Опыт работы " Использование игрового набора " Дары Фрёбеля" в образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста"
методическая разработка по математике на тему

Тараканова Анастасия Михайловна

 Представление педагогического опыта на городских педагогических чтениях  в форме мастер - класса по теме " Использование игрового набора " Дары Фрёбеля" в образовательной деятельности с деми младшего дошкольного возраста"

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОПЫТ РАБОТЫ  

Использование  игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста

         

        В соответствии с требованиями ФГОС ДО в процессе получения ребенком дошкольного образования должно быть обеспечено развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности.
        Наше дошкольное учреждение оборудовано разнообразными дидактическими, игровыми материалами, среди которого особо хотелось бы выделить набор «Дары Фребеля». Комплект методических пособий с игровым набором «Дары Фребеля» полностью соответствует с ФГОС ДО. 

        Комплект легко применим, эстетичен, сделан из экологически чистого продукта - дерево, что безопасен для реализации и применении ребенком, создаёт условия для организации как совместной деятельности взрослого и детей, так и самостоятельной игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности детей.

Основные характеристики игрового набора

«Дары Фребеля»


        Фридрих Фребель создал свой собственный набор учебных материалов, адаптированных к особенностям восприятия детей. Этот набор учебных материалов он назвал его  «дарами».

        Его «дары» являются символическими элементами Вселенной, составленные из основных геометрических форм: шара, куба, цилиндра.

        Ядром педагогики детского сада Фребель считал игру.

        Ф. Фребель был самым первым в истории экспертом в области образования, кто признал ценность детской игры и первым человеком, который создал образовательные материалы для детей – так называемые «Дары Фребеля».

 

        Для полноценного развития ребенка в дошкольном возрасте Фребель предложил шесть так называемых «даров».

        

Первым даром, по его мнению, является мяч.

         Мячи должны быть небольшие, мягкие, связанные из шерсти, окрашенные в различные цвета: красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый (т. е. цвета радуги) и белый. К каждому мячу прикрепляется ниточка.

        Обосновывая, почему первым даром, первой игрушкой должен быть именно шар-мяч, Фребель замечал, что он наиболее удобен ребенку, так как нежной неразвитой ручке еще трудно держать угловатый предмет (например, кубик).

        Вторым даром являются небольшие деревянные шар, кубик и цилиндр (диаметр шара, основание цилиндра и сторона кубика одинаковые). С их помощью ребенок знакомится с разными формами предметов и их особенностями.

С этими формами можно экспериментировать:

-Шар можно рассматривать в движении,  он катится,

        - почему куб не катится, что ему мешает кататься - вместе с детьми мы выясняем - наличие углов.

        Третий дар - куб, разделенный на восемь кубиков (куб разрезан пополам, каждая половина — на четыре части). Посредством этих предметов ребенок получает представление о целом и составляющих его частях («сложное единство», «единство и многообразие»); он имеет возможность развивать свои творческие способности, строить из кубиков с помощью различных комбинаций.

        Четвертый дар - кубик тех же размеров, разделенный на восемь плиток (кубик делится пополам, а каждая половина — на четыре удлиненные плитки, длина каждой из которых равна стороне кубика, толщина равна одной четвертой этой стороны). Посредством этих предметов ребенок получает представление о целом и составляющих его частях.  Здесь также рассматриваются отношения формы и величины. С детьми играем в такие игры: "Сравни фигуры", "Больше - меньше", "Построй мост", "Длиннее - короче".

        Пятый дар - кубик, разделенный на двадцать семь маленьких кубиков, причем девять из них разделены на более мелкие части.

        Шестой дар - кубик, также разделенный на двадцать семь кубиков, многие из которых тоже разделены на части: на плитки, по диагонали и т. д.

        В настоящее время на рынке обычно встречается 14 видов образовательных материалов Фребеля:

1 комплект: Мячики разного цвета.

2 комплект: Трехмерные фигуры.

3 – 6 комплект: Куб.

7 комплект: Плоскостные фигуры.

8 комплект: Палочки.

9 комплект: Дуги.

10 комплект: Точки.

11 комплект: Кубы и цилиндры.

12 комплект: Числа и дуги.

13 комплект: Сфера, цилиндр, призма.

14 комплект: Доска.

      Дары Фребеля позволяют решать задачи всех образовательных областей в игровой форме с детьми.  А как это происходит, о возможностях использования игрового набора в образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста, я покажу.

        Так как основная их среда и возможность познавать мир — это сенсор (то, что можно потрогать, понюхать, покатать, подержать в руках), то первыми нашими помощниками будут вязаные шерстяные мячики из модуля №1, (показ).

        Как один из варианта игры с мячиками, я предложила детям поиграть в снежки. Дети берут мячик в руки и начинают его катать, развивая тем самым мелкую моторику.

1.2.3.4 – мы с тобой снежок слепили.

Круглый, крепкий, очень гладкий.

Раз – подбросим, два – поймаем.

Три – уроним

И … сломаем!

        Можно катать снежок по поверхности (стол), между ладонями, по всей длине руки. (Показ). Обычно у детей это вызывает смех, способствуя снятию психоэмоционального напряжения, а также релаксации.

        Мы скатали, красивый снежок получился, показали друг другу. Что же дальше делать с ним? Что делают со снежками? Бросают! И мы бросали снежки,  рассказывая стихи:

Снег, снег,снег, снежок!
Хватит сыпать,мой дружок!
Все вокруг и так бело,
Все дороги замело.
Даже тропки не видать,
Как же я пойду гулять?

        Но вот ребята устали, и устали снежки. Что же с ними делать? Надо их покачать... Ребята ложатся на ковёр, закрывают глазки, берут свой снежок и начинают его баюкать. (показ). При этом можно петь песенку, мурлыкать её себе. А могут надеть мячик на руку и раскачивать как маятник. (Показ).

        Вот наш снежок успокоился, отдохнул и теперь мы можем устроить соревнование — попытаться попасть снежком в колечко (показ)

        Сделав комочки из условного снега, мы рассказываем детям, что снег состоит из снежинок, снежинки. дружат, сцепляются между собой, становятся одним большим комком. Но что делать, если подул ветер и снежинки разлетелись и не могут найти друг друга? Чтобы защитить снежинку, нам нужно её оградить от ветра, и в этом нам помогут вот такие кирпичики (продолговатые блоки), (показ), они не имеют цвета, так как в этом возрасте очень важно, чтобы каждый предмет был заместителем, мог играть роль чего угодно. Важно, чтобы ребёнок закончил композицию и не оставил дырочку, что домик со всех сторон ровный.

        Как вариант можно организовать коллективную форму работы, ведь дети в этом возрасте ещё не умеют играть друг с другом, они играют рядом, поэтому для них важно научиться играть вместе. (Показ, постройка дома, в середине снежинка). Мы обязательно должны попробовать, что получилось, улетит ли наша снежинка, наклоняемся и дуем (показ).        

        Вот так шерстяные мячики выполняют роль заместителей предметов, позволяя развивать детей в игре. Тем самым мы снимаем лишнюю агрессию у детей, развиваем координацию движений, а дети играют. Происходит интеграция нескольких образовательных областей — социально — коммуникативной, физической, речевой.

        Ещё один дар Фребеля, который является очень важным для этого возраста — это мозаика со шнуровкой из 12 модуля. Вот такая доска (показ), в которую мы можем вставлять мозаику и шнурочки. Это делает игру интереснее и развивает мелкую моторику и координацию, то, что в этом возрасте развивается активно, но занимает у ребёнка очень много времени.

К нам,  конечно, приходит герой. (Показ мишки). Например, это мишка.

    - Здравствуйте, ребята, помогите мне, пож., я запутался в своих следах. Взрослый выкладывает первый след (показ), дальше могут присоединиться дети. Следы могут быть разными по цвету, запутанными, и мы должны помочь мишке. Волшебная верёвочка (показ) соединит следы вместе, помогая мишке найти дорогу домой. Мишка благодарит ребят и можно далее потанцевать и попеть вместе с этим героем.

        Можно усложнить ситуацию: - появляется еще один герой - зайчик, надо и ему помочь, только у него следы желтого цвета, а у мишки – синего.

        

        Вот эти дары из модуля 11 «Цветные геометрические тела» (кубы, шары, цилиндры, призмы, полуцилиндры) с отверстиями для нанизывания на шнурок позволяют строить дома («давайте построим высокий дом», показ). Дети учатся действовать по словесной инструкции. Если же нам нужен шнурок, то мы можем собрать бусы (показ). Мы можем собрать  бусы на ёлку или в подарок маме. К форме можно добавить цвет и размер (бусы должны быть только маленькими красными или только большими синими). А можно сказать, не называя цвет: «Собери все бусины одинаковой формы и одинакового цвета».

          Как вариант можно соединять в мозаичной доске 2 детали через отверстие (показ). Это очень сложный процесс шнуровки — пришивание.

        Этот д.Ф. - «Цветные фигуры» из модуля 7 (показ) даёт возможность познакомиться с плоскостью. Трогая, щупая их, ребёнок начинает понимать, что у этих фигур есть углы, грани, что одни фигуры дружат (мы можем соединить их гранями, показ), а другие нет (показ).

       К предстоящему Новому Году с помощью даров Фребеля в группе сделали ёлку и просили детей, используя д.Ф. «нарядить» ёлку.

        Сделать ёлку праздничной помогут украшения из плоских кругов (это будут шары). «Возьми круги разного цвета и повесь на нашу ёлку» (показ). Дети учатся видеть форму, цвет и накладывать их на изображение, соблюдая различные грани и видя весь предмет в целом.

        Детям, которые быстро справлялись с заданием, предложила украсить елочку с помощью схемы или самим сделать елку (другой предмет) из фигур.

        После знакомства детей с народной игрушкой, предложила им украсить барыню, лошадку разными элементами росписи.

        Используя «Дары Фребеля» в работе с детьми младшего дошкольного возраста, мы учитываем не только особенности возраста, но и возможности каждого ребенка в частности, а так же их желания, интересы.

        

        Дары Фребеля – это мобильный методический комплекс, который позволяет корректировать ход игры под желания и возможности ребенка.

        

Не зря говорят, все новое – хорошо забытое старое!

И это так важно, имея бесценный игровой материал использовать его на благо детей.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы «Использование интегрированных занятий в познавательно – речевом развитии детей младшего дошкольного возраста»

Методические рекомендации по использованию интегрированных в позновательно-речевом развитии....

Опыт работы «Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей младшего дошкольного возраста».

Развитие связной речи детей дошкольного возраста, посредством использования приемов мнемотехники....

НОД в старшей группе «Путешествие по лесу математических чудес» с использованием игрового набора «Дары Фрёбеля» (образовательная область «Познавательное развитие»)

Образовательная деятельность с воспитанниками старшей группы (образовательная область "Познавательное развитие") поможет закрепить навыки прямого и обратного счёта, развить познавательно - и...

Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в познавательном развитии детей дошкольного возраста.

Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в познавательном развитии   детей дошкольного возраста....

Конспект НОД в старшей группе с использованием игрового набора "дары Фрёбеля" ( образовательная область "Художественно - эстетическое развитие")

Конспект  НОД  в старшей группе с использованием игрового набора "дары Фрёбеля" ( образовательная область "Художественно - эстетическое развитие")...

Использование игрового набора "Дары Фребеля" в речевом развитии детей дошкольного возраста

Использование игрового набора Фребеля посмогает педагогу сделать занятия по развитию речи насыщенными, интересными, яркими...