Взаимодействие с семьей по использованию метода моделирования в музыкально-ритмической деятельности
статья (старшая, подготовительная группа)

Сокурова Наталья Ивановна

Статья на тему: "Взаимодействие с семьей по использованию метода моделирования в музыкально-ритмической деятельности". 

 

В статье рассказывается об актуальности и организации взаимодействия с семьей по использованию метода моделирования в музыкально – ритмической деятельности старших дошкольников. Метод моделирования вызывает интерес к музыкальной деятельности, обладает целым рядом характеристик, которые оказывают положительное влияние на всестороннее развитие личности дошкольника.

«Самое лучшее, что есть в жизни – это свободное движение под музыку».

(А.И. Буренина)

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЕЙ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ МЕТОДА МОДЕЛИРОВАНИЯ В МУЗЫКАЛЬНО – РИТМИЧЕСКОЙДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Сокурова Наталья Ивановна

Россия, г. Лысково Нижегородской области

e-mail: Natalia-lsk-1967@yandex.ry

В статье рассказывается об актуальности и организации взаимодействия с семьей по использованию метода моделирования в музыкально – ритмической деятельностистарших дошкольников.Метод моделирования вызывает интерес к музыкальной деятельности, обладает целым рядом характеристик, которые оказывают положительное влияние на всестороннее развитие личности дошкольника.

«Самое лучшее, что есть в жизни – это свободное движение под музыку».

(А.И. Буренина)

Существует множество изданий, методической литературы, посвященных вопросам взаимодействия с родителями воспитанников, в том числе, по музыкальному образованию дошкольников, но тема не перестает быть актуальной, а в современных условиях приобретает еще большую значимость. Не вызывает сомнения то, что если взрослый любит музыку, значит, и ребенок её полюбит. Также это зависит от того, какую роль музыка играет в той или иной семье, от врожденных музыкальных задатков взрослых, образа жизни семьи, её традиций, отношение к музыке и музыкальной деятельности, от общей культуры.                                                                                                          Очень важно, чтобы уже с раннего возраста рядом с ребенком был взрослый, который помог бы ребенку раскрыть красоту музыки, дал возможность её почувствовать. Одним из важных и практически самых первых факторов развитие музыкальности ребенка является движение под музыку. Подражая взрослому, ребенок осваивает разнообразные виды движений и постепенно начинает их использовать в самостоятельной деятельности. В процессе подражания у детей легче формируются разнообразные двигательные навыки и умения.Музыка, движение – это средства, которые благотворно действуют на здоровье ребёнка. Музыкально-ритмические движения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузки и утомления.  В процессе занятий у детей развиваются музыкальный слух, память, внимание; воспитываются морально-волевые качества — ловкость, точность, быстрота, целеустремленность; вырабатываются такие свойства движения как мягкость, пружинистость, энергичность, пластичность; укрепляется организм ребенка, улучшается осанка. При правильном отборе музыкально-ритмические движения укрепляют сердечные мышцы, улучшают кровообращение, дыхательные процессы, развивают мускулатуру.           Систему музыкально-ритмического воспитания одним из первых разработал в конце XIX в. швейцарский педагог и музыкант Эмиль Жак-Далькроз. Над созданием современной системы музыкально-ритмического воспитания работали многие музыканты, педагоги. Ведущее местосреди них принадлежит Н. Г. Александровой, Н.А.Ветлугиной иих ученикам, и последователям.Например, Н.А.Ветлугина считала, что надо учить детей:

1. Воспринимать музыкальные образы и согласовывать движения с их характером, наиболее яркими средствами музыкальной выразительности, ритмично и выразительно двигаться.

2.Развивать чувство ритма: учить ребят ощущать в музыке ритмическую выразительность, передавая её в движении.

3. Развивать художественно-эстетические способности, которые проявляются в индивидуальном выражении игрового образа. Придумывать, комбинировать танцевальные движения, использовать свои знания в самостоятельной деятельности.

Карл Орф:

1. Развитие коммуникативных способностей;

2. Развитие способности к импровизации и творчеству;

3. Овладение элементов танца;

4. Расширение средств самовыражения и общения;

5. Развитие способностей к самообучению;

А.И.Буренина:

1. Развитие музыкальности:

- способность чувствовать характер музыки

- развитие специальных музыкальных способностей: музыкального слуха (мелодического, гармонического, тембрового), чувства ритма

- развитие музыкальной памяти

2. Развитие двигательных качеств и умений:

- ловкости, точности, координации движений

- гибкости и пластичности

- формирование правильной осанки

- ориентировки в пространстве

- обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений

3. Развитие творческих способностей, потребности самовыражения в движении под музыку:

- творческого воображения и фантазии

- способности к импровизации

4. Развитие и тренировка психических процессов:

- умение выражать эмоции в мимике и пантомимике

- развитие восприятия, внимания, памяти, мышления

5. Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности:

- воспитание умения сопереживать другим

- формирование чувства такта и культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми

             Итак, музыкальное воспитание средствами движения осуществляется в музыкальных играх, хороводах, танцах, упражнениях, музыкально-ритмических композициях. Музыкально-ритмические движения включают в себя музыкальные игры, пляски и упражнения, а навыки усваиваются главным образом в ходе разучивания игр, плясок, хороводов. Детям бывает сложно запомнить их последовательность, и многие из них требуют дополнительных усилий, тренировок, упражнений. Использование современных технологий в музыкальном развитии дошкольников требует новых подходов к музыкальному воспитанию. Одной из таких технологий является метод моделирования, который мышироко используем в своей работе и рекомендуем родителям наших воспитанников. Для них мы создали «Методическую копилку» в электронном и бумажном варианте по использованию разнообразных игр-моделей. Вот одна из многих,  которую мы рекомендуем для игр с детьми дома – игра «Музыкальный куб» (куб может быть изготовлен из бросового материала- коробка из-под обуви или склеенный куб из картона, или детский игрушечный кубик и.т.д., картинки, «приделанные» к сторонам куба, могут быть нарисованы, изготовлены совместно с ребенком).

Итак, играем…1 вариант игры — на ориентировку в пространстве. Игра способствует развитию внимания, быстроты реакции, умению ориентироваться в пространстве, согласованности в движениях.                                                                                      Задача: быстро и четко с ориентироваться по схеме.                                        

На каждой стороне куба прикреплены схемы построения для детей в музыкальном зале (или любого помещения- дом, квартира). Ведущий (ребенок или взрослый) подбрасывает кубик, показывает всем (партнёру по игре -другие дети, мамы, папы и другие взрослые) выпавшую сторону, играющие делают построение согласно схеме.

2 вариант игры— на развитие ритмического слух и внимания.                                                Задача: чётко воспроизвести ритм шагами или прыжками и хлопками. На каждой стороне кубика прикреплен ритм в виде ног и ладошек. Ведущий (ребенок) подбрасывает кубик, показывает всем выпавшую сторону, воспроизводит ритм шагами и хлопками, затем ритм воспроизводится всеми играющими  вместе.

3 вариант игры— на изображение характерно-образных движений животных. Игра способствует развитию умения двигаться в соответствие с образом, упражняет детей в различении музыки разного характера.                                           Задача: по выпавшей картинке, представить соответствующий образ и передать в движении под музыку. На каждой стороне кубика прикреплены образы животных. Ведущий (ребенок) подбрасывает кубик, показывает всем выпавшую сторону, под музыку (или без музыкального сопровождения), играющие воспроизводят образ животного (повадками, ходьбой).

В практике своей работы мы старались использовать все виды моделей – предметные, схематические, цветовые, графические модели (наглядно-образные модели, модели-схемы танцев, хороводов, последовательности движений в танцевальных композициях, перестроений и др.). Выбор вида моделирования зависит от возраста детей, уровня их развития, учёта сложности музыкального материала.

Мы убедились, что взаимодействие с семьями воспитанников по использованию разных видов моделей способствуетнакоплению детьми двигательного опыта, формирует понятие того, что любое движение может быть различным по форме, силе, интенсивности, времени, скорости, траектории в пространстве, настроению, выразительности поз и жестов, сходству и различию с моделью.

Дети начинают осознавать музыку через движение. Это создаёт предпосылки

для творческого самовыражения каждого дошкольника.

Мы будем и в дальнейшем стараться обеспечивать партнерскую деятельность дошкольного учреждения с родителями (законными представителями), направленную на совершенствование качества дошкольного образования (в том числе, по музыкальному образованию) в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта.

 Библиографический список

1.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

2.Буренина А.И.Ритмическая мозаика. Программа по ритмической пластике для детей дошкольного возраста;Сант-Петербург,2006.

3.Ветлугина Н.А. Развитие музыкальных способностей дошкольников в процессе музыкальных игр. М.1985.

4.Казаченок М.П. Развитие музыкальности детей старшего дошкольного возраста средствами наглядного моделирования. Методическое пособие. Дзержинск,2012.

5.Леонтьева О. Т. Карл Орф.изд. Музыка М.: 1984.

6. Козлова А.В. Дешеулина Р.П. Работа ДОУ с семьей - Издательство: Сфера,2010.-112 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование интегративной музыкотерапии и музыкально – ритмических движений для коррекции и профилактики нарушений опорно – двигательного аппарата у дошкольников во взаимодействии музыкального руководителя и педагога - психолога

Наша творческая группа (Кутузова Л.А., педагог-психолог, Рябова Т.В., музыкальный руководитель, Федоренко Л.Н., старший воспитатель) представляет способ организации практического взаимодействия всех у...

Мастер-класс для музыкальных руководителей.Тема: Использование инновационных технологий в музыкально-ритмической деятельности . Музыкальные пазлы.

Из данного мастер -класса можно узнать, как можно  мотивировать дошкольника к проявлению инициативы, самостоятельности, творческой активности в музыкально-ритмической  деятельности  сре...

Использование метода моделирования в музыкально – ритмической деятельности детей

Статья на тему "Сокурова Н.И. Использование метода моделирования в музыкально – ритмической деятельности детей".  В статье рассказывается об актуальности  и организации метод...

методическая разработка "Метод моделирования в музыкально - ритмической деятельности старших дошкольников"

данная работа поможет музыкальным руководителям применять различные приемы в организации музыкально - ритмической деятельности. ...

Презентация на тему: "Моделирование в музыкально ритмической деятельности дошкольников"

Презентация из опыта  работы  с дошкольниками  по развитию музыкально ритмических движений....

метод моделирования в музыкально - ритмической деятельности

все виды методов моделирования в музыкально - ритмической деятельности...