Тематическое музыкальное занятие "Три кита"
план-конспект занятия по музыке (подготовительная группа) на тему

Смелова Ольга Александровна

          Довольно часто  мы, музыкальные руководители, испытываем затруднения в преподнесении детям в доступной,  интересной,  и, можно сказать, игровой  форме начального понятия о музыкальных жанрах. Тем не менее, это одна их основных тем занимательной деятельности в старшем дошкольном возрасте (в подготовительной к школе группе). Знакомство с музыкальными жанрами нам предлагает один из разделов программа Радыновой «Музыкальные шедевры»,   можно потом оттолкнуться и продолжить уже  развёрнуто знакомство с танцевальными жанрами – классическим (балет), народным, спортивным и т.д.; вокальными – опера, и, соответственно,  народный вокальный жанр и т.д.   А далее уже идёт знакомство с интерпретацией, т.е. переплетением этих    жанров – например, пение  песен в маршевом характере, пение с элементами танцевальных движений. При ознакомлении детей с  музыкальными жанрами  мы обычно опираемся на  гипотезу  Кабалевского о трёх китах, на которых держится музыка, чтобы дети дальше могли продолжить это знакомство в школе.   И поэтому моей основной задачей  на этом занятии явилось, во первых, донести до детей в доступной, игровой форме начальные представления об основных музыкальных жанрах;  продолжить  развивать способность различать их,  и в дальнейшем   закреплять и развивать эти знания   Какой же дополнительной программе  соответствует построение занятия?  Скорее всего, программе Радыновой «Музыкальные шедевры». Так как эта программа предлагает много классических  музыкальных произведений для восприятия, можно применять  их  как на музыкальных занятиях, так и в другое время – на других занятиях, в свободной деятельности детей и т.д. И когда дети заходят в музыкальный зал и их встречает прекрасная музыка, они как будто попадают в волшебный мир, пробуждаются чувства прекрасного.  Поэтому я часто применяю этот приём – встреча детей  музыкой композиторов-классиков.  

         На своём занятии я уделила время творчеству детей в пении – дети придумывали и пропевали окончание песенки, сочинённой, можно сказать, на ходу мной и детьми. Дети всегда воспринимают творчество как игру. 

       Чтобы закрепить  представления детей о трёх китах,  им была предложена игра «Песня, танец, марш». И завершилось занятие подбором соответствующего цвета зонтика волшебника и танцевальной импровизацией на композицию «Утро». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл знакомство с музыкальными жанрами297.86 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тематическое музыкальное занятие

«Знакомство с тремя китами».

Цель: Формировать  у детей старшего дошкольного возраста  представления о музыкальных жанрах. Развивать музыкально-творческие способности детей на основе интеграции образовательных областей «Музыка»,  «Художественное творчество», «Познание».

Задачи:  

  • Знакомство детей на начальном этапе  с тремя основными музыкальными жанрами, развивать способность  различать их.
  • Продолжать совершенствовать голосовой аппарат  детей, развивать вокально-интонацинный слух на основе несложных распевок, опираясь на примерный диапазон звучания.   На основе образного восприятия  развивать  вокально-творческие способности.  
  • Учить детей запоминать несложную последовательность танцевальных движений, развивать плавность движений, умение точно менять движения в соответствии с музыкой. Развивать умение импровизировать, придумывать сюжетные танцевальные движения; продолжать развивать чувство ритма при игре на музыкальных инструментах.
  • Развивать абстрактное мышление при подборе цвета к музыке, умение объяснять, отстаивать свою точку зрения. (Х). Пополнять словарный запас детей.
  • Воспитывать выдержку, умение выслушивать ответы других детей, действовать согласованно.  Воспитывать  уверенность в себе. Развивать самостоятельность, умение без помощи  взрослых делиться на команды. (С)  

Предварительная работа:

  • Ознакомление детей с маршами разных видов;
  • Приобретение детьми    некоторых   навыков придумывать сюжетные мелодии на разную тематику («Что тебе приснилось?», «Как провёл ты выходной?» и т.д.);
  •  Приобретение навыка импровизации;
  • Знакомство с волшебником Оле Лукойе и подбор зонтиков  к музыкальным произведениям в старшей группе.

Ход занимательной деятельности.

Под музыку дети заходят в зал и встают парами врассыпную по залу, лицом к зрителям.

Приветствие.

Муз .рук. Ребята, я очень рада приветствовать вас и гостей, которые  пришли сегодня к нам, в нашем музыкальном зале. Вы обратили внимание, какая чудесная музыка звучала, когда вы заходили в зал? Эту музыку написал замечательный композитор Эдвард Григ, а называется она «Утро». (На магнитную доску ставит портрет композитора и картинку с изображением утреннего леса). Вы почувствовали, как музыка изобразила пробуждение природы, восход солнца? (Ответы детей). Мы ещё вернёмся к этой музыке немного попозже. А теперь я прошу занять свои места, кавалеры, проводите своих очаровательных дам, и садитесь поудобнее.

Звучит музыка, дети садятся. Музыка стихает.

Муз. рук. Ребята, я хочу рассказать вам сказку, которую поведал мне наш знакомый волшебник Оле Лукойе, большой любитель музыкальных сказок. Но  сделаю это я   с вашей помощью. Договорились? Но прежде чем начать рассказывать,   я хочу спросить: кто такой кит? (Ответы детей). Да, это  огромное морское животное, похожее на маленький остров.   Оно  живёт в воде и пускает фонтанчики.    Итак, когда-то давным-давно  появились три кита.  Первый кит очень любил петь песни, и на нём, как на острове,  поселились все песни, которые есть на белом свете. (Ставит  фигурку,  изображающую  кита, а сверху на него -  поющие фигурки людей,  детей и взрослых).  Второй кит безумно любил танцевать, и на нём поселились все танцы – и бальные, и народные пляски, и танцы всех времён, и даже нашего времени.  (Ставит соответствующие фигурки.)  Ну а третий кит любил маршировать и на нём поселился… кто, подскажите, ребята?  Правильно, все марши, которые есть на белом свете – и военные, и спортивные, и даже свадебный марш. (Ставит соответствующие фигурки.)  А сейчас я сыграю вам небольшой кусочек музыки, а вы, ребята, попробуйте угадать, на каком из китов она поселилась. (Снимает все фигурки с китов, перемешивает их. Затем играет марш  на фортепиано и просит одного ребёнка найти соответствующую фигурку и поставить её на кита, к которому относится эта музыка; затем просит определить и назвать жанр). Ну что, слушаем дальше? (Играет и поёт песню, ребёнок угадывает и ставит фигурку). Этот кит любил не только петь песни, но и сочинять их, чтобы не скучать в своём музыкальном океане.  Ребята, а кто сочиняет песни? (Композитор). Давайте и мы с вами попробуем ненадолго стать композиторами и сочинить свою собственную песню, а я вам помогу в этом. Но сначала, как всегда, нам нужно разбудить наши голоса и подготовить их к пению. (Дети поют распевку). А теперь мы выберем героев нашей следующей песенки, которые сами  сочинят   окончание каждого куплета. Это будут медведь,   белочка, ёжик,  зайчик, лисичка и 2 птички. (Дети по желанию одевают себе на голову соответствующие шапочки.)C:\Users\Repartion\Desktop\IMG_2972.JPG

Песня « Лесное  приключение».

  1. Утро наступило (дети повторяют песенную фразу)

Птички все проснулись (дети повторяют)

Песенку запели (дети повторяют, далее музыкальный руководитель просит кого-то сочинить окончание песни)

Ребёнок: Чик-чирик! (варианты  меняются)

  1. Тут медведь проснулся,

Вылез из берлоги,

Прорычал сердито:

Ребёнок: (придумывает окончание куплета, например: «Не мешайте спать!»)

  1. Белка прискакала,

Принесла орешков,

Ласково сказала:
Ребёнок: (придумывает свой вариант окончания, например: «Кушай, не ворчи!»)

  1. По лесочку ёжик

Шёл и шум услышал,

Сразу он подумал:

Ребёнок: (придумывает свой вариант, например: «Дай свернусь в клубок!»)

  1. Зайка в это время

с рыжею лисичкой

в прятки там играли

Дети: (придумывают, вариант: «Раз, два, три, ищи!»)

  1. А в лесу цветочки

Утром распустились,

Весело кивнули:

Дети: (придумывают, вариант: «Как мы хороши!»)

Музыкальный руководитель: Замечательно!  У нас без дела остался кит-танцовщик, ну ничего, сейчас мы ему поможем. Я думаю, он будет доволен, если вы для него станцуете ваш замечательный танец с разноцветными ленточками. Доставайте их из-под стульчика; кавалеры, приглашайте своих дам. А тот, кто остался без пары,  пусть подыграет нам на треугольнике, чтобы танец получился интереснее и красивее.

Танец с разноцветными ленточками.

Муз. рук: Ребята, а как вы думаете,  какой вы станцевали танец – народный, бальный или современный? (Дети  предполагают) Конечно, это современный парный танец.   Вот, ребята, вы познакомились сегодня с тремя музыкальными китами.  А чтобы закрепить наше знакомство и не забывать о них, мы сейчас сыграем с вами в игру. (Раскладывает  три обруча с буквами: «Танец», «Песня» и «Марш»). Ребята, я прошу вас разделиться на три команды и занять места в середине обруча. (Дети делятся и  встают в обручи). Итак, первая команда! Вы прочитали ваше название? Правильно, «Танец». Ваша задача: как только услышите танцевальную музыку, выходите из обруча и начинаете танцевать. Но будьте внимательны! Танцы могут быть разными: народными, бальными или современными. Вы должны станцевать так, как подскажет вам музыка. Вторая команда! Как только услышите песню, вы должны выйти из обруча и изобразить певцов. И наконец, третья команда! Как только услышите марш, выходите из обруча и начинаете маршировать!

Музыкально-ритмическая  игра «Угадай трёх китов»

Муз. рук: Замечательно! А теперь поменяемся местами. Та команда, которая была Танцем, становится Песней. А та команда, которая была Песней, становится Маршем. А  Марш переходит в Танец. (Игра повторяется). Ну что ж, ребята, прошу снова занять свои места.

Дети садятся, звучит «Утро» Грига.

Муз. рук: Вы слышите, ребята, снова зазвучала музыка, которая и встречала нас в этом зале. И вот наш Оле Лукойе просит у вас помощи. Он не знает,  какого цвета  зонтик можно подобрать к этой музыке. Поможем ему?C:\Users\Repartion\Desktop\IMG_2968.JPG

Игра на развитие абстрактного мышления «Подбери цвет к музыке».

Музыкальный руководитель просит детей, подобравших цвет, объяснить, почему именно этот цвет они подобрали.

М.р: Ребята,  нам с  Оле Лукойе очень понравились ваши предложения по поводу цвета зонтика. Но это ещё не всё.  Я предлагаю представить себе и показать в танцевальных движениях, как пробуждается природа.  Одевайте снова шапочки и занимайте свободные места в зале.

Танцевальная импровизация «Утро».

М.р. Что ж, ребята, подходит к концу наша встреча в музыкальной гостиной. Мы сегодня с вами познакомились с тремя музыкальными китами и  удивительным музыкальным произведением норвежского композитора Эдварда Грига…(дети называют) «Утро». Что больше всего вам запомнилось  сегодня на нашей встрече? (Ответы детей)  А когда вы придёте  в группу, я прошу вас взять листы бумаги, карандаши и нарисовать всё то, что вы услышите в этой музыке. Что ж, пришла пора прощаться!

Прощание. 

Под музыку дети идут в группу.

C:\Users\Repartion\Desktop\IMG_2966.JPG

  ПОСЛЕСЛОВИЕ.  Довольно часто  мы, музыкальные руководители, испытываем затруднения в преподнесении детям в доступной,  интересной,  и, можно сказать, игровой  форме начального понятия о музыкальных жанрах. Тем не менее, это одна их основных тем занимательной деятельности в старшем дошкольном возрасте (в подготовительной к школе группе). Знакомство с музыкальными жанрами нам предлагает один из разделов программа Радыновой «Музыкальные шедевры»,   можно потом оттолкнуться и продолжить уже  развёрнуто знакомство с танцевальными жанрами – классическим (балет), народным, спортивным и т.д.; вокальными – опера, и, соответственно,  народный вокальный жанр и т.д.   А далее уже идёт знакомство с интерпретацией, т.е. переплетением этих    жанров – например, пение  песен в маршевом характере, пение с элементами танцевальных движений. При ознакомлении детей с  музыкальными жанрами  мы обычно опираемся на  гипотезу  Кабалевского о трёх китах, на которых держится музыка, чтобы дети дальше могли продолжить это знакомство в школе.   И поэтому моей основной задачей  на этом занятии явилось, во первых, донести до детей в доступной, игровой форме начальные представления об основных музыкальных жанрах;  продолжить  развивать способность различать их,  и в дальнейшем   закреплять и развивать эти знания   Какой же дополнительной программе  соответствует построение занятия?  Скорее всего, программе Радыновой «Музыкальные шедевры». Так как эта программа предлагает много классических  музыкальных произведений для восприятия, можно применять  их  как на музыкальных занятиях, так и в другое время – на других занятиях, в свободной деятельности детей и т.д. И когда дети заходят в музыкальный зал и их встречает прекрасная музыка, они как будто попадают в волшебный мир, пробуждаются чувства прекрасного.  Поэтому я часто применяю этот приём – встреча детей  музыкой композиторов-классиков.  

         На своём занятии я уделила время творчеству детей в пении – дети придумывали и пропевали окончание песенки, сочинённой, можно сказать, на ходу мной и детьми. Дети всегда воспринимают творчество как игру.  

       Чтобы закрепить  представления детей о трёх китах,  им была предложена игра «Песня, танец, марш». И завершилось занятие подбором соответствующего цвета зонтика волшебника и танцевальной импровизацией на композицию «Утро».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторские тематические музыкальные игры для детей среднего и старшего дошкольного возраста Краснослободцева Н.В, музыкальный руководитель

Авторские тематические музыкальные игры для детей среднего и старшего дошкольного возрастаКраснослободцева Н.В, музыкальный руководитель...

Тематическое музыкальное занятие с элементами логоритмики "Домок-теремок", Тематическое занятие "Мишкина малина"

Содержание:1) Тематическое музыкальное занятие с элементами логоритмики "Домок-теремок"2) Тематическое занятие "Мишкина малина"...

Итоговое тематическое музыкальное занятие "Осень музыкальная" с родителями

Конспект содержит пройденный материал по теме осень, музыкальные номера, стихи, танцы, песни......

Тематическое музыкальное занятие "Магазин музыкальных инструментов"

  Не секрет, что подготовке детей к элементарному музицированию уделяется не так много времени. Слишком  часто мы готовили детей к утренникам, развлечениям, разным выступлениям…...

Тематический праздник "День китов и дельфинов

Отчёт о проведении праздника, посящёному "Дню китов и дельфинов"....

Тематическое музыкальное занятие "Три кита"

Довольно часто  мы, музыкальные руководители, испытываем затруднения в преподнесении детям в доступной,  интересной,  и, можно сказать, игровой  форме начального понятия о музыкаль...

Тематическое занятие "Три кита"

Итоговое занятие в подготовительной к школе группе...