Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений для детей старшего возраста в коррекционном детском саду
план-конспект занятия по математике (старшая группа) по теме

Москаленко Светлана Юрьевна

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie.docx18.33 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет по образованию Санкт-Петербурга

Государственное дошкольное образовательное учреждение компенсирующего вида

        с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции

отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников

           Детский сад  № 103

                     Конспект занятия

по развитию элементарных математических представлений

         для детей старшей группы.

        Учитель - дефектолог

        4 группы

        Москаленко С.Ю.

                    -1-

ТЕМА:  «Количественные представления в пределах 5-ти».

ЦЕЛЬ: «Закреплять количественные представления у детей с нарушением интеллекта в разных видах деятельности».

ЗАДАЧИ:

Образовательные:

- Закреплять у детей умение выделять из множества заданное количество предметов  в пределах 5-ти. Соотносить количество предметов с пальцами.

- Продолжать учить детей сравнивать множества, уравнивать множества разными способами.

- Продолжать учить детей решать арифметические задачи на наглядном материале в пределах 3х с открытым результатом и обозначать результат цифрой 3.

- Закреплять умение считать предметы тактильно и на слух.                                                     - Закреплять у детей полученные знания об осенних признаках в живой и неживой природе.

Коррекционно – развивающие:

- Развитие мышления (умение сравнивать множества, отгадывать загадки).                            - Развитие зрительного и слухового анализаторов (счёт на слух, на ощупь).

- Развитие зрительного внимания и памяти (цифры «спрятались», «перепутались).               - Учить правильно, пользоваться количественными и порядковыми числительными, отвечать на вопросы «сколько?» («сколько было?», «сколько стало?»).                                                                                                                                             - Развивать мелкую моторику и графические навыки.

- Продолжать развивать регулирующую и коммуникативную функции речи.

Воспитательные:

- Воспитание правильного поведения во время занятий.  

- Воспитывать доброе чуткое отношение к диким животным.

- Воспитывать  интерес к занятиям.

ОБОРУДОВАНИЕ:

 Демонстративный материал (панно) с изображением осеннего дерева, изображения диких животных, карточки с изображением грибочков, белые кружочки, вырезанные из картона,  магнитная доска,  карточки с изображением шишек, карточки с изображением квадратов для заштриховки, магнитные цифры, и простые карандаши, мешочки под орешки. Счётный материал: шишки, осенние листочки, грибы, грецкие орехи.

                        -2-

                                                        Ход занятия

1часть. Дети проходят в кабинет и садятся за столы.

Педагог: - Ребята поздоровайтесь с нашими гостями, которые пришли сегодня к нам, чтобы посмотреть, как вы занимаетесь, как вы умеете считать.

Дети здороваются.

Педагог: - Ребята давайте вспомним, какое сейчас время года? (показывает детям картинки с изображением осени).

Дети: - Осень.

Педагог: - А что происходит осенью? Часто идёт…

Дети: - дождь.

Педагог:- Дождь, какой…?

Дети: - холодный.

Педагог: - Тучи, какие…?

Дети: - тёмные.

Педагог: - Ветер, какой…?

Дети: - сильный, холодный.

Педагог: - С листочками на деревьях что происходит?

Дети: - они падают, кружатся, на землю ложатся.

Педагог: - А животные в лесу, чем занимаются осенью?

Дети: - готовятся к зиме.

Педагог обращает внимание детей на картину где изображено  осеннее дерево с дуплом (дети встают и подходят поближе к картине).

Педагог: - Посмотрите, что вы видите?

Дети: - дерево.

Педагог: - А на дереве,  чей домик, кто его хозяйка? Угадайте? Загадывает загадку:

«Хожу в пушистой шубке,

 Живу в густом лесу.

 В дупле на старом дубе,

 Орешки я грызу»

Дети: - белка.

Педагог вешает на дерево изображение белки.                                                                   Педагог: - «Осенью звери готовятся к зиме». Белочка просит помочь собрать ей шишки на зиму (на ковре рассыпаны шишки).

Педагог даёт каждому ребёнку по корзинке и карточки с изображением шишек.

Педагог: - Поможем белочке. Возьмите корзинки и соберите столько шишек, сколько у вас нарисовано на карточках.

Дети собирают в корзины шишки от 2ух до 3х.

2 часть. Педагог: - Выложите свои шишки на блюдца и посмотрите,  правильно ли вы собрали? Сколько шишек нарисовано на карточке, столько и у вас?

Дети садятся за столы высыпают свои шишки каждый себе на блюдце поставленное педагогом.  Рассматривают карточки  и шишки у каждого ребёнка и комментируют. Показывают на пальцах, сколько у них шишек.

Педагог: - Ребята давайте немного отдохнём и поиграем с нашими пальчиками (педагог проводит пальчиковую гимнастику).

«Раз, два, три, четыре, пять

 Вышли пальчики гулять.

 Этот пальчик в лес пошёл,

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

                -3-

Этот пальчик гриб нашёл,                                                                                                                     Этот пальчик чистить стал,  

Этот пальчик жарить стал,

Этот пальчик всё съел,

Оттого и потолстел».

Педагог: - Чтобы не забыть сколько, вы собрали шишек,  на карточках заштрихуйте столько же квадратов.

Педагог проверяет задание, помогает наводящими вопросами.

Педагог: - А сейчас все шишки положите в одну корзину, я белочке их передам.

3 часть. Педагог обращает внимание детей на дерево, где развешаны грибы на ветках  (белочка сушит их к зиме).  

Дети считают вместе с педагогом грибы, вслух прослеживая глазами, говорят итоговое число (4).

Педагог предлагает посмотреть карточки с изображением грибов.

Педагог: - Сколько грибов у вас, посчитайте? (5). Как сделать, чтобы грибочков было поровну у белочки и у вас? (запасной гриб растёт под деревом).

Дети: - Надо повесить ещё 1 гриб на ветку белочке.

Один ребёнок выходит  и выполняет действие.

Педагог: - Что можно сказать про грибы на дереве?

Дети: - грибочков столько же сколько и на карточках.

Педагог убирает один гриб (отдаёт белке). Сколько стало грибов меньше или больше? Как сделать поровну у вас с белочкой?

Дети закрывают лишний гриб кружочками.

Педагог: - Но в лесу живёт много животных. Отгадайте загадку: «Лежала между ёлками подушечка с иголками. Лежала и лежала, потом вдруг убежала?»

Дети: - ёжик.

На панно появляется ёжик с листочком на спине.

4 часть. Педагог: - Ёжик ребята хочет спать, а для этого ему нужны листочки. Давайте поможем ёжику, укроем его листочками.

Вызывается один ребёнок. Ему в руки педагог даёт листики (2).

Педагог: - Положи ёжику сначала один листочек (ребёнок выполняет). Сколько стало листочков у ёжика?

Ребёнок: - два.

Педагог: - А теперь ещё один листочек. Сколько стало у ёжика теперь?

Ребёнок: - три.

Педагог: - Расскажите ребята, как Миша помог ёжику.

Детям поочерёдно адресуются вопросы, на которые они отвечают. Если требуется помощь, педагог подсказывает.

Дети: - Миша укрыл ёжика листочками. Сначала положил один листик, стало два. Потом ещё один листик и стало три.

Педагог хвалит детей.

Педагог: - Вы, молодцы помогли ёжику. Теперь он будет спать до весны, и ему будет тепло.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

                                                            -4-

5 часть. Задание № 1. Найти цифру 3 среди цифр 1, 2, 3.

Динамическая пауза:

-Два хлопка над головой

-Два хлопка перед собой

-Две руки за спину прячем

-И на двух носках поскачем.

Задание № 2. Поставить цифру 3 на магнитную доску. Выбор из цифр 1, 2, 3. Вызывается один ребёнок, выполняет задание.

6 часть. Педагог показывает детям корзинку, из которой видны орехи. Спрашивает у детей.

Педагог: - Чем мы ещё не угостили белочку?

Дети: - орешками.

Педагог раздаёт детям мешочки с орешками. В каждом мешочке по 2-3 орешка.

Педагог: - Посчитайте пальчиками, сколько у вас в мешочках орешков?

Дети считают. После этого высыпают свои орешки на стол, пересчитывают и проверяют правильность своих ответов.

Педагог: - А сейчас я ударю в бубен, а вы слушайте внимательно. У кого  столько же орешков, скажет: «У меня столько же».

Играют несколько раз. Когда  педагог в бубен ударяет 1 раз, дети должны услышать ошибку и ответить, что одного орешка нет ни у кого. Если дети затрудняются ответить, педагог подсказывает.

Педагог: - Давайте сложим все орешки в одну корзинку, и я передам эти орешки белочке.

7 часть. Педагог: - Нам пора возвращаться  в группу. Животные вам благодарны за вашу помощь.

Педагог хвалит детей и угощает их конфетами. Дети говорят спасибо педагогу и до свидание  гостям, уходят в группу.

        СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ.

1. «Программа воспитания и обучения умственно отсталых детей дошкольного возраста», авторы: Гаврилушкина О. П., Соколова Н. Д.. М., 1991г.

2. «Методика обучения математике в детском саду», автор Щербакова Е. И.

Москва, 2000г.

3. «Обучение детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта решению арифметических задач». Л. Б. Баряева, А. П. Зарин.

Санкт-Петербург, 1992г.

4. «Методика преподавания математики в коррекционной школе», автор М. Н. Перова.

Москва, 2001г.

5. «Игры для интеллектуального развития детей от 3-х лет». Е. А. Осипова.

Москва, 2004г.

6. «Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития», под редакцией

Б. П. Пузанова. Москва, 2004г.

7. «Воспитание детей раннего возраста». Под редакцией Г. М. Ляминой.                      Москва. Просвещение,  1974г.                  

8. «Дошкольная олигофренопедагогика», авторы: А. А. Катаева,  Е. А. Стреблева.    Москва. Издательский центр Владос, 2001г.

9. «Дошкольная педагогика», под редакцией В. И. Ядэшко, Ф. А. Сохина.                    Москва. Просвещение, 1978г.

10. « Творческие игры дошкольников», составитель: Е. Ф. Иваницкая.                         Москва. Просвещение, 1957г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений для детей старшего возраста "Сказка"

Упражнять в счёте предметов, учить видеть равенство и неравенство их количества, учить соотносить цифры с количеством предметов. Учить узнавать в окружающих предметах геометрические фигуры, закреплять...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений для детей старшей группы детского сада «Путешествие в страну Математики».

в конспекте занятия представлен материал по формированию математических представлений. в ходе путешествия ребета повторяют геометрические фигуры, счет до 10, математические домики...

План - конспект занятия по формированию элементарных математических представлений у детей старшего возраста.

В материале определены цели и задачи занятия, используемый материал, подробно описан ход занятия....

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста "Мы солдаты" ( День Защитника Отечества)

Цель:Создание условий для развития познавательной активности детей через игровую деятельность, решение проблемно-поисковых задач....

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений для детей старшего дошкольного возраста

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений для детей старшего дошкольного возраста...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений для детей старшего возраста «Заколдованные звери»

Цель: Формирование умственных действий, осуществляемых в развернутом наглядно-практическом плане, целостных образов – представлений о знакомых объектах.  Расширять знания детей о жизни дики...