Главные вкладки

    Консультация по музыке на тему:
    Консультация для воспитателей "Интеграция МУЗЫКИ в педагогическом процессе ДОУ"

    Ольга Анатольевна Пономарева

          Интегрированные занятия очень интересны, насыщены по объему и качеству обучения. Но, зачастую, педагоги избегают их из-за сложности подготовки. Данная консультация способствовала развитию желания у воспитателей использовать музыку на своих занятиях, как наиболее эффективный метод стимулирования, сопоставления, сравнительного анализа, поиска, размышления и пояснений в обучающем процессе.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл integratsiya_muzyki.docx23.53 КБ

    Предварительный просмотр:

           «Интеграция музыки

    в педагогическом процессе ДОУ»

    Консультация для воспитателей

            Наверное, сегодня ни у кого не вызывает сомнения необходимость новых подходов к образованию и воспитанию современных детей – об этом говорят и пишут многие педагоги-новаторы, психологи, ученые мира. Меняются времена – меняются поколения, все идет в своем развитии неуклонно вперед. Современные дети совсем иные, - они требуют к себе особого внимания и воспитания.

            Интегрированные занятия высвобождают время для спонтанных игр, сюжет которых обогащается содержанием этих занятий. Это стимулирует развитие фантазии, коммуникативных навыков и служит благоприятной предпосылкой для обучения.

             Интеграция помогает свести к минимуму традиционные формы организации образовательной деятельности в ДОУ и служит залогом успешного развития и результативного обучения дошкольников.

            В основе интегрированных занятий может лежать не только синтез искусств и художественной деятельности дошкольников. Эти занятия могут быть наполнены другими видами деятельности: трудовой, познавательной (развитие речи, ознакомление с окружающим миром, формирование элементарных математических представлений, экспериментирование), двигательной (решение задач физической культуры).

             Благодаря созданию системы интегрированных занятий, возможно, избежать перегрузок детей, освободив время для игры, сохранив их физическое, психическое и социальное здоровье, развивая все стороны личности дошкольника.

    Интеграция музыки в педагогический процесс ДОУ

           В отличие от самостоятельной музыкальной деятельности, возникающей по инициативе самих детей, включение музыки в повседневную жизнь определяется четким руководством воспитателя, или другого специалиста, который использует различные произведения в ходе других занятий, утренней гимнастики, на прогулках, в часы досуга.

          Воспитателю необходимо так организовать жизнь детей в группе, чтобы она стала ярче, разнообразнее, чтобы знания, полученные в процессе обучения от впечатлений окружающего, могли быть самостоятельно ими применены. С этой целью педагог продумывает возможные моменты использования музыки в повседневной жизни детей, добиваясь естественного, непринужденного ее включения в какую-либо детскую деятельность.

            Музыка, в зависимости от создавшейся ситуации, влияет на детей по-разному. Шагая, например, на экскурсию, дети напевают знакомую бодрую песенку, которая создает у них хорошее настроение. Во время наблюдений музыка усиливает восприятие красоты окружающей природы, вызывает интерес.

             Так, на участке дети кормят воробьев хлебными крошками. Их внимание привлек один озорной воробьишка, который забавно крутил головкой и весело прыгал на своих лавках. Воспитатель спел песню «Зима прошла» М. Метлова: «Воробей с березы на дорогу прыг. Больше нет мороза чик-чирик...» или «Воробей» М.Красева. Эту песню дети уже слышали на музыкальном занятии. Но теперь в исполнении воспитателя она вызвала у них другое настроение, больший интерес к тому, что они наблюдали.

          Проведение какой-либо музыкальной игры может быть запланировано заранее. Это  вносит веселое оживление и закрепляет приобретенные навыки.

           Если дети в какой-либо ситуации не могут вспомнить подходящую песню, взрослый помогает им в этом. Например, дети с увлечением строят домик из песка и дощечек. Воспитатель, наблюдая за игрой, поет песню Е. Тиличеевой «Строим дом», которую ребята охотно подхватывают.

           Все эти примеры свидетельствуют о том, что во время экскурсий, прогулок, игр может и должна звучать разнообразная, знакомая детям музыка: песенная, хороводная, танцевальная.

               На занятиях по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром, по изобразительной деятельности музыка также может найти широкое применение. Например, рассказывая сказки «Кот, петух и лиса», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Три поросенка», воспитатель иллюстрирует их исполнением небольших песенок, характеризующих действующих персонажей. На занятии по рисованию в младшей группе воспитатель учит малышей делать мазки кистью, передавая определенный ритм движений, и в то же время вносит элемент игры: ритмичные мазки называет капельками дождя. «Кап кап-кап — капает дождик сначала медленно, а потом все быстрее и быстрее»,— говорит воспитатель и поет песенку: «дождик, дожди к, пуще, дадим тебе гущи, дадим тебе ложку — ешь понемножку!»

             Музыка помогает передать в рисунке характерные особенности образа, обогащает детские впечатления. Например, пьеса д. Кабалевского «Клоуны», прослушанная (грамзапись) детьми в начале занятия, дает им возможность по-своему изобразить этого веселого и смешного клоуна в рисунке.

             Если воспитатель знакомит малышей со стихотворением А. Барто «Лошадка», то будет полезным прослушать в грамзаписи пьесу Н. Потоловского одноименного названия. В старшей группе перед разучиванием стихотворения «Осенью» А. Пушкина впечатляюще звучит в грамзаписи «Осенняя песня» П. Чайковского.

    Чтобы воплотить в рисунках художественные образы из «Сказка о царе Салтане» А.Пушкина, можно перед занятием прослушать музыкальные фрагменты «Море», «Белка» из одноименной оперы Н. Римского-Корсакова.

             

                     В разнообразных играх детей часто используется музыка. Ребята играют в «музыкальное занятие», в «концерт», танцуют, исполняют песни, попевки. выученные на занятиях. В этих играх воспитатель помогает распределить роли, подобрать подходящие для этого кассеты или диски записью народных плясовых мелодий и других танцевальных произведений.

               

                    Существенную роль в музыкальном воспитании детей играют музыкально-дидактические игры. Некоторые из них предварительно разучиваются на занятиях. Игры развивают  слух, творческие способности ребенка, помогают усваивать в увлекательной форме начальные элементы нотной грамоты. В повседневной жизни воспитатель повторяет, закрепляет полученные детьми знания и знакомит их с новыми музыкально играми.

                  Металлофон, цитру, бубен, барабан, колокольчики, триолу и др. можно использовать для различения тембра инструментов. Например, воспитатель усаживает детей вокруг сто на котором раскладываются эти инструменты. Затем вызывает детей по одному, предлагает определить, на каком инструменте она играет знакомую ребенку попевку («Птицы и птенчики» и др.), или, придумывая ритмический рисунок, проигрывает его на одном инструменте, а ребенку предлагает повторить это уже на другом.

           С помощью магнитофона, электропроигрывателя можно провести игру, на различение видов танцевального жанра: польки и вальса. для этого используется соответствующий музыкальный материал: «Вальс» А. Жилинского, «Детская полька» М. Глинки, «Вальс» С.Майкапара и др. Затем детям предлагают действовать в соответствии с характером музыки: весело, легко, задорно исполнить веселую,  задорную полечку или плавный танец.

          Музыка в различных видах деятельности дошкольника должна найти применение благодаря активной организаторской деятельности педагога.

          Использование музыкальных произведений в повседневной жизни обогащает детей новыми впечатлениями, способствует развитию самостоятельной, творческой инициативы. В организации этой работы большую помощь воспитателю оказывает музыкальный руководитель.

           Кроме того, музыка, сопровождая утреннюю гимнастику и физкультурные занятия, активизирует детей, значительно повышает качество выполняемых ими упражнений, организует коллектив.

           Известно, что звучание музыкальных произведений повышает работоспособность сердечно-сосудистой, мышечной, дыхательной систем организма. При выполнении упражнений с музыкальным сопровождением улучшается легочная вентиляция, увеличивается, амплитуда дыхательных движений.

           В тоже время можно говорить о развитии у детей музыкальности, основных ее компонентов — эмоциональной отзывчивости, слуха. Ребенок и здесь учится воспринимать музыку, двигаться в соответствии с ее характером, средствами выразительности.

             Утренняя гимнастика создает бодрое настроение, подготавливает детский организм к различным видам деятельности. Выполняя гимнастику под музыкальное сопровождение, следует учитывать физиологическую нагрузку, возрастные особенности детей, соответствие характеру движений, условия детского сада. Элементы упражнений должны быть предварительно выучены на занятиях

            Младшим дошкольникам трудно выполнять упражнения в едином темпе. Поэтому проведение утренней гимнастики под музыку возможно в том случае, если все движения хорошо усвоены детьми.

    Когда утренняя гимнастика проводится на воздухе, то использование музыки имеет некоторые особенности. Звуки на воздухе распространяются неравномерно и могут быть не всеми услышаны. Необходимо продумать расположение звукового источника

    В прохладное утро надо слегка ускорить темп выполнения физических упражнений и, наоборот, в жаркое снизить его. В этом случае гимнастику лучше проводить без сопровождения музыки.

            Развлечения с использованием музыки. Концерты, детские оперы, музыкальные игры-драматизации, кукольные спектакли, веселые соревнования, викторины являются важным средством углубления музыкальных представлений детей, совершенствования музыкального восприятия.

    Вдумчивое использование развлечений расширяет сферу педагогического влияния на всестороннее развитие дошкольников, способствует проявлёнию положительных качеств личности.

    Многие развлечения связаны с разнообразными видами искусства: изобразительным, музыкой, литературой, театром, кино. Их содержание отражается в конкретных темах, взятых из жизни обнаруживая непосредственную связь с воспитательными и образовательными задачами детского сада.

    Словарь иностранных слов - интеграция — восстановление, восполнение, объединение в целое каких-либо частей.

    Словарь русского языка С.И. Ожегова: интеграция — объединение в целое каких-либо частей.

    Советский энциклопедический словарь: интеграция — понятие, означающее состояние связанности отдельных дифференцированных частей и функций системы, организма в целое, а также процесс, ведущий к такому состоянию. Процесс сближения и связи наук, происходящий наряду с процессами их дифференциации.

    Другими словами: в основе содержания занятия — тема или образ в одной тональности. Весь репертуар — и стихи, и песни и музыка для слушания — должны соответствовать этому настроению. В этом случае можно говорить о взаимосвязи, взаимовлиянии, взаимопроникновении (или об интеграции) различных искусств и видов детской деятельности, работающих на создание нового образа.

             Диапазон тем интегрированных занятий гораздо шире, чем занятий комплексных. Например, использование темы природы предполагает не только освещение того или иного времени года, но и знакомство с конкретными природными явлениями, представителями растительного или животного мира

            Для интегрированных занятий могут быть предложены и темы, имеющие патриотическую и социальную направленность: «малая родина (о месте, где живёшь),  Москва хлебосольная, гостеприимная», «Художник-сказочник» (о творчестве В.М. Васнецова), «Болдинская осень» (о творчестве А.С. Пушкина).

    Интеграция может присутствовать и внутри одного вида деятельности, например, музыкальной.

          Так, если на занятии дети привлекаются к слушанию музыки, пению, музыкально-ритмическим движениям, элементарному музицированию, музыкальному творчеству, то они, несомненно, глубже осознают основные средства музыкальной выразительности: мелодию и ритм. Примерные темы таких занятий: «Ритм — сердце музыки», «Музыка и настроение», «Вальс в музыке, песне, движении, сказке»

          Подобный подход приемлем и для других видов художественно-эстетической деятельности: изобразительной, театрализованной.

       Механизмом интеграции является образ, создаваемый с помощью разных видов детской деятельности и искусства.

           Интеграция предполагает создание условий для двигательной активности ребёнка, его эмоционального, интеллектуального, социально-нравственного здоровья. Выход на творчески продуктивную деятельность дошкольников: рисование на основе полученных впечатлений, ручной труд (изготовление игрушек, плетение, посев семян — цветочных, злаковых), сочинение песен, маленьких историй, рассказов на за данную тему танцевальные, музыкально-игровые, инструментальные импровизации, творческое экспериментирование.

             

                   Таким образом, интегрированные занятия не только обогащают знания детей об окружающем мире, но и способствуют развитию творческого мышления, формируют яркие положительные эмоции у детей в процессе их творческого взаимодействия и деятельного общения со взрослыми.

           

                  И, в заключение, хотелось бы сказать о том, как часто следует проводить с детьми комплексные и интегрированные занятия в дошкольном образовательном учреждении. Комплексные занятия могут проводиться в связи с праздничными датами, наступлением или завершением того или иного времени года, другими событиями.  Интегрированные занятия, как более сложные по насыщенности, требующие серьезной и систематической предварительной работы, определенной подготовки детей к восприятию того или иного материала, проводятся, как правило, один – три раза в квартал. Продолжительность занятий обоих видов составляет 30—45 минут, в зависимости от темы занятия, его задач и, конечно, возраста детей.

                                                                       

    Подготовила     Пономарева О.А.

    Музыкальный руководитель

    МБДОУ № 16 «Олененок» г. Сальска


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Интеграция образовательных областей в контексте осуществления театрализованной деятельности в педагогическом процессе ДОУ

    Театрализованная игра является эффективным средством социально – личностного, познавательно - речевого и художественно – эстетического развития дошкольника. Развитие театрализованной игры у дошкольник...

    Сообщение из опыта работы «Место проекта в педагогическом процессе ДОУ» в рамках «Школы молодого педагога»

    Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем , сформулировать проблему, определить цель(замысел).Поэтом...

    Консультация для воспитателей «Игра в педагогическом процессе детского сада»

    Актуальность Широко известны слова А. В. Запорожца о том, что если ребенок не наигрался до школы, он будет доигрывать в школе. В аспекте проблемы преемственности ступеней в системе развивающего и...

    Консультация для педагогов « Взаимодействие участников педагогического процесса развития детей в свете ФГОС ДО»

    « Взаимодействие  участников педагогического процесса развития детей в свете ФГОС ДО»На современном этапе модернизации дошкольного образования особое внимание уделяется обеспечению качества образ...

    Конспект педагогического совета "Здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе ДОУ"

    Разговор о здоровьесбережении в  дошкольных образовательных учреждениях ведётся давно. Но ни администрация, ни педагоги не устают обсуждать эту тему в поиске оптимальной модели создания здоровьес...

    Консультация для воспитателей "ИКТ в образовательном процессе ДОУ"

    Консультация для воспитателей "ИКТ в образовательном процессе ДОУ"...