Конспект - занятия "В гостиной русских народных инструментов" для старшего возраста
план-конспект занятия по музыке на тему

Макарова Марина Анатольевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt-zanyatiya_v_gostinoy_russk._nar._instr-v.doc63 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 Конспект- занятия « В гостиной русских народных инструментов» -  

                        детям о русских традициях в старших группах.

 Цель проведения:

познакомить детей с русскими  инструментами,  традициями народа;

развитие творческих способностей дошкольников;

 приобщения к культурному прошлому русского народа.

Материалы:

Русские народные  музыкальные инструменты:  балалайка, домра, гусли, гитара, колокольчики, гармонь,  баян, свирель, рожок, ложки, бубны. Фото  русских народных музыкальных инструментов, загадки, речевые упражнения, попевки.

«Главное услаждение жизни есть музыка, именно путники берут с собой в дорогу не оружие, а кифары или гусли» - Карамзин

Ведущий

Пожалуйте гости дорогие.

Давно вас поджидаем,  без вас не начинаем.

 Будет всем вам здесь приятно, побывать в гостях у нас,

Песни русские попеть, в русский пляс с душой пуститься,

На инструментах поиграть, да повеселиться.

 А сейчас посидим рядком, да поговорим ладком.

                                                       

 Очень часто за событиями и за суматохой  дней,

Старины своей не помним, забываем мы о ней,

 Хоть и более привычны  нам  полеты на Луну,

Вспомним русские обычаи, вспомним нашу старину.

Приближается праздник, а с ним и Русское раздольное гуляние! И как же нам не вспомнить о наших исконно русских народных музыкальных инструментах. Поэтому я предлагаю всем   сегодня отправиться «В гостиную русских народных музыкальных  инструментов».

                                          (обратить внимание на экран-заставка)

 Загадаю вам загадку, а вы попробуйте отгадать,  о каком инструменте говорится?                                                                

                                                                     

                                                                      Балалайка.

Загадка:

У неё есть три струны,

 Их рукой щипать должны,

 Можно под неё  плясать

 И по-русски приседать.  (Балалайка)

Треугольной формы корпус,

Три струны и звонкий голос

Ну, попробуй, отгадай – ка!

Это наша………………………( балалайка)

 (У балалайки три струны, их щиплют рукой, этот предмет  нужен,  чтобы играть музыку).

- К каким инструментам  относится  балалайка:  к струнным,  ударным или  духовым?

Балайка – это струнный щипковый инструмент.

Балалайка – инструмент очень веселый! Ноги сами в пляс идут. И не зря название этого инструмента похоже на слова «балаганить», «балагурить», «балаболить», «балакать», «баловаться». О каком человеке говорят, что он «балагурит»? А о ком можно сказать, что он «балаболит»? Есть такое мнение среди ученых, что слово балалайка произошло от татарского слова «бала» — ребенок.

                  (Послушать звучание, проимитировать игру на игрушечных  балалайках)

 Ноги ходят ходуном,

Не стоят на месте

Потанцуем мы сейчас

Русский танец  вместе!

                                                                     Танец «Калинка»

 А мы отправляемся по нашей гостиной к следующему инструменту.                                                                        

                                                                     

                                                                          Домра.

Загадка:

Играет, а не гитара.

 Деревянная, а не скрипка.

 Круглая,  а не барабан.

 Три струны, а не балалайка. (Домра)

-Что это за музыкальный инструмент? Это домра! Вот она. (рассматривают  домру на экране)

Домра – это очень старинный народный музыкальный инструмент.

 «На домрах играли музыканты – скоморохи. Под игру домры рассказывали былины.

 У нашей русской домры есть много родственников.  У  грузин чунгури, у украинцев – бандура, у казахов – домбр, у калмыков – домр, у туркменов – дутар».

Домра  похожа на балалайку. У нее тоже три струны и деревянный  корпус.

А чем домра отличается от балалайки? (У балалайки треугольный корпус,  а у домры он круглый, как  половина шара)

                                               ( послушать  звучание-отрывок)

                                                                           Гусли.

Загадка:

На чём в гостях, вдали от дома,

 Играл Садко царю морскому?

 Тот музыкальный инструмент

 Сломал он, улучив момент.  (Гусли.)

 Слово «гусли» похоже на слово «гудеть», «гудьба». И их звук похож на гудение. Во многих былинах гусли называются «яровчатыми». Откуда произошло такое странное слово «яровчатый»? Дело в том, что раньше — давным–давно корпус гуслей делали из дерева явора. Вот и называли их поэтому «яворчатыми» или «яровчатыми».

 В сказках часто гусли называют «звончатыми».

 Какие еще музыкальные инструменты можно назвать этим красивым словом – «звончатые»? (например, звончатые колокола).

Кто же играет на гуслях?  (Гусляр)  

                                                           (послушать  звучание)

                                                                          Гитара

Загадка:

  А это что за чудеса?

 В лесу мы слышим голоса,

 Ребята у костра сидят,

 Поют и на нее глядят.

 Чтобы она вдруг зазвучала,

 Щипни струну ты для начала.

 А струн бывает семь иль шесть,

 Ее достоинств нам не счесть.

 Всем под нее легко поется,

 Скажите, как она зовется? ......... (Гитара)    

В старину на гитаре играли в основном в городе.

Гитара — струнный щипковый музыкальный инструмент, один из самых распространённых в мире. Применяется в качестве аккомпанирующего инструмента во многих музыкальных стилях, а также как сольный классический инструмент. Является основным инструментом в таких стилях музыки, как блюз, кантри, фламенко, рок-музыка и многих формах популярной музыки. Изобретённая в XX веке электрическая гитара оказала сильное воздействие на массовую культуру.

Исполнитель на гитаре называется гитарист.

Гитара представляет собой корпус с длинной плоской шейкой, называемой «гриф». Лицевая, рабочая сторона грифа — плоская либо слегка выпуклая. Вдоль нее натянуты струны, закрепленные одним концом на корпусе, другим на окончании грифа, которое называется «голова» или «головка» грифа.

На корпусе струны крепятся неподвижно посредством подставки, на головке грифа с помощью колкового механизма, позволяющего регулировать  натяжение струн.

                                                 (Послушать, исполнить   под гитару  песню)

                                                                     

                                                                           Колокола.

Загадка:

Язык есть, речей нет, а вести подает. (Колокол)

-Колокола – это какой  музыкальный инструмент – струнный, духовой или ударный?

 -Что нужно сделать, чтобы получить музыкальный звук? (Ударить в колокол)

Значит, это ударный инструмент.

Есть разные колокола. У одних колоколов внутри корпуса есть язык, как и у нас во рту, только металлический. И корпус колокола тоже сделан из специального металла. Язык колокола ударяет по корпусу. Получается красивый звук.

А есть колокола без языка. Попросить ребенка догадаться, как же может звучать колокол без языка? Что надо сделать, чтобы он зазвучал? Да, надо ударить по корпусу колокола снаружи, и он зазвучит. Чем же можно ударить? Палочкой – «колотушкой».

Где можно увидеть настоящие колокола? Наверняка, на колокольне!

                                 (послушать звучание, поиграть под музыку на колокольчиках-девочки)

                                                                           Гармонь.

Загадка:

«То толстеет, то худеет, на весь дом голосит».

Что это? (Гармонь)

Почему в этой загадке говорится, что гармонь то худеет, то толстеет? Попросить ребенка изобразить руками, как играют на гармошке и как гармошка  растягивается – она толстеет, и как она сжимается – худеет.

Вспомнить с  детьми  песенку «Я играю на гармошке у прохожих на виду». На каком инструменте играл Крокодил Гена? Конечно, на гармошке!

У нее вся душа нараспашку,

 И хоть пуговки есть — не рубашка,

 Не индюшка, а надувается,

 И не птица, а заливается.  (Гармошка)

В загадке говорится о пуговках на гармони. Что за пуговки есть у гармони?

(Нажимая на них, слышится звук)

Загадка:

В руки ты ее возьмешь,

 То растянешь, то сожмешь!

 Звонкая, нарядная,

 Русская, двухрядная.

 Заиграет, только тронь,

 Как зовут ее?  (Гармонь)

Как ещё народ  называет гармонь из загадки?

 (Русская, звонкая, нарядная, двухрядная).

Почему гармонь называют двухрядной? Где у нее эти два ряда? А если бы было три ряда, то как бы мы могли сказать про гармонь? ( «трехрядная»). А если был бы один ряд, то как бы мы сказали? (Однорядная).

Гармонь – это очень интересный музыкальный инструмент. Он и не струнный, и не ударный, и не духовой. Он клавишно-пневматический.

Почему «клавишный»? Потому что у него есть клавиши – кнопочки. Музыкант нажимает на кнопочки, и раздается звук. Правой рукой музыкант играет мелодию, а левой аккомпанирует.

По бокам у гармони клавиатура с кнопками или клавишами. А между ними – камера, в которую накачивается воздух. Воздух накачивается к звуковым планкам гармошки, и она звучит. Именно поэтому инструмент – «пневматический», в нем работает невидимка-воздух.

Кнопок стройные рядочки

Он баяну младший брат

И на свадьбе, и в оркестре

Так сыграет всякий рад? (Гармонь)

                            (Послушать звучание, протанцевать танец «Яблочко»)

                                                                           

                                                                              Баян

Загадка:

У него рубашка в складку,

 Любит он плясать  вприсядку,

 Он и пляшет, и поет –

 Если в руки попадет.

 Сорок пуговиц на нем

 С перламутровым огнем.

 Весельчак, а не буян

 Голосистый мой…   (Баян)

Бая́н — русский,  язычковый кнопочно - пневматический музыкальный инструмент с полным хроматическим звукорядом на правой клавиатуре, басами и готовым (аккордовым) или готово-выборным аккомпанементом на левой. Современная  разновидность  гармошки.

      (посмотреть  ролик Л.И. Шароха «Почему я без подруги»  исполнить песню под баян)

                                                                           

                                                                         Свирель.

Загадка:

А на ней пастух играет

 И овечек собирает,

 Фью-фью-фью,

 Фью-фью-фью,

 Мы идём к пастуху. (Свирель)

Свирель – это деревянная дудочка. С одной стороны у нее острый клюв. В самой дудочке есть игровые отверстия. Бывает и двойная свирель, которая состоит из двух спаренных дудочек. Свирель изготавливали из дерева с мягкой древесиной — крушины, орешника, клёна или черёмухи, ивы, бузины, берёзы. Сердцевину дерева вынимали тоненькой палочкой, один конец дудочки срезали. А в дудочке делали обычно 6 отверстий, но могло быть от 4 до 8 отверстий. Вот и получалась свирель – деревянная дудочка, на которой играли пастухи. Ее еще называли на Руси «сопилкой». Вспомните:

«Я пойду, пойду погуляю,

Белую берёзу заломаю:

Срежу я с берёзы три пруточка-

Сделаю из них я три гудочка»

Теперь не надо заламывать берёзку. Свирели изготавливает Завидовская фабрика игрушек.

                                                           (Послушать звучание)                                                                              

                                                                          Рожок.

Загадка:

Мы собрали хоровод.

 Пригласили весь народ,

 А пастуший рожок

 Дополняет наш кружок.

Какой инструмент – рожок: духовой, струнный или ударный? (Духовой)

Почему?  ( В него дуют, чтобы получился звук.)

 И действительно, духовыми инструментами называются те музыкальные инструменты, в которых звук получается в результате колебаний воздухе в трубке.

Рожок представляет собой конической формы прямую трубу. В этой трубе пять отверстий вверху, и одно отверстие внизу для игры. В трубу дуют, зажимают игровые отверстия пальчиками, и получается звук.

Рожки бывают разные: во владимирские рожки играли во Владимирской области.

 А как называют рожки, в которые играли в  Костроме? (Костромские)

А в Ярославле? (Ярославские). В Курске? (Курские).

 Рожок делали из березы, клена, можжевельника. Раньше их делали из двух половинок и скрепляли берестой. А сейчас появились токарные станки, и рожки делают сразу же целиком. Звук рожка очень пронзительный, сильный.

На рожке играют наигрыши. Наигрыши бывают разные. Под песенные наигрыши поют песни,  под плясовые и танцевальные можно плясать. А для чего нужны сигнальные наигрыши? Что за сигналы можно подать с помощью рожка? Когда  людям могут пригодиться эти сигналы? (напомнить детям, что на рожках раньше играли пастухи. А это значит, что звуком рожка пастух собирал стадо, охранял его)

Жалейка, рожок, свирель – народные духовые инструменты. (послушать звучание)

                                                      Речевое  упражнение «Оркестр»

Отгадайте, как называется музыкант, который играет на данном инструменте.

На гитаре играет гитарист, а на домре играет кто?… (домрист), а на баяне — ? …(баянист). А на гармони играет кто?… (Гармонист). На флейте — ?… (флейтист)

А как называют музыканта, который играет на гуслях? (гусляр)

А кто играет на балалайке? (балалаечник)

На барабане играет… ? (барабанщик), а на жалейке?… (жалейщик). А на свирели — ? (свирельщик)

                                                                          Ложки

 Загадка:

Деревянные сестрички,

Друг о друженьку стучат

Всю округу веселят.   (Ложки)

Ложки — древнейший народный ударный музыкальный инструмент. Музыкальные ложки по внешнему виду мало чем отличаются от обычных столовых деревянных ложек, только выделываются они из более твёрдых пород  дерева. Кроме того, музыкальные ложки имеют удлинённые рукоятки и отполированную поверхность соударений. Иногда вдоль рукоятки подвешивают бубенцы. С древнейших времён восточные славяне употребляли ударные инструменты в ратном деле, на охоте, в обрядах, в пастушестве и в качестве музыкального инструмента для ритмизующего сопровождения пения или пляски. Использование этих инструментов родственно хлопанию в ладоши, притоптыванию, что существовало у всех народах мира с древности. Известно, что в пылу плясового азарта в ход пускались не только ложки, но и сковороды, тазы, печные заслонки, самоварные трубы, кастрюли, вилки, словом всё, что может издавать звук. Среди предметов домашней утвари устойчивую музыкальную функцию приобрели коса и пила. (Поиграть на ложках под музыку)    

                                                                         Бубны

Загадка:

 Есть бубенчики на нем,

 По нему мы громко бьем.

 С ним сейчас играть мы будем,

 Дайте в руки звонкий …    (Бубен)

Бу́бен — ударный музыкальный инструмент неопределённой высоты звучания, состоящий из кожаной мембраны, натянутой на деревянный обод. К некоторым разновидностям бубнов подвешены металлические колокольчики, которые начинают звенеть, когда исполнитель ударяет по мембране бубна, потирает её или встряхивает весь инструмент.

В настоящее время различаются два основных вида бубнов.

— Народный или этнический, деревянный обод с натянутой кожаной мембраной. В зависимости от предназначения бубны бывают всевозможных размеров. Инструменты этого типа используются в ритуальных целях шаманами коренных народов. В их конструкции могут быть небольшие бубенчики, привязанные к проволоке, протянутой под мембраной.

— Оркестровый бубен, самый распространённый вариант, с кожаной или пластиковой мембраной и металлическими тарелочками, укреплёнными в специальных прорезях на ободе. Инструмент твёрдо укрепился в профессиональной музыке, став одним из основных ударных инструментов симфонического оркестра.

                                                           (Поиграть на бубнах  под музыку)

Балалайки, гусли, домры

И баяны, и гармони

Есть сопелки, дудки, бубны

Даже расписные ложки

Слушать их не надоест

Отгадать, ребята, нужно

Что это?      ( Оркестр)

 А ну, ребята, выходите, инструменты вы берите!                                

                                 

                             Шумовой оркестр – дети играют на шумовых инструментах

Мы заканчиваем веселье,

А также наше представление.

Тише дудки, тише домры

До свиданья, люди добры.

Умолкает барабан,

Закрываем балаган.

Итог: (Обобщить  материал)

Под весёлый перепляс,

Распрощаемся сейчас.  

                                                          Танец «В роще калина»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия «По следам русских народных сказок» ( старший возраст)

Закрепить знания детей о русских на­родных сказках.  Развивать творческие способности детей в различных видах исполнительской деятельности. Вызвать у детей интерес, эмоцио­нальный отклик,...

Конспект музыкальной гостиной: "Русские народные музыкальные инструменты"

Данный материал рекомендуется к проведению музыкальной гостиной для старших дошкольников в рамках реализации проекта "Классическая музыка в детском саду"....

Картотека русских народных игр (старший возраст)

Картотека русских народных игр   (старший дошкольный  возраст)...

Картотека русских народных игр (старший возраст)

Картотека русских народных игр (старший возраст)...

Конспект занятия по русской-народной культуре для детей старшего дошкольного возраста

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Музыка», «Художественное творчество».Цели: Закрепление пол...

Конспект занятия по русской-народной культуре для детей старшего дошкольного возраста

Цели: Закрепление полученных знаний, продолжать формировать представления о русских народных традициях и истории русского народного костюма.Задачи:Образовательные: Продолжать знакомить детей с русским...

Картотека русских народных игр (старший возраст)

Картотека русских народных игр....