Консультация для родителей. КАК РАССКАЗАТЬ ДЕТЯМ О ТРАДИЦИЯХ И ОБЫЧАЯХ РАЗНЫХ НАРОДОВ? ЧТО ТАКОЕ НАРОДНЫЕ ТРАДИЦИИ И ОБЫЧАИ, ГОСТЕПРИИМСТВО?
проект (старшая группа)

Ушакова Мария Владимировна

Многие семьи имеют свои традиции и обычаи. В одной, например, утром всегда пьют чай с лимоном, а вечером – горячее какао. И так каждый день. В другой семье могут быть другие обычаи. К примеру, дарить друг другу на праздники открытки, сделанные своими руками. Традиции и обычаи свойственны не только отдельным семьям, но и целым народам. Некоторые из них могут показаться глупыми и смешными, другие – понятными и мудрыми. У славянских народов есть очень хорошая традиция уступать место в транспорте старикам. Всем нам это кажется обычным. Но у французов так поступать не принято. Сейчас люди разных стран, каждый народ привносит в культуру своё,  и каждое достижение народа является общим для всего человечества. Дошкольное образовательное учреждение – это естественное жизненное пространство, где у ребёнка формируется отношение к окружающему миру. По  мере роста и развития, обучения и приобретения разного рода социального опыта, у ребёнка постепенно формируются определённые оценочные суждения, касающиеся тех или иных фактов окружающей жизни. Поэтому начинать воспитание человека, как часть большого  мира,   нужно с младшего возраста, с культуры нашей Родины.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Национальные традиции гостеприимства у разных народов"

Слайд 2

Гостеприимство Радушие по отношению к гостям, любезный прием гостей.

Слайд 3

Какого народа одежда?

Слайд 4

Русское гостеприимство Гостеприимство всегда было характерной чертой русского человека. Оценивалось оно, прежде всего, хлебосольством. Гостя в старину полагалось напоить и накормить досыта.

Слайд 5

Обычай диктовал, чуть ли не насильно кормить и поить гостя. Хозяева становились на колени и слезно молили съесть и выпить «еще хоть чуть-чуть». Объяснялось это тем, что селения и поместья располагались вдали друг от друга, и редкий гость, переступавший порог дома, был всегда в радость. С тех пор гостеприимство в России неизменно стоит на первом месте.

Слайд 6

На Руси дорогих гостей всегда встречали хлебом и солью, а приезжего человека было принято обогреть, накормить. Наши предки с радостью принимали гостя – не скупились, ставили на стол все, что имели. Потому и возникла поговорка: «Всё на стол мечи, что есть в печи». Хозяева даже обижались, когда гость мало ел и пил.

Слайд 7

Какого народа одежда?

Слайд 8

Гостеприимство татар По древнему татарскому обычаю в честь гостя расстилалась праздничная скатерть и на стол выставлялись лучшие угощения - сладкий чак- чак, щербет, липовый мед, и, конечно, душистый чай.

Слайд 9

«Негостеприимный человек – неполноценный» - считалось у мусульман. Гостей было принято не только угощать, но и одаривать подарками. По обычаю и гость отвечал тем же.

Слайд 10

Какого народа костюмы?

Слайд 11

Гостеприимство башкир Башкирский народ издавна видел в гостеприимстве надежное средство, позволяющее установить дружеские, теплые, чисто человеческие отношения с окружающими. Традиционным элементом гостеприимства считается то, что хозяин встречает гостей перед входом в дом. Проводы гостей также происходят за воротами дома.

Слайд 12

Гостям говорят: «Пройдите на почетное место». При угощении гостей башкиры пользуются правилом: «Перед гостями поставь пищу, но не забудь, чтобы их рот и рука были свободны». Если кто-то пришел во время трапезы, его принято сажать за стол и угощать. Если пришедший отказывается, ему напоминают правила этикета: «Нельзя быть выше пищи».

Слайд 13

Какого народа костюмы?

Слайд 14

Гостеприимство народов Кавказа Древнему обычаю гостеприимства кавказцы следуют и сегодня. Старики на Кавказе любят говорить: «Куда не приходит гость, туда не приходит и благодать».

Слайд 15

Гостеприимство особенно ярко проявляется в сельской местности. Когда кавказская семья садится за стол для приема пищи, всегда накрывают на 1 персону больше, чем людей в семье. Считается, что гость, который может прийти во время еды, сразу должен садиться за стол. Кроме того, в каждом доме имеется «комната гостя», которая всегда готова к приему.

Слайд 16

Гостя не полагалось расспрашивать, откуда он и зачем приехал. В гостевом помещении с ним находился самый уважаемый мужчина семьи, при этом все присутствующие должны были стоять. Как бы хозяин ни был занят, он должен был находиться рядом с гостем.

Слайд 17

Хозяин и его домочадцы старались удовлетворить любое желание гостя, что требовало от него ответной сдержанности. Гостю подавалась самая лучшая пища, и если он оставался на ночь, ему резали барана, даже несмотря на то, что в доме было свежее мясо. Перед отъездом гостя должны были накормить горячей пищей. От гостя ожидали умеренности в еде, умения поддержать беседу.

Слайд 18

Гостеприимство в сказках

Слайд 19

Лиса и журавль

Слайд 20

Муха Цокотуха

Слайд 21

Винни-Пух в гостях у Кролика

Слайд 22

Каша из топора

Слайд 23

Гостеприимство Мы любим дом, Где любят нас. Пускай он сыр, пускай он душен. Но лишь бы теплое радушье Цвело в окне хозяйских глаз. И по любой мудреной карте Мы этот странный дом найдем - Где длинный чай, Где робкий фартук, Где равно - в декабре и в марте - Встречают Солнечным лицом! Иосиф Уткин



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей.

КАК РАССКАЗАТЬ ДЕТЯМ О ТРАДИЦИЯХ И ОБЫЧАЯХ РАЗНЫХ НАРОДОВ?

ЧТО ТАКОЕ НАРОДНЫЕ ТРАДИЦИИ И ОБЫЧАИ, ГОСТЕПРИИМСТВО?

Многие семьи имеют свои традиции и обычаи. В одной, например, утром всегда пьют чай с лимоном, а вечером – горячее какао. И так каждый день. В другой семье могут быть другие обычаи. К примеру, дарить друг другу на праздники открытки, сделанные своими руками. Традиции и обычаи свойственны не только отдельным семьям, но и целым народам. Некоторые из них могут показаться глупыми и смешными, другие – понятными и мудрыми. У славянских народов есть очень хорошая традиция уступать место в транспорте старикам. Всем нам это кажется обычным. Но у французов так поступать не принято. Сейчас люди разных стран, каждый народ привносит в культуру своё,  и каждое достижение народа является общим для всего человечества. Дошкольное образовательное учреждение – это естественное жизненное пространство, где у ребёнка формируется отношение к окружающему миру. По  мере роста и развития, обучения и приобретения разного рода социального опыта, у ребёнка постепенно формируются определённые оценочные суждения, касающиеся тех или иных фактов окружающей жизни. Поэтому начинать воспитание человека, как часть большого  мира,   нужно с младшего возраста, с культуры нашей Родины.  Отсюда наметились следующие приоритеты:

Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нём чувство красоты, любознательность, должны быть национальными.

Широко использовать все виды фольклора (потешки, прибаутки, сказки, хороводы, поговорки, пословицы).

Народные праздники, традиции.

Народно – прикладное искусство.

Знакомство с ближайшим окружением.

В русском народном творчестве, как нигде сохранились особенности черт русского характера и присущие ему нравственные ценности: доброта, красота, храбрость, трудолюбие, верность, дружба, отзывчивость. Особое место в произведениях устного народного творчества занимает оценка различных жизненных позиций, высмеиваются недостатки и восхваляются положительные качества людей, уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих  рук.

Любовь к родным местам, представление о том, чем они знамениты, какова природа, каким трудом заняты люди – всё расширяет кругозор детей.

Но не всё, что окружает ребёнка равнозначно в воспитательном процессе, поэтому важен выбор объектов, о которых следует рассказать детям. Поэтому педагог должен сам хорошо знать материал, который будет предложен детям, продумать систему планирования работы. Работа должна проводиться планомерно, систематически, но, не перегружая ребёнка информацией.

Знакомство детей  с народами разных стран происходит через:  чтение художественной литературы (народные песенки, потешки, стихи, сказки, поговорки), знакомство с животными разных стран, предметами быта (обувь, одежда, игрушки, мебель), знакомство растительным миром, архитектурой…

Период четырёх – пяти лет является оптимальным для начала целенаправленного воспитания эмоционально – положительного отношения к людям ближайшего национального окружения.

Формирование доброжелательного отношения к представителям разных народов должно носить поступательный характер, органично входить в плановую работу педагога с детьми, идти от близкого - к далёкому, а так же  проводиться в тесном сотрудничестве с семьями воспитанников.

Детям этого возраста доступно усвоение элементарных представлений о труде и быте некоторых народов, их национальных традициях, праздниках, творчестве.

В старшем дошкольном возрасте у детей формируются:

чувства дружбы между народами  единой  страны проживания;

чувство национальной и общенародной гордости принадлежности к  человеческому роду; большой  и постоянный интерес к культуре своей страны и народов в ней проживающих; уважительное отношение к национальному достоинству других людей к национальным культурам, традициям, обычаям.

На протяжении всей работы необходимо формировать у детей понимание, что, у всех людей на планете, есть что – то общее. Это - человеческие потребности (в еде, воздухе, воде, жилище, внимании, одежде, здоровье…), жизнь в семье, обществе, труд (производства, орудия труда, инструменты, материалы, ресурсы), символы государства,  жизненный уклад, праздники, традиции, обычаи, взаимосвязь живых существ на Земле и их зависимость друг от друга.

Но каждый народ имеет и свои  особенные стороны. Эти особенности обусловлены: характером и психологией каждого народа, особенностями исторического развития, географическим  местоположением (степи, горы, леса,  тундра, на юге, севере, средней полосе и т.д.), природными и социально – экономическими условиями (крупный или маленький город, деревня, и т.д).

Традиции как бы организуют связь поколений, на них держится духовно -   нравственная жизнь народа. Преемственность старших и младших основывается именно на традициях. Чем многообразнее традиции, тем духовно богаче народ. В образовании народных традиций важное место занимают обычаи, исполнение которых было обязательно «Свой обычай в чужой дом не вноси», «Не сошлись обычаями, не бывать дружбе», «Обычай крепче закона». Эти пословицы наглядно показывают, как уважительно и почтенно относились к обычаям и традициям наши предки, какое огромное воспитательное значение имели они у разных народов. Обычаи входят в состав традиции вместе с обрядами. Раскрывая роль традиций в воспитании подрастающего поколения, мы берем в качестве отправной точки народную мудрость: «Без большого корня древа не бывает».

Сегодня многие из нас понимают, что очень важно не утратить духовные ценности русского народа (доброту, религиозность, патриотизм, сплоченность), способствовать их передаче следующим поколениям путём приобщения к богатой русской национальной культуре.

Исторические обычаи русского народа уникальны. Народные обычаи и обряды были и остаются неотъемлемой составной частью духовной культуры народа. Сможем ли мы их сохранить и передать дальше? Да. Но только в том случае, если осознаем утраченные ценности жизненно необходимыми в будущем. Именно народные обычаи выражают душу народа, украшают её жизнь, придают ей неповторимость, укрепляют связь поколений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для родителей "Что рассказать детям об осени?"

данный материал полезен как родителям ,так и воспитателям . В данном материале используется коллаж "Осень " в практической работе с детьми...

Консультация для родителей"Что рассказать детям о диких животных"

Интересное оживотных из любимых сказок. Почему зайцу трудно спускаться с горки? Лисьи валенки. Почему лосята ходят на коленках? Медвежья охота....

Консультация для родителей:"Как рассказать детям о войне"

Несмотря на течение времени, неумолимо отдаляющее нас от великого события 70-летней давности, День Победы, 9 Мая, продолжает оставаться святым праздником для всех поколений. Этот день дарит невероятно...

Консультация для родителей "Как рассказать детям о Великой Отечественной войне?"

Приближается Великий праздник – День победы. В этом году этому  дню уже 70, но что мы можем рассказать нашим детям о нем?Патриотическое чувство не возникнет само по себе. Только зная историю стра...

Консультация для родителей «Как рассказать детям о ВОВ?»

Для современных дошкольников Великая Отечественная война – далекое время, покрытая туманом. Как же рассказать ребенку, что такое Великая Отечественная Война?  С ребенком следует поговорить ...

Консультация для родителей "Как рассказать детям о войне"

Подробные советы как рассказать ребенку о войне....

Консультация для родителей "Как рассказать детям о Дне народного единства"

Уважаемые родители, предлагаем информацию, которая поможет вам рассказать детям о праздновании дня народного единства....