"Музыкально-дидактические игры, как одно из условий развития музыкальной одарённости старших дошкольников"
методическая разработка по музыке

Подборка музыкально-дидактических игр для использования с детьми старшего дошкольного возраста

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Полтавский детский сад «Родничок»

«Музыкально-дидактические игры, как одно из условий развития музыкальной одарённости старших дошкольников»  

(в рамках работы творческой группы  РИП-ИнКО по теме «Обновление дошкольного образования в условиях введения ФГОС»)

                                                                 

                                                           

2016 г

Цель: развивать умения у педагогов-воспитателей по применению содержания музыкальных игр, направленных на развитие музыкальных способностей и одаренности детей дошкольного возраста.

МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Игры для развития ладового чувства

«Мажор – минор»

Цель: Совершенствовать умение детей различать характер музыки, закреплять понятия «мажор – минор».

Игровой материал: Проигрыватель, записи произведений, карточки желтого цвета с улыбающимся лицом, черного цвета с грустным лицом (соответствующие мажору и минору).

Ход игры: Педагог предварительно знакомит детей с терминами «мажор – минор». Детям раздают карточки. Музыкальный руководитель предлагает «поиграть, настроение узнать», исполняет на фортепиано (в записи) музыкальные пьесы. Дети в зависимости от характера произведений поднимают условно обозначенные карточки.

«Наши песни»

Цель: Совершенствовать навык узнавания знакомых произведений.

Игровой материал: Карточки-картинки, (по числу играющих), иллюстрирующие содержание знакомых детям песен, металлофон, проигрыватель, фишки.

Ход игры: Детям раздают по 2-3 карточки. Исполняется мелодия песни на металлофоне или в записи. Дети узнают песню и закрывают фишкой нужную карточку. Выигрывает тот, кто правильно закроет все карточки.

Игра проводится в свободное от занятий время.

                                           «  Песня – танец – марш»
Цель: Развивать представление об основных жанрах музыки, способность различать песню, танец, марш.
Игровой материал: 1-й вариант: Длинные белые карточки, разделённые на три квадрата. На маленьких карточках изображены флейта, бубен, барабан (песня, танец, марш).
2-й вариант: На квадратах большой карточки изображены: поющая девочка, пляшущая девочка, марширующий мальчик с барабаном. 
Ход игры: Дети слушают по очереди три пьесы разных жанров. После прослушивания берут квадрат с рисунком (соответствующий жанру) и кладут его на один из пустых квадратов прямоугольной карточки или закрывают фишкой соответствующий рисунок.
Музыкальный материал: «Труба» Тиличеевой или «Две тетери» р.н.п., «Под яблоней зелёной» р.н.м., «Марш» по выбору.

«Три танца»

Цель: Развивать умение детей различать характер музыкальных произведений, разновидности  танцев.

Игровой материал:  Проигрыватель; аудиозаписи полек, вальсов, народных плясовых мелодий; карточки с изображением деревянного башмака, туфельки, сапога.

Ход игры:Предварительно дети ознакомлены с разновидностями танцев, их характерными особенностями. Педагог-ведущий предлагает детям послушать музыку и угадать, какой звучит танец. Дети поднимают условно обозначенные карточки (сапог – плясовая, башмак – полька, туфелька – вальс).Правильно ответившие дети, исполняют импровизированный танец под ранее звучавшую музыку.



Игры для развития музыкально-слуховых представлений

«Музыкальное лото»

Цель: Развивать  у детей звуковысотный слух.

Игровой материал: Карточки по числу играющих, на каждой нарисованы пять линеек (нотный стан), кружочки-ноты, детские музыкальные инструменты (металлофон, триола).

Ход игры: Педагог-ведущий играет мелодию на одном из инструментов вверх, вниз или на одном звуке. Дети должны на карточке выложить ноты-кружочки от первой линейки до пятой, или от пятой до первой, или на одной линейке.

Игра проводится в ходе непосредственно образовательной деятельности и в  свободное от занятий время.

               

                                              «Кто как поет»

Цель. Развивать у детей способность различать регистры (высокий, средний, низкий).

Описание дидактического пособия. Три карточки из картона, на которых изображены мама, папа и маленький сынишка.

Методика проведения. Дети слушают рассказ о музыкальной семье (при этом музыкальный руководитель показывает соответствующие картинки), в которой все любят музыку и песню, но поют разными голосами. Папа - низким, мама - средним, сынишка - тоненьким, высоким голосом. Дети прослушивают исполнение трех пьес, звучащие в разных регистрах и получают их разъяснения. Пьеса, звучащая в низком регистре называется “Рассказ папы” (папа рассказывает о военном походе); пьеса, звучащая в среднем регистре, называется “Колыбельная песня” (мама поет колыбельную своему сыну); пьеса, звучащая в высоком регистре, называется “Маленький марш” (мальчик, напевая, марширует под музыку). После повторного исполнения каждой из пьес дети отгадывают, чья музыка звучала, выбирают нужную карточку и показывают ее, объясняя свой выбор. Задание выполняется всей группой детей, затем индивидуально, при этом “музыкальные загадки” исполняются в разной последовательности.

Для закрепления знаний о регистрах, дети играют в игру “Узнай по голосу”.

Ход игры. Взрослый говорит: “А можно ли узнать человека по голосу? Давайте закроем глаза и будем отгадывать, чей же это голос, кто говорит". Дети на слух определяют тембр голоса поющего: "Эту песенку свою я тебе, дружок спою. Ты глаза не открывай, кто я - ну-ка, угадай".

Да, оказывается можно узнать человека по голосу. А как поэт нам рассказал об этом в стихах?”.

Зачитываются стихи.

Выхожу я в коридор, Без труда могу я сам

А за дверью разговор. Их узнать по голосам:

Слышу: мама говорит. Мамин - звонкий, серебристый;

Слышу: папа говорит. Папин - низкий и басистый.

Взрослый говорит: “А композитор сочинил целую музыкальную сценку. Теперь постарайтесь узнать в музыке голоса мамы и папы. Поднимите руку, когда услышите «мамин голос» и опустите на колени, когда зазвучит «папин голос”. Обратите внимание: в конце произведения звучат сразу два голоса - папин и мамин”.

Музыкальный репертуар. «Кто поет» Г. Левкодимова; «Папа и мама разговаривают» И. Арсеев.

«Повтори звуки»

Цель: Учить детей различать звучание трех звуков по высоте.

Игровой материал: Карточки (по числу играющих) с изображением трех бубенчиков: красный - «дан», зеленый - «дон», желтый - «динь»; маленькие карточки с изображением таких же бубенчиков (на каждой по одному); металлофон.

Ход игры: Педагог-ведущий показывает детям большую карточку с бубенчиками: «Посмотрите, дети, на этой карточке нарисованы три бубенчика. Красный бубенчик звенит низко, мы назовем его «дан», он звучит так (поет «до» первой октавы): дан-дан-дан. Зеленый бубенчик звенит немного выше, мы назовем его «дон», он звучит так (поет «ми» первой октавы): дон-дон-дон. Желтый бубенчик звенит самым высоким звуком, мы назовем его «динъ», и звучит он так (поет «соль» первой октавы): динь - динь-динь». Педагог просит детей спеть, как звучат бубенчики: низкий, средний, высокий. Затем всем детям раздают по одной большой карточке.

Музыкальный руководитель показывает маленькую карточку, например, с желтым «бубенчиком. Тот, кто узнал, как звучит этот бубенчик, поет «динь-динь-динь» («соль» первой октавы). Педагог дает ему карточку, и ребенок закрывает ею желтый бубенчик на большой карточке.

Металлофон можно использовать для проверки ответов детей, а также в том случае, если ребенок затрудняется спеть (он сам играет на металлофоне).

В игре участвует любое количество детей (в зависимости от игрового материала). Но при этом надо помнить, что каждый участник получит маленькую карточку только тогда, когда споет соответствующий звук или сыграет его на металлофоне.

«Три поросенка»

Цель: Совершенствовать умение детей различать высоту звуков.

Игровой материал: На планшете изображены лес и сказочный дом. В нем вырезано одно окошко, в котором вращающийся диск с изображением трех поросят: Нуф-Нуф в синей шапочке, Наф-Наф в красной шапочке, Ниф-Ниф желтой шапочке. Если диск вращать с обратной стороны планшета, то в окошке домика появляются поочередно все поросята. Вверху на игровом поле прикреплены три пластинки от металлофона. Под пластинкой «фа» первой октавы нарисована мордочка поросенка в синей шапочке -Нуф-Нуфа, под пластинкой «ля» первой октавы - поросенок в красной шапочке -Наф-Наф, под пластинкой «до» второй октавы - поросенок в желтой шапочке -Ниф-Ниф. Здесь же прикреплен молоточек от металлофона, который свободно и легко вынимается из петельки. 8-12 больших карт (по числу играющих), каждая разделена на три части (три окошка) с изображением шапочек трех поросят: синей, красной и желтой.

Ход игры: Дети рассаживаются полукругом. «Посмотрите, дети, какой красивый дом, - говорит педагог. - Живут в нем знакомые вам поросята Нуф-Нуф, Наф-Наф, Ниф-Ниф. Поросята очень любят петь. Они спрятались в домике и выйдут только тогда, когда вы споете так, как поют они. У Ниф-Нифа самый высокий голос: «Я Ниф-Ниф» (поет и играет на пластинке «до» второй октавы). У Нуф-Нуфа самый низкий голос (поет и играет на пластинке «фа» первой октавы). У Наф-Нафа немного повыше» (поет и играет на пластинке «ля» первой октавы). Затем музыкальный руководитель объясняет правила игры, которые заключаются в следующем. Дети по очереди вращают диск. В окошке домика появляется поросенок например, в желтой шапочке. Ребенок должен спеть: «Я Ниф-Нифа» - на звуке до второй октавы и, если он спел правильно, получает карточку с изображением желтой шапочки и закрывает ею соответствующее изображение на своей карточке. Если ребенок затрудняется спеть, он играет на пластинке. Побеждает тот, кто раньше закроет все три части своей карты.

Игра проводится в свободное от занятий время и на музыкальном занятии (без раздачи карточек).

                                     

                                            «  Кого встретил колобок?»
Цель: Развивать у детей представление о регистрах (высокий, средний, низкий).
Игровой материал: Карточка из плотного картона, разделена на две части: слева изображен весёлый колобок; справа вырезано окошко. С обратной стороны – заклеено. В щель вставляется полоска из картона в виде линейки, разделённой на четыре равные части, на каждой из которой изображён тот или иной персонаж сказки (заяц, лиса, волк, медведь). Линейка должна передвигаться, чтобы каждый раз в окошке появлялся один из персонажей.
Ход игры: Дети вспоминают сказку «Колобок», перечисляют всех героев, которые встречаются колобку на пути. Затем педагог исполняет в разной последовательности музыкальные пьесы, характеризующие персонажи сказки. Каждая пьеса звучит в определённом регистре: «заяц» - высокий, «лиса» - средний, «волк» - низкий, «медведь» – очень низкий. После прослушивания какой-либо пьесы дети отгадывают, кто изображён в музыке (кого встретил колобок), и передвигают линейку. 
Музыкальный репертуар: «Кого встретил колобок?» Г. Левкодимова.

Игры для развития чувства ритма

«Учитесь танцевать»

Цель: Упражнять детей в передаче разных ритмических рисунков.

Игровой материал: Большая матрешка и маленькие (по числу играющих).

Ход игры: Игра проводится с подгруппой детей. Все сидят вокруг стола. У педагога большая матрешка, у детей маленькие. «Большая матрешка учит танцевать маленьких», - говорит музыкальный руководитель и отстукивает своей матрешкой по столу несложный ритмический рисунок. Все дети одновременно повторяют этот ритм своими матрешками.

При повторении игры ведущим может стать ребенок, правильно выполнивший задание.

                                                « Кто как идёт?»
Цель: упражнять детей в восприятии и различении акцента в трёх ритмических рисунках.

А) 2/4
♩♩║ 

Б) 3/4
♩♩♩

В)
♩♩♩♩

Требуется знание песни «Кто как идёт?» Левкодимова.
Игровой материал: Три карточки с контурным изображением зверей, с палочками: на одной – медведь; на другой – лиса; на третьей – волк. Такие же карточки с цветными рисунками, разрезаны на 4 части. Металлофон, ширма.
Ход игры: Играют четверо детей, один из них- ведущий. Он раздаёт игрокам по одной нецветной картинке. Сначала дети поют песню, прохлопывают ритмические рисунки мелодий, условно напоминающих медленную поступь медведя, порывистые движения волка, вкрадчивые шаги лисы. Разрезанные части остаются у ведущего, он перемешивает их, кладёт стопкой рисунком вниз и вместе с металлофоном прикрывает ширмой. После этого поочерёдно берёт верхнюю карточку, проигрывает ритм на металлофоне и спрашивает: «Кто идёт?». Отвечать должен ребёнок у которого карточка соответствует проигранному ритму. После правильного ответа он получает карточку и закрывает ею часть своей карточки. Выигрывает тот, кто первым закроет большую карточку.
Музыкальный материал: «Кто как идёт?» Г.Левкодимова.

                                          «Определи по ритму»

Цель: Учить детей различать ритмические рисунки.
Игровой материал: Карточки с изображением ритмического рисунка знакомой детям песни, часть карточки пустая. Картинки, иллюстрирующие эти песни, музыкальные инструменты: ложки, треугольник, молоточки, барабан.
Ход игры: Ребёнок-ведущий исполняет ритмический рисунок песни на одном инструменте. Дети по ритму определяют песню и картинкой закрывают пустую половинку карточки.

                                           «Ритмические кубики»

Цель. Развивать у детей представление о ритме.

Игровой материал10 длинных брусочков, обозначающие долгие звуки и 10 маленькие - короткие звуки. Брусочки различные по длине и по цвету.

Методика проведенияСначала дети слушают несложную по ритму песенку-попевку «Сорока» (рус. нар. мел.) исполняемую педагогом, обращая внимание на ее игровой характер и четкий ритм. Детям раздаются длинные и короткие брусочки. После повторного исполнения дети прохлопывают ритмический рисунок попевки. Затем с помощью брусочков они складывают ритмический рисунок песенки-попевки, после чего исполняют его на металлофоне. На следующих занятиях используются другие песенки-попевки («Петушок» рус. нар. песня, «Андрей-Воробей» рус. нар. мелодия).

Потом детям было предложено в качестве закрепления знаний распределиться по парам и придумывать задания друг другу: один поет или играет на музыкальном инструменте знакомую попевку, другой узнает ее и выкладывает с помощью брусочков.

Музыкальный репертуар. «Сорока» рус. нар. мел.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Дидактические игры как одна из основ развития логического мышления старших дошкольников»

Система дидактических игр для старших дошкольников, выполнение которых позволит, используя уже имеющиеся знания и умения, упражняться в решении более сложных логических задач и лучше подготовиться к п...

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К МАТЕМАТИКЕ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Известно, что многие дети испытывают за­труднения при усвоении математических знаний. «Математика всегда остаётся для учеников работой», - утверждал почти полтора века назад Д.И. Писарев. ...

Консультация для родителей «Использование нетрадиционных изобразительных техник – одно из условий развития творческого воображения старших дошкольников»

В контексте развивающего обучения и воспитания важна формулировка твор­ческих заданий, не имеющих однозначного решения. Как показали исследования детского воображения, формулировка прямой задачи на тв...

Презентация к теме: Музыкально дидактические игры и пособия как средство развития музыкально - сенсорных способностей дошкольников.

Музыкально-дидактические игры являются важным средством развития музыкальных способностей детей. Основное их назначение – в доступной форме привить детям любовь к музыке. Ценность этих игр в том...

Развитие музыкальной эрудиции старших дошкольников средствами музыкально-дидактических игр

Аннотация: в работе раскрыто понятие «развитие музыкальной эрудиции старших дошкольников средствами музыкально-дидактических игр». Так как само о себе восприятие музыки – довольно сл...

Развитие музыкальной эрудиции старших дошкольников средствами музыкально-дидактических игр

Аннотация: в работе раскрыто понятие «развитие музыкальной эрудиции старших дошкольников средствами музыкально-дидактических игр». Так как само о себе восприятие музыки – довольно сл...

АПО «Музыкально-дидактические игры, как основа формирования и развития музыкальных способностей у дошкольников»

Наши дети живут и развиваются в непростых условиях музыкального социума. Современную музыку, которая звучит повсюду и культивируется средствами массовой информации (хотим мы этого или не хот...