Развитие графических навыков у детей старшего дошкольного возраста.
методическая разработка по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Кулага Людмила Викторовна

Развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи и письма. Как развить мелкую моторику рук и научить детей писать красиво? Как предупредить корявый почерк?
Ребенок, поступающий в первый класс, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики рук, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod._razrabotka_graficheskiy_diktant.docx15.25 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие графических навыков у детей старшего дошкольного возраста.
Развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи и письма. Как развить мелкую моторику рук и научить детей писать красиво? Как предупредить корявый почерк?
Ребенок, поступающий в первый класс, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики рук, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Именно в дошкольном возрасте важно развить механизмы для овладения графическими умениями, создавать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости. 
При подготовке руки к усвоению графических навыков необходимо выявить ведущую руку ребенка при помощи тестов и проводить специальные упражнения:


  • работу по развитию ручной умелости

  • гимнастику для пальцев и кистей рук

  • ориентировку в пространстве и на листе бумаги

  • упражнять в выполнении графических движений

  • развивать внимание, память

  • развивать усидчивость 

  • Это можно развить при помощи штриховки.
    Прежде чем приступить к выполнению графических упражнений я провожу  подготовительную работу. Это работа по развитию ручной умелости и двигательной координации. В нее входят:
  • запускание пальцами мелких волчков

  • нанизывание пуговиц и бусинок на нитку или проволку

  • завязывание узлов на толстой веревке или шнурке

  • застегивание пуговиц, крючков, молний

  • раскручивание и закручивание крышек на пузырьках
  • игры с конструкторами, мозаикой, кубиками, пазлами,

  • складывание разрезных картинок

  • игры с палочками

  • игры с прищепками

  • работа с ножницами


Следующий этап – укрепить и развить мелкую моторику рук с помощью гимнастики пальцев рук и кистей, так как это не только укрепляет руки, но и развивает речь. Она начинается с разминки пальцев – их сгибания и выпрямления. Для этого мы используем резиновые игрушки с пищалками. Затем следуют упражнения на расслабление пальцев и кистей рук. Обычно эти упражнения связываются с воспроизведениями действия с каким-либо реальным предметом. Например, «Красим забор», «Гладим котенка», «Курочка пьет воду»
Далее предлагаю упражнения на удержание позы кистей рук. Сначала ребенок действует каждой рукой поочередно, постепенно двумя руками одновременно. Например, «Зайчик», «Гусь», «Коза-дереза», «Пальчики поздоровались».
Затем даются упражнения, основанные на переходе с одной позиции на другую. Например, «зайчик-кольцо», «ладонь-кулак».
Для автоматизации очень полезны упражнения, состоящие из серии последовательных движений. Они сопровождаются стихами, потешками, считалками.
Я считаю, что формирование графического навыка, во многом зависит от умения ребенка ориентироваться и на листе бумаги. Это следующий этап работы с детьми. Для отработки движений слева направо так же используем игровые приемы. Например, провести пальчиком по бумаге как разбегается самолет на взлетной полосе.
Параллельно ведем работу по обучению детей закрашиванию простых предметов короткими и плотными штрихами, не выходя за контур предмета. После того, как дети научатся хорошо обводить трафареты и закрашивать изображение, мы приступали непосредственно к штриховке геометрических фигур, а затем других предметов, на первом этапе только по образцу взрослого. Важно научить детей видеть параллельность линий и проводить их вертикально, горизонтально и наклонно. Мы взяли штриховку, как часть занятия, поэтому дети постепенно ей овладевали, и она им не надоедала.
В свободное время используем различные виды графических упражнений в тетрадях в клеточку.

Считаю, что задания по развитию графических навыков не только готовит руку ребенка к письму, но и воспитывают усидчивость, внимание, развивают мышление, ориентировку в пространстве, внутреннюю и внешнюю речь, что очень важно для детей имеющих речевую патологию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система упражнений по развитию графических навыков у детей старшего дошкольного возраста.

Комплексно-тематическое планирование упражнений по развитию графических навыков у дошкольников....

ГРАФИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР 3 УРОВНЯ.

Дети дошкольного возраста, имеющие нарушения речи, испытывают  большие  трудности  при  овладении графическими навыками, и  это  значительно осложняет начальный этап их о...

Консультация для родителей на тему: «Развитие графических навыков у детей старшего дошкольного возраста»

Консультация для родителей на тему: «Развитие графических навыков у детей старшего дошкольного возраста»...

Консультация для родителей«Развитие графических навыков у детей старшего дошкольного возраста»

Консультация для родителей «Развитие графических навыков у детей старшего дошкоьного возраста»...

Тема: «Развитие графических навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития» (из опыта работы)

Тема: «Развитие графических навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития»(из опыта работы)...

Консультация для родителей «Развитие графических навыков у детей старшего дошкольного возраста».

laquo;Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев идут тончайшие нити, которые питают источник творческой мысли. Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее р...