Рекомендации учителя-дефектолога для родителей на летний период (группа со сложными дефектами)
учебно-методический материал

Кумляшова Виктория Владимировна

Рекомендации учителя-дефектолога для родителей на летний период (2020-2021 уч.г.) разработаны с учётом возможностей воспитанников с ОВЗ (со сложными дефектами).

Содержат рекомендации о том, как создавать игровые ситуации, направленные на:

  • наблюдения за изменениями в природе;
  • развитие речи на основе ознакомления с окружающим миром;
  • развитие тактильно-кинестетической чувствительности и развитие мелкой моторики (игры с песком);
  • обогащение осязательного опыта ребёнка (игры с водой);
  • привлечение внимания к ветру;
  • сенсорное развитие;
  • развитие речи с движением.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rekomendatsiinaletodlyaroditeley.doc98.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГБДОУ детский сад № 26 компенсирующего вида Пушкинского района СПб

Рекомендации учителя-дефектолога на летний период

для родителей группы со сложными дефектами № 10 

(2020-2021 учебный год)

Лето - жаркая пора,

Светит солнышко с утра,

Даже если дождь пойдёт -

Вокруг сияет всё, поёт.

Летом - синяя река

И плывут в ней облака,

Рубином ягоды горят,

Пора каникул для ребят.

(http://www.razvitierebenka.com)

Каждый год мы с нетерпением ждём лета, особенно его солнечных деньков. Лето – благоприятный период не только для отдыха и укрепления здоровья детей, но и для всестороннего развития ребёнка.

Семья - самые близкие ребёнку и самые заинтересованные в его воспитании и развитии люди. Поэтому очень важно дома создавать предметно-развивающую и игровую среду, которая будет способствовать гармоничному и всестороннему развитию ребёнка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Совместная деятельность с детьми с ОВЗ в условиях дома, прежде всего, направлена на формирование сенсомоторного опыта, на развитие предметно-практической деятельности, системы элементарных обследовательских действий, а так же познавательных установок «Что/кто это?», «Какой он?», «Что с ним делают?/ Что он делает?» (при ведущей роли взрослого). «Зона ближайшего развития» формируется у детей с ОВЗ преимущественно при ведущей роли взрослого.

Взрослый помогает ребёнку принять удобную позу, создаёт условия для взаимодействия с объектами (игрушками, предметами бытового окружения, природными материалами, сенсорными объектами), комментирует ощущения ребёнка, его действия, создаёт условия для развития речевой активности ребёнка.

РЕКОМЕНДАЦИИ

НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ИЗМЕНЕНИЯМИ В ПРИРОДЕ

Во время прогулки продолжайте наблюдать за изменениями, происходящими в живой и неживой природе летом.

Гуляя в парке или в лесу рассматривайте деревья, кустарники, цветущие травы, по возможности наблюдайте за представителями животного мира. Рассматривайте растения, насекомых, объекты неживой природы, обращая внимание на их признаки и качества (цвет, форма, величина, ощущения), учите ориентироваться в пространстве (вверху, внизу, справа, слева, между и др.).

Рекомендуемые игры:

  • «Погреемся на солнышке»,
  • «Капельки дождя на ладошках»,
  • «Тень от наших рук»,
  • «Дует, дует ветерок» и др.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ НА ОСНОВЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ

Развитие речи тесно связано с познанием окружающего мира. Продуктивный приём познания – совместная с взрослым игра. Именно в ходе игры ребёнок может узнавать что-то новое или закреплять уже полученные знания.

Дома создавайте игровые ситуации, стимулирующие интерес к объектам окружающего мира (предметам, игрушкам, одежде, обуви и т.д.). Продолжайте развивать познавательные способности («Что/кто это?», «Какой он?», «Что с ним делают? / Что он делает?»).

Демонстрируйте доступные предметы бытового окружения, игрушки, предметы одежды и обуви, атрибуты для летних игр, объекты природы, помогайте ребёнку рассмотреть их, формируйте опыт исследовательских действий в совместной игре.

Привлекайте ребёнка к изображениям объектов (игрушек, предметов, объектов природы, одежде и обуви, атрибутов для летних игр), совместно рассматривайте и называйте их.

Создавайте условия для речевой активности ребёнка, развивайте способность устанавливать связь слова-названия с объектом, признаком, действием.

Разговаривайте ребёнком во время всех видов деятельности (одевание-раздевание, игра, прогулка и др.), говорите о том, что делаете вы, что делает ребёнок, что делают другие люди.

Используйте правильно построенные фразы, предложения. Выдерживайте временную паузу, чтобы у ребёнка была возможность воспринять информацию.

Слушайте звуки и шумы, которые нас окружают, комментируйте их. Это может быть лай собаки, шум ветра, мотор самолёта, шелест листвы, журчание ручейка и другие. Это развивает слуховое восприятие.

Чаще читайте ребёнку вслух. Это развивает слуховое внимание, понимание речи, коммуникативные навыки. Объясняйте прочитанное, рассматривайте иллюстрации, по возможности задавайте вопросы, на которые ребёнок может ответить доступным способом, комментируйте эмоции ребёнка.

ИГРЫ С ПЕСКОМ

Создавайте игровые ситуации, направленные на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук через игры с песком.

Во время прогулки или дома проводите игры с песком и атрибутами для игр с песком. Создавайте условия для речевой активности ребёнка, развивайте способность устанавливать связь слова-названия с объектом, признаком, действием во время игр с песком.

Рекомендуемые игры (взрослый оказывает необходимую ассистирующую помощь):

  • «Отпечатки ручек» - взрослый помогает ребёнку оставить отпечатки внутренней и внешней стороны кисти, а также кулачка на песке.
  • «Что же спрятано в песке?» - взрослый помогает ребёнку погрузить ручки в песок и отыскать спрятанные небольшие игрушки удобные для захвата.
  • «Откопаем игрушку совочком» - взрослый помогает ребёнку удерживать совочек и откапывать небольшую игрушку, закопанную ранее. Можно использовать и другие инструменты для откапывания игрушек (ложку, грабли, палочку и др.).
  • «Пересыпание песка» - взрослый помогает ребёнку пересыпать руками песок в ёмкости. Затем из ёмкости в ёмкость. Заполнять ёмкости песком можно с использованием инструментов (совочка, ложки, лопатки и др.).
  • «Игры с песком и водой» - взрослый помогает ребёнку перелить воду в песок, перемешать (руками или инструментом), дать потрогать влажный песок, комментирует ощущения ребёнка.

ИГРЫ С ВОДОЙ

Создавайте игровые ситуации, направленные на: переливание воды, заполнение сосудов, запуск плавающих игрушек, доставание предметов и игрушек из воды руками, вылавливание предметов и игрушек из воды с помощью различных атрибутов (ситечек, разнообразных ложек, шумовки и др.).

Создавайте условия для речевой активности ребёнка, развивайте способность устанавливать связь слова-названия с объектом, признаком, действием во время игр с водой.

Рекомендуемые игры (взрослый оказывает необходимую ассистирующую помощь):

  • «Здравствуй, водичка!» - взрослый помогает ребёнку опустить ручки в воду, совершать движения в воде, комментирует ощущения;
  • «Похлопаем ладошкой по воде!»;
  • «Весёлые капельки» - привлекайте внимание к капелькам, капающим с пальчиков, комментируйте ощущения ребёнка;
  • «Разноцветная водичка» - игры с подкрашенной водой.
  • «Водичка тёплая, холодная!» - знакомьте с разницей температурных ощущений от прикосновения к тёплой и прохладной воде, комментируйте ощущения ребёнка.
  • «Льдинки» - знакомьте с температурными ощущениями от прикосновений к льдинкам, плавающим в воде, комментируйте ощущения ребёнка.
  • «Нальём – выльем воду!» - помогайте ребёнку зачерпывать воду в различные ёмкости и переливать её.
  • «Запустим кораблики!» - помогайте ребёнку запускать различные кораблики (пластмассовые, бумажные, самодельные) в воду.
  • «Игры с заводными плавающими игрушками» - помогайте ребёнку заводить и запускать в воду плавающие игрушки.

ИГРЫ С ВЕТРОМ

Ребёнку (с учётом его возможностей) создавайте дома игровые ситуации, направленные на привлечение внимания к ветру, к атрибутам для игр с ветром.

Для организации игр с ветром можно использовать самолётики, вертушки, флюгеры, султанчики, мыльные пузыри, воздушные шары, парашютики, летающие тарелки и другие атрибуты, изготовленные своими руками.

(https://www.maam.ru/detskijsad/konsultacija-dlja-pedagogov-igry-s-vetrom.html)

Создавайте условия для речевой активности ребёнка, развивайте способность устанавливать связь слова-названия с объектом, признаком, действием во время игр с ветром.

Рекомендуемые игры (взрослый оказывает необходимую ассистирующую помощь):

  • «Мыльные пузыри» - взрослый помогает ребёнку выдувать мыльные пузыри, следить за их движением, дотрагиваться, чтобы они лопнули.
  • «Бумажные самолётики» - взрослый складывает из бумаги самолётик (по возможности привлекая ребёнка), помогает ребёнку с ОВЗ запустить самолётик в полёт.

  • «Парашютик» - взрослый предварительно изготавливает парашют из плотного материала (в форме круга диметром 15 см и ниток), привязывает к парашюту небольшую лёгкую игрушку. Взрослый помогает ребёнку удерживать, а затем отпускать парашютик, наблюдать за его движением вниз.
  • «Кисточка» - взрослый предварительно изготавливает кисточку из ленточек, нарезанных из полиэтиленового пакета, и закреплённых на пластмассовом кольце в форме кисточки.

     Затем на улице в ветреную погоду взрослый помогает ребёнку удерживать «кисточку», привлекает внимание к тому, как она двигается во время порывов ветра, комментирует ощущения ребёнка.

  • «Помашем веером» - взрослый предварительно изготавливает веер из бумаги, помогает ребёнку удерживать веер и совершать с ним машущие движения, комментирует ощущения ребёнка.

СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ

Дошкольный возраст – это начало сенсорного развития, приобретения сенсомоторного опыта, который необходим для формирования представлений об окружающей действительности, для овладения доступными видами деятельности.

Сенсорное развитие ребёнка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах объектов: их цвете, форме, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе, звуке и т. п.

В бытовых и игровых ситуациях привлекайте внимание ребёнка к пространственным свойствам окружающих объектов, предметов и игрушек (цвету, форме, отношениям по величине и расположению) и способам выполнения действий с учётом этих свойств. Одновременно формируйте практические ориентировочные действия, помогайте ребёнку взаимодействовать с дидактическими и сенсорными игрушками.

Создавайте условия для речевой активности ребёнка, развивайте способность устанавливать связь слова-названия с объектом, признаком, действием в процессе сенсорных игр.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ С ДВИЖЕНИЕМ

Организуя игры с пальчиками, взрослый может эффективно и занимательно развивать психические процессы, мелкую моторику рук и речевые умения.

Интересные игры с пальчиками представлены в пособии «Здравствуй, пальчик! Как живёшь? (картотека тематических пальчиковых игр)», составитель Л.Н. Калмыкова. – Изд.2-е, испр.- Волгоград : Учитель

Взрослый читает стихотворный текст и предлагает ребёнку выполнить доступные движения, оказывает необходимую помощь. Малодоступные движения можно заменять хлопками в такт словам для развития темпо-ритмической стороны речи.

Солнце с тучкою опять

В прятки начали играть.

Только солнце спрячется-

Тучка вся расплачется.

А как солнышко найдётся-

В небе радуга смеётся.

                         В. Берестов

http://www.numama.ru 

Птички, птички

подходите -

Угостить мы вас хотим!

Ешьте сколько захотите

Мы вам зёрнышек дадим!

https://vk.com

Я в песочнице сижу

И совок в руках держу,

Хорошо играть с песком

И лопаткой, и совком.

Строить замки, строить горки,

Насыпать песок в ведёрки.

И возить в грузовике

От песочницы к реке.

https://vk.com/

Дождик песенку поёт:

Кап, кап...

Только кто её поймёт -

Кап, кап?

Не поймём ни я, ни ты,

Да зато поймут цветы.

Борис Заходер

http://allforchildren.ru 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации учителя - логопеда для родителей на летний период

Рекомендации родителям для занятий с детьми на летний период...

Рекомендации учителя-дефектолога для родителей на летний период (группа со сложными дефектами)

Рекомендации учителя-дефектолога для родителей на летний период (2015-2016 учебный год) разработаны с учётом возможностей детей с ОВЗ при нарушении опорно-двигательного аппарата. Содержат информацию о...

рекомендации учителя-дефектолога для воспитателей родителям для дистанционного обучения детей

рекомендации учителя-дефектолога для воспитателей родителям детей со сложной структурой дефекта для дистанционного воспитания детей...

КОНСПЕКТ ООД с использованием ИКТ учителя-дефектолога и воспитателя с воспитанниками группы со сложными дефектами. ТЕМА: «В группе весело играем, всё на свете успеваем, по тому, что, ты и я знаем свой режим для дня».

ТЕМА: «В группе весело играем, всё на свете успеваем, по тому, что, ты и я знаем свой режим для дня».ЦЕЛЬ: с учётом возможностей детей с ограниченными возможностями здоровья со сложными де...

Рекомендации учителя-логопеда для родителей на летний период

Рекомендации учителя-логопеда для родителей на летний период...

Рекомендации учителя-дефектолога. В помощь родителям. Комплекс домашних занятий по развитию речи у детей. Обувь.

Рекомендации учителя-дефектолога. В помощь родителям.Комплекс домашних занятий по развитию речи у детей по теме "Обувь"В помощь родителям предлагаются коррекционно-развивающие игры и упражне...

РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ЛЕТНИЙ ПЕРИОД

РЕКОМЕНДАЦИИ  УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДА  ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ЛЕТНИЙ ПЕРИОД...