Технологическая карта дидактической игры на развитие представлений о составе числа из двух меньших в подготовительной к школе группе
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

Арифметическая задача – это задание, которое ставиться перед детьми с целью развития их математических навыков и умений. Обычно такие задачи представляют собой простые математические вычисления, которые дети должны выполнить в уме или на бумаге. Например, это может быть здание на сложение и вычитание. Важно что бы арифметические задачи были доступны и понятны детям, соответствовали их возраст и уровню развития, а так же были интересными и игровыми. Решение арифметических задач помогает детям развивать логическое мышление, улучшать память и концентрацию внимания, а так же формировать навыки работы с числами.

 В старшем дошкольном возрасте (5—6 лет) арифметические задачи (на сложение и вычитание) используются с целью подве­дения детей к простым вычислениям, практикования в примене­нии знаний о составе чисел из двух меньших чисел при выполне­нии действий сложения и вычитания. Условия задач, как правило, отражают содержание игровых и бытовых ситуаций детской жизни. Решить задачу означает понять связи, которые даны в ус­ловии (содержательные и числовые), а также связи между данны­ми задачи и искомым. Понимание этих связей определяет выбор арифметического действия.

Методика обучения
При обучении дошкольников часто используются различные задачи, отражающие знакомые детям ситуации, но специальная работа ведется в подготовительной группе. В начале используем простые прямые задачи, где в решении второе слагаемое и вычитаемое равны единице. При прочном знании состава числа из двух меньших используем любые числа в пределах десятка. Затем при хорошем усвоении можно предложить косвенные задачи.

Этапы обучения:

Подготовительный этап:

Работа с множествами, их объединение и разъединение, знакомство с понятиями «часть и целое».

1 этап:

Ознакомление с понятием «арифметическая задача»:

а) формирование представления об арифметической задаче;

 б)усвоение структуры задачи и выделение ее частей;

 в) практическое составление задач;

г) полная формулировка ответа.

2 этап:

Запись и формулировка решения задачи:

а) знакомство с арифметическими действиями: сложением и вычитанием;

б)поиск нужного арифметического действия и его формулировка;

в)выкладывание решения задачи с помощью карточек;

г) запись решения задачи на листе бумаги в клетку.

3 этап:

Выработка вычислительных навыков и логических рассуждений:

а) присчитывание и отсчитывание по единице;

б)применение знания состава числа из двух меньших чисел;

 в) использование моделей арифметических действий;

г) решение косвенных задач, логических задач и др.

Воспитатель формирует у детей представления о действиях сложения и вычитания, одновременно знакомит их со знаками «+» (прибавить, сложить), «-» (отнять, вычесть) и «=» (равно, получится).

Слова «прибавить», «отнять», «будет» детям знакомы из жизни.

Слова «сложить», «вычесть», «равняется» являются математическими терминами!

 Необходимо постепенно осуществлять переход к новым словам и уделять этому особое внимание

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта дидактической игры на развитие представлений о составе числа из двух

меньших в подготовительной к школе группе

Воспитатель: Лучина Александры Александровны

Тема: «Математическая рыбалка»

Форма организации: фронтальная

Цель: закрепление знаний о составе числа в пределах 10 из двух меньших при помощи дидактической игры «Математическая рыбалка»

Обучающая задача: упражнять детей решать арифметические примеры на сложение из двух меньших чисел

Игровая задача: поймать рыбку, на которой написан арифметический пример и соотнести ответ с цифрой на ведре

Игровые действия:

1) при помощи удочки, дети ловят рыбок с арифметическими примерами

2) на пойманной рыбке вычисляют арифметический пример

3) Соотносят ответ на рыбке и помещают в ведро под нужной цифрой

Игровые правила:

  1. Один ребенок - ловит одну рыбку
  2. Если ребенок не справляться с решением примера, он просит помощь
  3. Правильно соотносить решение на рыбке с числом на ведре

Планируемый результат: дети умеют решать арифметические примеры

Пространственно-временной ресурс: 15 минут

Программно - методическое обеспечение: Федерально Образовательная Программа Дошкольного Образования, «От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования» по ред. Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева.

Материалы и оборудование: удочка, рыбки с арифметическими примерами, ведра с цифрами от 1-10

Содержание

Этап, его продолжительность

Цель, задачи этапа

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Методы и приемы

Результат

Вводно организационный

( 3 минуты )

Цель: активизация внимания к педагогу и дидактической игре

Задача: создать игровую проблемную ситуацию, снять эмоциональное напряжение за счет динамической паузы

Воспитатель просит детей сесть вокруг озера. Рассказывает о том, что дети сейчас будут рыбачить, но в озере плавают совсем необычные рыбки. Проведение динамической паузы «Море волнуется»

«Море волнуется раз,

Море волнуется два,

Море волнуется три,

Как рыбки плывут, покажи»

Дети внимательно слушают педагога, задают вопросы. Вовлекаются в процесс.

Учувствуют в динамической паузе и показывают, как плывут рыбки.

Проблемная ситуация, показ действий, рассказ воспитателя, внесение дидактического материала

Дети вовлечены в процесс, готовы на дальнейшую деятельность

Основной этап

(10 минут)

Цель: Принятие созданной педагогом проблемной ситуации, в которой возникает необходимость в получении новых знаний при формировании решении арифметических задач

Задача:

Выполнение игровой задачи в процессе самостоятельных познавательных действий на решение арифметических примеров на сложение из двух меньших чисел

Воспитатель предлагает детям выловить рыбок из озера. На пойманной рыбке решить арифметический пример на сложение и соотнести с нужной цифрой на ведре.

Педагог задает вопрос:

Из каких чисел состоит цифра на ведре?

Дети вылавливают рыбок из озера, решают свой арифметический пример, учувствуют в рассуждении. Отвечают на вопросы. Соотносят ответ с цифрой на ведре

Указание, показ действия, оказание помощи.

Дети умеют решать примеры на сложении из двух меньших чисел в пределах 10.

Дети знают понятия: сложить, равняется.

Заключительный этап

( 2 минуты)

Цель: закрепление знаний полученных в результате дидактической игры

Задача:

Повторить с детьми пройденный материал. Научить оценивать свои действия.

Воспитатель задает вопросы, помогает детям делать правильные и справедливые выводы.

Дети отвечают на вопросы, учувствуют в диалоге

Диалог, рассуждение

Дети умеют оценивать свою проделанную работу, рассуждать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта дидактической игры в подготовительной группе

Технологическая карта дидактической игры в подготовительной группе на тему: «Назови предыдущее и последующее число и букву»...

Технологическая карта дидактической игры по развитию речи "Хорошо - плохо"

Технологическая карта дидактической игры «Хорошо — плохо» Название«Хорошо — плохо»Образовательная областьРечевое развитиеВид деятельности играВозрастная группа...

Технологическая карта дидактической игры по формированию элементарных математических представлений « Приключения Буратино» в старшей группе

Интерактивная дидактическая игра " Приключения Буратино"  выполненная в программе Panasonic elite Panaboard book...

Технологическая карта дидактической игры по временным представлениям «Что было дальше...»

Технологическая карта дидактической игры по временным представлениямДидактическая игра «Что было дальше...»Название: «Что было дальше…».Возрастная группа: подготовительн...

Технологическая карта образовательной деятельности Развитие элементарных математических представлений с элементами моделирования. «Фиксику нужна помощь» подготовительная к школе группа

Закрепить прямой и обратный счет в пределах 10.Развивать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.Продолжить учить составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание.Совершенство...

Технологическая карта дидактической игры в подготовительной группе

конспект занятия по проведению дидактической игры в подготовительной руппы...

Технологическая карта дидактической игры по формированию элементарных математических представлений образовательной области «Познавательное развитие» для детей старшей группы

ФЭМП оказывает огромное влияние на всестороннее развитие личности ребенка. В основе познания элементарных математических представлений качественных и количественных признаков предметов и явлений ...