Использование метода моделирования в музыкально – ритмической деятельности детей
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Сокурова Наталья Ивановна

Статья на тему "Сокурова Н.И. Использование метода моделирования в музыкально – ритмической деятельности детей".  В статье рассказывается об актуальности  и организации метода моделирования в музыкально – ритмической деятельности старших дошкольников. Метод моделирования вызывает интерес к музыкальной деятельности, обладает целым рядом характеристик, которые оказывают положительное влияние на всестороннее развитие личности дошкольника.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА МОДЕЛИРОВАНИЯ В МУЗЫКАЛЬНО – РИТМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Сокурова Наталья Ивановна

Россия, г. Лысково Нижегородской области

e-mail: Natalia-lsk-1967@yandex.ry

            В статье рассказывается об актуальности  и организации метода моделирования в музыкально – ритмической деятельности старших дошкольников. Метод моделирования вызывает интерес к музыкальной деятельности, обладает целым рядом характеристик, которые оказывают положительное влияние на всестороннее развитие личности дошкольника.

                «Самое лучшее, что есть в жизни – это свободное движение под музыку».

(А.И. Буренина)

 С введением в действие ФГОС дошкольного образования значительно активизировался интерес педагогов к инновационным технологиям. Наша работа наполняется новыми ориентирами – развитие ребенка с определенными социальными и психологическими характеристиками личности. Главным становится индивидуальный подход к ребенку через игру, умение педагога ориентироваться в многообразии интегративных подходов к развитию детей в широком спектре современных технологий. Использование современных технологий в музыкальном развитии дошкольников требует новых подходов к музыкальному воспитанию. Одной из таких технологий является метод моделирования.

Одним из видов музыкальной деятельности, которая в большей степени способствует развитию музыкальности,  является движение под музыку. Это наиболее продуктивный вид деятельности с точки зрения формировании у дошкольников музыкального развития. Метод моделирования играет важное значения в развитии ребенка. Он развивает память, мышление, воображение, фантазию, обогащает двигательную сферу ребенка.

В своей работе по использованию метода моделирования в музыкально-ритмической деятельности старших дошкольников мы поставили  цель - обеспечение качественного освоения детьми старшего дошкольного возраста музыкально ритмических движений посредством метода наглядного моделирования.

Достижение планируемого результата предполагает решение следующих

задач:

 1. Содействовать освоению детьми  старшего дошкольного возраста музыкально-ритмических движений.

2. Формировать способности выполнять музыкально - ритмические движения с опорой на модели.

3. Создавать условия для использования моделей  детьми в самостоятельной музыкально - ритмической деятельности.                                                                                 4. Формировать навыки сотрудничества и сотворчества в детском коллективе в процессе освоения детьми старшего дошкольного возраста музыкально- ритмическими движениями.

Для успешного осуществления поставленных задач старались создать такие основные  педагогические условия, как:

*раскрепощённую, комфортную обстановку, которая способствует

активной творческой деятельности в процессе освоения детьми старшего дошкольного возраста музыкально - ритмическими движениями;

*включение воспитателя группы в процесс обучения;

*применение метода моделирования в самостоятельной музыкально - творческой деятельности дошкольников;

*взаимодействие с семьями воспитанников.

Овладение методом наглядного моделирования старшими дошкольниками проходит в несколько этапов.

I этап. Знакомство со свойствами музыкальных звуков: познание, восприятие настроений, эмоции, переданных в музыке и музыкальных образов.

II этап. Перевод изучаемого материала, на знаково-символический язык – построение условно-образных и условно-схематических моделей.

III этап. Работа с моделью (преобразование модели).

IV этап. Соотнесение результатов, полученных на модели, с реальностью.

В таком виде музыкальной деятельности как музыкально-ритмические движения,  включающие  в себя  упражнения, танцы, хороводы – стараемся соблюдать основные требования по подбору музыкального материала, подбираем упражнения для общей координации движений, упражнения на развитие темпа и ритма движений, пространственной ориентировки, внимания, широко используем схемы для всех видов упражнений, для различных игр, схемы танцев, хороводов.

C:\Users\Екатерина\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\IMG_5858.jpg                 C:\Users\user\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\20190417_103634.jpg       

Рис.1,2. Фрагмент музыкального занятия (графическое изображение русского народного хоровода «Как на тоненький ледок» (карточки изготовили дети совместно с воспитателем)).

В практике своей работы мы старались использовать все виды моделей – предметные, схематические, цветовые, графические модели (наглядно-образные модели, модели-схемы танцев, хороводов, последовательности движений в танцевальных композициях, перестроений и др.). Выбор вида моделирования зависит от возраста детей, уровня их развития, учёта сложности музыкального материала.

Мы убедились, что использование разных видов моделей способствует

накоплению детьми двигательного опыта, формирует понятие того, что любое движение может быть различным по форме, силе, интенсивности, времени, скорости, траектории в пространстве, настроению, выразительности поз и жестов, сходству и различию с моделью.

Дети начинают осознавать музыку через движение. Это создаёт предпосылки

для творческого самовыражения каждого дошкольника.

Результаты работы показывают, что использование метода моделирования в музыкально – ритмической деятельности старших дошкольников

содействует развитию их творческих способностей, природной музыкальности,

создает условия для широкой ориентации в музыке и накоплению запаса музыкальных впечатлений, помогает успешно решать задачи образовательной программы. Метод наглядного моделирования, систематически включаемый в деятельность, позволяет показать и дать почувствовать ребенку в доступном для него виде особенности выразительных средств движений, способствует осознанному и осмысленному освоению детьми музыкально-ритмических движений,  обогащает и расширяет зону актуального развития ребёнка, обеспечивает качество процесса освоения дошкольниками музыкально-ритмических движений, помогает сделать  процесс овладения музыкально-ритмической деятельностью у дошкольников развивающим, интересным, отвечающим современным  психолого-педагогическим  требованиям.

                             Библиографический список

 1.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

2.Буренкова Н.В. Моделирование как способ формирования обобщенного

умения решать задачи: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2009.

3.Венгер Л.А. Развитие способности к наглядному пространственному моделированию//Дошкольное воспитание. 1982.№3

4.Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. М., 1967.

5.Ветлугина Н.А. Развитие музыкальных способностей дошкольников в процессе музыкальных игр. М., 1958.

6.Комиссарова Л.Н., Костина Э.П. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников. М., 1989.

7.Казаченок М.П. Роль наглядного моделирования в обеспечении развития музыкальности детей старшего дошкольного возраста. Статья  научного журнала «Педагогика и психология», стр.33-39

8.Казаченок М.П. Развитие музыкальности детей старшего дошкольного возраста средствами наглядного моделирования. Методическое пособие. Дзержинск,2012.

9.Лебедева Н.А. Технология наглядного моделирования. Символическая деятельность//Дошкольное воспитание.1990.№4

10.Фридман Л.М. Наглядность и моделирование в обучении. М., 1984.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование метода моделирования в музыкальной деятельности детей дошкольного возраста"

В статье раскрывается проблема целенаправленного использования метода моделирования в системе музыкального образования дошкольников; активизизация познавательной деятельности детей, способствующая акт...

Взаимодействие с семьей по использованию метода моделирования в музыкально-ритмической деятельности

Статья на тему: "Взаимодействие с семьей по использованию метода моделирования в музыкально-ритмической деятельности".  В статье рассказывается об актуальности и организации взаимо...

методическая разработка "Метод моделирования в музыкально - ритмической деятельности старших дошкольников"

данная работа поможет музыкальным руководителям применять различные приемы в организации музыкально - ритмической деятельности. ...

Презентация на тему: "Моделирование в музыкально ритмической деятельности дошкольников"

Презентация из опыта  работы  с дошкольниками  по развитию музыкально ритмических движений....

метод моделирования в музыкально - ритмической деятельности

все виды методов моделирования в музыкально - ритмической деятельности...