"Развитие зрительно - пространственных представлений у детей с нарушениями речи"
консультация

Шаварская Виктория Юрьевна

Формирование пространственных представлений является важной предпосылкой для социальной адаптации ребенка и его дальнейшего обучения в школе. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: « Развитие зрительно-пространственных представлений у детей с нарушениями речи»

  Умение ориентироваться в пространстве - важнейший навык для каждого человека. Ведь для успешного обучения в школе ребёнку важно свободно ориентироваться в пространстве, владеть основными пространственными понятиями.

  Осваивается данный навык достаточно медленно и с большими трудностями. Особенно сложно развивается формирование пространственных представлений у детей с тяжелыми нарушениями речи.          Недостаточность пространственных представлений проявляется в нарушении восприятия схемы собственного тела, в понимании предлогов и наречий, отражающих пространственные отношения.

 У детей возникают сложности при ориентировке на листе бумаги и в окружающем пространстве.

Примерные упражнения.

1. «Найди спрятанное». Предложите ребенку найти спрятанный вами предмет или игрушку в комнате, следуя инструкциям. Например: «Встань спиной к телевизору и сделай два шага вправо, повернись налево и сделай один шаг и т.д.».

2. Попросите ребенка показать различные части тела: правый глаз, левую руку и т.д. Усложните задание, попросив показать левой рукой правое ухо, правой рукой левый глаз и т.д. Такой вид упражнений помогает сформировать умение ориентироваться в правой и левой сторонах пространства.

 3. На улице можно предложить ребенку рассмотреть окружающие предметы и назвать их расположение относительно друг друга. Например: «Машина стоит около дома», «Автобус едет справа от девочки», «Цветы растут слева от дерева» и т.д.

 4. «Графический диктант по клеточкам». Рисунки графических диктантов можно найти в литературе по подготовке ребенка к школе. Это задание помогает не только развивать зрительно-пространственную ориентировку, но и готовит руку к письму.

 5. Предложите ребенку сложить по образцу какой-либо предмет из сборного конструктора или кубиков.

6. «Найди отличия в картинках». Такие задания можно встретить в детских журналах.

7. «Чего не хватает?». На рисунке изображены предметы, у которых художник не нарисовал какой-либо детали. Ребенок должен определить чего не хватает и дорисовать. Материалы к игре можно найти в специальной литературе и в детских журналах.

 8. «Что изменилось?» Разложите перед ребенком игрушки или картинки, предложите запомнить и закрыть глаза. Поменяйте игрушки местами и спросите, что изменилось?

Рекомендации родителям.

При обучении ориентировке на собственном теле используйте следующие приёмы.

 1. Зрительно-осязательное обследование ребёнком своего тела;

  1. Нахождение и называние частей своего тела;

      3. Соотнесение ребёнком частей своего тела;

      4. Соотнесение ребёнком частей своего тела с телом другого ребёнка;

      5. Словесное обозначение их пространственного расположения;

      6. Зрительно-осязательное обследование ребёнком куклы: выделение и называние частей её тела; словесное обозначение их расположения.

Желаем успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение изобразительной деятельности для развития зрительно¬пространственных представлений у детей с нарушением зрения

Трудности зрительно-пространственного анализа, не умели пользоваться приемами наблюдение обуславливают своеобразия обучения детей с нарушением зрения изобразительной деятельности.Однако, опыт показыва...

Буклет "Упражнения на развитие зрительно-пространственных представлений у детей с нарушениями речи"

В буклете описаны актуальные и значимые предпосылки развития зрительно-пространственных представлений у детей с нарушениями речи....

Развитие зрительно-пространственных представлений у детей с нарушениями речи

Интерес к проблемам раннего выявления, предупреждения и коррекции зрительно-пространственного восприятия у детей обусловлен тем, что развитие зрительно-пространственных представлений играет большую ро...

Консультация для родителей: "Развитие зрительно-пространственных представлений у детей с нарушениями речи"

По последним исследованиям у большинства детей с речевыми нарушениями отмечается низкий уровень развития восприятия пространства и ориентировки в нем. Такие дети затрудняются в определении сторо...

Формирование зрительно-пространственных представлений у детей с нарушениями речи для преодоления оптической дисграфии, дислексии

Нарушения письменной речи отрицательно сказываются на школьной успеваемости детей, увеличивают сроки овладения школьной программой, вызывают негативное отношение детей к процессу обучения. Как известн...