Ритмика для детей 3-7 лет М. Б. Пустовойтова
методическая разработка по музыке (старшая группа)

Сорокина Елена Анатольевна

 Ритмика для детей 3-7лет М. Б. Пустовойтова

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

РИТМИКА    ДЛЯ ДЕТЕЙ  3–7 ЛЕТ

Учебно-методическое пособие

М.Б. Пустовойтова  .

 (Библиотека музыкального руководителя и педагога музыки).

Пособие является методическим обеспечением авторской программы «Ритмика с элементами хореографии» для средних и высших педагогических учебных заведений, утвержденной

Московским комитетом образования. Широкий спектр пособия позволяет использовать его в учебных целях, включая практику студентов колледжей, училищ и вузов — будущих педагогов, работающих с детьми дошкольного и младшего школьного возраста в учреждениях

общеобразовательного и эстетического направления, а также танцевальных студиях и хореографических коллективах.

Музыкально-ритмические движения являются наиболее естественным и важным способом самовыражения художественной личности ребенка от 3 до 7 лет. В этот возрастной период формируется детская психика, развивается речь, закладываются начальные эстетические представления о красоте окружающего мира, вырабатываются правильная осанка, правиль-

ное дыхание, умение красиво и выразительно двигаться под музыку.

Музыка, как источник красоты, формирует чувство прекрасного. Именно поэтому в ритмическом обучении необходимо использовать эмоционально яркие, музыкально-двигательные миниатюры: упражнения, песни, танцы,

игры, способные заинтересовать и всесторонне развить ребенка через взаимосвязь музыки и движения. Для этого в пособии предлагаются

произведения разнообразные по характеру: радостные и печальные, живые, бодрые и спокойные.Способность слухового восприятия музыки

и передачи ее в движении очень важно воспитывать у детей с самого раннего возраста, когда их слуховой опыт еще не достаточно богат му-

зыкальными впечатлениями и требует чуткого педагогического воздействия со стороны взрослого.

Основываясь на большом педагогическом опыте в работе с детьми, можно сказать, что наиболее трудоемким является процесс развития детской двигательной памяти, координации движений, ориентации в пространстве.

Учитывая это, автор включила в пособие музыкально-двигательные упражнения, позволяющие быстро научить ребенка правильно

запоминать последовательность несложных движений, легко ориентируясь при этом в пространстве.

Наиболее доступными для детей являются естественные движения, к которым относятся  и так называемые основные: ходьба, бег, прыжки, поскоки. Очень важно обучать ребенка сначала непринужденно, свободно, красиво,выразительно двигаться под музыку, выполняя музыкально-ритмические задания на основе естественных движений, и уже потом

исполнять простейшие танцевальные элементы и несложные танцы.

Отметим некоторые особенности содержания и организации материала пособия. Каждый раздел начинается с подробных методических указаний для педагога. Здесь же приводится анализ наиболее ярких средств

музыкальной выразительности предлагаемых произведений с учетом возможностей детского восприятия.

Отличительной особенностью пособия является вариативность учебного материала: варианты одного и того же упражнения могут быть

использованы в работе с детьми 3—4 лет и с усложнением 5—7 лет. Тот или иной вариант задания педагог выбирает по своему усмотрению с учетом уровня ритмической и двигательной подготовки детей, количества занятий

в неделю.

В разделе I представлен музыкально-ритмический материал, позволяющий посредством разнообразных движений — основных, образных, танцевальных — передавать характер музыкального произведения и яркие средства музыкальной выразительности. Для освоения детьми основ метроритма

(в размерах 2/4 и 3/4) используются образные понятия «земля», «поле», «небо». Включены упражнения на изучение простых длительностей: четверть, восьмая, половинная. Для повышения интереса детей к этим заданиям рекомендуется использовать следующие атрибуты: палочки, кубики, бубны, ленточки, колокольчики и т. д.

Материал разделов II и III рассчитан на применение методов кинезиологии на занятиях ритмикой. Образные миниатюры с элементами кинезиологии помогут педагогу развить и логическое и образное мышление маленьких

артистов, а каждому ребенку раскрыть художественный замысел музыкального произведения через пластическое движение пальцев и

кистей рук.

Многие упражнения даны со словом. Исполнение движения под ритмизованное слово в отдельных случаях является необходимым и

наиболее доступным средством для качественного усвоения детьми музыкально-ритмического материала. Автор включает в пособие

следующие музыкально-ритмические образные миниатюры с использованием ритмизованного слова: разнохарактерные двигатель-

ные потешки, песни с творческими заданиями, танцы и игры. Они будут способствовать распределению дыхания во время движения по

смысловым фразам, а также помогут педагогу раскрыть в каждом ребенке способность к словотворчеству.

Раздел IV

посвящен изучению отдельных танцевальных элементов, комбинаций этих

элементов и танцевальных композиций. Это позволяет добиться хорошего качества исполнительского мастерства детей уже на раннем этапе обучения танцу. В конце раздела предложен дополнительный нотный

материал для развития детского танцевального творчества

.

Пособие основано на педагогической системе музыкально-ритмического воспитания детей, разработанной выдающимся швейцарским педагогом Эмилем Жак-Далькрозом. Его идеи были творчески развиты в России

талантливыми педагогами отечественной ритмической школы: Н.Г. Александровой, В.А. Гринер, Е.В. Коноровой, В.Е. Яновской,

З.К. Шушкиной и их непосредственными учениками — И.В. Заводиной и И.В. Лифиц. Большой вклад в разработку отечественного курса ритмики внесла Инна Викторовна Лифиц. Ею опубликовано более 35 печатных работ, в том числе практический музыкально-ритмический материал, теоретические статьи, учебно-методические пособия для студентов педагогических училищ, колледжей и пединститутов.

Автор считает целесообразным включитьв пособие ряд упражнений И.В. Лифиц, представляющих педагогическую и художественную ценность.

Настоящее пособие является методическим приложением к программе «Ритмика с элементами хореографии», разработанной автором

для средних и высших педагогических учебных заведений. Эта программа утверждена Московским комитетом образования.

Сохраняя лучшие традиции зарубежной и отечественной музыкально-ритмической педагогики, автор пособия вносит новые идеи в систему ритмического развития детей с учетом современных требований.

Учебное пособие поможет обогатить содержание и расширить границы традиционного предмета ритмики. 5

РАЗДЕЛ I   ОТОБРАЖЕНИЕ В ДВИЖЕНИИ  ХАРАКТЕРА МУЗЫКИ  И СРЕДСТВ МУЗЫКАЛЬНОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

На примере музыкально-двигательного материала этого раздела преподаватель ритмики

 в интересной и занимательной форме знакомит детей с основными музыкально-ритмическими

понятиями, дает представление о характере музыки и наиболее ярких средствах выразительности, которые в дальнейшем легко отображаются детьми в несложных двигательных упражнениях, пластических миниатюрах и образных играх. Такая вариантность ритмико-двигательных заданий позволяет в короткие учебные сроки всесторонне обучить детей разным видам основного движения, выработать первоначальные двигательные навыки и навыки выразительного движения, развить их дви-

гательную и произвольную память, координацию движений, ритмический слух, ориентацию в пространстве.

МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ НАВЫКИ

Музыкально-ритмические и двигательные навыки вырабатываются у детей 3—7 лет в течение всего периода обучения. В начале обучения они связаны с интуитивным восприятием прослушанной музыки, в дальнейшем — с более осознанным пониманием отдельных несложных элементов музыкальной

грамоты.

Детям 3 лет необходимо различать маршевый, спокойный и плясовой характер музыки, ритмично двигаться в соответствии с ним; реагировать на контрастное динамическое и темповое звучание (тихо, громко, быстро, медленно); различать начало и конец музыкального построения.

Дети 4 лет  должны отображать в движении более разнообразный характер музыки; выполнять образные задания в соответствии с образным содержанием музыки; начинать и заканчивать движение с началом и окончанием музыкального произведения; узнавать музыкальное вступление и двигаться сразу после него; менять направление и вид движения в соответствии со сменой динамических оттенков (тихо, громко), изменением регистров (высоко, низко) и темпов (быстро, медленно); координировать свои движения с темпом музыки; определять двухчастную форму.

Детям 5 лет необходимо ритмично двигаться под разнохарактерную музыку; отображать

В  движении смену динамических оттенков (громко, тихо, громче, тише); ускорять или замедлять движение в соответствии с изменением темпа (переходить от умеренного темпа к быстрому или медленному); различать регистровую окраску; отмечать шагами, ударами ног, хлопками метрическую пульсацию и ярко выраженные акценты; различными движениями и сменой направления движения передавать чередование музыкальных фраз, частей  формы.

Ранее приобретенные детьми 6—7лет музыкально-ритмические навыки (представление о разнообразном характере музыки, динамических, темповых, регистровых изменениях, понятие о двух- и трехчастной форме музыкальных произведений) закрепляются на более сложном двигательном материале с применением нетрудных ритмических разминок. Дети должны ощущать метрическую

пульсацию, чередование простых длительностей.

Новым навыком является показ двудольного и трехдольного размера музыкальных произведений по схемам.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

В 3—4 года музыкально-ритмические навыки еще недостаточно сформированы, так как слуховое внимание у детей неустойчивое. Они могут узнавать ранее изученное музыкально-двигательное упражнение, но не всегда правильно определяют его характер на слух, не всегда точно под музыку начинают и заканчивают движение, двигаются не ритмично и не согласованно в заданном темпе.

Накопленный к 5 годам музыкально-слуховой опыт позволяет ребенку воспринимать более разнообразный музыкально-ритмический материал и включать в него элементы творчества.

Детям 6—7 лет характерен эмоциональный отклик на прослушанное произведение и более осознанное воплощение в движении художественных особенностей музыкального образа. Благодаря оригинальным

музыкально-ритмическим заданиям и игровым приемам детям становятся доступны элементарные представления об основных длительностях  и несложных ритмических фигурах (см. упражнения

No 28—37).

С понятиями «сильная» и «слабая» доли удобнее знакомиться на примере миниатюрных пьес в простых размерах (2/4, 3/4) с использованием несложных условных дирижерских жестов (см. схемы 1, 2). Схема 1 Схема на 2/4 2 «небо» «земля 1

Схема 2 Схема на ¾  3 «небо»1«земля» «поле»

Подобные задания можно использовать на занятиях ритмикой только при систематической работе преподавателя с детьми, построенной в соответствии с сеткой учебных часов,отведенных на данный курс, и при хорошем уровне обученности детей 6—7 лет музыкально-ритмическим навыкам.

Вслушиваясь в музыкальное произведение на занятиях ритмикой, дети учатся передавать в движении равномерную метрическую пульсацию, характерные особенности ритмического рисунка.

ОСВОЕНИЕ В ДВИЖЕНИИ ПРОСТЫХ ДЛИТЕЛЬНОСТЕЙ

Через игровые приемы и интересные задания, в которые часто включаются различные атрибуты (бубенчики, колокольчики, кубики, палочки, ленточки и т. д.), дети первоначально интуитивно воспринимают такие понятия, связанные с метроритмом, как сильная доля,четверть (шаг), восьмые (бег), половинная (шаг с остановкой на вторую четверть). Подключение определенных условных шагов

(«та» —  «ти» — «бом» — ) помогает более осознанно относиться к пониманию этих длительностей и воспроизводить их в движении (хлопками, ударами пальчиков о ладонь,шагами и т. д.).

Дети 6—7 лет пр

5РАЗДЕЛ IОТОБРАЖЕНИЕ В ДВИЖЕНИИ ХАРАКТЕРА МУЗЫКИ И СРЕДСТВ МУЗЫКАЛЬНОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИНа примере музыкально-двигательного ма-териала этого раздела преподаватель ритмики в интересной и занимательной форме знакомитдетей с основными музыкально-ритмическимипонятиями, дает представление о характеремузыки и наиболее ярких средствах вырази-тельности, которые в дальнейшем легко ото-бражаются детьми в несложных двигательныхупражнениях, пластических миниатюрах иобразных играх. Такая вариантность ритмико-двигательных заданий позволяет в короткие учебные сроки всесторонне обучить детей раз-ным видам основного движения, выработать первоначальные двигательные навыки и навы-ки выразительного движения, развить их дви-гательную и произвольную память, координа-цию движений, ритмический слух, ориента-цию в пространстве.МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ НАВЫКИМузыкально-ритмические и двигательныенавыки вырабатываются у детей 3—7 лет втечение всего периода обучения. В началеобучения они связаны с интуитивным вос-приятием прослушанной музыки, в дальней-шем — с более осознанным пониманием от-дельных несложных элементов музыкальнойграмоты.Детям 3 лет необходимо различать марше-вый, спокойный и плясовой характер музыки, ритмично двигаться в соответствии с ним; реа-гировать на контрастное динамическое и тем-повое звучание (тихо, громко, быстро, медлен-но); различать начало и конец музыкального построения.Дети 4 летдолжны отображать в движенииболее разнообразный характер музыки; вы-полнять образные задания в соответствии собразным содержанием музыки; начинать изаканчивать движение с началом и оконча-нием музыкального произведения; узнаватьмузыкальное вступление и двигаться сразупосле него; менять направление и вид движе-ния в соответствии со сменой динамическихоттенков (тихо, громко), изменением регист-ров (высоко, низко) и темпов (быстро, мед-ленно); координировать свои движения стемпом музыки; определять двухчастнуюформу.Детям 5 лет необходимо ритмично двигать-ся под разнохарактерную музыку; отображать в движении смену динамических оттенков(громко, тихо, громче, тише); ускорять илизамедлять движение в соответствии с измене-нием темпа (переходить от умеренного темпа к быстрому или медленному); различать реги-стровую окраску; отмечать шагами, ударами ног, хлопками метрическую пульсацию и ярковыраженные акценты; различными движения-ми и сменой направления движения переда-вать чередование музыкальных фраз, частей формы.Ранее приобретенные детьми 6—7 лет му-зыкально-ритмические навыки (представле-ние о разнообразном характере музыки, ди-намических, темповых, регистровых измене-ниях, понятие о двух- и трехчастной формемузыкальных произведений) закрепляютсяна более сложном двигательном материале сприменением нетрудных ритмических разми-нок. Дети должны ощущать метрическуюпульсацию, чередование простых длительно-стей.Новым навыком является показ двудольно-го и трехдольного размера музыкальных про-изведений по схемам.

6ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯВ 3—4 года музыкально-ритмические навы-ки еще недостаточно сформированы, так как слуховое внимание у детей неустойчивое. Они могут узнавать ранее изученное музыкально-двигательное упражнение, но не всегда пра-вильно определяют его характер на слух, не всегда точно под музыку начинают и заканчи-вают движение, двигаются не ритмично и не согласованно в заданном темпе.Накопленный к 5 годам музыкально-слу-ховой опыт позволяет ребенку восприниматьболее разнообразный музыкально-ритмиче-ский материал и включать в него элементытворчества.Детям 6—7 лет характерен эмоциональный отклик на прослушанное произведение иболее осознанное воплощение в движениихудожественных особенностей музыкаль-ного образа. Благодаря оригинальныммузыкально-ритмическим заданиям и иг-ровым приемам детям становятся доступ-ны элементарные представления об основ-ных длительностях (, , ) и несложныхритмических фигурах (см. упражненияNo 28—37).С понятиями «сильная» и «слабая» долиудобнее знакомиться на примере миниатюр-ных пьес в простых размерах (2/4, 3/4) с ис-пользованием несложных условных дирижер-ских жестов (см. схемы 1, 2).Схема 1Схема на 2/42                              «небо»«земля                  1Схема 2Схема на 3/4                        3            «небо»                        1                          2                «земля»             «поле»Подобные задания можно использовать на занятиях ритмикой только при  систематиче-ской работе преподавателя с детьми, построен-ной в соответствии с сеткой учебных часов,отведенных на данный курс, и при хорошем уровне обученности детей 6—7 лет музыкаль-но-ритмическим навыкам.Вслушиваясь в музыкальное произведение на занятиях ритмикой, дети учатся передаватьв движении равномерную метрическую пуль-сацию, характерные особенности ритмическо-го рисунка.ОСВОЕНИЕ В ДВИЖЕНИИ ПРОСТЫХ ДЛИТЕЛЬНОСТЕЙЧерез игровые приемы и интересные зада-ния, в которые часто включаются различныеатрибуты (бубенчики, колокольчики, кубики, палочки, ленточки и т. д.), дети первоначаль-но интуитивно воспринимают такие понятия, связанные с метроритмом, как сильная доля,четверть (шаг), восьмые (бег), половинная(шаг с остановкой на вторую четверть). Под-ключение определенных условных шагов(«та» — , «ти» — , «бом» — ) помогаетболее осознанно относиться к пониманию этихдлительностей и воспроизводить их в движе-нии (хлопками, ударами пальчиков о ладонь,шагами и т. д.).Дети 6—7 лет, при углубленной и система-тической работе над материалом данного по-собия, уже могут ориентироваться в простей-ших ритмических рисунках. Для этих целейв пособии подобраны коротенькие музыкаль-ные примеры с повторяющимися ритмиче-скими фигурами в размерах 2/4 и 3/4. Му-зыкальные размеры изучаются также черезигровые формы и условные обозначения(«земля — небо» — в размере 2/4; «земля —поле, небо» — в размере 3/4). Подобные уп-ражнения и задания играют исключительноважную роль в развитии у детей чувства рит-ма и подготавливают их к ритмическим за-нятиям в школе.В пособии предусмотрены варианты длябольшинства упражнений, связанных с метро-ритмом. Это позволяет начинать работу с про-стейших заданий для малышей и усложнять их в дальнейшем для детей более старших воз-растных групп.Дифференцированный подход, учет воз-можностей и способностей каждого ребенкаМЕТОДИКА РАБОТЫ НАД МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИМИ НАВЫКАМИ

7помогут педагогу наикратчайшим путем до-биться положительных результатов в освое-нии одного из самых сложных средств музы-кальной выразительности, каким являетсяметроритм.ПРИЕМЫ РАБОТЫ НАД МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИМИ НАВЫКАМИВ размере 2/4:• на сильную долю — акцентированный хло-пок, удар ногой в пол;• на сильную долю — хлопок перед грудью, на слабую долю удары пальцем о палец;• на сильную долю — удар ногой в пол, на слабую — хлопок в ладоши;• сначала на сильные доли — педагог, дети повторяют за ним;• сильные доли дети отображают притопа-ми, щелчками пальцев или ударами по шумо-вым инструментам (бубны, погремушки, дере-вянные ложки);• педагог показывает: сильная доля — «зем-ля», параллельно вытянутые вперед руки опус-каются вниз; слабая доля — «небо», руки под-нимаются вверх; дети выполняют упражнениеза педагогом;• простые ритмические рисунки выполня-ются с предметами: кубиками, маленькимипалочками, погремушками, бубнами, коло-кольчиками.В размере 3/4:• хлопки, притопы, удары пальца о палец при определении сильной доли;• хлопки, удары в ладоши на сильную долю по показу взрослого и самостоятельно;• образноеобъяснение и образный показусловного дирижерского жеста педагогом:на сильную долю («земля») параллельно вы-тянутые руки опустить вниз; на первую сла-бую («поле») руки развести в стороны; навторую слабую («небо») руки поднятьвверх.Указанные задания и методические приемымогут быть использованы частично или полно-стью на усмотрение педагога.ПРИЕМЫ РАБОТЫ НАД РИТМИЧЕСКИМИ РИСУНКАМИРекомендуем следующие приемы:• отметить хлопком, притопом, приседани-ем окончание ритмически законченной музы-кальной фразы;• пройтишагами () и пробежать () подмузыку специально подобранных произве-дений;• прохлопать ритмический рисунок;• отметить простые длительности в ритми-ческих играх образного характера движения-ми рук сверху вниз, слева направо, движения-ми ног — ритмичными ударами;• для более подготовленных детей рит -мические рисунки показываются услов-ными жестами с проговариванием условныхслогов: «ти», «та», «бом». Например: четверть () — движением истема-

5РАЗДЕЛ IОТОБРАЖЕНИЕ В ДВИЖЕНИИ ХАРАКТЕРА МУЗЫКИ И СРЕДСТВ МУЗЫКАЛЬНОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИНа примере музыкально-двигательного ма-териала этого раздела преподаватель ритмики в интересной и занимательной форме знакомитдетей с основными музыкально-ритмическимипонятиями, дает представление о характеремузыки и наиболее ярких средствах вырази-тельности, которые в дальнейшем легко ото-бражаются детьми в несложных двигательныхупражнениях, пластических миниатюрах иобразных играх. Такая вариантность ритмико-двигательных заданий позволяет в короткие учебные сроки всесторонне обучить детей раз-ным видам основного движения, выработать первоначальные двигательные навыки и навы-ки выразительного движения, развить их дви-гательную и произвольную память, координа-цию движений, ритмический слух, ориента-цию в пространстве.МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ НАВЫКИМузыкально-ритмические и двигательныенавыки вырабатываются у детей 3—7 лет втечение всего периода обучения. В началеобучения они связаны с интуитивным вос-приятием прослушанной музыки, в дальней-шем — с более осознанным пониманием от-дельных несложных элементов музыкальнойграмоты.Детям 3 лет необходимо различать марше-вый, спокойный и плясовой характер музыки, ритмично двигаться в соответствии с ним; реа-гировать на контрастное динамическое и тем-повое звучание (тихо, громко, быстро, медлен-но); различать начало и конец музыкального построения.Дети 4 летдолжны отображать в движенииболее разнообразный характер музыки; вы-полнять образные задания в соответствии собразным содержанием музыки; начинать изаканчивать движение с началом и оконча-нием музыкального произведения; узнаватьмузыкальное вступление и двигаться сразупосле него; менять направление и вид движе-ния в соответствии со сменой динамическихоттенков (тихо, громко), изменением регист-ров (высоко, низко) и темпов (быстро, мед-ленно); координировать свои движения стемпом музыки; определять двухчастнуюформу.Детям 5 лет необходимо ритмично двигать-ся под разнохарактерную музыку; отображать в движении смену динамических оттенков(громко, тихо, громче, тише); ускорять илизамедлять движение в соответствии с измене-нием темпа (переходить от умеренного темпа к быстрому или медленному); различать реги-стровую окраску; отмечать шагами, ударами ног, хлопками метрическую пульсацию и ярковыраженные акценты; различными движения-ми и сменой направления движения переда-вать чередование музыкальных фраз, частей формы.Ранее приобретенные детьми 6—7 лет му-зыкально-ритмические навыки (представле-ние о разнообразном характере музыки, ди-намических, темповых, регистровых измене-ниях, понятие о двух- и трехчастной формемузыкальных произведений) закрепляютсяна более сложном двигательном материале сприменением нетрудных ритмических разми-нок. Дети должны ощущать метрическуюпульсацию, чередование простых длительно-стей.Новым навыком является показ двудольно-го и трехдольного размера музыкальных про-изведений по схемам.

6 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯВ 3—4 года музыкально-ритмические навыки еще недостаточно сформированы, так как слуховое внимание у детей неустойчивое. Они могут узнавать ранее изученное музыкально-двигательное упражнение, но не всегда пра-вильно определяют его характер на слух, не всегда точно под музыку начинают и заканчи-вают движение, двигаются не ритмично и не согласованно в заданном темпе.Накопленный к 5 годам музыкально-слу-ховой опыт позволяет ребенку восприниматьболее разнообразный музыкально-ритмиче-ский материал и включать в него элементытворчества.Детям 6—7 лет характерен эмоциональный отклик на прослушанное произведение иболее осознанное воплощение в движении художественных особенностей музыкаль-ного образа. Благодаря оригинальным музыкально-ритмическим заданиям и игровым приемам детям становятся доступ-ны элементарные представления об основ-ных длительностях (, , ) и несложныхритмических фигурах (см. упражненияNo 28—37).С понятиями «сильная» и «слабая» долиудобнее знакомиться на примере миниатюр-ных пьес в простых размерах (2/4, 3/4) с использованием несложных условных дирижер-ских жестов (см. схемы 1, 2).Схема 1Схема на 2/42                              «небо» «земля                  1Схема 2Схема на 3/4                        3            «небо»                        1                          2                «земля»             «поле»

Подобные задания можно использовать на занятиях ритмикой только при  систематической работе преподавателя с детьми, построен-ной в соответствии с сеткой учебных часов,отведенных на данный курс, и при хорошем уровне обученности детей 6—7 лет музыкаль-но-ритмическим навыкам.Вслушиваясь в музыкальное произведение на занятиях ритмикой, дети учатся передаватьв движении равномерную метрическую пуль-сацию, характерные особенности ритмическо-го рисунка.ОСВОЕНИЕ В ДВИЖЕНИИ ПРОСТЫХ ДЛИТЕЛЬНОСТЕЙЧерез игровые приемы и интересные зада-ния, в которые часто включаются различныеатрибуты (бубенчики, колокольчики, кубики, палочки, ленточки и т. д.), дети первоначаль-но интуитивно воспринимают такие понятия, связанные с метроритмом, как сильная доля,четверть (шаг), восьмые (бег), половинная(шаг с остановкой на вторую четверть). Под-ключение определенных условных шагов(«та» — , «ти» — , «бом» — ) помогаетболее осознанно относиться к пониманию этихдлительностей и воспроизводить их в движе-нии (хлопками, ударами пальчиков о ладонь,шагами и т. д.).Дети 6—7 лет, при углубленной и система-тической работе над материалом данного по-собия, уже могут ориентироваться в простей-ших ритмических рисунках. Для этих целейв пособии подобраны коротенькие музыкаль-ные примеры с повторяющимися ритмиче-скими фигурами в размерах 2/4 и 3/4. Му-зыкальные размеры изучаются также черезигровые формы и условные обозначения(«земля — небо» — в размере 2/4; «земля —поле, небо» — в размере 3/4). Подобные уп-ражнения и задания играют исключительноважную роль в развитии у детей чувства рит-ма и подготавливают их к ритмическим за-нятиям в школе.В пособии предусмотрены варианты длябольшинства упражнений, связанных с метро-ритмом. Это позволяет начинать работу с про-стейших заданий для малышей и усложнять их в дальнейшем для детей более старших воз-растных групп.Дифференцированный подход, учет воз-можностей и способностей каждого ребенкаМЕТОДИКА РАБОТЫ НАД МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИМИ НАВЫКАМИ

7помогут педагогу наикратчайшим путем до-биться положительных результатов в освое-нии одного из самых сложных средств музы-кальной выразительности, каким являетсяметроритм.ПРИЕМЫ РАБОТЫ НАД МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИМИ НАВЫКАМИВ размере 2/4:• на сильную долю — акцентированный хло-пок, удар ногой в пол;• на сильную долю — хлопок перед грудью, на слабую долю удары пальцем о палец;• на сильную долю — удар ногой в пол, на слабую — хлопок в ладоши;• сначала на сильные доли — педагог, дети повторяют за ним;• сильные доли дети отображают притопа-ми, щелчками пальцев или ударами по шумо-вым инструментам (бубны, погремушки, дере-вянные ложки);• педагог показывает: сильная доля — «зем-ля», параллельно вытянутые вперед руки опус-каются вниз; слабая доля — «небо», руки под-нимаются вверх; дети выполняют упражнениеза педагогом;• простые ритмические рисунки выполня-ются с предметами: кубиками, маленькимипалочками, погремушками, бубнами, коло-кольчиками.В размере 3/4:• хлопки, притопы, удары пальца о палец при определении сильной доли;• хлопки, удары в ладоши на сильную долю по показу взрослого и самостоятельно;• образноеобъяснение и образный показусловного дирижерского жеста педагогом:на сильную долю («земля») параллельно вы-тянутые руки опустить вниз; на первую сла-бую («поле») руки развести в стороны; навторую слабую («небо») руки поднятьвверх.Указанные задания и методические приемымогут быть использованы частично или полно-стью на усмотрение педагога.ПРИЕМЫ РАБОТЫ НАД РИТМИЧЕСКИМИ РИСУНКАМИРекомендуем следующие приемы:• отметить хлопком, притопом, приседани-ем окончание ритмически законченной музы-кальной фразы;• пройтишагами () и пробежать () подмузыку специально подобранных произве-дений;• прохлопать ритмический рисунок;• отметить простые длительности в ритми-ческих играх образного характера движения-ми рук сверху вниз, слева направо, движения-ми ног — ритмичными ударами;• для более подготовленных детей рит -мические рисунки показываются услов-ными жестами с проговариванием условныхслогов: «ти», «та», «бом». Например: чет-верть () — движением растных групп.

Дифференцированный подход, учет воз-

можностей и способностей каждого ребенка

5РАЗДЕЛ IОТОБРАЖЕНИЕ В ДВИЖЕНИИ ХАРАКТЕРА МУЗЫКИ И СРЕДСТВ МУЗЫКАЛЬНОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИНа примере музыкально-двигательного ма-териала этого раздела преподаватель ритмики в интересной и занимательной форме знакомитдетей с основными музыкально-ритмическимипонятиями, дает представление о характеремузыки и наиболее ярких средствах вырази-тельности, которые в дальнейшем легко ото-бражаются детьми в несложных двигательныхупражнениях, пластических миниатюрах иобразных играх. Такая вариантность ритмико-двигательных заданий позволяет в короткие учебные сроки всесторонне обучить детей раз-ным видам основного движения, выработать первоначальные двигательные навыки и навы-ки выразительного движения, развить их дви-гательную и произвольную память, координа-цию движений, ритмический слух, ориента-цию в пространстве.МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ НАВЫКИМузыкально-ритмические и двигательныенавыки вырабатываются у детей 3—7 лет втечение всего периода обучения. В началеобучения они связаны с интуитивным вос-приятием прослушанной музыки, в дальней-шем — с более осознанным пониманием от-дельных несложных элементов музыкальнойграмоты.Детям 3 лет необходимо различать марше-вый, спокойный и плясовой характер музыки, ритмично двигаться в соответствии с ним; реа-гировать на контрастное динамическое и тем-повое звучание (тихо, громко, быстро, медлен-но); различать начало и конец музыкального построения.Дети 4 летдолжны отображать в движенииболее разнообразный характер музыки; вы-полнять образные задания в соответствии собразным содержанием музыки; начинать изаканчивать движение с началом и оконча-нием музыкального произведения; узнаватьмузыкальное вступление и двигаться сразупосле него; менять направление и вид движе-ния в соответствии со сменой динамическихоттенков (тихо, громко), изменением регист-ров (высоко, низко) и темпов (быстро, мед-ленно); координировать свои движения стемпом музыки; определять двухчастнуюформу.Детям 5 лет необходимо ритмично двигать-ся под разнохарактерную музыку; отображать в движении смену динамических оттенков(громко, тихо, громче, тише); ускорять илизамедлять движение в соответствии с измене-нием темпа (переходить от умеренного темпа к быстрому или медленному); различать реги-стровую окраску; отмечать шагами, ударами ног, хлопками метрическую пульсацию и ярковыраженные акценты; различными движения-ми и сменой направления движения переда-вать чередование музыкальных фраз, частей формы.Ранее приобретенные детьми 6—7 лет му-зыкально-ритмические навыки (представле-ние о разнообразном характере музыки, ди-намических, темповых, регистровых измене-ниях, понятие о двух- и трехчастной формемузыкальных произведений) закрепляютсяна более сложном двигательном материале сприменением нетрудных ритмических разми-нок. Дети должны ощущать метрическуюпульсацию, чередование простых длительно-стей.Новым навыком является показ двудольно-го и трехдольного размера музыкальных про-изведений по схемам.

6ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯВ 3—4 года музыкально-ритмические навы-ки еще недостаточно сформированы, так как слуховое внимание у детей неустойчивое. Они могут узнавать ранее изученное музыкально-двигательное упражнение, но не всегда пра-вильно определяют его характер на слух, не всегда точно под музыку начинают и заканчи-вают движение, двигаются не ритмично и не согласованно в заданном темпе.Накопленный к 5 годам музыкально-слу-ховой опыт позволяет ребенку восприниматьболее разнообразный музыкально-ритмиче-ский материал и включать в него элементытворчества.Детям 6—7 лет характерен эмоциональный отклик на прослушанное произведение иболее осознанное воплощение в движениихудожественных особенностей музыкаль-ного образа. Благодаря оригинальныммузыкально-ритмическим заданиям и иг-ровым приемам детям становятся доступ-ны элементарные представления об основ-ных длительностях (, , ) и несложныхритмических фигурах (см. упражненияNo 28—37).С понятиями «сильная» и «слабая» долиудобнее знакомиться на примере миниатюр-ных пьес в простых размерах (2/4, 3/4) с ис-пользованием несложных условных дирижер-ских жестов (см. схемы 1, 2).Схема 1Схема на 2/42                              «небо»«земля                  1Схема 2Схема на 3/4                        3            «небо»                        1                          2                «земля»             «поле»Подобные задания можно использовать на занятиях ритмикой только при  систематиче-ской работе преподавателя с детьми, построен-ной в соответствии с сеткой учебных часов,отведенных на данный курс, и при хорошем уровне обученности детей 6—7 лет музыкаль-но-ритмическим навыкам.Вслушиваясь в музыкальное произведение на занятиях ритмикой, дети учатся передаватьв движении равномерную метрическую пуль-сацию, характерные особенности ритмическо-го рисунка.ОСВОЕНИЕ В ДВИЖЕНИИ ПРОСТЫХ ДЛИТЕЛЬНОСТЕЙЧерез игровые приемы и интересные зада-ния, в которые часто включаются различныеатрибуты (бубенчики, колокольчики, кубики, палочки, ленточки и т. д.), дети первоначаль-но интуитивно воспринимают такие понятия, связанные с метроритмом, как сильная доля,четверть (шаг), восьмые (бег), половинная(шаг с остановкой на вторую четверть). Под-ключение определенных условных шагов(«та» — , «ти» — , «бом» — ) помогаетболее осознанно относиться к пониманию этихдлительностей и воспроизводить их в движе-нии (хлопками, ударами пальчиков о ладонь,шагами и т. д.).Дети 6—7 лет, при углубленной и система-тической работе над материалом данного по-собия, уже могут ориентироваться в простей-ших ритмических рисунках. Для этих целейв пособии подобраны коротенькие музыкаль-ные примеры с повторяющимися ритмиче-скими фигурами в размерах 2/4 и 3/4. Му-зыкальные размеры изучаются также черезигровые формы и условные обозначения(«земля — небо» — в размере 2/4; «земля —поле, небо» — в размере 3/4). Подобные уп-ражнения и задания играют исключительноважную роль в развитии у детей чувства рит-ма и подготавливают их к ритмическим за-нятиям в школе.В пособии предусмотрены варианты длябольшинства упражнений, связанных с метро-ритмом. Это позволяет начинать работу с про-стейших заданий для малышей и усложнять их в дальнейшем для детей более старших воз-растных групп. Дифференцированный подход, учет воз-можностей и способностей каждого ребенка

МЕТОДИКА РАБОТЫ НАД МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИМИ НАВЫКАМИ

7помогут педагогу наикратчайшим путем до-биться положительных результатов в освое-нии одного из самых сложных средств музы-кальной выразительности, каким являетсяметроритм.ПРИЕМЫ РАБОТЫ НАД МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИМИ НАВЫКАМИВ размере 2/4:• на сильную долю — акцентированный хло-пок, удар ногой в пол;• на сильную долю — хлопок перед грудью, на слабую долю удары пальцем о палец;• на сильную долю — удар ногой в пол, на слабую — хлопок в ладоши;• сначала на сильные доли — педагог, дети повторяют за ним;• сильные доли дети отображают притопа-ми, щелчками пальцев или ударами по шумо-вым инструментам (бубны, погремушки, дере-вянные ложки);• педагог показывает: сильная доля — «зем-ля», параллельно вытянутые вперед руки опус-каются вниз; слабая доля — «небо», руки под-нимаются вверх; дети выполняют упражнениеза педагогом;• простые ритмические рисунки выполня-ются с предметами: кубиками, маленькимипалочками, погремушками, бубнами, коло-кольчиками.В размере 3/4:• хлопки, притопы, удары пальца о палец при определении сильной доли;• хлопки, удары в ладоши на сильную долю по показу взрослого и самостоятельно;• образноеобъяснение и образный показусловного дирижерского жеста педагогом:на сильную долю («земля») параллельно вы-тянутые руки опустить вниз; на первую сла-бую («поле») руки развести в стороны; навторую слабую («небо») руки поднятьвверх.Указанные задания и методические приемымогут быть использованы частично или полно-стью на усмотрение педагога.ПРИЕМЫ РАБОТЫ НАД РИТМИЧЕСКИМИ РИСУНКАМИРекомендуем следующие приемы:• отметить хлопком, притопом, приседани-ем окончание ритмически законченной музы-кальной фразы;• пройтишагами () и пробежать () подмузыку специально подобранных произве-дений;• прохлопать ритмический рисунок;• отметить простые длительности в ритми-ческих играх образного характера движения-ми рук сверху вниз, слева направо, движения-ми ног — ритмичными ударами;• для более подготовленных детей рит -мические рисунки показываются услов-ными жестами с проговариванием условныхслогов: «ти», «та», «бом». Например: чет-верть () — движением

5РАЗДЕЛ IОТОБРАЖЕНИЕ В ДВИЖЕНИИ ХАРАКТЕРА МУЗЫКИ И СРЕДСТВ МУЗЫКАЛЬНОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИНа примере музыкально-двигательного ма-териала этого раздела преподаватель ритмики в интересной и занимательной форме знакомитдетей с основными музыкально-ритмическимипонятиями, дает представление о характеремузыки и наиболее ярких средствах вырази-тельности, которые в дальнейшем легко ото-бражаются детьми в несложных двигательныхупражнениях, пластических миниатюрах иобразных играх. Такая вариантность ритмико-двигательных заданий позволяет в короткие учебные сроки всесторонне обучить детей раз-ным видам основного движения, выработать первоначальные двигательные навыки и навы-ки выразительного движения, развить их дви-гательную и произвольную память, координа-цию движений, ритмический слух, ориента-цию в пространстве.МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ НАВЫКИМузыкально-ритмические и двигательныенавыки вырабатываются у детей 3—7 лет втечение всего периода обучения. В началеобучения они связаны с интуитивным вос-приятием прослушанной музыки, в дальней-шем — с более осознанным пониманием от-дельных несложных элементов музыкальнойграмоты.Детям 3 лет необходимо различать марше-вый, спокойный и плясовой характер музыки, ритмично двигаться в соответствии с ним; реа-гировать на контрастное динамическое и тем-повое звучание (тихо, громко, быстро, медлен-но); различать начало и конец музыкального построения.Дети 4 летдолжны отображать в движенииболее разнообразный характер музыки; вы-полнять образные задания в соответствии собразным содержанием музыки; начинать изаканчивать движение с началом и оконча-нием музыкального произведения; узнаватьмузыкальное вступление и двигаться сразупосле него; менять направление и вид движе-ния в соответствии со сменой динамическихоттенков (тихо, громко), изменением регист-ров (высоко, низко) и темпов (быстро, мед-ленно); координировать свои движения стемпом музыки; определять двухчастнуюформу.Детям 5 лет необходимо ритмично двигать-ся под разнохарактерную музыку; отображать в движении смену динамических оттенков(громко, тихо, громче, тише); ускорять илизамедлять движение в соответствии с измене-нием темпа (переходить от умеренного темпа к быстрому или медленному); различать реги-стровую окраску; отмечать шагами, ударами ног, хлопками метрическую пульсацию и ярковыраженные акценты; различными движения-ми и сменой направления движения переда-вать чередование музыкальных фраз, частей формы.Ранее приобретенные детьми 6—7 лет му-зыкально-ритмические навыки (представле-ние о разнообразном характере музыки, ди-намических, темповых, регистровых измене-ниях, понятие о двух- и трехчастной формемузыкальных произведений) закрепляютсяна более сложном двигательном материале сприменением нетрудных ритмических разминок. Дети должны ощущать метрическую пульсацию, чередование простых длительностей. Новым навыком является показ двудольного и трехдольного размера музыкальных произведений по схемам.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯВ 3—4 года музыкально-ритмические навыки еще недостаточно сформированы, так как слуховое внимание у детей неустойчивое. Они могут узнавать ранее изученное музыкально-двигательное упражнение, но не всегда правильно определяют его характер на слух, не всегда точно под музыку начинают и заканчивают движение, двигаются не ритмично и не согласованно в заданном темпе .Накопленный к 5 годам музыкально-слуховой опыт позволяет ребенку воспринимать более разнообразный музыкально-ритмический материал и включать в него элементы творчества. Детям 6—7 лет характерен эмоциональный отклик на прослушанное произведение и более осознанное воплощение в движении художественных особенностей музыкального образа. Благодаря оригинальным музыкально-ритмическим заданиям и иг-ровым приемам детям становятся доступны элементарные представления об основных длительностях (, , ) и несложных ритмических фигурах (см. упражнения No 28—37).С понятиями «сильная» и «слабая» доли  удобнее знакомиться на примере миниатюрных пьес в простых размерах (2/4, 3/4) с использованием несложных условных дирижерских жестов (см. схемы 1, 2).Схема 1Схема на 2/42                              «небо»  «земля                  

1Схема 2Схема на 3/4     3   «небо» 1      2 «земля»  «поле»

Подобные задания можно использовать на занятиях ритмикой только при  систематической работе преподавателя с детьми, построенной в соответствии с сеткой учебных часов, отведенных на данный курс, и при хорошем уровне обученности детей 6—7 лет музыкально-ритмическим навыкам. Вслушиваясь в музыкальное произведение на занятиях ритмикой, дети учатся передавать в движении равномерную метрическую пульсацию, характерные особенности ритмического рисунка.

       

      ОСВОЕНИЕ В ДВИЖЕНИИ ПРОСТЫХ ДЛИТЕЛЬНОСТЕЙ

Через игровые приемы и интересные задания, в которые часто включаются различные атрибуты (бубенчики, колокольчики, кубики, палочки, ленточки и т. д.), дети первоначаль-но интуитивно воспринимают такие понятия, связанные с метроритмом, как сильная доля,четверть (шаг), восьмые (бег), половинная(шаг с остановкой на вторую четверть). Подключение определенных условных шагов («та» — , «ти» — , «бом» — ) помогает более осознанно относиться к пониманию этих длительностей и воспроизводить их в движении (хлопками, ударами пальчиков о ладонь, шагами и т. д.).

Дети 6—7 лет, при углубленной и систематической работе над материалом данного пособия, уже могут ориентироваться в простейших ритмических рисунках. Для этих целей в пособии подобраны коротенькие музыкальные примеры с повторяющимися ритмическими фигурами в размерах 2/4 и 3/4. Музыкальные размеры изучаются также через игровые формы и условные обозначения(«земля — небо» — в размере 2/4; «земля —поле, небо» — в размере 3/4). Подобные упражнения и задания играют исключительно важную роль в развитии у детей чувства ритма и подготавливают их к ритмическим занятиям в школе .В пособии предусмотрены варианты для большинства упражнений, связанных с метро-ритмом. Это позволяет начинать работу с простейших заданий для малышей и усложнять их в дальнейшем для детей более старших возрастных групп.

Дифференцированный подход, учет возможностей и способностей каждого ребенка

МЕТОДИКА РАБОТЫ НАД МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИМИ НАВЫКАМИ

7помогут педагогу наикратчайшим путем добиться положительных результатов в освоении одного из самых сложных средств музыкальной выразительности, каким является метроритм.

ПРИЕМЫ РАБОТЫ НАД МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИМИ НАВЫКАМИ

В размере 2/4:• на сильную долю — акцентированный хлопок, удар ногой в пол;• на сильную долю — хлопок перед грудью, на слабую долю удары пальцем о палец;• на сильную долю — удар ногой в пол, на слабую — хлопок в ладоши;• сначала на сильные доли — педагог, дети повторяют за ним;• сильные доли дети отображают притопами, щелчками пальцев или ударами по шумовым инструментам (бубны, погремушки, деревянные ложки);• педагог показывает: сильная доля — «зем-ля», параллельно вытянутые вперед руки опускаются вниз; слабая доля — «небо», руки поднимаются вверх; дети выполняют упражнение за педагогом;• простые ритмические рисунки выполняются с предметами: кубиками, маленькими палочками, погремушками, бубнами, колокольчиками.  В размере 3/4:• хлопки, притопы, удары пальца о палец при определении сильной доли;• хлопки, удары в ладоши на сильную долю по показу взрослого и самостоятельно;• образное объяснение и образный показ условного дирижерского жеста педагогом: на сильную долю («земля») параллельно вытянутые руки опустить вниз; на первую слабую («поле») руки развести в стороны; на вторую слабую («небо») руки поднять вверх.

Указанные задания и методические приемы могут быть использованы частично или полностью на усмотрение педагога.

ПРИЕМЫ РАБОТЫ НАД РИТМИЧЕСКИМИ РИСУНКАМИ

Рекомендуем следующие приемы:• отметить хлопком, притопом, приседанием окончание ритмически законченной музыкальной фразы;• пройти шагами () и пробежать () под музыку специально подобранных произведений;• прохлопать ритмический рисунок;• отметить простые длительности в ритмических играх образного характера движениями рук сверху вниз, слева направо, движениями ног — ритмичными ударами;• для более подготовленных детей ритмические рисунки показываются услов-ными жестами с проговариванием условных слогов: «ти», «та», «бом». Например: четверть () — движением Например: чет-верть () — движением ребра ладони правой руки сверху вниз на слог «та», восьмая длительность () — хлопком в ладоши на слог «ти», половинная () — постановкой обеих рук на пояс со слогом «бом». Музыкально-ритмические навыки приобретаются детьми в разнообразных игровых зада

                     НАВЫКИ ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ

Танцевальные элементы:• выполнять, шаг с притопом, приставной шаг с приседанием, боковой галоп, переменный шаг, шаг польки;• исполнять танцевальные упражнения, танцевальные комбинации и детские бальные танцы .Образные движения:•эмоционально ярко исполнять ранее изу-ченные образные движения в характере музыки;•через разнообразные пластические движения воплощать музыкальные образы: «рыбки плавают», «художники рисуют», «мотыльки порхают», «цветочки раскачиваются» и т. д.• выразительно исполнять парные образные танцы («лесовички», «мошкарята», «танец кукол» и т. д.);• образные песни с творческим заданием(«Кукла Катя», «Заячий хоровод», «Кошка в калошках»);• исполнять образные игры с элементами творчества («Листопад», «Разноцветные шаги», «Узоры», «Сеялка»,) и т. д. Серьезное, вдумчивое отношение к музыке позволяет воспринимать музыкальное произведение в целом как образно-художественную миниатюру, в которой есть свои «музыкальные краски» — яркие, выразительные средства. Работа над музыкально-ритмическими и двигательными навыками находит свое логическое продолжение в следующих разделах данного пособия .

       БОДРЫЙ ШАГ И ОСТОРОЖНАЯ  ХОДЬБА МАРШ

9Танцевальные элементы:• выполнять, шаг с притопом, приставной шаг с приседанием, боковой галоп, перемен-ный шаг, шаг польки;• исполнять танцевальные упражнения,танцевальные комбинации и детские бальные танцы.Образные движения:•эмоционально ярко исполнять ранее изу-ченные образные движения в характере му-зыки;•через разнообразные пластические дви-жения воплощать музыкальные образы:«рыбки плавают», «художники рисуют», «мотыльки порхают», «цветочки раскачиваются» и т. д.• выразительно исполнять парные образные танцы («лесовички», «мошкарята», «танец кукол» и т. д.);• образные песни с творческим заданием(«Кукла Катя», «Заячий хоровод», «Кошка в калошках»);• исполнять образные игры с элементами творчества («Листопад», «Разноцветные шаги», «Узоры», «Сеялка»,) и т. д.

Серьезное, вдумчивое отношение к музыке позволяет воспринимать музыкальное произведение в целом как образно-художественную миниатюру, в которой есть свои «музыкальные краски» — яркие, выразительные средства. Работа над музыкально-ритмическими и двигательными навыками находит свое логическое продолжение в следующих разделах данного пособия.

ОСНОВНЫЕ ДВИЖЕНИЯ1. БОДРЫЙ ШАГ И ОСТОРОЖНАЯ ХОДЬБАМАРШ

1Для детей 3—4 лет

Описание Часть I

Дети идут бодрым шагом. Часть II Такты 1—4. Остановившись, дети хло-пают (на  — громко, а на — не очень громко).Такты 5—8. Повторяют хлопки, как втак тах 1—4.

Такты 9—16. Снова идут бодрым шагом.

Для детей 5—6 лет Описание Часть I Такты 1—16. Размахивая  руками вперед-назад, идут энергичным бодрым шагом вдоль стен комнаты, замыкая круг. Часть II Такты 1—2. На месте выполняют 4 высоких шага, оттягивая носочки вниз, продолжая при этом размахивать руками. Такты 3—4.  Идут вперед осторожным, тихим шагом (4 шага).Такты 5—8. Повторяют движения тактов 1—4 (бодрые и осторожные, тихие шаги). Такты 9—10. Повторяют движения тактов 1—8.

Методические указания Обратите внимание детей на бодрый характер музыки в части I, чередование контрастной динамики в части II, которое влечет за собой изменение характера ходьбы. Для изучения вводятся разные виды ходьбы: на  — высокий шаг1, на  — осторожный, тихий шаг2. В первом варианте упражнения, для детей 3—4 лет, вместо разнообразных шагов на смену динамических оттенков выполняются громкие и тихие хлопки в ладоши. Композиция движений И. Лифиц1

Высокий шаг — нога, согнутая в колене, поднимается вверх, бедро и голень образуют прямой угол, корпус слегка откинут назад (шаг = ).

2 Осторожный, тихий шаг — ноги ставятся мягко на всю ступню, тяжесть тела переносится на переднюю часть ступни. Корпус несколько наклонен вперед


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по ритмике для детей младшего возраста.

Рабочая программа по ритмическому воспитанию детей дошкольного возраста (с 3 до 6 лет)....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Формирование творчества в танце на занятиях ритмики» для детей старшего дошкольного возраста.

Рабочая программа  «Формирование творчества в танце на занятиях  ритмики» для детей старшего дошкольного возраста подготовлена для аттестации на первую квалификационную категорию педагога до...

Рабочая программа кружка по ритмике «Игровая ритмика» для детей от 4-7 лет.

Рабочая программа дополнительного образования по ритмике, сроком реализации три года....

Рабочая программа по ритмике "Обучение детей движениям под музыку" для детей среднего и старшего дошкольного возраста (с 4 до 7 лет)

Программа «Обучение детей движениям под музыку» направлена на всестороннее, гармоничное развитие дошкольников, на развитие музыкально-ритмических и творческих способностей детей, на оздоро...

"Коррекционная ритмика для детей с задержкой психического развития и умственно отсталых детей"

quot;Коррекционная ритмика для детей с задержкой психического развития и умственно отсталых детей"...

Конспект занятия по хореографии для детей 5–6 лет. « Ритмика для детей с элементами хореографии».

Цель занятия: Проверить глубину и прочность знаний детей в партере и на середине зала. Укрепление здоровья.Образовательные задачи: Обучить хореографическим упражнениям, которые способствуют укреп...