Развитие графических навыков у детей старшего дошкольного возраста
консультация (старшая группа)

ДУПЛЯКОВА ОКСАНА ИВАНОВНА

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_graf_navykov.docx20.57 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие графических навыков в старшем дошкольном возрасте

      Проблема готовности дошкольников к предстоящему обучению в школе всегда находилась в центре внимания педагогов и психологов. Её решения меняется в зависимости от новых тенденций в самой системе образования.

      Необходимо помнить, что в отечественной педагогике и психологии  дошкольный возраст рассматривается как переходный период от одной ведущей деятельности- игровой,к другой ведущей деятельности в младшем школьном возрасте деятельности-учебно-познавательной. Поэтому одной из основных целей образовательной работы дошкольного учреждения является обеспечение плавности этого перехода.

       Большая часть родителей и воспитателей, думая о том, как лучше подготовить малышей к школе, обращают внимание, как правило, на чтение и счет. Взрослые даже не представляют насколько важно тренировать у ребенка движение пальцев и кистей рук, Чтобы будущий первоклассник умело обращался с ручкой, карандашом, фломастером, кистью, стремясь к тому, чтобы движения  были свободными, уверенными, согласованным.                                

        Дошкольники со слабой  мускулатурой испытывают затруднения при овладении навыками письма,  выполняют задание в медленном напряжённом темпе, напряжёнными пальцами, не в полном объеме.                      

        Вышеперечисленные проблемы, привели нас к выводу, что особое внимание нужно уделять постепенному развитию графических  умений и навыков. Мы поставили перед собой цель для системной работы по развитию графических умений и навыков.

Одним из критериев познавательной готовности ребёнка является Развитие графических навыков.

      Работа по развитию графических умений и начинается заблаговременно до того, как ребенок пойдет в школу.

Что же такое графические умения и навыки?

Графические умения – сплав навыков и знаний, которые определяют качество выполнения графической деятельности.

Графические навыки – определенные привычные положения движения пишущей и рисующей руки, позволяющей изображать знаки

Графическими навыками называют некоторые привычные движения рисующей или пишущей руки, изображающей при этом знаки, а также их соединения. Графические навыки относят к сенсорному развитию человека, однако в отличие от иных сенсорных умений, графические связаны непосредственно с учебной деятельностью.

        Графические умения в старшем возрасте включают в себя следующую последовательность:

  • к 4–5 годам ребенок способен копировать фигуры с соблюдением основных пропорций, но уже может ограничивать протяженность линий, а также срисовывать предметы, рисовать по представлению;                                              
  • в 5 лет дети начинают хорошо выполнять вертикальные, горизонтальные, наклонные штрихи, ограничивая их длину и соблюдая относительную параллельность, способны делать циклические движения первой ступенью в формировании графических умений и навыков является развитие мелкой моторики которое проводиться посредствам пальчиковых игр

       Учитывая возрастные особенности старших дошкольников.                    Особое внимание мы уделяем на развитие зрительного и пространственного восприятия, они помогают формированию и совершенствованию ориентировке на листе бумаги и навыка движения по нему.В старшем возрасте идёт:

  1. Совершенствование двигательных ручных умений и навыков;
  2. Развитие фонематического слуха, произвольного внимания, творческого воображения, наглядно-образного и логического мышления;
  3. Формирование пространственных ориентаций на листе бумаги и в окружающем пространстве;

      4   Приобретение умения слушать, понимать и выполнять словесные инструкции педагога.

      Для развития  графических навыков у детей старшего возраста мы   используем такие приёмы игры: пластилинография , шнуровки ,массаж рук, упражнения с счётными палочками более в усложнённой технике                                                    В свободной деятельности мы используем Ниткографию.                                Ниткография –  графическая техника, которая еще называется рисование нитью. Это получение изображения нитками на картоне или другом твёрдом основании. В ее основе лежит последовательное заполнение контуров выбранных изображений при помощи шнурков либо толстых ниток.                              Так как мы письму не учим, большую работу проводим по формированию правильной постановки руки. Для закрепления постановки руки мы используем штриховку, раскраски. Они развивает глазомер. формирует умение видеть контур фигуры и при штриховании не выходить за пределы, развивает мелкие мышцы, делает их более послушными.

       Для знакомства с тетрадью, ориентировке по клеточке (нахождение верхнего левого, верхнего правого угла середины клетки мы используем графические упражнения. Они формируют у детей умение вести волнообразные линии, не отрывая карандаша от листа бумаги,соединять углы клеточек по диагонали. Это могут быть прописи.карточки с заданием закончи узор и т.д

       Одним из более сложных приёмов является Графический диктант. Это не урок и не занятие, а наоборот игра. Ведь в итоге должна получиться неизвестная картинка, которую можно разрисовать карандашами. Такие занятия рекомендуются не только деткам дошкольного возраста, в детских садах, но ребятам до 12-летнего возраста. Ведь внимательность и координацию движений, можно развивать и в старшем возрасте.
Рекомендуемый возраст для начала пользования графическими диктантами – от 4 лет. Именно в этом возрасте следует начинать развитие мелкой моторики, с помощью рисования по клеточкам. 

    Вывод: Работа по формированию графических умений и навыков у дошкольников должна начинаться задолго  до поступления в школу. Совершенствование умений управлять своими движениями, как мелкими, так и крупными, выполнять их разнообразно т.е. дифференцировано, точно, плавно, красиво или быстро, ловко, технически правильно, имеет своё продолжение и в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система упражнений по развитию графических навыков у детей старшего дошкольного возраста.

Комплексно-тематическое планирование упражнений по развитию графических навыков у дошкольников....

Формирование графических навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Я, Забабурина Юлия Владимировна, работаю учителем – дефектологом в МКДОУ д/с № 484  3г 10мес. В дошкольном учреждении функционирует 2 группы для детей  с ЗПР. В последние годы наряду с ЗПР в...

Развитие графических навыков у детей старшего дошкольного возраста.

Развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи и письма. Как развить мелкую моторику рук и научить детей писать красиво? Как предупредить корявый почерк?Ребе...

ГРАФИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР 3 УРОВНЯ.

Дети дошкольного возраста, имеющие нарушения речи, испытывают  большие  трудности  при  овладении графическими навыками, и  это  значительно осложняет начальный этап их о...

Консультация для родителей на тему: «Развитие графических навыков у детей старшего дошкольного возраста»

Консультация для родителей на тему: «Развитие графических навыков у детей старшего дошкольного возраста»...

Консультация для родителей«Развитие графических навыков у детей старшего дошкольного возраста»

Консультация для родителей «Развитие графических навыков у детей старшего дошкоьного возраста»...

Тема: «Развитие графических навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития» (из опыта работы)

Тема: «Развитие графических навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития»(из опыта работы)...