Организация игр и построение занятий для речевого развития детей раннего возраста.
статья (младшая группа)

Лысенко Анна Юрьевна

Как создать благоприятные условия для речевого развития ребенка раннего возраста?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx24.02 КБ

Предварительный просмотр:

Организация игр и построение занятий для речевого развития детей раннего возраста.

          Как создать благоприятные условия для речевого развития ребенка раннего возраста?

Знакомство со словами происходит в следующей последовательности.

Существительные.

Предмет предъявляется так, чтобы малыш его хорошо видел, и четко называется вслух.

Организуется игра, во время которой предмет обыгрывается и неоднократно называется вслух. Например: «Вот какой мячик. Мячик прыгает! Мячик покатился-покатился. Нет мячика! Где же мячик? Вот мячик!» Обратите внимание, что весь произносимый вслух текст представляет собой комментарий к тому, что происходит на глазах малыша, а ключевое слово «мячик» повторяется многократно!

При выборе из двух предметов ребенок находит тот предмет, который вы назвали. Вы предъявляете ребенку, к примеру, мишку и машинку. Ваша просьба при этом звучит следующим образом: «Где мишка?» Если малыш ошибся и потянулся к машине, не дайте ему ошибиться. Повторите вопрос снова, чуть выдвигая мишку вперед. И не забудьте порадоваться правильному выполнению и поддержать попытки малыша!

Ребенок находит предмет по просьбе взрослого, выбирая его из большего количества предметов.

Для формирования понятия ребенку предъявляются аналогичные, но отличающиеся по цвету, величине, текстуре предметы и их изображения.

Название предмета включается в игры, песенки. Начинается работа над включением слова в активный словарь малыша.

Глаголы

Вариант 1. Сюжетная игра.

Взрослый и ребенок играют с куклой: кормят и причесывают ее. При этом неоднократно используются слова «покорми» и «причеши». Затем взрослый предлагает ребенку ложку и расческу и говорит: «Покорми куклу».

Если малыш ошибочно тянется к расческе, взрослый, молча, отодвигает ее и, приближая к ребенку ложку, повторяет просьбу. Дополнительно можно использовать соответствующий жест.

Вариант 2. Сочетание игры и занятия.

В этом случае происходит знакомство ребенка с реальным действием и с изображающей это действие картинкой. Предположим, что мы знакомим малыша с глаголом «спит».

Организуется игра, во время которой данное действие многократно обыгрывается и называется: мишка спит, кошка спит, собачка спит.

Ребенку предлагается по словесной просьбе выбрать одну из двух лаконичных и четких сюжетных картинок. Например, мы можем предложить две картинки, на одной из которых собачка спит, а на другой, например, играет с мячиком. Задав вопрос: «Где собачка спит?», внимательно следите за реакцией малыша. Возможно, он ткнет в нужную картинку пальцем, а может быть – только посмотрит на нее. Если ребенок показывает неверно, не будьте многословны, повторите свой вопрос и выведите вперед нужную картинку. Помните, что это обучение, а не контроль.

По мере усвоения глаголов предлагается выбор из большего количества вариантов.

Усвоенные слова используются родителями при общении в игре и повседневной жизни.

Знакомство с другими частями речи происходит по аналогичной методике. Важно помнить, что знакомство с существительными и глаголами должно происходить одновременно, поскольку отсутствие глаголов резко ограничивает речевое развитие ребенка, тормозит появление фразовой речи.

Предложения

Виды простых предложений

Инструкции: Дай мне мишку

Предложения, включающие описание: Дай мне большого мишку

Вопросы: Ты хочешь мишку?

Предложения, предполагающие положительный или отрицательный ответ: Это мишка? (показываете мишку, затем зайку).

Рассмотрим некоторые примеры.

Речевые инструкции, используемые в быту и игре

Различение существительных. Оборудование: мишка и зайка.

Речевые задания: «Дай зайку!», «Дай мишку!»

Различение глаголов.

Оборудование: мишка, расческа, ложка.

Речевые задания: «Причеши мишку!». «Покорми мишку!».

В этих случаях в каждой просьбе только одно ключевое слово, то есть ребенку нужно различить слова «мишка» и «зайка», а во втором случае –«причеши» и «покорми».

Усложнение заданий

Вам стоит иметь в виду, что усложненные варианты таких заданий используются на следующем этапе. Здесь мы приводим пример усложнения, чтобы вам стала ясна последовательность развития понимания речи. Приведем пример задания, когда оба слова в предложении являются ключевыми.

Оборудование: зайка, мишка, расческа, ложка.

Речевые задания: «Причеши зайку!». «Причеши мишку!». «Покорми зайку!», «Покорми мишку!».

В этом случае оба слова в предложении ключевые, что существенно усложняет задачу ребенка.

Усложнять задания можно только после того, как ребенок будет легко справляться с заданиями предыдущего уровня сложности. Задания нового уровня предлагаются на специальном занятии, а усвоенный материал предыдущего уровня обязательно используется в повседневной жизни.

Лаконично и эмоционально комментируйте происходящие и будущие события: «Вот мы садимся в коляску и поедем гулять!» или «Берем хлеб, будем кормить уточек!»

Примеры возможных вопросов взрослого

Хочешь...?

Что ты хочешь? (выбор из двух игрушек – например, мишку или машинку).

Где...?

Какой...? (например, большой или маленький мишка)

Важно, не забывать, что принимаются любые способы ответа: взгляд, действие, жест, звукоподражания и т.д. Это важно, поскольку, если в какой-то момент не обратите внимания на попытки ребенка ответить взглядом или жестом, он может потерять интерес, и попытки прекратятся.

Аналогичная работа проводится по картинкам и фотографиям. При этом вместо выполнения действий ребенок выбирает одно из предложенных ему изображений.

Различение существительных

Оборудование: картинки «Мальчик ест». «Девочка ест».

Речевые задания: «Покажи, где мальчик ест».

Различение глаголов

Речевые задания: «Покажи, где мальчик ест».

На следующем этапе развития такого рода задания будут сложнее. Ребенку придется работать с тремя картинками, причем каждое слово в предложении является ключевым.

Оборудование: картинки «Мальчик ест», «Девочка ест», «Мальчик причесывается».

Речевое задание будет построено так, чтобы ребенок выбрал нужную картинку из трех предложенных.

Другой вид усложнения заданий – расширение предложений путем включения определений «Большой зайка ест морковку» и «маленький зайка ест морковку».

Здесь в каждом предложении только одно ключевое слово, поскольку ребенок впервые должен обратить внимание на словесное обозначение качеств или свойств предметов.

Развитие активной речи ребенка

Если в младенчестве для стимуляции самостоятельной речевой деятельности ребенка целесообразно формировать правильные навыки еды, проводить массаж органов речи, стимулировать лепет, произносить простые слова, то в раннем возрасте необходимо подходить к созданиям благоприятных условий речевого развития иначе. Важно, не забывать, что, если вы используете жесты, то они обязательно должны предъявляться в сочетании с устной речью. Обозначая и показывая что-то жестом, следует, во-первых, обязательно произносить вслух соответствующее полное общепринятое слово, а во-вторых – отдельные звуки, слоги, облегченные слова. Например: «Поезд едет. Чух-чух-чух! Он гудит: «у-у-у». Это позволит малышу, подражая вам, использовать устную речь в зависимости от его собственных возможностей.

Может быть, ваш ребенок говорит на своем, непонятном никому языке, причем его «речи» бывают длинными, малыш произносит их с разными интонациями, но о чем он говорит – понять невозможно. Такие «монологи» носят название «детского жаргона» и служат признаком того, что у ребенка начинает формироваться чувство языка. Детский жаргон, как и звукоподражания и облегченные слова, представляет собой закономерный этап развития речи. Малышу надо научиться воспроизводить как можно больше слов на своем детском языке и только потом приступать к освоению общепринятых слов.

Последовательность развития активной речи

Вначале ребенок использует неречевые способы общения – взгляд, движения, позже жесты. Все эти сигналы часто сопровождаются звуками, которые пока не относятся к конкретному предмету или действию. Взрослому следует поощрять любой сигнал ребенка.

Затем ребенок начинает использовать жесты, сопровождая их звуками, каждый из которых относится к данному конкретному слову, например, увидев телефон, малыш демонстрирует определенный жест, сопровождая его звуком «а». Этим же звуком он может сообщить, что мишка спит: «а-а-а». Если по отношению к предмету или действию ребенок использует постоянные обозначения, они начинают играть роль слов. В этом случае взрослому нужно поощрять такие речевые сигналы ребенка.

Когда у малыша уже появились устойчивые звукоподражания и простые слова, взрослый поощряет только речевые сигналы, не запрещая, однако, и ответы в виде жестов. По мере увеличения количества слов, используемых ребенком, жест теряет свою значимость, а речь ребенка становится все более понятной для окружающих.

Более подробно методика обучения ребенка устной речи приводится при описании следующего этапа.

Развитие инициативы в общении

Конечно, в первое время ведущая роль в диалоге будет принадлежать вам, однако важно, чтобы ваш маленький собеседник тоже начал проявлять инициативу в общении. Вот некоторые советы, которые помогут вам стимулировать инициативу ребенка, а ему самому – стать активным участником диалога.

Обсуждаемые с малышом вопросы должны находиться в сфере его интересов. Лучше всего говорить с ним о конкретных предметах и событиях.

Речь взрослого должна быть медленной, четкой и понятной. Избегайте многословия! Сопровождайте свою речь простыми жестами, обозначая ими ключевые слова. Например, произнося фразу: «Хочешь, мы почитаем книжку?», используйте только жест «книга».

Задавайте ребенку вопросы, старайтесь побудить его вступать в диалог. Всегда можно немного порасспросить малыша, обеспечив ему возможность ответить на ваши вопросы, пользуясь доступными ему речевыми и выразительными средствами. Если, например, ваш ребенок еще не научился использовать указательный жест, дайте ему возможность в ответ на вопрос: «Что ты хочешь?» использовать действия. В этом случае вы тоже получите ответ, поскольку ребенок возьмет заинтересовавший его предмет, а диалог, таким образом, уже состоится. Будет полезно, если вы вслух назовете интересующий малыша предмет после того, как он взял его: «Ты взял мячик! Будем играть в мяч!».

Показывайте (буквально демонстрируйте!) малышу, как именно он может ответить на ваш вопрос. Допустим, вы знаете, что ваш ребенок любит включать музыкальный центр. Не спешите включить его сами, хотя все в поведении ребенка говорит о том, что ему очень этого хочется. Сначала спросите его, хочет ли он это сделать, а затем мягко помогите ему кивнуть головой, прокомментируйте за него: «да, хочу!», а потом обязательно дайте ему нажать на кнопочку. Постепенно малыш поймет, что его положительный ответ позволяет добиться желаемой цели.

Ваш малыш уже хорошо понимает вас, он умеет повторять за вами простые жесты, иногда сопровождая их звуками. Теперь пришло время научить его использовать в речи общепринятые звукоподражания и слова. Это нужно для того, чтобы окружающие могли понимать, что он говорит, что он хочет сообщить им. Прежде всего, вы должны четко представлять, какие именно слова есть в активном словаре ребенка. Далее можно начинать занятия по увеличению количества слов, которые малыш умеет произносить.

Накопление активного словаря

Приведем последовательность при обучении ребенка активной речи на примере темы «Кошка».

Вы показываете игрушку или живую кошку, называете ее полным словом «кошка», облегченным словом «киса» и показываете жест. Используйте звукоподражание: «Киса кричит: «Мяу!». Попросите малыша позвать кошку «кис-кис». Одно из этих звукоподражаний (кис-кис, мяу) или облегченное слово «киса» и станет ребенок говорить вместо слова «кошка», которое пока сложно для произнесения.

Играйте с кошкой, гладьте ее, неоднократно используйте один и тот же жест и одно и то же звукоподражание, побуждая малыша повторять за вами и то и другое. Если ребенок выполняет нужное движение молча, сопровождайте его жест звукоподражанием сами. Эти же приемы используйте при рассматривании картинки, на которой нарисована кошка.

Указав на кошку, спросите: «Кто это?». Сделайте паузу и, если малыш не ответит, ответьте сами, используя жест и звукоподражание, чтобы ребенок мог повторить ответ за вами.

Постепенно увеличивайте паузу. Если малыш не ответил, прикоснитесь указательным пальцем к своим губам и произнесите слово, которое может воспроизвести ребенок, затем прикоснитесь пальцем к его губам и произнесите: «Скажи!».

Когда ребенок научится в ответ на вопрос «Кто это?» называть кошку, начните разнообразить ситуации и вопросы. Например: «Кто лежит на солнышке?», «Кому мы дадим молочко?», «Кто спрятался?» и т.д.

Когда малыш уже научится называть кошку «своим» словом, побуждайте его использовать это слово, но делайте это только в специально организованной ситуации, например, при рассматривании книги хвалите малыша только за устную речь. В бытовых ситуациях и в игре обязательно принимайте и поддерживайте любые его попытки общаться с вами.

Начинаем говорить

«Говорильный альбом». Создайте альбом слов, которые умеет произносить малыш. На каждой странице нужно поместить простую, четкую и не мелкую картинку или фотографию. Это не тематический альбом, критерий отбора изображений здесь только один: вы помещаете сюда картинки или фотографии того, что ваш малыш умеет называть вслух, то есть с помощью активной речи. Это будут изображения игрушек, предметов обихода, членов семьи, домашних животных, а также действия. В альбом изображение должно попасть в том случае, если малыш постоянно называет человека, предмет или действие определенными звуками. Тогда этот звук или слог играет роль слова. Дети обычно любят такие альбомы, им нравится, что они могут назвать вслух все картинки. Когда изображений наберется много, переходите к тематическому принципу составления альбома. В нашем опыте, первая тема, как правило, называется «Игрушки», но вполне возможно, что малыша больше привлекают какие-то животные или электроприборы, которые он знает и называет вслух. Очень важно не забывать, что в такой альбом необходимо помещать картинки, изображающие простые действия!

Использование ребенком устной речи в игре и быту. И вот теперь наступает время, предполагающее использование имеющихся в активе малыша слов в повседневной жизни. Не будьте чрезмерно настойчивы, иначе ребенок в ответ будет упрямиться, постарайтесь выполнить его просьбу, выраженную жестом, но потом обязательно повторите ситуацию, чтобы он все-таки произнес слово. Это поможет вам избежать недоумений и обид с его стороны. Помните, ребенок не говорит не потому, что не хочет, а потому, что пока еще не научился!

Чтение книг. Спросите у малыша, хочет ли он почитать книжку. Предложите ему выбрать книгу: вначале можно предложить две книжки на выбор, а позже он сам будет выбирать, и приносить любимую книжку. Читая книгу, рассматривайте с ребенком картинки, задавайте вопросы, просите ответить на них любым доступным ему способом. Не забывайте, что книжки должны иметь простые и четкие иллюстрации, достаточно сложные картинки со многими предметами и действующими лицами пока впереди!

В раннем возрасте ребенок начинает взаимодействовать со своими сверстниками. Ему, например, может понравиться игрушка другого ребенка, а может быть, то, что находится в руках у него самого, заинтересует другого малыша. Помогите вашему ребенку понять, как можно просить игрушки, обмениваться ими.

Развитие общения и речи в повседневных ситуациях

Принимаем гостей

Приглашайте в гости других детей. Организуйте совместные игры, в которых будут участвовать все дети. Это может быть игра в мяч, поиски игрушки, постройка дома из кубиков. Можно включить музыку и потанцевать всем вместе или поводить хоровод. Совместная трапеза за столом может стать одной из самых интересных ситуаций для общения. Вы можете поручить своему ребенку разносить угощение и предлагать его маленьким гостям.

Выход в свет

Договоритесь с родителями других детей вместе посетить зоопарк, кафе, кукольный театр, просто сходить в парк. Старайтесь во время совместной поездки или прогулки почаще сводить детей вместе, предлагая им совместное действие. К примеру, в кафе вы можете попросить своего малыша передать салфетку другу или подружке и т.д.

Посещение кружков и студий детского творчества Главным аргументом при выборе мест, в которые вы будете водить вашего малыша, должно быть понимание со стороны руководителя кружка и его контакт с ребенком. Ваш малыш с удовольствием будет танцевать, рисовать, лепить – главное, чтобы он чувствовал себя комфортно.

Итак, организация работы по развитию речи позволяет создать необходимые благоприятные условия речевого развития ребенка раннего возраста. Перечислим основные направления работы по развитию речи: развитие диалога взрослого и ребенка, развитие понимания речи, развитие слухового внимания и восприятия.

 Статью подготовила воспитатель «Урайского Специализированного Дома ребёнка» Лысенко А.Ю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексное занятие. Познавательно-речевое развитие детей раннего возраста.

Данное занятие я разработала и провела открытым при обмене опытом с коллегами. Оценка "Отлично" со стороны коллег меня порадовала....

Комплексное занятие. Познавательно-речевое развитие детей раннего возраста.

Данное занятие я разработала и провела открытым при обмене опытом с коллегами. Оценка "Отлично" со стороны коллег меня порадовала....

Конспект занятия по речевому развитию детей раннего возраста

Конспект занятия по речевому развитию детей раннего возраста...

Памятка для родителей "Как играть с детьми раннего возраста". Плакат - Развитие речи детей раннего возраста. Памятка для родителей "Речевое развитие детей раннего возраста (2 – го года жизни)"

Выбирая игру для ребёнка, надо следовать главному принципу: игра должна соответствовать возможностям ребёнка, быть для него привлекательной, способствовать познавательному и речевому развитию....

Конспект занятия по речевому развитию детей раннего возраста. «Игрушки»

Способствовать формированию умения  отвечать на элементарные вопросы воспитателя; поощрять попытки детей по просьбе воспитателя рассказывать об увиденных игрушках; обеспечить развитие умения отве...