План - конспект занятия по формированию элементарных математических представлений у детей старшего возраста.
план-конспект занятия по математике (старшая группа) на тему

Ушакова Людмила Сергеевна

В материале определены цели и задачи занятия, используемый материал, подробно описан ход занятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_po_matematike_microsoft_office_word_2.docx21.08 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ Школа № 668 имени Героя Советского Союза В.П. Кислякова города Москвы

Дошкольное отделение № 435

Открытое занятие

по формированию элементарных математических представлений у детей.

Составила и провела

воспитатель старшей группы № 8

Ушакова Л.С.

28.02.2017года

План – конспект занятия

Цель:  Формирование мотивации детей, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов. Воспитание интереса к математике. Формирование умения работать в группах, парах и индивидуально.

Задачи:

Совершенствовать навыки счета в пределах 9. Закрепить умение сравнивать рядом стоящие числа в пределах 9 на основе сравнения конкретных множеств; получать равенство из неравенства (неравенство из равенства), добавляя к меньшему количеству один предмет или убирая из большего количества один предмет.

Закрепить знание  цифр от 1 до 9.

Формировать понятие о том, что предмет  можно разделить на несколько равных частей (на две, четыре). Учить называть части, полученные от деления, сравнивать целое и части, понимать, что целый предмет больше каждой своей части, а часть меньше целого.  

Совершенствовать умение видеть в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур (плоскостных).

 Закрепить элементарные представления детей о времени: его текучести, периодичности, необратимости, последовательности времен года.

Продолжать развивать внимание, память, наблюдательность, образное мышление. Развивать схематизированные представления.

Совершенствовать диалогическую речь: учить понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их, поощрять попытки высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища.

Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе.

Материал к занятию:

а) демонстрационный материал: 4 картинки по временам года; геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, прямоугольник), 4 подноса; плоскостные фигуры для магнитной доски (матрешки, курочки по 10 штук); цифры на магнитной основе от 1 до 9; картинки со схематичным изображением поз человека; предметная картинка – целое яблоко, половина яблока, яблоко, разрезанное на 4 равные части; 2 квадрата белой бумаги; слайды по сказкам (№ 1 - № 7) для демонстрации на экране телевизора.

б) раздаточный материал: сюжетные картинки по временам года, материал для дидактической игры «Геометрическое лото» (карта, разделенная на 9 квадратов и карточки с изображением предметов разной формы); карточки с цифрами, расположенными вперемешку; карточки с нарисованными на них ниточками и цифрами; два цветных карандаша (красный и синий); квадрат белой бумаги; подносы, на них по 10 кругов красного цвета на каждого ребенка.

План и ход занятия

Воспитатель и дети стоят в центре группы.

  1. Воспитатель задаёт вопросы детям о том, какое сейчас время года, уточняет у детей последовательность и количество времен года. Затем предлагает детям  взять по одной картинке и рассмотреть (на картинках сюжеты по временам года).

Задание:    а) объединиться в группы по времени года, нарисованному на картинке;

               б) посчитать, сколько детей в каждой группе, определить в какой группе больше (меньше) детей, на сколько.

  1. Дидактическая игра «Геометрическое лото». Каждой подгруппе выдается карта, разделенная на 9 квадратов. В центральном квадрате изображена геометрическая фигура (круг, овал, квадрат, прямоугольник). Дети находят стол, на котором лежит такая же геометрическая фигура, как и на карте и размещаются вокруг него.  Карточки с изображением предметов разной формы лежат на общем подносе. Воспитатель предлагает детям закрыть пустые квадраты на карте в соответствии с формой, изображенной на ней. В процессе проверки дети называют предметы и их форму.
  2. Дети садятся за столы, стоящие буквой П (лицом к доске).

На магнитной доске  вперемешку выложены 8 матрешек и 8 курочек. Воспитатель предлагает  разложить на верхнюю полоску матрешек, а на нижнюю курочек и посчитать их. Вызванные дети выполняют задание. Вопросы ко всем  детям: «Сколько матрешек?», «Сколько курочек?», «Что можно сказать о матрешках и курочках?», «Какой цифрой надо обозначить количество матрешек? курочек?» - вызванный ребенок выставляет цифру 8.        Воспитатель выставляет на полоску к курочкам еще одну.

- Чего теперь больше? (курочек больше).

- Посчитайте их (считают до 9, выставляется цифра 9).

- Как получили 9 курочек? (к 8 курочкам прибавили еще 1).

- Какое число больше - 8 или 9? На сколько? Какое число меньше?  (9 на 1 больше, чем 8, а 8 на 1 меньше, чем 9).

- Как сделать поровну? (обсуждаются 2 способа: добавить 1 матрешку или убрать 1 курочку).

        4. Работа с индивидуальными карточками. После выполнения – меняются карточками и проверяют друг у друга (работа в парах).

            Воспитатель предлагает детям выполнить следующие задания:

        а) Взять карточку, на которой нарисованы цифры от 1 до 9. Надо обвести цифры 9 в красный кружок, а цифры 6 – в синий.

        б) Взять карточку, на которой нарисованы ниточки. Около каждой ниточки стоит цифра (6,7,8,9). . Задание – нарисовать на ниточке столько бусинок, сколько показывает цифра.

        5.Физкультминутка.  Игра  «Стоп» (схемы).

        У воспитателя несколько картинок со схематичным изображением поз человека. Дети выходят на середину и двигаются по группе (ходят, подпрыгивают на месте, приседают, хлопают в ладоши). По сигналу «Стоп» они останавливаются.  Воспитатель показывает одну из карточек, а дети должны принять ту позу, которая соответствует этой карточке.  Игра повторяется 5-6 раз.

        6. Дети садятся за столы на свои места.

Воспитатель спрашивает детей о том, как можно поделить яблоко на равные части (картинка на доске – целое яблоко). После ответов детей показывает следующую картинку (яблоко разрезано пополам, и на 4 части). Уточняется название каждой части (половина, сколько половин, одна вторая, одна четвертая, какая часть больше, меньше).

Работа детей за столами – деление квадрата на 4 равные части.

Воспитатель напоминает детям, что мы уже делили квадрат, и у нас получалось из одного большого - 4 маленьких квадрата (вызванный ребенок показывает способ деления).

- Но теперь нам надо поделить квадрат по-другому и у нас будут получаться другие фигуры, какие? (треугольники). Воспитатель или ребенок показывает способ складывания, сначала пополам, затем каждую часть еще раз пополам. Вопросы к детям: Что больше целый квадрат или его часть? Как получить четыре равные части? Правильно, надо каждую половинку сложить еще раз пополам.

Затем каждый ребенок самостоятельно делит (складывает, сгибает) квадрат на 2, 4 равные части. Воспитатель уточняет и обобщает полученные знания: сколько частей получилось у каждого? Как можно назвать каждую часть? (одна четвертая). Что больше, меньше (целый квадрат, его половина или его четвертая часть).  

7. Математические задачки «Узнай сказку и посчитай её героев».

На экране телевизора воспитатель показывает слайд № 1 (сказка «Три поросенка») и предлагает угадать название сказки. Затем предлагает вспомнить всех героев сказки. Посчитать их и выложить перед собой столько красных кружков, сколько героев сказки. После выполнения детям показывается слайд № 2 (на нем изображены все герои сказки) и дети совместно с воспитателем проверяют задание. На доске, вызванный ребенок выставляет цифру 4, обозначающую количество героев.

В такой же последовательности дается и выполняется задание по сказке «Теремок» (слайды № 3, 4) и сказке «Колобок» (слайды № 5, 6).

Обобщающий вопрос по трем сказкам: - В какой сказке больше (меньше) всего героев?

Детям демонстрируется ещё один слайд (№ 7), на котором изображен ежик и зайчики, которые спрятались за кочкой.  Воспитатель рассказывает, что зайчики спрятались от ежика, но из-за кочки видны только их ушки, и ежик не знает, сколько там зайцев и предлагает детям посчитать и угадать количество зайчиков. Дети называют количество зайцев и обосновывают свои ответы (за кочкой видно 8 ушей, значит там спрятались 4 зайчика, так как у каждого зайчика по 2 ушка).

8. Итог занятия:

- Какое занятие у нас сейчас было?

- Какое задание вам больше всего понравилось?

  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект игры на формирование элементарных математических представлений у детей раннего возраста ( первая младшая группа)

План  -  конспект   игры   на формирование   элементарных математическихпредставлений  у  детей  раннего возраста  ( первая млад...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений для детей старшего возраста "Сказка"

Упражнять в счёте предметов, учить видеть равенство и неравенство их количества, учить соотносить цифры с количеством предметов. Учить узнавать в окружающих предметах геометрические фигуры, закреплять...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста "Мы солдаты" ( День Защитника Отечества)

Цель:Создание условий для развития познавательной активности детей через игровую деятельность, решение проблемно-поисковых задач....

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений для детей старшего дошкольного возраста

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений для детей старшего дошкольного возраста...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений для детей старшего возраста «Заколдованные звери»

Цель: Формирование умственных действий, осуществляемых в развернутом наглядно-практическом плане, целостных образов – представлений о знакомых объектах.  Расширять знания детей о жизни дики...