числе и бабочки, и пчелы, и шмели.

И у меня для вас, приготовлен тоже, так называемый нектар, сок. Предлагаю представить себя каким-нибудь насекомым: красивой бабочкой или мохнатым шмелем, и угоститься маленькими глоточками этим чудесным соком.

Попрощаемся с нашими гостями.

Спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи в старшей логопедической группе «КАК ДЕТЕНЫШИ В ДЕТСКИЙ САД ХОДИЛИ»

На занятии в игровой форме дети закрепляют знания о домашних животных и их детенышах, учатся использовать в речи падежные конструкции....

Логопедическое занятие в старшей группе по формированию лексико-грамматических категорий по теме "Насекомые" с использованием ИКТ.

В конспекте представлен материална обогащение словаря по теме, множество лексических игр и заданий , интересные подвижные физминутки , а так же упражнения на релаксацию....

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по формированию лексико-грамматических категорий на тему: «Насекомые»

Цель: развитие навыка употребления различных грамматическихкатегорий на основе лексической темы «Насекомые».Задачи:-Уточнить  и обобщить  знания детей о насекомых;- Расширять и активизироват...

Конспект подгруппового занятия по формированию лексико-грамматических представлений в старшей группе для детей с ТНР. Тема: «Транспорт».

конспект подгруппового занятия по формированию лексико-грамматических представлений в старшей группе для детей с ТНР по теме "Транспорт"...

Конспект открытого занятия по формированию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи в старшей группена тему: «Зима. Дикие животные зимой».

Конспект открытого занятия по формированию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи в старшей группена тему: «Зима. Дикие животные зимой». Цель: развитие лексико-граммат...

Конспект итогового занятия по формированию лексико- грамматических категорий в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи "Весёлое путешествие"

Материал предназначен для педагогов, работающих  над проблемой преодоления речевых нарушений у старших дошкольников с ОНР....