Развитие творческих способностей у детей в процессе музыкальной деятельности
статья по музыке

Голощапова Тамара Васильевна

 

Для развития творчества наиболее благоприятным видом искусства является музыка. Благодаря своим особенностям музыка активно воздействует на развитие воображения, которое лежит в основе любого вида творчества. Необходимое условие музыкального творчества – накопление опыта исполнительства,  первичная ориентировка в творческой деятельности - установка: «Измени, придумай, сочини».

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Креативность — развитие творческих способностей современные учёные рассматривают, как деятельность высшего уровня познания и преобразования окружающего мира (природного и социального). Основной показатель детского творчества - субъективность новизны открытий. Творческая деятельность дошкольников отличается эмоциональной включённостью, стремлением искать и много раз опробовать различные решения, получая от этого особое удовольствие, подчас гораздо большее, чем от достижения конечного результата. Увлёкшись поиском, дети обязательно закончат её положительным результатом.

Для развития творчества наиболее благоприятным видом искусства является музыка. Благодаря своим особенностям музыка активно воздействует на развитие воображения, которое лежит в основе любого вида творчества. Необходимое условие музыкального творчества – накопление опыта исполнительства,  первичная ориентировка в творческой деятельности - установка: «Измени, придумай, сочини».

Элементарное музицирование обладает большим потенциалом эмоционального, психологического, социального воздействия. Оно способно оказывать мощное влияние на развитие личностных качеств, которые могут быть сформированы именно в совместной музыкально-творческой деятельности. К ним относятся способность к импровизации, спонтанность, навыки невербального общения, умение сотрудничать и взаимодействовать.

Для достижения результата по развитию музыкально - творческих способностей у детей дошкольного возраста использую музыкально – игровое  творчество во всех видах деятельности. Это даёт возможность детям творчески проявлять себя в песенных, танцевальных, инструментальных импровизациях.

 Песенное творчество - это умение детей импровизировать простейшие мелодии, танцевальное - комбинировать из знакомых элементов танца новые композиции, музыкально - игровое - самостоятельно находить способы воплощения музыкально - игрового образа.

В своей работе я придаю большое значение песенной импровизации. Понимаю, что умению творить, самостоятельно искать песенные интонации, всему этому  детей надо обучать, формировать у них музыкальный вкус, развивать умение чисто интонировать свои импровизации и критически их оценивать. Только хорошее овладение этими навыками побуждает дошкольников к свободе самовыражения, к творчеству.

Учитывая, что творческие возможности детей индивидуальны, стараюсь создать наилучшие условия для самовыражения каждому своему воспитаннику, поддержать неуверенного в себе, остановить тех, кто высмеивает неудавшийся опыт товарища. И даже если песенная импровизация действительно примитивна и неинтересна, стремлюсь заверить маленького исполнителя, что стоит ещё немного поработать, и придёт успех.

Работу над песенной импровизацией детей веду поэтапно. На первом этапе использую эпизод «Знакомство». Дети с удовольствием пропевают свое имя и фамилию, адрес, имя мамы. На втором этапе нацеливаю детей на создание своих мелодий.  Для этого использую различные звукоподражания (тиканье часов, звучание барабана), имитацию голосов кукушки, кошки, передачу голосом различного настроения персонажей (котик выздоровел - заболел). Затем дети придумывают певческие переклички: « Лена, где ты?» - « Я здесь». На третьем этапе учу детей сочинять мелодию на заданный текст (стихи А. Барто, С. Маршака), фольклорные тексты. Предлагаю дошкольникам сочинить песни на программные стихотворения. Стихи, выученные в группе, мы пробуем переложить на музыку. На заключительном этапе детям подготовительной группы предлагаю такое творческое задание, как сочинение мелодии в заданном жанре. Такие песенные импровизации дети придумывают на слоги: тра-та-та - марш, а-а-а - вальс, ля-ля - полька, пение с закрытым ртом м-м-м-песня.

Работа над танцевальным творчеством начинается с простых импровизаций, различных переплясов. Затем дети придумывают не только отдельные движения, соответствующие характеру музыки, но и целые композиции и сюжеты. Важно обращать внимание на выразительность танцевальных импровизаций, постепенно детей подготавливать к развёрнутой композиции. Дошкольникам очень нравится, что они сами могут сочинить движения, пляски, проявляют всё большую и большую активность. Прослушав музыку того или иного жанра, дети с удовольствием сочиняют польку или вальс.

Преобладающий вид деятельности в моей работе - музыкально - игровое творчество. Музыкальные игры таят в себе большие возможности для творческих проявлений детей. Действия персонажей подсказываются изобразительным характером пьесы. Инсценировка песен связана с их содержанием. Дети увлекаются сюжетом и возможностью активно самим играть, с удовольствием ищут средства для передачи образов. В сюжетно - ролевой игре старшие дошкольники выбирают тему под влиянием различных музыкальных заданий («ищем таланты», «концерт»), распределяют роли и сюжет получает своё развитие. В играх-драматизациях каждый ребёнок самостоятельно исполняет свою роль, а затем все дети выбирают лучших исполнителей.

С большим интересом дошкольники играют в музыкально — дидактические игры. Мои наблюдения за игровой деятельностью детей дошкольного возраста показали, что в отличие от младших дошкольников,  дети старшего возраста могут самостоятельно играть друг с другом в музыкально-дидактические игры, составлять их, придумывать последовательность действий, формулировать правила игры, проявлять способность к импровизации.

Большую выдумку и фантазию дети проявляют в речевых играх, играх с именами. Речевые игры - наиболее доступное и первейшее средство предпосылок к умению импровизировать. Самая первая импровизация - это словесная фантазийная игра, которая выражается в добавлении нового слова или строчки для создания версии любимого стиха или песни, в поиске слова, подходящего по ритму к заданной модели. Затем дети образовывают различные комбинации из цепочки слов, ритмично произносят текст на фоне звучащей музыки. Очень увлекательное занятие для детей - «танцевать» стихи. Одни дети импровизированно танцуют, другие сопровождают их танец импровизацией на музыкальных инструментах.

Игры с именами дают возможность ребёнку представить себя в различных ролях, «примерить» на себя эти роли, найти свой образ, свой стиль. В этих играх каждому ребёнку уделяется внимание других участников игры: представленный им образ тут же копируется всеми. Дети любят играть в такие игры, часто придумывают их сами.

Инструментальное творчество проявляется, как правило, в сиюминутном творчестве. Условие, обеспечивающее успешное инструментальное творчество - владение навыками игры на инструментах. Для решения этой задачи использую метод элементарного музицирования.

Основой моей работы является соединение принципов педагогики Карла Орфа с методиками отечественной детской музыкальной педагогики. Метод элементарного музицирования предполагает комплексный, интегрированный подход к построению различных занятий с детьми, даёт мне возможность экспериментировать, нетрадиционно организовывать взаимодействие с ребёнком, создавая условия для развития творческих способностей. Элементарное музицирование даёт возможность каждому ребёнку выразить себя: на занятиях дети придумывают интонацию, изменяют придуманное, играют, изобретают способ игры, комбинируют её в разных вариантах, экспериментируя и фантазируя.

На занятиях дети с удовольствием играют на нетрадиционных шумовых инструментах. Детей привлекают не только звучание инструментов, но и то, что они могут сами, без чьей - либо помощи извлекать из них звуки. Дошкольники любят веселье, смех, движение, их привлекают необычные по виду музыкальные инструменты,  они хотят играть и творить, у них есть свой собственный интерес к музыке.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования

«Старооскольский институт развития образования»

 

Использование театрализации в практической деятельности музыкального руководителя в дошкольном образовательном учреждении

(Выступление на муниципальном методическом объединении

музыкальных руководителей ДОУ)

                           

Подготовили:

Анисимова В.А., Ширинских Т.В.,

музыкальные руководители

МБДОУ ДС № 62  «Золотой улей»

г. Старый Оскол

2018 год

Как известно, театр является одной из наиболее наглядных форм художественного отражения жизни, основанной на восприятии мира через образы. Музыкальное воспитание является синтезом различных видов деятельности.Все они направлены на формирование  личности ребенка, на его целостное развитие, однако именно театрализованная деятельность дает возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творчески направленной личности. Поэтому использование театрализованной деятельности  как средства развития творческих способностей дошкольников стало актуальным на сегодняшний день.

Советский психолог Л.С. Выготский писал: «Театрализация представляет собой распространенный вид детского творчества, который проявляется в самых разнообразных видах – и как сочинения, импровизирование  коротких сценок, и как инсценирование готового литературного материала. Детей привлекает внутренняя, эмоциональная насыщенность литературных сюжетов, конкретные активные действия персонажей».

В своей практике мы используем элементы театрализации как при проведении развлекательных мероприятий и праздников, так и на основных занятиях, начиная с младшей группы. В процессе музыкального воспитания детей постепенно усложняем упражнения, выполняемые ребенком, что оказывает влияние на  его самореализацию в творческой сфере. 

В процессе театрализованных игр, происходит интегрированное воспитание детей, которое способствует развитию навыков выразительной речи, пластики движений, пения, игры на музыкальных инструментах. Создается творческая атмосфера, которая помогает раскрыться каждому ребенку как личности, применять собственные возможности и способности. 

По своей природе театральное искусство наиболее близко детской сюжетно-ролевой игре, игре-драматизации,  как объединению музыкального движения, пения, игры на детских музыкальных инструментах, художественного слова, мимики и пантомимы как комплексное, совместное совзрослыми игровое действие детей.

Работа в этом направлении с детьми начинается с принятия на себя игрового образа. Малыши с радостью изображают в небольших сценках повадки животных, имитируя их движения, голоса (как топает медведь, прыгает зайчик, рычит волк, бежит лисичка).

В отражении сказочных образов животных, анализируем  характер движения, интонацию: идет курочка или маленькие цыплята, веселые и грустные зайцы, листочки кружатся, падают на землю.Такие действия сопровождаются изобразительной музыкой, песенками, стихотворениями.

Детей второй младшей группы знакомим с театральной куклой - бибабо, и театрализованными играми. Дети смотрят драматизации, инсценировки в исполнении воспитателя и детей старшего возраста, ведь любая сказка, театрализованная игра – неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству.

Дети средней группы уже способны следить за сюжетом, включаться в действие, воплощаться в образ, у них активно проявляется воображение и творчество, что дает возможность от игры-драматизации перейти  к театрализованному представлению. Развивать творческие способности можно на хорошо знакомых сказках, известных детям, в том числе и русских народных. Народное творчество близко детям, потому что оно связывает с укладом их жизни, с родной природой.

Когда  мы стали вводить в музыкальные занятия элементы игр-сказок и театрализованных сценок, то заметили, что дети стали меняться. Начала исчезать скованность, нерешительность, застенчивость. Во время театрализованных игр мы старались предоставить детям свободу в выборе движений для импровизации. Такая свобода благотворно влияла на развитие детской активности.

Работая с детьми старшего возраста, мы отметили, что они проявляют большой интерес к театру ростовых кукол.   Яркие, необычные, они помогают детям войти в образ того или иного персонажа. Они объемные, в рост ребенка,  ими удобно управлять.  Надо сказать, что дети с удовольствием играют в театральные  куклы, разыгрывают сценки из знакомых сказок, сочиняют диалоги. Накопленный опыт взаимодействия с куклами они демонстрируют в сценках, включаемых в ход праздников и утренников.

Ростовые куклы используем в процессе работы по формированию у детей уважения к традициям и обычаям  русской национальной культуры.

Так, готовясь к празднику «День защитника Отечества», мы подготовили сценку «Три богатыря» с использованием ростовых кукол.

Дети старшего возраста уже способны показать сказку детям младшего возраста. Мы это делалис помощью варежкового театра. В этом возрасте дети уже могут самостоятельно управлять куклами-варежками, говорить за них, петь, стоя за ширмой. С удовольствием дети участвовали в постановке сказки «Колобок» для малышей. Они чувствовали себя взрослыми, значимыми, ответственно отнеслись к своим артистическим обязанностям.

Дети подготовительных групп  уже способны разыгрывать  спектакли. Так, например, сюжеты народных сказок включаем в содержание праздничных утренников: на развлечении «Праздник Осени» была представлена сценка по сказке «Кошкин дом», на утреннике, посвященному празднику 8 марта – «Муха Цокотуха».  В этих постановках использовались все виды детской музыкально-художественной деятельности: дети исполняли как хоровые, ансамблевые, так и сольные песни, играли на музыкальных инструментах, танцевали. Все эти элементы, объединенные единым сюжетом, позволили детям осознать, что театральное искусство способно соединить разные жанры в единое целое.

Наблюдая за детьми, мы заметили, как год от года они всё ярче проявляли свои способности кто-то в пении, кто-то в танцах, кто-то в декламации, а кто-то в игре на музыкальных инструментах. В зависимости от интересов детей, их индивидуальных наклонностей, мы объединяли их в малые группы при подготовке театральных постановок для тематических праздников и утренников.

Нами было отмечено, что театрализация помогает  нам раскрыть индивидуальные  особенности ребенка, его способности, интеллект, развить эмоциональную сферу, его талант, это и оказывает большое влияние на формирование творческой личности  дошкольника.  Если в начале работы с детьми их творческое воображение порождало лишь некоторые идеи и сценические образы, то затем детям уже удается справиться с реализацией всего творческого замысла. Театрализованная деятельность способствует  повышению самооценки детей, их уверенности в своих силах, развитию образного мышления, фантазии и воображения,  а так же умения  передавать характеры персонажей в пластике движений, в словесном творчестве, элементарном музицировании.

Таким образом, мы на практике еще раз убедились в том, что использование различных видов театрализованной деятельности и на сегодняшний день актуально, необходимо в работе с дошкольниками по художественно-эстетическому развитию и оказывает особое влияние на познание ребенкомокружающего мира.

Список литературы

1. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду. М., 2009.
2. Доронова Т.Н. Развитие детей от 4 до 7 лет в театрализованной деятельности // Ребенок в детском саду. 2001. № 2.

3. Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр: Программа «Театр – творчество – дети». – М.: АРКТИ, 2004.

4. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. М., 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы на тему: «Развитие творческих способностей у детей в процессе игр-драматизаций»

Из опыта работы на тему: «Развитие творческих способностей у детей в процессе игр-драматизаций»...

Обобщение опыта работы на тему: «Развитие творческих способностей у детей в процессе игр-драматизаций»

Обобщение опыта работы на тему: «Развитие творческих способностей у детей в процессе игр-драматизаций»...

Развитие творческих способностей старших дошкольников в самостоятельной музыкальной деятельности

Творчество – деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью, уникальностью.Актуальность темы:Жизнь в эпоху научно – технического прогресс...

Развитие творческих способностей дошкольников через основные виды музыкальной деятельности

Автором представлена консультация для педагогов и родителей...

Статья «Развитие творческих способностей у дошкольников в процессе интегрированной деятельности»

Статья о развитии творческих способностей у дошкольников в процессе интегрированной деятельности....

Развитие творческих способностей дошкольника в разных видах музыкальной деятельности

Описание всех видов музыкальной деятельности и как развивать музыкальные способности детей....