Образовательный проект «Необыкновенные путешествия суток»
проект по математике (подготовительная группа)

Заяц Алла Ивановна

Проблема:С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок календаря, ежеминутно глядя на часы. Во времени живет и ребенок. Мы знакомим детей с окружающим миром, в котором все события протекают во времени. Временные характеристики реальных явлений, их длительность, порядок следования друг за другом, скорость протекания, частоту повторений и ритм. Все это необходимо показать и объяснить дошкольникам.  Мне хочется в доступной игровой форме, познакомить детей со временем.

Основным методом является исследовательская работа, в ходе которой дети сами проводят исследование, с помощью взрослого обрабатывают результаты и представляют их в виде рисунков, моделей, презентаций. Осуществляя проект, участники учатся пользоваться различными источниками и способами получения информации. В ходе работы над проектом формируются коммуникативные навыки, умение работать в команде.

Цель:Цель формирования временных представлений состоит в том, чтобы не просто дать детям представления о времени, но и научить применять эти знания на практике.

Задачи проекта:

Образовательные:

. • Познакомить с процессом смены дня и ночи, времен года.

• Формировать представления детей об отрезках времени, их цикличности.

• Систематизировать и обобщить представления детей о временных отношениях (сутки, неделя, месяц, год)

• Дать представление об определении времени с помощью календарей.

Развивающие:

• Развивать познавательный интерес детей к восприятию времени и установлению причинно – следственных связей.

• Вовлечь детей в опытно – экспериментальную деятельность; 

  Развивать эмоциональную сферу ребёнка, поддерживать  естественный интерес и любознательность детей, речевые навыки, память, воображение, мышление, познавательный интерес к окружающему миру, творческие способности.

Воспитательные:

- воспитывать терпение, умение доводить порученное дело до конца, умение сотрудничать, помочь увидеть необыкновенное в обычном, обогащать кругозор детей.

Гипотеза: Процесс формирования временных представлений будет осуществляться более эффективно, а навыки у детей будут более прочными, если целенаправленно и последовательно использовать в работе разнообразные дидактические средства и методы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Образовательный проект «Необыкновенные путешествия суток»

Проблема:С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок календаря, ежеминутно глядя на часы. Во времени живет и ребенок. Мы знакомим детей с окружающим миром, в котором все события протекают во времени. Временные характеристики реальных явлений, их длительность, порядок следования друг за другом, скорость протекания, частоту повторений и ритм. Все это необходимо показать и объяснить дошкольникам.  Мне хочется в доступной игровой форме, познакомить детей со временем.

Основным методом является исследовательская работа, в ходе которой дети сами проводят исследование, с помощью взрослого обрабатывают результаты и представляют их в виде рисунков, моделей, презентаций. Осуществляя проект, участники учатся пользоваться различными источниками и способами получения информации. В ходе работы над проектом формируются коммуникативные навыки, умение работать в команде.

Цель:Цель формирования временных представлений состоит в том, чтобы не просто дать детям представления о времени, но и научить применять эти знания на практике.

Задачи проекта:

Образовательные:

. • Познакомить с процессом смены дня и ночи, времен года.

Формировать представления детей об отрезках времени, их цикличности.

• Систематизировать и обобщить представления детей о временных отношениях (сутки, неделя, месяц, год)

• Дать представление об определении времени с помощью календарей.

Развивающие:

Развивать познавательный интерес детей к восприятию времени и установлению причинно – следственных связей.

• Вовлечь детей в опытно – экспериментальную деятельность;

  Развивать эмоциональную сферу ребёнка, поддерживать  естественный интерес и любознательность детей, речевые навыки, память, воображение, мышление, познавательный интерес к окружающему миру, творческие способности.

Воспитательные:

- воспитывать терпение, умение доводить порученное дело до конца, умение сотрудничать, помочь увидеть необыкновенное в обычном, обогащать кругозор детей.

Гипотеза: Процесс формирования временных представлений будет осуществляться более эффективно, а навыки у детей будут более прочными, если целенаправленно и последовательно использовать в работе разнообразные дидактические средства и методы.

Начали с Модели трех вопросов:

Что мы знаем о времени? Что мы хотим узнать о нём?  Что нужно сделать, чтобы узнать?

• День, ночь, утро, вечер – это части суток.

- Времена года.

- Некоторые месяцы.

- Вчера, сегодня, завтра.

- Дни недели.

Что мы хотим узнать о нём?

Как происходит смена дня и ночи?

Почему меняются времена года?

Можно ли время посчитать?

Где мы можем увидеть следы времени?

Что такое время?

Месяцы.

Что нужно сделать, чтобы узнать?

• Книги прочитать.

• Спросить у взрослых.

• Посмотреть в интернете.

•Понаблюдать.

Поскольку время – чрезвычайно трудная для познания ребенка сфера действительности, то мы старались использовать в работе самые различные способы и средства.

Итак, сутки  это единица измерения времени, приблизительно равная периоду обращения Земли вокруг своей оси. В обиходе сутки часто называют днем. Дети знают, что сутки делятся на утро, день, вечер и ночь. Но почему происходит смена дня и ночи они хотели бы узнать.

Мы с детьми провели опыт "Почему день сменяется ночью"Мы сделали человечков, которые живут на Земном шаре (глобусе). Один человечек поселился в России Евразии, а второй в  Южной Америке. 

 Мы выключили свети отправились в Космос.  Включили настольную лампу это Солнце, свет которой направили в сторону наших земных жителей.. Одна сторона хорошо освещена - это день, на вторую свет падает очень плохо - там ночь. Мы обсудили с детьми, что земля движется против часовой стрелки.

Когда у жителя России день, тоу жителя Америки - ночь. Мы крутили Землю и смотрели,  как тень отступает, т.е. наступает "утро", а затем "день". 

Мы с детьми провели опыт "Почему день сменяется ночью", а теперь пришло время подтвердить эти знания на бумаге. Нарисуем-ка, Космос! Солнце и планету Земля.

 Теперь - научная часть творчества. Мы взяли линейку и провели прямые лучи (линии) от Солнца, к Земле. Там, где они "упали" на Земной шар, там день, с той стороны, где они не могут коснуться круга (с обратной стороны), там ночь. 

Мы немного затемнили часть Земного шара с той стороны, где у нас "ночь".

Так дети наглядно еще раз убедились, почему бывает на Земле день и ночь, и как одни сутки сменятся другими.  Уточнили, что период времени в 7 суток – это неделя.Недели сменяют  друг друга,  получается месяц. Месяцы образуют время года. 4 времени года – это год.

Почему происходит смена времен года, мы узнали просмотрев видео из интернета.

Одну из главных ролей при ознакомлении детей со временем (сутки, неделя, месяц, год)мы отвели наблюдениям. Их содержанием являлись состояние погоды, окружающей среды, особенности деятельности детей и взрослых в то или иное время. Положение солнца на небе, степень освещенности земли и неба. Наблюдения способствовали накоплению у детей представлений о времени. Результаты наблюдений мы заносили в таблицы. Так появилась модель суточных изменений, по которой видно в каком месяце ночь длиннее, а день короче.

Знакомя детей с мерами времени (сутки, неделя.месяц, год), мы рассказывали им о том, как  раньше люди определяли время: как возникла семидневная неделя, как в старину на Руси называли месяцы года.

Для активизации личного опыта ребенка широко использовали беседы и беседы по картинам, которые перестали в дискуссии о различных категориях времени. В ней мы побуждали детей высказывать собственные суждения, мысли, точку зрения на проблему. ( беседа о возрасте «Кто в семье старший?», Беседа о смене суток, беседа о днях недели, разговор о месяцах, временах года, Пространство и время.)

Систематизировали знания о временах года  при помощи мнемотаблиц. Составляя рассказ о времени года дети, дети знакомились с его характерными особенностями.

Впроекте  широко использовали игры и упражнения. Для совершенствования имеющихся у детей представлений о частях суток использовали следующие игры и упражнения: «Когда это бывает», «Назови пропущенное слово», «Назови соседей», «Части суток», «Что мы делали?» Использовали загадки, задачки – шутки с характерным описанием частей суток.

Сформировать представления детей о последовательности дней недели помогли такие игры и упражнения как  «Вчера, сегодня, завтра», «Домик дней».  «Неделька стройся!», «Я начну, ты продолжай», «А ну-ка угадай», «Отправь поезд» и другие. Игры с мячом и игры инсценировки.

Такие игры и упражнения как «Это,  правда или нет?», «Бывает – не бывает», «Что за чем?», «Что напутал художник?», «Времена года» и другие помогли ребятам лучше запомнить последовательность месяцев  и характерные особенности времен года.

В подвижных играх слова – названия частей дней суток, дней недели, месяцев служили сигналом для выполнения определенных действий, например,

В продуктивной  деятельности отразили детские представления о том, что происходит в то или иное время.

Выполнили оригами «Семь забавных гномиков – дни недели»

Мы почти всегда  предлагаем детям дни недели  в виде гномиков  и раскрашиваем в цвета радуги. Но мы заем, что недели меняются, что наступивший понедельник это новые сутки, и он не похож на понедельник прошедшей недели.  И как на самом деле выглядят дни недели,  никто не знает.

И предложила детям пофантазировать, выполнить зарисовку на тему: «Как выглядят дни недели?», при одном условии соответствие цветам радуги остается. И вот, что предложили дети.

Для развития преставлений о времени существуют разные виды моделей и календарей. Они способствуют «материализации»  времени, отражают его в наглядной, условно-схематичной  форме

Мы использовали разные виды  и плоские и объемные модели частей суток, дней недели, времен года.

Вашему вниманию предлагаем модели, которые  дети сами смоделировали.

Объемные модели имеют ряд преимуществ. Они дают возможность наглядно показать детям саму суть времени, его основные свойства: одномерность, необратимость, текучесть, периодичность, динамичность – смену суток ( 7 суток это неделя), 4 недели – месяц,  4 времени года – год.

Мы использовали моделирование не только временной длительности, но и временной последовательности. В такой модели отражается порядок следования явлений, событий и действий. В условно – схематической форме мы отражали:

- прохождение основных стадий развития растений и животных

- смена видов деятельности в режиме дня;

- Изменение человека по возрасту;

Для закрепления понимания того, что время существует всегда, и что было прошлое, есть настоящее, и что будет будущее, помогло использование «Системного оператора». Игры с «системным оператором» помогли сформировать у детей системное мышление, умение оценивать прошлое, настоящее, прогнозировать будущее.

Наглядно представить сравнительно длительные промежутки времени (неделю, месяц, год) помог – отрывной календарь.

 Отрывая листок (сутки), дети собирали – недели, по окончанию месяца подсчитывается количество недель и дней прошедшего месяца. А затем определяется место месяца  в определенном  времени года. Из месяцев складывается год.

Работа с календарем ведется постоянно и позволяет определить:

-  какое число сегодня, день недели, месяц;

- Сколько дней и сколько недель в том или ином месяце;

- с какого дня недели начинается каждый месяц;

- сколько месяцев прошло с начала года;

- когда наступит следующий месяц и как он будет называться; и п.т.

Одним из немаловажных этапов нашей работы было чтение  художественной литературы, и малых  фольклорных форм, заучивание стихотворений и пословиц.  В итоге у нас получилась  яркая презентация проекта. На презентацию мы пригласили детей другой группы и им в стихотворной форме рассказали о 12 месяцах и временах года.

В группе появилась коллекция календарей. И теперь мои воспитанники смело могут путешествовать по ним день за днем, сутки за сутками. И я надеюсь, что это путешествие будет увлекательным и интересным. Ведь из каждого дня складывается наша жизнь.

Таким образом. Работая над формированием у детей представлений о времени, мы сделали вывод:

- временные представления лучше усваиваются детьми, если они эмоционально окрашены;

- использование моделей, в том числе объемных и календарей, способствует формированию более устойчивых представлений у дошкольников о времени и его свойствах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательный проект "Космическое путешествие" для детей старшего дошкольного возраста.

     Космос превлекает человечество уже очень давно. И не удивительно, что дошкольники часто задают вопросы, связанные этой темой, их интересует буквально все, но иногда их умоза...

Конспект непосредственно образовательной деятельности "Необыкновенное путешествие"

НОД "Необыкновенное путешествие" по образовательной области "Познавательное развитие" раздел Формирование целостной картины мира. Расширение кругозора, направлено на воспитание у дошкольников основ то...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательным областям «Необыкновенное путешествие в Песочную страну»

Цель: Развитие познавательного интереса и связной речи у детей в процессе игровой деятельности посредством песочной терапии....

Образовательный проект "Морское путешествие"

Образовательный проект "Морское путешествие" для детей среднего возраста....

Образовательный проект «Мир путешествий» по занимательной географии в рамках реализации проекта «Енотик»

При изучении географии закладывается важнейшая база для формирования интеллекта, формируется основа для будущего кругозора...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ Образовательного проекта «Мир путешествий» по занимательной географии в рамках реализации проекта «Енотик»

презентация Образовательный проект«Мир путешествий»по занимательной географиив рамках реализации проекта «Енотик»...

Конспект непрерывной образовательной деятельности «Необыкновенное путешествие в Страну Математики» с использованием игр В. Воскобовича..

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 17» Энгельсского муниципального района Саратовской области413113, г. Энгельс, ул. Степная, 175 А, тел. (8453) 95-32-80...