Конспекты занятий
план-конспект занятия по музыке (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Третьяк Светлана Викторовна

" Дети должн жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии, творчества", а всё это и может воплотить в себе хореография. В.А. Сухомлинский.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekty_zanyatiy.docx60.48 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Представляю Вашему вниманию конспекты занятий (сюжетных, интегрированных, тематических, занятий - импровизаций, занятий - развлечений) по ритмике и хореографии для средней, старшей и подготовительной групп детского сада с развернутым описанием авторских танцевальных композиций и танцев известных педагогов - хореографов - авторов программ по ритмическому воспитанию детей.

 старшая группа д/с ,тема: "В весеннем лесу" ("Музыкально-ритмические упражнения с лентами")

 средняя группа д/с, интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром и хореографии "На лугу"

 подготовительная группа д/с, тема: "Наши любимые игрушки" ("Закрепление музыкально - ритмических композиций")

средняя группа д/с, тема: "Хлопковые движения рук"

 старшая группа д/с, тема: "В подводном царстве" ("Движение в шеренге, цепочкой, по диагонали")

Тема занятия:  «Музыкально – ритмические  упражнения  с  лентами. Танцевальный этюд «Радуга».

Цель:

- обучать навыкам работы с предметами (лентами);

Задачи:

- развивать музыкально-ритмические, двигательные  навыки, умение слушать музыку и выполнять движения под музыку в соответствии с ритмом, характером музыкального произведения, учить передавать посредством движений характер музыки, чувства, настроение и с помощью выразительного движения создавать образ;

- разучить танцевальный этюд с лентами;

- закреплять ранее изученные движения и отрабатывать технику выполнения музыкально-пространственных упражнений;                                

- совершенствовать навыки ориентирования в пространстве, координации движений, физические умения и навыки;

- укреплять здоровье детей, работать над совершенствованием правильной осанки и осуществлять профилактику заболеваний опорно-двигательного аппарата;

 - развивать творческие способности, воображение, фантазию, тренировать психические процессы посредством движения в различных темпах и ритмах, развивать восприятие, внимание, мышление;

-учить умению общаться, вступать в контакт во сверстниками, играть и выполнять действия согласованно.

Оборудование:

- аудиозаписи: «Вальс цветов» П.И. Чайковского (балет «Щелкунчик»),  «Вальс до-диез минор» Ф. Шопена, вальс А. Тома;

- ленты разного цвета (семи цветов радуги) и ленты красного, желтого, синего и зеленого цвета по две для каждого ребенка длиной около 60 см., обручи (кубики, кольца)  либо другие ориентиры такого же цвета, как и ленты, плоские предметы (коврики, картон) - «кочки», кольца (обручи) – домики для игры;

- элементы костюмов, шапочки Дождика и Солнышка, шапочка медведя для подвижной игры «Разбуди мишку»;

- элементы оформления зала в виде лесной поляны – цветы, растения, грибы и т.п., фото (иллюстрации)  растений – первоцветов леса.

Предварительная работа: заучивание стихотворения для музыкально – пространственной игры со словом «Разбуди мишку».

 Ход занятия:

  1. Вводная часть – 5-7 минут.
  1. Организационный момент. Сообщение специфики занятия.

- Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами совершим прогулку в весенний лес. А в лесу нас ждет много нового и интересного.

  1. Разминка.  Музыкально – пространственные упражнения. 

Ходьба, бег, галоп, подскоки. (Выполняются под аккомпанемент фортепиано).

а) топающий шаг на всей стопе.

- Итак, прошу всех занять места в вагонах. До леса мы доберемся на поезде.

  Чух – чух, пыхчу,

  Пыхчу, ворчу,

  Стоять на месте не хочу.

  Садись быстрее, прокачу!

Дети стоят в колонне, положив руки на плечи впереди стоящего. Направляющий – паровозик, руки согнуты в локтях.

Упражнение выполняется из исходного положения полуплие (ноги чуть согнуть в коленях, спина прямая). Шаг дробный, небольшой, стопа полностью соприкасается с поверхностью пола.  «Паровозик» двигается по кругу.

б) марш.

- Вот мы и приехали. Выходим из вагончиков и шагаем дальше.

И.п. – руки вдоль туловища, ноги вместе («узкая дорожка» - 6 позиция).  Дети идут бодрым шагом за направляющим, высоко поднимая колени и энергично взмахивая руками.

в) крадущийся, осторожный шаг. 

- Мы с вами попали в весенний лес. Растаял снег, журчат ручьи, просыпаются лесные обитатели – звери, птицы, насекомые.

- Что за хитрая плутовка?

 Рыжая головка,

 Хвост пушистый – краса!

 Кто же это? (Лиса).

Выполняется широкий шаг на низких полупальцах  в  сочетании с п/плие («пружинкой»)  в продвижении.

г) шаг на внешней стороне стопы.

- Тише, тише вы идите,

  Мишеньку не разбудите.

  Там, в берлоге спит медведь,

  Тише, дети, не шуметь!

Выполняется спокойный широкий шаг, руки вдоль туловища и округлены в локтях. Дети имитируют шаги неуклюжего медведя.

д) прыжки.

- А вот еще один обитатель леса. Он уже успел поменять белую шубку на серую.

- Серенький, пушистый,

 Лесной  побегайка,

  Прыгает, резвится

  Наш веселый…(зайка).

И.п. – ноги вместе по 6 поз., руки перед собой согнуты в локтях, кисти расслаблены  (имитируют лапки зайчика).  

Выполняются прыжки в продвижении на двух ногах.

е) прямой галоп.

- Вот мы вышли на лесную опушку. Перед нами луг. Кто пасется на лугу?

 

- Гоп, гоп, он лихой,

  С настоящей головой,

  С настоящей гривой,

  Ах, какой красивый!  (Конь.)

 Выполняется прямой галоп с правой ноги, руки на поясе.

ж) поскоки.

- Переберемся через луг - и  снова в лес!

Выполняются подскоки по кругу.

з) легкий бег.

- Пришла весна,

Ой, пришла ясна.

Погляди-ка, дружок,

Зеленеет лужок!

- А в лесу поют птички. Они перелетают с дерева на дерево, с кустика на кустик.  Легко порхают над полянкой яркие бабочки.

 А сейчас мальчики превратятся в птичек, а девочки – в бабочек.

Зазвучит красивая музыка и вы полетите над нашей полянкой.

Птички  и бабочки  «летают».  Девочки изображают бабочек, мальчики птичек.  Выполняется  легкий бег на низких полупальцах в сочетании с плавными  характерными  движениями рук, имитирующими взмах крыльев.

- Идем дальше. Перед нами лесной пруд. Каких животных мы можем увидеть на берегу пруда, в воде?  (Лягушки, рыбки, цапля).

-В пруду  проснулись лягушки. Как они прыгают?

И.п. – упор присев, опираясь руками о пол. Выполняются прыжки с приземлением в и.п.

 - На берегу стоит цапля.

Дети стоят переменно на правой (левой ноге), поджав неопорную и раскинув в сторону руки – «крылья», ладони вниз.

и) спокойная ходьба.

- А сейчас мы будем рыбками.

Дети двигаются в различных направлениях  в сочетании с движениями рук – вперед – в стороны.

к) приставной шаг.

- Давайте переберемся по узкому мостику на другую сторону пруда.

Дети выполняют боковой приставной шаг по прямой в одном направлении, перебираясь через «кочки», разложенные на полу ориентиры,  руки на поясе.

  1. Релаксация. Отдых, восстановление пульса, дыхания.

Музыкальное сопровождение  –  аудиозапись «Вальс цветов» П.И. Чайковского (балет «Щелкунчик»).

- Мы на лесной полянке.  Долго мы шли по лесу. Пора бы отдохнуть.

Полежим на травке.

Дети  лежат на ковре, на спине, расслабив мышцы рук, ног и закрыв глаза.

  1. Элементы партерной гимнастики.

Сокращение стопы. Работа над укреплением мышц стопы. 

- Солнце поднимается выше и выше. Становится жарко. Давайте опустим ножки в воду.

Дети сидят на ковре, руки в  упоре  за корпусом, ноги вместе и выполняют сокращение стопы, вытягивая носки вперед, затем выпрямляя стопу (носки – «на себя»).

  1.  Основная часть – 10 - 12 мин.

            1. Беседа.

- А на полянке расцветают прекрасные цветы. И мы с вами, как в сказке, превратимся в цветы. Давайте вместе вспомним, какие  цветы первыми можно увидеть весной в лесу или на лугу.  

- Обратите внимание на иллюстрации растений, которые вы видите на доске. Кто из вас знает, какое растение самым первым зацветает в лесу, едва сойдет снег – в марте? Кто узнал его на картинке?

(Дети называют и показывают подснежник – пролеску сибирскую.  Детям предлагаются еще две иллюстрации известных первоцветов – мать-и -мачехи и одуванчика).

 - Одними из первых в лесу зацветают и мать-и-мачеха (апрель - май), всем вам знакомый одуванчик (апрель - июль), лютик (апрель), гусиный лук (апрель - май), медуница (апрель - май), фиалка болотная (апрель - июнь), кислица (апрель).

          2.  Игра - превращение «Прекрасные цветы».

- Давайте превратимся в эти прекрасные цветы и покажем, как они растут, цветут, пробуждаются по утрам.

(Выбираются дети, исполняющие роль Дождика и Солнышка. Используется реквизит для персонажей.)

Музыкальное сопровождение  –  «Вальс до–диез минор» Ф. Шопена.

Дети располагаются свободно по залу, изображая бутоны, из которых с началом музыки начинают «распускаться прекрасные цветы».

Музыкальное сопровождение побуждает играющих к пластичности движения, выразительной мимике.

Под палящими лучами солнца цветы начинают вянуть: дети, медленно расслабляясь, опускаются на одно колено. А под дождиком снова оживают, поднимаются. Действия сопровождаются соответствующей мимикой.

Роли дождика и солнышка исполняют дети.

- После весеннего дождя на небе мы увидели красивое и редкое природное явление.  Отгадайте загадку:

 Дождь прошел, и вырос мост,

 Растянулся на семь верст.

 И висит он золотой –

 Над деревней и рекой.

 Не проехать по нему

 Ни машине, ни коню.  (Радуга.)

- В небе появилась разноцветная радуга.  Такая же яркая и цветная, как эти ленточки.

  1. Музыкально  –  ритмические упражнения с лентами.

                   Танцевальный этюд «Радуга».

Детям раздаются по две ленточки одного цвета.  Используются ленты цвета радуги.

а)  Изучение движений, использующихся в танцевальном этюде без музыкального сопровождения и повторение ранее изученных движений     «ленточки» «ветерок», «поющие руки», «красим забор», круговых движений и т.п., далее в сочетании с приставным шагом.

И.п. - стоя на месте по 6 поз. («узкая дорожка») перед зеркалом, руки с лентами опущены вниз.

б)  Работа над этюдом  с музыкальным сопровождением.

(Используется  аудиозапись вальса А. Тома.)

И. п. – стоя в кругу лицом к центру, в обеих руках ленты одного цвета.

Часть А.

1-8 т. – стоя на месте, выполняют плавные взмахи обеими руками вверх – вниз.

9-16 т. – поочередные взмахи руками снизу вверх движение «ленточки».

1-8 т. – перекрестные движения рук из и.п. руки вперед – движение «поющие руки».

9-16 т. – кружение на высоких полупальцах, руки в стороны.

Часть В.

1-8 т. – легкий танцевальный бег на полупальцах к центру круга.

9-16 т. – движение рук «ленточки».

1-8 т. – поворот из круга  и возвращение на исходную позицию.

9-16 т. – поворот лицом к центру, «ленточки».

Часть А.

1-2 т. – стоя на месте, лицом к центру круга, взмах правой рукой, одновременно выставляя правую ногу вперед – в сторону на носок.

 3-4 т. – правую руку опустить, вернуться в и.п.

5-6 т. – взмах левой рукой, одновременно выставляя левую ногу вперед – в сторону на носок.

7-8 т. – левую руку опустить, вернуться в и.п.

9-16 т. – дети выполняют кружение на высоких полупальцах в парах, соединив правые руки и подняв их вверх - движение «вертушка» .

17-24 т. – то же движение, подняв левые руки вверх.

Часть В.

1-8 т. – поворот направо, легкий танцевальный бег по кругу на низких полупальцах, в сочетании с круговыми вращательными движениями рук.

9-16 т. – бег по кругу в обратном направлении в сочетании с движениями рук.

С окончанием музыки дети остаются в кругу в и.п. стоя лицом к центру, руки с лентами опущены вниз.

  1. Заключительная часть – 8 мин. 

               Закрепление навыков выполнения  движений с предметами (лентами).

  1. Игра с ленточками.

Музыкальное сопровождение  - фортепиано - карельская народная мелодия.

Дети делятся на команды.

Каждому ребенку дается по две ленточки одинакового цвета – красные, желтые, синие и зеленые. Дети встают в круг в свободном порядке.

В зале ставятся цветные ориентиры – кубики, либо кольца и т.п.

Часть А.

1-8 такты: легкий бег на носках по кругу, руки в стороны.

Часть В.

1-4 такты: поочередные взмахи правой и левой рукой вверх – вниз.

5-8 такты: кружение на месте на полупальцах, руки вперед.

Часть В.

1-8 такты: легкий бег на носках по кругу, руки в стороны.

Часть А.

1 такт: руки вверх.

2 такт: правая рука -  в сторону.

3 такт: левая рука – в сторону.

4 такт: ленточки прячут за спину.

5 – 8 такты: кружение на п/п, на месте, руки за спиной.

Часть В.

Легко бегают на носках по залу врассыпную.

По окончании музыки дети должны собраться в кружочки возле своих ориентиров определенного цвета. Побеждает та команда, которая первой выполнила это задание.

    2. Подвижная игра «Разбуди мишку» (игра со словом).

Музыкальное сопровождение  - фортепиано – русская народная мелодия

(сл. Н. Зарецкой).

- Сегодня мы с вами в нашем сказочном лесу встретили медведя. Сейчас мы с ним поиграем. Вы знаете, что всю зиму медведь спит в берлоге, и просыпается только весной. Что ж, весна уже пришла, а мишка еще спит. Давайте попытаемся его разбудить. Игра называется «Разбуди мишку».

Правила игры:

Ребенок – «медведь» спит «в берлоге». Дети тихо подходят к нему, напевая слова песни. После окончания музыки раздается рычание «медведя».  Дети убегают в домик, а медведь их догоняет.

Тихо – тихо вы идите,

Мишеньку не разбудите.

А к берлоге подойдем,

Топать ножками начнем!

Раз, два, три,

Раз, два, три!

Мишка, мишка, выходи!

  1. Итог занятия. 

1.Беседа.

- Настало время возвращаться из сказочного леса.

- Вам понравилось наше путешествие?

- Что нового мы узнали, с кем встретились в лесу?

- Какие новые танцевальные движения изучили, с какими предметами работали?

-  Как назывался танцевальный этюд, который изучили на сегодняшнем занятии?

2.Поклон.

- Давайте попрощаемся с лесными обитателями. Как мы говорим друг другу «до свидания» на уроках хореографии?  (Выполняется поклон в сопровождении фортепиано.)

а) простой поклон.

И.п. - стоя на месте по 6 поз. («узкая дорожка»)  лицом к зеркалу.

Руки за спиной  - у мальчиков, на юбочке - у девочек.

Мальчики:

1  – опустить голову.

2  – вернуться в и.п.

Девочки:

1 - выполняют полуплие из и. п. - ноги в поз. «домик» или 1 невыворотная поз., левую ногу на носок.

2 – вернуться в и.п.

б) поклон с приставным шагом.

1 – шаг вправо.

2 – приставить левую ногу.

3 – опустить голову.

4 – поднять голову.

5 - 8 – повторить поклон с приставным шагом влево.

 

- До  свидания, весенний лес! До свидания, ребята!

Тема занятия: «На лугу».

Цель: 

-  закреплять знания о растениях, насекомых.

Программные задачи:

-  развивать память, творческое воображение, активизировать слуховое восприятие;

- развивать способность к импровизации и имитационным движениям, двигательную активность;

-   прививать бережное отношение к природе;

- развивать музыкально - ритмические навыки, учить различать двухчастную мелодию в разных регистрах, учить выразительному движению;

- обучать умению выполнять танцевальные движения в парах,

- совершенствовать простой хороводный шаг и умение детей двигаться в хороводе, сужать и расширять круг, исполнять ранее изученные элементы пляски;

- закреплять умение двигаться по кругу, «змейкой», врассыпную, изменять направление движения, самостоятельно находить место в зале;

- воспитывать коммуникативные качества личности, умение общаться и взаимодействовать друг с другом, согласовывать свои действия и движения с партнером.

Оборудование и материалы: 

Картинки с изображением природы (весна, лето, осень, зима).  Искусственные цветы, муляжи ягод. Игрушечные насекомые: бабочка, комар, пчела, стрекоза. Корзина. Листья щавеля. Набор карточек для игры «Чьи крылья?»

 Аудиозаписи на CD - диске: М. Спадавеккиа «Добрый жук», Ф. Шопен «Вальс № 2», «Вальс цветов» П. Чайковского, «Вальс» И. Кишко, русская народная мелодия «Яблонька»,  музыка А. Гречанинова, «Шутка» И. Баха, песня К. Костина «Божья коровка», хороводная русская народная мелодия «Русские узоры», «Музыкальный момент» Ф. Шуберта.

         Предварительная работа: 

Проведение дидактических игр «Времена года», «Насекомые», «Найди цветок». Заучивание стихов по теме. Разучивание танцевального этюда.

Ход занятия

           I.   Вводная часть. Оргмомент  (3 - 4 минуты).

           Дети под веселую музыку М. Спадавеккиа «Добрый жук» входят в зал (трек 1). Учитель ритмики проводит разминку.

32 т.- дети двигаются по кругу  в темпе марша высоким шагом.

 16 т. – ходьба на полупальцах (руки на поясе).

16 т. -  ходьба на пятках (руки в позиции «замок» за головой).

16 т.- бег с захлестом голени (руки на поясе).

16 т. -  прыжки с продвижением вперед (руки на поясе).

         Дети встают по кругу и выполняют упражнение на восстановление дыхания под музыку «Вальса № 2» Ф. Шопена (трек 2).

1 - 2 - вдох через нос, подняться на полупальцы, потянуться, руки вверх;

3 - 4 - выдох через рот, руки плавно опустить через стороны, выполнить полуприседание (плие).

        Упражнение выполняется 3 раза.

II. Основная часть (12-13 минут).

Воспитатель: Отгадайте загадки и найдите картинки, на которых нарисованы отгадки.

Воспитатель загадывает загадки о временах года. Дети находят представленные на стенде (магнитной доске, планшете) картинки-отгадки с изображением пейзажей времен года.

Загадки:

Тает снежок,

Ожил лужок,

День прибывает,

Когда это бывает? (Весной.)

Утром мы во двор идем –

Листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят. (Осень.)

Дел у меня немало –

Я белым одеялом

Всю землю укрываю,

В лед реки убираю,

Белю поля, дома,

Зовут меня … (зима.)

Я соткано из зноя,

Несу тепло с собою,

Я реки согреваю,

«Купайтесь!» - приглашаю.

И любите за это

Вы все меня. Я … (лето.)

Во время работы с картинками на ковре раскладываются цветы  в произвольном порядке. Учитель ритмики надевает костюм бабочки.

Воспитатель: Какое время года вам понравилось больше всего и почему?

Ответы детей. 

Воспитатель: А я люблю лето. Мне нравится плавать в реке, ходить в лес за ягодами, греться на солнышке. А вы хотели бы оказаться на летнем лугу?

Дети: Да.

Звучит «Вальс цветов» П. Чайковского (трек 3). Появляется  учитель ритмики в костюме бабочки и исполняет импровизированный танец бабочки. В руке – волшебная палочка.

 «Бабочка»:  Здравствуйте, ребята!  Я прилетела к вам с летнего луга и помогу вам совершить путешествие на луг. Нужно только сказать:

        Пронеси нас над полями,

Пронеси нас над лесами -

Через радугу-дугу,

Опусти нас на лугу!

Дети, хором повторяют стихотворение, затем садятся на ковер, на котором разложены искусственные цветы.

 «Бабочка»:  Посмотрите вокруг - как красиво! Здесь очень много разных цветов. Погуляйте по лугу и выберите цветок, который вам больше всего нравится.

Дети произвольно ходят по ковру, берут по одному цветку, встают вокруг воспитателя и «бабочки».

Звучит «Вальс цветов» П. Чайковского (трек 3). «Бабочка» «летает», кружится между детьми и дотрагивается поочередно до плеча каждого из детей волшебной палочкой.

Воспитатель обращается поочередно к каждому ребенку: Как называется цветок, который ты выбрал? Какого он цвета? Назови части растения.

Дети отвечают.

             Учитель ритмики: Подул ветерок, закачали цветы головками. И вместе с нежным и ласковым ветерком цветы стали танцевать.

             Звучит аудиозапись «Вальса» И. Кишко (трек 4).

Дети исполняют танцевальный этюд «Цветы», располагаясь свободно по залу лицом к зеркалу.

              Вступление: и. п. - дети садятся на ковер «на пятки», руки на колени.

            1 часть.

1т. – плавно, в соответствии с характером музыки поднять руки вперед –вверх.

2 т. – опустить руки.

3-4 т. – повторение движений 1и 2 тактов.

5-8 т. – встают, плавно поднимая руки вверх, ладони направлены друг на друга.

9-12 т.- плавные движения рук над головой вправо-влево на каждый такт («ветерок»).

13-16 т – кружение на полупальцах вправо, руки плавно опустить вниз.

           2 часть.

1-8 т. - дети встают в пары, подняв правые руки вверх,  соединив их ладонями, и выполняют кружение на точке («вертушка»).

9-16 т. – перестраиваются в круг и легко бегут на полупальцах по кругу в одном направлении.

С окончанием музыки садятся на ковер в исходное положение.

 

             Учитель ритмики: Ах, как красиво и легко танцевали наши цветы! Спасибо вам.

             Воспитатель: А сейчас наши дети - «цветы» расскажут о себе.

       Дети читают стихи о цветах.

Синий колокольчик

Покачал бутончик.

Дили - дон, дили - дон,

Раздается нежный звон.

Выросли ромашки-сестрички,

У ромашек белые реснички.

Пляшут ромашки среди луга,

Дл чего похожи друг на друга!

Растут его кудряшки,

Как шерстка на барашке.

Но он – всего лишь кашка

Для каждого барашка.

На лугу расцвел кипрей –

Вот семья богатырей!

Крепки, статны и румяны

Встали братья-великаны.

Славный выбрали наряд,

Куртки пламенем горят.

Во время чтения стихов воспитатель раскладывает на ковре муляжи ягод земляники.

Воспитатель: Не луг, а настоящий цветочный ковер! А что там краснеет в траве? Да это же луговая земляника! Давайте ее соберем.

Ребенок:

Ягодка по ягодке –

Дело продвигается.

И в лукошке маленьком

Ягод прибавляется.

Звучит аудиозапись русской народной мелодии «Яблонька» (трек 5).  Дети ходят по ковру, собирают ягоды, складывают их в корзину.

Воспитатель: Как много земляники вы набрали! Какая она, ягода земляника? Ответы детей. (Красная, спелая, душистая, сочная, вкусная.) Кого вы ягодами угостите? Ответы детей.

А это что за листочки? (Показывает на вымытые листья щавеля, лежащего на столе в тарелке). Это щавель. Из него варят щи, делают начинку для пирогов. Давайте выучим стихотворение - скороговорку:

Ты нас, мама, не ищи,

Щиплем щавель мы на щи.

Дети хором и поочередно несколько раз повторяют скороговорку.

Воспитатель: Попробуйте щавель. Какой он на вкус? Дети пробуют листья. Щавель кислый, а ягоды земляники … сладкие. Щавель зеленый, а ягоды земляники… красные. Из щавеля варят щи, а из ягод земляники… варенье, компот.

Воспитатель: Что нужно цветам, ягодам и травам для того, чтобы расти и созревать? Тепло, свет, вода. Летнее солнышко дарит растениям тепло и свет.

Ребенок:

Солнце ясное взошло,

Принесло на луг тепло.

Рады солнцу я и ты,

Рады травы и цветы.

Воспитатель: Солнце зашло за тучи, и закапал теплый дождь.

Ребенок:

Стали капельки играть:

Капля каплю догонять.

Зонтик мы скорей раскроем,

От дождя себя укроем.

Учитель ритмики: Предлагаю вам поиграть в игру «Солнышко и дождик». Услышав мелодию «солнышка», вы должны танцевать, как только зазвучит мелодия «дождя» - скорее прячьтесь под зонтик.

Проводится подвижная игра «Солнышко и дождик».  Звучит музыка – двухчастная мелодия А. Гречанинова (трек 6). Воспитатель держит раскрытый зонт, под который укрываются от «дождя» дети.  «Бабочка» танцует вместе с детьми, которые произвольно подбирают изученные ранее и известные им плясовые движения.

Воспитатель: Дождь перестал, снова выглянуло солнышко. И над лугом закружились и зажужжали насекомые.

Звучит аудиозапись звука насекомых луга (трек 7).

Воспитатель: Покажите, как летают и пищат комары.

Звучит аудиозапись «Шутки» И. Баха (трек 8). Дети имитируют полет и писк комаров, исполняя танцевальный этюд - импровизацию.

       Ребенок:

Мы тучей над лугом летаем

И тех, кто гуляет, кусаем.

Воспитатель: Комары, конечно, кусаются и неприятно пищат. Но есть комар, который совершил подвиг. Вспомните, что он сделал? Он спас Муху-Цокотуху.

Во время беседы на ковре раскладываются ромашка с сидящей на ней пчелой, одуванчик с сидящей на нем стрекозой.

Воспитатель указывает на игрушки.

Воспитатель: Посмотрите, кто это сидит на ромашке? Пчела.

Ребенок:

С утра жужжу, цветы бужу,

Кружу, гужу и мед вожу.

Воспитатель: Скажите, какую пользу приносят пчелы? Они собирают цветочный нектар и превращают его в мед.  А это кто? Указывает на игрушку.

Голубой аэропланчик

Сел на одуванчик. (Стрекоза).

Ребенок:

Очень грозная на вид,

Громко крыльями трещит.

Да ведь это стрекоза –

Удивленные глаза!

Во время беседы на ковре раскладываются карточки с изображениями насекомых.

Воспитатель: Решили насекомые поиграть: сняли крылышки и поменялись ими. А когда игра закончилась, запутались, кому какие крылья принадлежат. Помогите им вернуть свои крылья.

Проводится дидактическая игра «Чьи крылья?»

На полу – вырезанные из картона изображения насекомых (пчелы, бабочки, жука, стрекозы, божьей коровки и комара) с  приложенными к ним крыльями других насекомых (т. е. все крылья перепутаны). Дети под музыку песни К. Костина «Божья коровка» (трек 9) ходят по залу и меняют  местами крылья насекомых, собирая из частей пчелу, бабочку, жука, стрекозу, божью коровку и комара.

Воспитатель: Молодцы! Помогли насекомым.

Учитель ритмики: А наша прогулка подошла к концу. Давайте на прощание подарим обитателям луга  танец.

Собирайтесь, дети, в круг.

Я твой друг, и ты мой друг.

Крепче за руки возьмитесь

И друг другу улыбнитесь.

Звучит аудиозапись русской народной мелодии «Русские узоры» (трек 10). Дети исполняют  хоровод вместе с воспитателями, учителем ритмики – «бабочкой».

16 т.  -  дети собираются в круг в центре зала и берутся за руки.

16 т. – идут простым хороводным шагом вправо, на последнем такте выполняя одновременно плие и поворот налево по кругу.

16 т. – идут простым хороводным шагом влево по кругу.

4 т. – выполняют 4 шага в круг (сужают круг).

4 т. – выполняют 4 шага спиной из круга (расширяют круг).

4+4 т. – движения предыдущих восьми тактов повторяются.

16 т. – направляющий разрывает круг и ведет детей простым хороводным шагом, проводя их под поднятыми руками двоих из ребят, выбранных по желанию ведущего (выполняется «змейка с воротцами»).

 III. Заключительная часть. Подведение итогов занятия (3 – 5 минут).

Воспитатель: Вот мы и в детском саду. Вам понравилась «прогулка» по лугу? Чем? Что нового узнали, с кем познакомились? Что особенно вам запомнилось? Дети отвечают.

Давайте поблагодарим бабочку за интересную прогулку по лугу и попрощаемся с нашей гостьей.

Дети хором: (обращаются  к «бабочке»):

        Пронеси нас над полями,

Пронеси нас над лесами,

Через радугу-дугу.

Было славно на лугу.

Учитель ритмики: Спасибо и вам, дети, за замечательную прогулку. Я тоже узнала много интересного о своем доме – луге. До свидания! На прощание давайте подарим друг другу поклон.

Звучит аудиозапись «Музыкального момента» Ф. Шуберта (трек 11) Дети выполняют поклон – сначала девочки, затем мальчики (на 8 тактов).

Девочки:

И. п. - ноги по 6 поз, руки в позиции «на юбочке».

1 - 2 т. - шаг вправо, носок правой ноги вытянуть.

3 - 4 т. - приставить носок левой ноги к щиколотке правой, за пятку.

5 - 6 т. - плие – полуприседание.

7 - 8 т. - вернуться в и. п.

То же выполнить влево.

Мальчики:

И. п. - ноги по 6 поз, руки в позиции «за спиной».

1 - 2 т. - шаг вправо, носок правой ноги вытянуть.

3 - 4 т - приставить левую ногу к правой, закрывая ее в 6 позицию.

5 - 6 т. - наклон головы вниз.

7 - 8 т. - вернуться в и. п.

То же выполнить влево.

Тема занятия:     «Закрепление музыкально – ритмических композиций».

Цель:

- развивать музыкально – ритмические навыки посредством закрепления изученных ранее танцевальных этюдов и композиций.

Задачи:

 - обучать передаче музыкального образа в пластике, используя разнообразные виды выразительного движения;

- совершенствовать навыки ориентирования в пространстве, умения самостоятельно перестраиваться в пространстве;

- воспитывать коммуникативные навыки – умение сотрудничать в группе, доброжелательно относиться к сверстникам.

- тренировать слуховое внимание, волю, произвольность движения.

Оборудование:

- рисунки детей на тему «Моя любимая игрушка», оформленные на стенде;

- костюмы медведя, кукол, атрибуты игрушки – мячика, мягкие игрушки – любимые игрушки детей, принесенные ими на занятие, обруч для игры «Кто скорее возьмет игрушку»;

-  аудиозаписи: «Веселые путешественники», музыка М. Старокадомского, Куклы - неваляшки» - музыка З. Левиной, «Плюшевый медвежонок» - музыка В. Кривцова, «Танец кукол и Мишки» -  музыка Д. Кабалевского, «Мячик» - музыка М. Минкова, «Кукляндия» - музыка П.Овсянникова.

Предварительная работа: изучение танцевальных этюдов и композиций: «Куклы – неваляшки», «Плюшевый медвежонок», «Танец кукол и мишки», «Мячик», «Кукляндия»; заучивание детьми стихов о мишке, куклах.

Ход занятия

  1. Вводная часть – 5-7 минут.
  1. Организационный момент. Сообщение специфики занятия. Беседа.

- Здравствуйте, ребята. Скажите, вы любите играть? А что вам для этого  нужно? (Игрушки.)

- Девочки любят играть в куклы.

  Раньше были куклы Маши,

  Куклы Даши и Наташи,

  Куклы Кати и Надюши,

  Куклы Миши и Андрюши.

  А сейчас на полках Тины,

  Барбары и Жозефины,

  Очень стройные милашки,

  Барби в локонах – кудряшках.

- А в какие игрушки играют наши мальчики? (Дети отвечают.)

- Но ведь есть не только куклы, и машинки, но и другие игрушки. Давайте посмотрим, какие игрушки вы нарисовали (рассматривают рисунки).

- Игрушки любят и дети, и взрослые. Дети с ними играют, взрослые коллекционируют. Без игрушек жить решительно нельзя! И у каждого из нас обязательно есть своя любимая игрушка. Я приглашаю Вас в волшебную страну, в которой живут игрушки. А называется она Кукляндия.

  1. Разминка.  Музыкально – ритмическая композиция «Веселые путешественники». 

Выполняется без подготовки.

Музыкальное сопровождение  - аудиозапись «Веселые путешественники», музыка М. Старокадомского, композиция движений А. Бурениной (см. программу «Ритмическая мозаика»).

  1. Релаксация. Отдых, восстановление пульса, дыхания.

Дети  сидят на ковре, на спине, расслабившись. Им предлагается отгадать загадки:

Он с бубенчиком в руке,

В сине-красном колпаке.

Он – веселая игрушка,

А зовут его… (петрушка).

Серый плюшевый зверушка,

Косоглазый длинноушка.

Ты морковку ему дай-ка!

Вот обрадуется … (зайка).

Это что за игрушки?

Разноцветные сушки

На столбе – не на нитке,

Это же… (пирамидки).

  1.  Основная часть – 18 - 20 мин.

Повторение, закрепление и  отработка выразительности движений ранее изученных музыкально-ритмических композиций.

  1. Танцевальная композиция «Куклы – неваляшки».

Музыкальное сопровождение  –  аудиозапись «Куклы - неваляшки» - музыка З. Левиной, композиция движений А. Бурениной (см. программу «Ритмическая мозаика»).

- Страна Кукляндия – это огромный магазин игрушек. Кого там только нет. Кто не знает

- Эту толстую игрушку

  Не уложишь на подушку.

  День и ночь стоит, бедняжка –

  Спать не хочет… (неваляшка).

Группа девочек исполняет танец.

  1. Танцевальный этюд «Плюшевый медвежонок».

Музыкальное сопровождение  –  аудиозапись «Плюшевый медвежонок» - музыка В. Кривцова, композиция движений А. Бурениной (см. программу «Ритмическая мозаика»).

- В стране игрушек встретит нас плюшевый мишка.

Ребенок читает стихотворение.

- Есть у меня замечательный Мишка.

 Рядом со мною весь день, шалунишка,

 Вместе играем, вместе гуляем,

 Книжки любимые вместе читаем.

 - Мой Мишка очень хорошо танцует. 

Ребенок в костюме Медвежонка исполняет танцевальный этюд.

  1. «Танец кукол и Мишки».

Музыкальное сопровождение  –  аудиозапись «Танец кукол и Мишки» -  музыка Д. Кабалевского,  композиция движений А. Бурениной (см. программу «Ритмическая мозаика»).

- Куколки красивые,

 В пляске – не ленивые.

 Ну-ка, Мишки, выходите,

 Кукол медом угостите!

Девочки – куколки и мальчики – Мишки исполняют танец.

  1. Танцевальный этюд «Мячик».

Музыкальное сопровождение  –  аудиозапись «Мячик» - музыка М. Минкова, композиция движений А. Бурениной (см. программу «Ритмическая мозаика»).

- Не обижен, а надут,

 Его по полю ведут.

 А ударят – нипочем

 Не угнаться за… (мячом).

Ребенок исполняет танцевальный этюд.

  1. Музыкально – ритмическая композиция «Кукляндия».

Музыкальное сопровождение  –  аудиозапись «Кукляндия» - музыка П.Овсянникова, композиция движений А. Бурениной (см. программу «Ритмическая мозаика»).

- Посмотрите-ка, все игрушки в стране Кукляндии хотят танцевать! Потанцуем вместе с ними!

Все дети исполняют танец.

  1. Заключительная часть и итог занятия – 3-5 мин. 

                1.   Имитационная игра «Магазин игрушек».

Музыкальное сопровождение  - фортепиано.  (Музыкальный руководитель подбирает отрывки произведений, соответствующие по характеру и образу).

- На наше занятие вы принесли свои любимые игрушки. Попробуйте изобразить, передать образ своей любимой игрушки. Итак, игрушки, занимайте полки нашего игрушечного магазина «Кукляндия»!

- Динь-динь, динь-динь!

  Открываем магазин!

  Заходите, заходите,

  Покупайте, что хотите!

Правила игры:

Из детей выбираются продавец и покупатель. Покупатель выбирает подарок в магазине игрушек. Остальные дети изображают какую-либо игрушку, принимая для этого необходимую позу. Продавец поочередно «заводит» игрушки. Задача покупателя: по движениям, по мимике, пластике и жестам угадать образ задуманной ребенком игрушки и выбрать особенно понравившуюся. Движения выполняются под музыку.

                       2. Музыкально – ритмическая игра «Кто скорее                     возьмет игрушку».

Музыкальное сопровождение  - фортепиано – латвийская народная мелодия, композиция движений Е. Соковниной («Музыка и движение»).

Описание.

Дети стоят в большом кругу, в центре – обруч.

Такты 1-2

Вступление. Педагог кладет в обруч игрушку.

Такты 3-6

Педагог идет по кругу, выбирая 3-4 детей, слегка дотрагиваясь до плеча ребенка.

Такты 7-8

Выбранные дети поскоками двигаются вокруг обруча с игрушкой и с окончанием музыки стараются быстро взять ее с пола. Остальные хлопают в ладоши. Ребенок, первым поднявший игрушку, становится ведущим.

Игра повторяется.

                    3. Итоговая беседа.

- Вот и закончилось наше сказочное путешествие по стране игрушек, пора собираться в обратный путь. Все игрушки – молодцы, и я бы всех их обязательно приобрела бы в нашем игрушечном магазине и забрала с собой!

- Внимание, внимание! Поезд из Кукляндии отправляется! До свидания!

Звучит аудиозапись «Голубой вагон» - музыка В. Шаинского. Дети строятся друг за другом, и, подпевая, уходят из зала.

Тема занятия:     «Хлопковые движения рук»

Цель:

- учить выполнять хлопковые движения рук.

Задачи:

- разучить пляску с хлопками;

- развивать музыкально-ритмические навыки и совершенствовать умение   слышать музыку и выполнять движения под музыку, реагировать на  изменение характера музыки;

- закрепить ранее изученные движения рук, плясовые движения, отрабатывать их выразительность;  

- развивать внимание, мышление, память, быстроту реакции, танцевальную память;

- продолжать развивать физические навыки, двигательную активность,

- учить умению взаимодействовать в коллективе.

Оборудование:

- игрушка – зайчик либо кукла – бибабо;

- аудиозапись пляски «Мы в тарелочки играем» - музыка Г. Вихаревой;

- нотный материал для фортепианного сопровождения разминки и игрового     упражнения.

 Ход занятия:

  1. Вводная часть – 5 минут.
  1. Оргмомент.

- Здравствуйте, дети. Сегодня мне поможет провести занятие  зайчик (педагог показывает игрушку или куклу - бибабо).

  1. Разминка.  Музыкально – пространственные и ритмические упражнения.

Ходьба, бег, прыжки, общеразвивающие упражнения.

 Выполняются под аккомпанемент фортепиано в ритме и темпе музыки.

а) Шаг спокойный и бодрый. Игровое упражнение « Грустный зайчик и веселый зайчик».

Музыкальное сопровождение – «Грустная песенка» и «Весельчак»

А. Гречанинова.

 - Но почему-то наш зайчик грустный, он шагает по лесу и грустит. Попробуем создать ему настроение с помощью музыки. Ведь когда мы слышим веселую музыку, нам тоже становится весело и даже хочется пуститься в пляс.

Дети изображают грустного зайчика – идут спокойным шагом в колонне по кругу друг за другом и с изменением характера музыки переходят на бодрый шаг (веселый зайчик).

б) топающий шаг с изменением направления движения.

- Переберемся вместе с зайчиком через ручей по узенькому мостику. Идем дробным нешироким шагом.

Выполняется дробный топающий шаг в колонне, руки на поясе.

- Но вдруг заяц увидел на другом берегу ручья лису! Вернемся с нашим другом обратно. Но на узком мостике не развернуться назад, значит, придется идти назад.

Дети идут топающим шагом в обратном направлении спиной по ходу движения.

в) бег.

- Зайчик убегает от лисы.

Выполняется легкий  стремительный бег.

г) высокий бег.

-Зайчик бежит по высокой траве, высоко поднимая лапки.

Дети бегут с высоко поднятыми коленями, руки на поясе.

д) прыжки.

И.п. – ноги вместе по 6 поз., руки согнуты в локтях перед собой (заячьи лапки). Выполняются прыжки в продвижении на двух ногах.

е) ОРУ: наклоны корпуса в сторону (упражнение «тик-так»),   полуприседания («пружинки»), повороты корпуса в сочетании с пружинкой, кружение на низких полупальцах (повороты).

- Зайчик радуется, что убежал от хитрой лисы. Потанцуем вместе с ним.

Дети выполняют ранее изученные плясовые движения, располагаясь по кругу, педагог с куклой в центре круга.

                  3. Релаксация. Отдых, восстановление дыхания.

-Зайчик и мы вместе с ним отдохнем, полежим на полянке.

Дети  лежат на ковре,  расслабив мышцы рук, ног.

  1.  Основная часть – 12 мин.
  1.  Изучение движений рук.

Выполняются под аккомпанемент фортепиано.

- Как хорошо вы танцевали! Но зайчик хочет научить вас новым движениям.

А еще он умеет хлопать в ладошки.

И.п. – ноги по 6 поз., стоя лицом к зеркалу.

Педагог называет движение, объясняет, почему она имеет такое название, дети ассоциируют это движение с известными  предметами, действиями, педагог осуществляет показ и порядок выполнения движений.

«Ладушки»  или «хлопушки» - хлопки ладонями впереди или сзади (за спиной), выполняются свободными, не напряженными, согнутыми в локтях руками, двигающимися навстречу друг другу.

«Тарелочки» или «отряхни ладошки», ладони обеих рук имитируют скользящие движения оркестровых тарелок: правая рука с размаху двигается сверху вниз, левая – снизу вверх. На уровне груди ладошки соприкасаются с мягким хлопком.

  1. Игровое упражнение «Ножки - ладошки».

Выполнение изученных движений.

Композиция движений О. Гольцовой. Выполняется без музыкального сопровождения, со словом.

Дети выполняют движения по тексту, стоя по 6 позиции – «узкая дорожка».

- Поиграй, дружок, немножко               Педагог обращается к детям,

  Со мной весело в ладошки.                 предлагая им поиграть в «ладушки».

  Встаем дружно друг за другом           Идут шагом в колонне друг за другом.

  Вместе мы пойдем по кругу.               Помогает детям построиться.

     

  Дружно мы вперед шагаем                 Дети идут за педагогом, хлопают и

  Хлопаем и повторяем –                       повторяют.

  Хлоп – хлоп - хлоп!              

  Хлоп – хлоп – хлоп

  Так шагаем мы вперед.

  Повернулись в круг ладошки             Поворот лицом в круг, хлопки под счет.

  Так похлопаем немножко.             

  Раз – два – три – четыре - пять    

  Будем хлопать и считать.

                           

 Делаем над головой –                         Педагог показывает, дети повторяют.

 Вот такой хлопок большой!                           

 И еще повыше -                                    Стараются вытянуть ручки над,

 Пусть нас все услышат!                       головой.

 А теперь, как погремушка                  Руки опустить.

 Хлопаем мы возле ушка.     

 Раз – два – три, раз – два – три -        Хлопки поочередно у каждого уха        

 Нас ладошки весели.                           с легким наклоном головы по три раза.

                                           

 Раз – два – три!                                    Три  хлопка.

 И так, и так,                                         Хлопки по коленям.

 Нас ладошки веселят!                        Круговые вращательные движения                      

                                                              кистями рук – «фонарики».

 А теперь, вместо ладошек,               Ставят руки на пояс, поворачиваются

 Поработают пуст ножки.                  друг за другом и идут по кругу.

 Вы, ладошки, отдохните

 И на ножки посмотрите.

 Топ – топ – топ,                                 Идут вперед.

 топ – топ – топ,

 Дружно мы идем вперед.                 Продолжают движение, голову держат

 Левой - правой,                                 прямо, маршируют.

 Левой - правой,

 Держим голову мы прямо.

 Повернулись в круг скорей,           Перестраиваются лицом в круг.

 Топнем ножкой веселей.

 Каблучок у правой ножки,             Топают правой ногой.

 Топай – топай по дорожке.

 Каблучок у левой ножки,               Топают левой ногой.

 Топай – топай по дорожке.

 А теперь двумя ногами.                 Топают попеременно обеими ногами-

 Быстро топаем мы с вами.            «перетопы».

 Можем даже покружиться,            Кружение и остановка.

 Ну-ка, ножки, не лениться!

 Пригласим свои ладошки              «Фонарики».

 Нам помочь и нашим ножкам.

 Правой ножкой топаем                   Топают правой ногой и хлопают в ладоши.

 И в ладошки хлопаем.

 Левой ножкой топаем                     Топают левой ногой и хлопают в ладоши.

 И в ладошки хлопаем.

 Молодцы у нас ладошки!                «Перетопы» и хлопки.

 Молодцы и наши ножки!

 Молодцы у нас ребята,                     Хлопки.

 Им похлопать тоже надо!

  1. Пляска «Мы в тарелочки играем».

Музыка, слова и описание движений Г. Вихаревой. Музыкальное сопровождение – аудиозапись.

Изучение пляски.

Описание движений

Мы в тарелочки играем,        Часть А – скользящие хлопки в  ладоши (игра            

Вот как, вот как ударяем,       в «тарелочки»).

Будем, будем мы играть,        Часть Б –хлопки по коленям.

Звонко, звонко ударять.         Часть В - бег по кругу.

                                                   Отыгрыш

Мы в фонарики играем,         А – «фонарики».

Огонечки зажигаем,               Б – хлопки по коленям.

 Мы не будем их гасить,        В – бег по кругу.

Просим ярче посветить.

                                                   Отыгрыш

В ссоре, в ссоре десять братцев,   А - одноименные пальцы рук ударяют друг

На ладошке стали драться,            друга.

Каждый пальчик стук да стук,     Б – хлопки по коленям.

Больше пальчик мне не друг!      В – бег по кругу.

                                                  Отыгрыш

Помиритесь-ка, ребятки,              А – пальцы обнимаются «расческой»,

Обнимитесь-ка, ребятки.             сжимаясь и распрямляясь на каждую ноту

Дружно, дружно будем жить,     Б – хлопки по коленям.

Будут пальчики дружить.            В – бег по кругу.

                                                 Отыгрыш

Каждый пальчик пусть попляшет, А - пальцы одной руки поочередно По ладошке пусть поскачет,                  ударяют («пляшут»)по раскрытой

Будут пальчики плясать,                 ладони другой, то же - др. рукой.

По ладошечке скакать!                    Б - хлопки по коленям.

                                                           В - бег по кругу.

                                                Отыгрыш

Молоточки - бом да бом,                А – ударять кулачком по кулачке другой.

Строим, строим птичий дом,          руки, меняя положение рук. Показать

Бом, бом, бом, бом,                         над головой дом, соединив ладони под

Вот, вам, птички, новый дом!        углом.

                                                          Б - хлопки по коленям.

                                                          В - бег по кругу.

                                                Отыгрыш

  1. Итог занятия – мин.
  1. Беседа.

-Нашему новому другу пора домой, в лес, к своей маме. В заячьем домике полным ходом идет подготовка к встрече Нового года. И наш зайчик обязательно научит своих братьев и сестричек новым движениям и танцу, потому что зайцы в лесу тоже встречают Новый год и водят вокруг елки хороводы.

- Кто из вас может показать движения, которым и нас научил зайчик?

(Дети показывают новые хлопковые движения, в т. ч. вспоминают ранее изученные.)                   

                    2 . Поклон.

- До свидания, зайчик, счастливого пути!

Дети выполняют простой поклон, стоя лицом к зеркалу.

И.п. - стоя на месте по 6 поз., руки на поясе  - у мальчиков, на юбочке - у девочек.

1 т.  – опустить голову.

2 т. – вернуться в и.п.

- До свидания, ребята.

Тема занятия:     «Движение в шеренге, цепочкой,                                       по диагонали».

Цель:

- обучать двигаться в шеренге, цепью, по диагонали, умению выполнять перестроения и изменять направление движения самостоятельно, по команде учителя.

Задачи:

 - развивать музыкально - ритмические навыки, танцевальную память;

 - закреплять элементы вальса;

 - формировать выразительность и пластику движений, образность в исполнении,

- воспитывать коммуникативные навыки, навыки общения и работы в коллективе;

- совершенствовать двигательные навыки и навыки ориентирования в пространстве;

- развивать творческие способности, развивать физические умения и навыки.

Оборудование:

- иллюстрации с изображение морских обитателей, жизни подводного мира, элементы оформления зала в виде подводного царства, нарисованные на картоне раковины для игры «Собери ракушки».

- ориентиры (фишки) или нарисованные на картоне раковины для игры «Собери ракушки», веревочка для игры «Ручеек»;

- аудиозаписи: фрагмент  сюиты K. Сен - Санса «Карнавал животных»  - «Аквариум», «Праздничный вальс» Ю. Николаева, «Под музыку Вивальди» - музыка С. Никитина, нотный материал: «Рыбка» - музыка М. Красева, слова М. Клоковой, «Вальс» А. Козловского.

Предварительная работа:  изучение  танцевального этюда «Золотая рыбка», танца «Праздничный вальс » (муз.  Ю.  Николаева).

Ход занятия

  1. Вводная часть – 5-7 минут.
  2. 1. Организационный момент. Сообщение специфики занятия. Беседа.

- Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычное занятие. Мы поговорим  с вами о море.  

- Каких обитателей моря вы знаете? Как живут они на глубине? Что встречается на морском дне?

- Какие сказки о море и его жителях вы знаете?

- А теперь отгадайте загадки морского царя, и он вас возьмет с собой в морское путешествие. В подводном царстве вместе с ним мы поиграем.

Он громадный, словно дом.

Бьет он по воде хвостом.

Над водой фонтан блестит,

Каждый скажет - это…  (кит).

Посчитаю все вокруг:

У меня есть восемь рук,

У меня есть восемь ног!-

Так воскликнул… (осьминог).

В морских волнах такой один-

Жонглер и акробат… (дельфин).

Глазом маленьким сверкнула

Серебристая… (акула).

За рыбой нырять ему вовсе не лень,

В холодную прорубь ныряет… (тюлень).

Беседа по иллюстрациям и фото обитателей подводного мира.

  1. Разминка.  Музыкально – пространственные упражнения. 

- Что ж, с заданиями царя вы справились и он приглашает вас в подводное царство.

а) топающий шаг на всей стопе.

Итак, отправляемся к морю на поезде. Прошу всех занять места в вагончиках.

Рече – двигательное упражнение «Поезд».

Выполняется без аккомпанемента.

- Поезд подает сигнал,

Он стоять уже устал.

Набирает поезд ход,

Свою песенку поет.

Дети двигаются дробными шагами, слегка согнув колени, произносят «чух - чух» с ускорением и замедлением темпа. В конце движения на выдохе произносят «пш -ш -ш».

Ходьба, бег, поскоки. (Выполняются под аккомпанемент фортепиано).

б) ходьба с носка.

Дети идут  друг за другом, вытягивая носки, руки на поясе.

в) ходьба на пятках (по тропинке).

Дети идут на пятках дробным шагом, руки в «замочке» над головой.

г) ходьба на носках (по мостику). 

Дети идут, приподнявшись на пальцах, руки на поясе.

д) высокий шаг (по высокой траве).

Дети идут, высоко поднимая колени, руки на поясе.

е) прыжки (по морской гальке).

Дети выполняют прыжки на правой и левой ноге поочередно с продвижением вперед.

ж) поскоки.

Выполняются поскоки по кругу.

з) легкий бег (по берегу моря).

  1. Релаксация. Отдых, восстановление пульса, дыхания.

- Мы на морском берегу. Полежим на теплом песке.  

 Дети  лежат на ковре, на спине, расслабив мышцы рук, ног и закрыв глаза.

                          Элементы партерной гимнастики.

Сокращение стопы из положения сидя, опора на руки  за корпусом.

                     II. Основная часть – 10 - 12 мин.              

                   1.   Имитационные движения.

- Что ж, добро пожаловать в гости  к морскому царю в подводное царство!

    Игра «Рыбка». Cпокойная ходьба в сочетании с движениями рук.

- Отгадайте-ка еще одну загадку:

  В воде она живет,

  Нет клюва, а клюет. (Рыбка.)

Музыкальное сопровождение  - фортепиано - «Рыбка» - музыка М. Красева, слова М. Клоковой.

Играющие двигаются в различных направлениях  в сочетании с движениями рук – вперед – в стороны.

Дети – «рыбки» стоят у стены группой – это «дом» рыбок. Педагог поет песню «Рыбка».

Рыбка плавает в водице,

Рыбке весело играть,

Рыбка, рыбка – озорница,

Мы хотим тебя поймать.

Рыбка спинку изогнула,

Крошку хлебную взяла,

Рыбка хвостиком махнула,

Рыбка быстро уплыла.

Дети выплывают из домика и «плавают» в любом направлении по залу. Движения рук при этом следующие: вперед, в стороны, (локти отведены назад, ладони повернуты вниз). На слова песни «Рыбку спинку изогнула, крошку хлебную взяла» дети останавливаются и, продолжая движения руками, медленно наклоняются вперед – вниз, как бы доставая со дна хлебную крошку.  На слова песни «Рыбка хвостиком махнула, рыбка быстро уплыла» - дети спокойно возвращаются в свой «дом».

2. Изучение нового материала.

                 а) Движение в шеренге.

                     Игровое упражнение «Волны».

- Когда говорят «море волнуется», это означает, что в море возникают волны. Подует ветерок сильнее – волны становятся больше. Сейчас мы с вами сделаем волну.

И.п. – стоя в двух шеренгах лицом одна к другой. С началом музыки одна шеренга движется цепью, взявшись за руки навстречу другой, а вторая шеренга выполняет шаги, двигаясь одной линией и проходят под поднятыми вверх руками первой шеренги. По окончании музыки поворачиваются снова лицом друг к другу и выполняют это же упражнение снова, поменявшись ролями. (Вторая шеренга идет с поднятыми руками).

Перед началом упражнения повторяются понятия шеренга , «цепочка»- руки детей сцеплены.

                 б) Движение в цепочке.

  Игра «Ручеек».

- А вы знаете, что в море впадает множество горных речек и ручейков. Они и питают своими водами море. И сейчас мы совершим путешествие вместе с одним из таких ручейков.

Музыкальное сопровождение  –  аудиозапись фрагмента  сюиты K. Сен- Санса «Карнавал животных»  - «Аквариум».

На полу выкладывается зигзагообразная траектория из каната, веревки или либо скакалок. Дети в цепочке за направляющим двигаются змейкой. Затем веревка убирается и детям предлагается самостоятельно выполнить движение в цепочке «змейкой». Направляющий при этом меняется.

                 в) Движение по диагонали.

                      Игровое упражнение «Рыбки».

Музыкальное сопровождение – аудиозапись «Под музыку Вивальди» - музыка С. Никитина.

- А сейчас все дети превратятся в рыбок. Обычно рыбки плавают стайкой, но морской царь научит нас плавать по-другому, друг за другом, «с уголка на уголок», то есть по диагонали.

Дети строятся в колонну в затылок друг другу, педагог исполняет роль морского царя, является направляющим и ведет детей по периметру, затем по диагонали, «с уголка на уголок», показывая детям траекторию движения и поясняя принцип движения, используя аналогию с понятиями, знакомыми ребятам. Затем «рыбки» выбирают другого морского царя.

  1. Заключительная часть и итог занятия–8 мин. 

             1. Закрепление умения двигаться цепочкой, зигзагом.

                 Игровое упражнение «Собери ракушки».

Музыкальное сопровождение  - фортепиано - «Вальс» А. Козловского.

На ковре разложены ориентиры – фишки или нарисованные на картоне ракушки.

- Вы видите в подводном царстве на дне морские раковины. Попрошу вас встать рядом с понравившейся вам ракушкой. А сейчас я буду собирать подарки морского царя – жемчужинки из ракушек.

Педагог берет за руку одного из ребят, вместе идут между раковин и собирают детей одного за другим, причем каждый последний подхватывает за руку следующего участника игры.

Играющие двигаются в свободном порядке, далее дети идут «змейкой». Так продолжается до тех пор, пока не соберут всех детей.

           2.  Закрепление элементов вальса.

               Танцевальный этюд «Золотая рыбка».                              

Музыкальное сопровождение – «Праздничный вальс» Ю. Николаева.

Дети исполняют танцевальный этюд в парах, совершенствуя умение выполнять элементы вальса - шаг на полупальцах, балансе, приставной шаг, плие, кружение, повороты, закрепляют изученные позиции рук в парах, поклон в характере вальса.

3.  Игра «Рыбаки и рыбки». Разучивание.

- А на прощание морской царь хочет поиграть с вами в очень интересную игру.

Музыкальное сопровождение  - фортепиано – любая ритмичная мелодия по выбору музыкального руководителя («Полька» И. Штрауса, «Чешская полька» - чешская народная мелодия, «Плясовая » А. Лядова и пр.)

        Правила игры:

Дети – «рыбаки» стоят в кругу, взявшись за руки, за кругом – «рыбки». С началом музыки «рыбаки» поднимают сцепленные руки, «рыбки» проплывают через круг под руками, стоящих в кругу, т.е. пересекают круг. Музыка заканчивается и рыбаки «захлопывают» сети – опускают руки. Оставшиеся в кругу пойманные «рыбки» садятся на стульчики. Когда все рыбки будут пойманы, игра повторяется снова, только с переменой ролей.

                      4. Итоговая беседа. Поклон.

- Пора прощаться с морем, его обитателями и морским царем.

- Как мы с рыбками  научились с вами двигаться, чему еще нас научил морской царь?

- Как назывался игра, в которую вы играли с морским царем?

- Вам понравилось наше путешествие?

- До свидания, море, до свидания, ребята!

Выполняется поклон в характере вальса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия учителя - логопеда Туровской С. В.Конспект занятия" Звук "У""

Тема. Звук У. Цель. Закрепить навыки четкого произношения звука .   Задачи образовательные: 1.            Познакомить детей со звуком ...

Конспекты занятий По математике Конспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий) Программные задачи: Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно определять взаимное расположение предметов в про

Конспекты занятийПо математикеКонспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий)Программные задачи:Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно...

Конспекты занятий Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»

Конспекты занятийЗанятия по развитию речиКонспект итогового занятия по развитию речи        «В гости к бабушке»...

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....

Конспект занятие по развитию речи с детьми старшей дошкольной группы по теме «Транспорт» с использованием интерактивной доски (на основе конспектов логопедических занятий Нищевой Н.В.) + Игры для ИД к занятию.

В современном обществе интерактивные технологии прочно вошли в нашу жизнь. Мы уже на представляем себя без компьютеров и геджетов. А как же иначе, ведь они так облегчают жизнь, дают неогранниченный ис...