Консультация "Мнемотехника-эффективный метод развития речи дошкольника"
консультация (средняя группа)
«Мнемотехника» - это техника запоминания, то есть искусство запоминания. Основной «секрет» мнемотехники очень прост. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. Далее при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы. Язык мозга — это зрительные образы. Если обращаться к мозгу на его языке, он выполнит любые наши команды, например, команду «запомнить»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mnemotehnika-effektivnyy_metod_razvitiya_rechi.docx | 82.93 КБ |
Предварительный просмотр:
«Мнемотехника – эффективный метод развития речи дошкольников»
Очень часто педагоги слышат от родителей, что никак не может ребенок запомнить стихотворение, пересказать небольшой рассказ или сказку, путается в строчках небольшого текста, переставляет слова местами. Дело в том, что у детей развита в основном зрительная память. Память – это процесс запоминания, сохранения, воспроизведения того что мы видим, слышим, делаем, думаем. Память помогает усваивать знания об окружающем мире и самом себе, овладение знаниями, умениями. Поэтому перед нами стоит задача – помочь детям так, чтобы им было легко и интересно.
Одним из таких эффективных методов развития речи является мнемотехника. «Мнемотехника» - это техника запоминания, то есть искусство запоминания. Основной «секрет» мнемотехники очень прост. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. Далее при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы. Язык мозга — это зрительные образы. Если обращаться к мозгу на его языке, он выполнит любые наши команды, например, команду «запомнить». Но где взять такие программы, которые позволят нам общаться с мозгом и будут кодировать телефоны, даты, номера автомобилей на его образный язык?
Мнемотехника и является такой программой. Она состоит из нескольких десятков мыслительных операций, благодаря которым удается «наладить контакт» с мозгом и взять под сознательный контроль некоторые его функции, в частности, функцию запоминания.
Это уникальная система методов и приёмов, обеспечивающая успешное и эффективное запоминание информации.
Мнемотехника помогает развивать:
- зрительную и слуховую память;
- зрительное и слуховое внимание;
- воображение;
- восприятие;
- развивает кругозор;
- развивает все стороны речи.
Работа по мнемотехнике строится от простого к сложному.
На первом этапе знакомим детей с символами – с «мнемоквадратами»,
на котором схематично изображается какой-либо предмет, действие или направление действия, либо признак. Каждое изображение обозначает слово,
сочетание слов или несложное короткое предложение.
На втором этапе учим детей «читать» простые схемы из 2-4 символов. Дети учатся «читать» простые предложения из 2-3 слов без предлогов и союзов. Это называется - «мнемодорожки». Это - коллаж из мнемоквадратов, состоящий из 3-4 изображений. С помощью него дети учатся составлять истории, рассказывать скороговорки, заучивать стихотворения.
На третьем этапе мы начинаем учить детей работать с мнемотаблицами.
Мнемотаблицы - схема, в которой заложена определенная информация. На каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение), т.е. весь текст зарисовывается схематично, глядя на эти схемы-рисунки, ребенок легко запоминает информацию. Мнемотаблицы используются для составления плана рассказа, пересказа, составление рассказов по картине и серии картин, описательный рассказ, творческий рассказ.
Мнемотехнику можно использовать в разных видах речевой деятельности:
- при заучивании стихов, потешек, скороговорок;
- при пересказах художественной литературы;
- при обучении составлению рассказов;
- при отгадывании и загадывании загадок;
Преимуществ от данной техники множество, например:
- Улучшается память, внимательность, воображение, фантазия.
- Развивается речь, увеличивается словарный запас.
- Представления об окружающем мире расширяются.
- Формируется наглядно образное и абстрактное мышление, интеллект.
- Ребенок учиться выстраивать логические цепочки, легко запоминает информацию.
- Пересказ сказок, рассказов и заучивание стихов, для дошкольника превращается в увлекательную игру.
- При помощи мнемотехники можно преодолеть стеснительность, и развивать общительность.
- Мнемоника включает в работу оба полушария головного мозга.
- Раскрываются творческие способности детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Художественная литература – эффективный метод развития речи дошкольников.
Художественная литература – эффективный метод развития речи дошкольников....
Сказкотерапия - эффективный метод развития речи дошкольников
СЛАЙД 1 Сказка — это сон, приснившийся нации ( философ Иван Ильин) А знаете ли вы, давно ли появилось название- "сказка"?Сказки на Руси известны с древних временРассказывание сказок – старый...
Синквейн - эффективный метод развития речи дошкольника.
Сравнительно недавно педагоги стали применять синквейн для активизации познавательной деятельности и стали использовать его как метод развития речи. Уже в дошкольном возрасте можно в игровой форме учи...
Статья "Крокирование как метод развития речи дошкольника"
В данной статье рассмотрен один из приемов мнемотехники - Крокирование. Крокирование - метод рисуночного письма, который можно использовать при работе с дошкольниками для заучивания стихов. для переск...
Статья "Синквейн – один из эффективных методов развития речи дошкольника"
Психологи и практикующие педагоги отмечают, что у старших дошкольников часто имеются нарушения речи, бедный словарный запас, дети не умеют составлять рассказ по картинке, пересказать прочитанное, им т...
Активизирующее общение как метод развития речи дошкольников
В данной презентации кратко представлено описание методики А.Г. Арушановой по развитию диалогической речи дошкольников с помощью сценариев активизирующего общения. Приемы для организации сценариев акт...
Экологическое воспитание как один из методов развития речи дошкольника
Развитие речи в обучающих программах идет не только как отдельный раздел, но и сочетается с другими видами деятельности, в которых проходит как развитие речевых умений. Широкие возможности для развити...