"ТАНЕЦ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНИКА"
статья по музыке

Развитие танцевальных навыков у детей-дошкольников является не только программной задачей, но и важным условием в становлении личности.

Актуальность выбранного нами направления работы обусловлена тем, что развитие коммуникативных навыков является важнейшей условием, обеспечивающем дальнейшую успешную социализацию человека в обществе. В танце ребенок получает колоссальный опыт невербального общения, он учится контролировать себя, развивает музыкальность, раскрепощается, развивает чувства эмпатии и сочувствия и тд. Танец представляет собой многогранное явление, трудно переоценить его роль в формировании коммуникативных навыков.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tanets_kak_sredstvo_razvitiya_kommunikativnyh_navykov.docx49.62 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:


1.1. Определение понятия «танец», «Коммуникативные навыки», «Культура». Танец и его значение в культуре, в контексте развития коммуникативных навыков.

Танец на протяжении всего существования человечества, начиная с древнейших времен и до настоящего времени, всегда являлся неотъемлемой частью жизни общества. Роль танца исследовали различные писатели, ученые, хореографы, деятели искусств : Марта Грэм; Пина Бауш; Мэри Вигман; А. Дункан; Максимилиан Волошин; В. В. Ромм; К.П. Черников; С. Н. Худеков; А.В. Амашукели; Л. П. Морина; В.И. Уральская; Ю. А. Гевленко; И. А. Герасимова. Этот список можно продолжать и продолжать. Из этого можно сделать вывод о том, что вопросом определения понятия слова «танец», его происхождением, функцией, ролью в жизни человека, во все времена занимались многие исследователи из разных областей, деятели искусств и тд. Танец и на сегодняшний день остается значимым и играет немаловажную роль в становлении личности человека.

Однако, количество внимания, уделенное этой вопросу, дает повод утверждать, что роль танца в культуре велика, и имеет множество аспектов, один из которых в данной работе мы постараемся рассмотреть. И постараемся ответить на вопрос: «Каково значение танца в культуре, в контексте развития коммуникативных навыков».

Прежде чем мы приступим к анализу толкования слова «танец», следует отметить, что каждый из авторов по-своему понимает и, соответственно, толкует данное понятие. Это объясняется, главным образом, тем, в какой период жил исследователь и какое танцевальное направление было доминирующим в это время или какое из направлений было ближе самому исследователю. Поэтому каждое из предлагаемых исследователями толкований не является универсальным определением понятия «танец».

В современном мире трудно представить себе человека, который не знал бы, что такое танец. И тем не менее, искусство это столь велико, масштабно и многообразно, что вряд ли можно дать одно конкретное определение. В «Толковом словаре» С. И. Ожегова даётся несколько формулировок определению понятия, но наиболее подходящем понятием в контексте нашей работы является данное определение «танец-искусство пластических и ритмических движений тела».

Особый вклад в развитие знания о танце внес историк танца С.Н.Худеков. В своей работе «Всеобщая история танца» подчеркивает древнее происхождение танца и его нахождение во всех уголках мира, у всех наций и народностей. На сегодняшний день значение танца в жизни человека в современном мире растет день ото дня. Сегодня танцует весь мир, начиная от малышей и заканчивая людьми преклонного возраста. Роль танца в жизни человека грандиозна, вне зависимости от периода жизни людей, будь то древний или современный мир.  

  Максимилиан Волошин, в статье «О смысле танца» 1911 года дает определение: «Танец - это такой же священный экстаз тела, как молитва - экстаз души. Поэтому танец в своей сущности самое высокое и самое древнее из всех искусств. Оно выше музыки, оно выше поэзии, потому что в танце вне посредств слова и вне посредства инструмента человек сам становится инструментом, песнью и творцом и всё его тело звучит, как тембр голоса».[3]. Но в данных строках мы не видим «сухого» определения понятия «танец», следовательно, субъективное мнение автора принимать за термин не совсем целесообразно. Очевидно, что М. Волошин не ставит перед собой цели дать полноценное толкование слова «танец». Следовательно, нет оснований назвать данную трактовку определением.  Поэт отзывается о танце, как о древнейшем и высочайшем искусстве, показывая этим его важность и значимость для человека.

Танец - древнейшее искусство. Точнее видом искусства он стала гораздо позднее, а изначально носил сакральный, обрядовый характер. В танцах можно увидеть духовную жизнь каждого народа. «Египтяне танцами изображали движение небесных светил, римляне плясали в честь богов. Отображением языческого танца и культа Солнца является хоровод, участники которого движутся в том же направлении, что и Солнце. В Древней Руси были распространены ритуальные пляски, прыганьем через костры, которые были приурочены к определенным временам года.» пишет в своей  работе «Телесная терапия» И. Г. Малкина-Пых- практический психолог, проректор по научной работе и профессор кафедры консультативной психологии и психологии здоровья Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. Данное исследование позволяет нам сделать вывод о том, что уже с древних времен танец был не просто набором движений, а нёс в себе какой-то смысл и имел своё значение в жизни разных народов.

Танец возник в доречевую эпоху, а потому представляет собой исторически первую форму языка – «телесный всеобщий жест» (Е.К. Луговая). Первобытный танец был не только способом психо-эмоциональной разрядки членов племени (Э.А. Королева). На протяжении многих веков в танце люди накапливали опыт общения между собой. Возникновение танца связывают с удовлетворением потребности человека в общении, в контакте (с Природой, с Божеством, с миром, с другими людьми, с самим собой). В этом контексте Э.Л.Мартинес (1986) рассматривают танец как одну из форм внесловесного языка. Внесловесный язык, по определению Э.Л. Мартинеса, представляет собой одну из самых широких форм общения. Он порожден человеческим телом либо моделируется специфическими предметами (одеждой, масками, украшениями), имеющими определенное значение. Внесловесный язык является пространственно-временным, так как различные знаки выступают в совокупности, и их значение обуславливается целостностью компонентов сообщения в пределах определенного отрезка времени. Анализируя изменения танцевальных форм от «архаических», имеющих «повествовательную» направленность, до современного сценического танца, цель которого – общение со зрителем, Э.Л. Мартинес называет их «внесловесными диалогами», способными не только передавать информацию (культурные традиции, опыт и т.п.), но и чувства.

Е.К. Луговая (1991) также рассматривает танец как «невербальную форму общения в культуре», способную выполнять одну из основных функций языка – хранение и передачу системы высших ценностей общества. Свои доказательства данного тезиса Е.К. Луговая строит на анализе первобытного танца, который одновременно являлся и средством создания, и средством выражения, и средством сохранения мифа.

  Дать универсальное определение понятию танец- довольно трудно, т.к. все зависит от того, что мы хотим передать, посредством танца. Есть танцы ритуальные, бытовые, народные, балет и многие другие разновидности, но однозначно можно утверждать то, что танец- это движение тела, объединенное общей задачей содержанием и назначением. 

«Танец сочетает в себе физическую, психическую и эстетическую деятельность»- пишет в своей книге И. Г. Малкина-Пых. Это значит, что во время ритмичных движений под музыку, человек развивается всесторонне. Во-первых, физическая нагрузка на тело, за счет которой происходит общее развитие жизненного тонуса. Во-вторых, происходит гармонизация психического (внутреннего) состояния. И, наконец, движения становятся произведением искусства.

Главная функция сценического танца, как отмечает Э.Л.Мартинес (1986), это общение со зрителем. То есть и в данном случае мы можем говорить о танце не только как о художественном искусстве, но и как о средстве коммуникации, которое приобретает другой аспект и становится средством общения танцора и зрителя, исключая вербальные средства общения, можно сделать логический вывод о том, что общение происходит путём использования  невербальных средств.

Группа ученых (А. Мэррей, Р. Коллингвуд, А. Хаскел) рассматривают танец как средство выражения эмоций, как заменитель еще не родившегося языка. Так, английский исследователь Р. Коллингвуд (1942) называет танец «матерью всех языков». Американский ученый, президент национального Института бытового танца А. Мэррей считал, что танец на самых ранних этапах своего развития был мимическим, он возник в результате потребности первобытного человека выразить свои эмоции. Э. Ноак также замечает, что «на ранних стадиях развития человечества танец, движения и жесты были, вероятно, языком, на котором мы общались не только с неизвестным, но и друг с другом». На сегодняшний день эта функция танца сохранилась, танец и сегодня является неким инструментом для выражения собственных чувств и эмоций. И нельзя не согласиться с тем, что умение выразить свои чувства необходимо в развитии коммуникативных навыков у человека.  

Сфера таких исследований весьма разнообразна и получила освещение в ряде научных направлений. В ходе исследований, Т. А. Шкурко в своей работе «Психологические функции танца», отмечает: «В целом, древний племенной танец выполнял ряд важнейших для первобытного племени функций» [20, С. 6]:

1.Функцию "сохранения накопленного племенем жизненного опыта       и передачи его подрастающему поколению" (Э.А. Королева, 1977, с. 50).

2.Магическую функцию.

3.Функцию самопознания и познания окружающей действительности.

4.Знаковую функцию.

Танец становится своеобразным социальным знаком, признаком принадлежности к той или иной социальной группе. Существует множество танцев, имитирующих простые бытовые движения, в процессе которых идёт обучение чему-то новому, например охотничьи танцы разных племён и народов, а также общее сплочение и коммуникация. И здесь мы можем говорить об одном из множеств назначений танца- коммуникативном.

О танце, как о коммуникации впервые заговорила Мэри Вигман-немецкая танцовщица, хореограф, её называли «величайшей артисткой Германии». На тему роли и значимости танца в жизни человека Вигман рассуждала так: «Танец - это живой язык, которым говорит человек, это художественное обобщение, парящее над реальной основой, для того чтобы высказаться на более высоком уровне, в образах и аллегориях сокровенных человеческих эмоций. Танец прежде всего требует общения прямого, потому что его носителем и посредником является сам человек, а инструментом выражения - человеческое тело, естественные движения, которого создают материал для танца, единственный материал, являющийся его собственным и самостоятельно им используемым». Такой подход свидетельствует о том, что танец- это не просто ритмичные движения, танец- это ещё один язык человека, «живой язык», благодаря которому у человека появляется возможность выразить свои чувства, эмоции, состояние души на более высоком уровне.

Другая, не менее важная и значимая личность в истории танца, Пина Бауш, немецкая танцовщица и хореограф, основатель танцевальной школы, также уделяла большое внимание танцу в контексте коммуникации, говорила: «Я не следую никакой школе, я просто танцую. Безумие считать, что в танце должна существовать какая-то норма, на которой построен классический балет, а все остальное – не танец. Танец может жить в любых формах. Главное – это точность пластического выражения мысли, эмоции. И дело здесь, конечно, не в технике классического танца, а в жесте, выражающем сущность происходящего с человеком. Не в том, как человек движется, а в том, что им движет». Великая танцовщица характеризовала танец, как что-то внутреннее, что пытается выразить человек при помощи жестов и суть танца в пластическом выражении свои мыслей, эмоций, чувств. Важным является выражение своих мыслей и эмоций посредством танца, через внутренние ощущения человека Движения, язык жестов и просто речь, переплетаются и организуют симбиоз. Из одной только этой цитаты можно сделать вывод о том, что в танце содержится некая информация, и танец, будучи визуальным искусством эту информацию передает.  Речь в данном случае идет об умении пластически выразить мысли, чувства, что по сути является тренируемым коммуникативным навыком.  Учитывая то, что танец позволяет выразить то, что с трудом поддается передачи другими способами или средствами искусства (см. предыдущую цитату Волошина), можно прийти к выводу о важности и необходимости обучения танцам, т.к. необходимо развивать умение выражать и доносить свой посыл.

Для более полной характеристики рассматриваемого нами вопроса стоит обратить внимание на такое искусство, как эвритмия. Оно появилось в начале XX века, время поисков новых возможностей в искусстве выразительного движения. В переводе с греческого языка «Эвритмия» – это «прекрасный ритм, прекрасное движение». Эвритмия – искусство движения, основанное на закономерностях речи (речевая эвритмия) и музыки (музыкальная эвритмия). В рамках рассмотрения природосообразности личности ребенка Р. Штайнер отмечает: «… Если внешние изменения в облике растущего ребенка поддаются наблюдению, то душевная жизнь со всем ее богатством и мимолетностью впечатлений более сложна и скрыта. Вместе с тем именно в этой области лежат основы успешности обучения. Здесь находится и сфера интересов ребенка, и волевые усилия, которые он совершает, чтобы достигнуть желаемого». Эвритмия охватывает тело ребенка через одушевленное движение и, таким образом, включает душевное начало в гармоническое отношение с физическим. Задача эвритмии в школе и в детском саду заключается в том, чтобы помочь нормальному развитию ребенка в соответствии с его жизненными и возрастными этапами. Таким образом, эвритмия развиваем творческие способности ребенка выразительными художественными средствами с помощью искусства движения, но при этом обращается и к моральной сущности человека – ребенок находится в социуме среди других детей и взрослых.

  Не секрет, что для успешной социализации человеку необходимо овладеть коммуникативными навыками, ведь каждый человек, особенно в детстве, отрочестве и юности, является объектом социума. Коммуникативные способности каждого человека формируются индивидуально и в течении всей жизни. Влияющими факторами здесь являются взаимоотношения с родителями, сверстниками и т.д. Идеальным вариантом является естественное развитие этих навыков и оптимальная адаптация к окружающей среде. Умение общаться улучшает наши социальные отношения и качество жизни. Во многих ситуациях мы поддаёмся наработанным нами в течение жизни стереотипам поведения. Именно поэтому формирование коммуникативных навыков так важно на ранних этапах развития человека, особенно в дошкольном возрасте. Известные отечественные психологи, такие как Выготский Л., Запорожец, Леонтьев, Лисина, Рубинштейн, Эльконин, считали общение одним из основных условий развития человека, важным фактором формирования человеческой личности.

 М. И. Лисина выделяет две основные функции общения в жизни человека:

1) организация совместной деятельности людей (согласование и объединение усилий для достижения общего результата);

2) формирование и развитие межличностных отношений (взаимодействие. с целью налаживания отношений).

Многие специалисты, изучающие проблему развития коммуникативных навыков, убеждены, что хорошо развитые в дошкольном детстве навыки способны обеспечить успешность адаптации ребенка к процессу дальнейшего школьного обучения, содействуют успешной социализации и личностному развитию в целом. «Через коммуникацию происходит развитие сознания и высших психических функций. Умение ребенка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей; благодаря общению ребенок не только познает другого человека, но и самого себя. Независимо от типа своей личности ребенок нуждается в помощи для общения с внешним миром. Окружающая среда интересна и увлекательна, но без коммуникативных навыков её преимущества сложно оценить в полной мере» О. Л. Куликова [10, С.1]. Анализируя опыт, представленный в работе О.Л. Куликовой можно утверждать о том, что умение ребенка общаться со сверстниками, позволяет ему комфортно существовать в мире, узнавать его. Наладить это положительное общение помогают развитые у него коммуникативные навыки.

Сфера исследований проблемы коммуникативных навыков весьма разнообразна и получила освещение в ряде научных направлений. К примеру, по мнению О.Н. Коломыцевой, коммуникативная культура представляет собой, совокупность норм, ценностей и установок, реализуемых в общении при помощи социальных навыков коммуникации. Учитывая то, что общение является важным условием психологического развития ребенка, формирования его личности, его социализации, можно сделать вывод о том, что общение, осуществляемое с помощью вербальных и невербальных средств, обогащают совместную деятельность, в результате чего формируются новые взаимоотношения между детьми.

Особое внимание стоит уделить такому понятию, как «коммуникативная культура». По мнению А.В. Мудрика, коммуникативная культура личности — система знаний, норм, ценностей и образцов поведения, принятых в обществе, в котором она живет, и которые органично, естественно и непринужденно реализуют личность в деловом и эмоциональном общении. Исходя из слов А. В. Мудрика, мы можем сделать вывод о том, что необходимо развивать коммуникативную культуру, и начинать это делать как можно раньше, ведь это даёт возможность личности успешно реализоваться, взаимодействуя с другими людьми.

Стоит отметить, что существуют разные типы танцев: народно-бытовой, классический, современный. Исследователи выделяют несколько разновидностей бытовых танцев: сюжетные (движения трудового процесса, различные явления природы, жизненный уклад народа и его нравы) и бессюжетные танцы (спонтанные, импровизированные). Именно такие классификации приводит в своей научной статье О. Б. Бубнова. «В сюжетных и бессюжетных танцах происходит процесс общения партнеров, в котором используются невербальные средства». Данное высказывание является очень важным и ценным, так как оно несет в себе основную идею всей нашей работы о том, что танец, при определенных условиях становится одним из средств невербального общения.

В самом простом значении под невербальной коммуникацией понимают все то, что, наряду со словесной (вербальной) коммуникацией играет важную роль в общении между людьми, в коммуникации. Коммуникация (от лат. communico – делать общим) – это смысловой аспект социального взаимодействия (определение взято из «Лингвистического энциклопедического словаря», гл. ред. В. Н. Ярцева). Общаясь, взаимодействуя между собой люди обмениваются информацией, мнениями, идеями, чувствами и тд. Но важным для каждого человека является не только что ему говорят, но и как ему это говорят. Соответственно, процесс коммуникации нельзя сводить только к передаче информации, само понятие «коммуникации» становится обширнее и сложнее.

К вербальным средствам коммуникации, таким как речь (устная и письменная), добавляются ещё и невербальные средства (жест, мимика и др.). Таким образом, под невербальной коммуникацией М.С. Андрианов понимает «невербальная коммуникация – это совокупность неречевых коммуникативных средств – система жестов, знаков, символов, кодов, использующихся для передачи сообщения с большой степенью точности и играющих важнейшую роль в смысловом понимании людей друг друга». То есть телодвижения, жесты, позы, выражения лица и другие экспрессивные проявления выступают в роли неких знаков и выполняют функцию сообщения. «Танец – наиболее ранняя из сложных форм невербального общения. Он неразрывно связан с   жестовой коммуникацией; вместе с тем, танец нагружает и одухотворяет простой жест, заменяя   различные устные словосочетания и повествуя без слов.»- К. Н. Джиоти. И опять же автор в своём выражении говорит о неразрывной связи танца и невербальной коммуникации, то есть можно прийти к выводу о том, что необходимо развивать данный вид коммуникации, т.к. она играет немаловажную роль в жизни человека.

Отдельного внимания заслуживает такой термин, как «коммуникативная культура» и определить её значение в развитии личности ребенка-дошкольника. Коммуникативная культура дошкольников- составляющая культуры и их нравственности.  Понятие «коммуникативная культура ребёнка-дошкольника» определяется как личностное качество, включающее потребность в коммуникации, свободу выбора, самовыражении; представления о ценностях общения и собственной жизнедеятельности; эмоционально-позитивная направленность и отношение к себе как личности и партнёру по общению. Развитие коммуникативной культуры так же важно, как и развитие нравственности в целом, т.к. помогает решить проблему нехватки воспитанности, доброты, культуры и тд.  

Таким образом, можно сделать вывод, что танец – это сложный и многогранный процесс, который может быть понят только в единстве всех доступных аспектов. Возникновение танца и его развитие на протяжении тысячелетий связано с его многофункциональностью, с тем, что он отвечает целому спектру потребностей человека и общества. В нашей работе мы намеренно не разделяем разные жанры пластического искусства в силу того, что танец- широчайшее понятие, включающее в себя помимо «сухого» определения ещё много аспектов. Конкретизируя понятие танец, в контексте нашей работы, мы приходим к тому, что обучение танцу сводится к обучению пластическим навыкам с целью обучения умению выражать себя через конкретный пластический рисунок; определять себя в пространственно-временных координатах заданных ритмом, рисунком танца; обучению коллективным действиям и коллективному творчеству, обучению видеть проявления индивидуальности других людей.  В данном параграфе мы проследили историю развития танца, отношение к танцу разных деятелей искусств, танцоров, научных деятелей, нашли подтверждение тому, что танец является одним из средств невербального общения, неотъемлемой частью коммуникации, доказали, что посредством танца можно развивать коммуникативные навыки и способности.  


1.2. Функция танца в развитии коммуникативных навыков и их значение для ребенка-дошкольника.

Вопрос влияния различных видов двигательной активности, а именно музыкально-ритмических упражнений, танцев, плясок, хороводов, музыкальных игр, на развитие коммуникативных ребенка давно привлекал внимание и изучался учеными с познания человека в единстве физического, умственного и духовного развития. Теоретические и практические научные исследования в этой области можно найти в трудах таких известных ученых таких, как Ж. Пиаже, Л. С. Выготский, М. Кляйн, А.А. Леонтьев, М.И. Лисина, А.Г. Арушанова, Я.Л. Коломенский, Л.А. Венгер и другие.

В развитии сферы общения ребенка дошкольника ведущую роль играют коммуникативные умения. Они позволяют не только правильно и грамотно объяснить свою мысль и адекватно воспринимать информацию, идущую от партнеров по общению, но и различать те или иные ситуации общения, понимать состояние других людей в таких ситуациях и на основе этого выстраивать свое поведение.  

Общение со сверстниками происходит в различных видах деятельности детей, в том числе и музыкальной. Особым потенциалом для развития навыков невербального общения обладают музыкальные занятия. В процессе музыкально-ритмического обучения дети могут научиться понимать намерения другого ребенка, узнавать по жестам о его готовности вступить в контакт, по позе – об эмоциональном настрое.

Усиленное внимание к проблеме развития коммуникативных навыков у детей, связано в первую очередь с проблемами развития детей-дошкольников в современном мире. Исследования, проведенные О.Б. Бубновой в её работе «Коммуникативные танцы как средство развития навыков невербального общения», показывают, что в процессе совместной деятельности с детьми среднего и старшего дошкольного возраста наблюдались такие особенности поведения как неготовность к общению, затруднения при вступлении в контакт, низкая инициативность, неумение понять сверстника. Это проявляется в нежелании детей объединяться в пары, подгруппы, вставать в круг при исполнении музыкально-ритмических движений, игр. Также в отказе брать на себя ведущие роли или, наоборот, в претензии на лидерские позиции, в отсутствии инициативы и творчества у детей, в непонимании действий сверстника. Перспективу для решения данных проблем открывает коммуникативный танец, являющийся коллективным видом деятельности, в ходе которого предполагается необходимость общения со сверстниками или взрослыми.

Помимо развития музыкально-ритмических способностей, коммуникативные танцы-игры направлены на формирование коммуникативных и личностных качеств, таких как:

∙ развитие динамической стороны общения: легкости вступления в контакт, инициативности, готовности к общению;

∙ развитие эмпатии, сочувствия к партнеру, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения;

∙ развитие позитивного самоощущения, что связано с состоянием раскрепощенности, уверенности в себе, ощущением собственного эмоционального благополучия, своей значимости в детском коллективе, сформированной положительной самооценки .

Освещая проблему развития коммуникативных навыков, важным для нас является замечание немецкого композитора и музыкального педагога К. Орфа, который отмечал необходимость подбора к музыке соответствующих настроению танцевальных движений[4]. Соответственно, можно сделать вывод о том, что правильно подобранная музыка, позволяет детям раскрыться, показать их эмоциональное состояние, настроение, за счет раскрепощения во время танца. Й. Вуйтак, преподаватель ряда институтов музыки Бельгии, Голландии, Франции и США, считал, что танец является социальной деятельностью, поэтому он способствует социализации детей. Авторы, такие как А.И. Буренина, И.Э. Сафарова, В. А. Жилин, рассматривавшие те или иные пути введения детей в танцевальное творчество, отмечали: в этом процессе у детей развиваются определенные коммуникативные умения, необходимые для общения друг с другом. А.И. Буренина считает, что коммуникативные танцы-игры помогают воспитанию культуры поведения и развитию навыков общения; И.Э. Сафарова предлагает разучивать «танцы для знакомства и социализации»; В.А. Жилин на авторских семинарах употребляет понятие «коммуникативный танец». Очевидно, поэтому в методике музыкально-ритмического воспитания детей появился термин «коммуникативный танец», который, по мнению В. А. Жилина, основателя Орфовского движения в России, экс-президент педагогического общества Карла Орфа, «является художественной деятельностью, включающей комплекс определенных танцевальных упражнений, направленных на установление общения между детьми» [4].

Общение со сверстниками и взрослыми является одним из важнейших направлений в развитии детей дошкольников. В сущности, эти мысли были высказаны уже Ж. Пиаже. Еще в 30-х гг. он привлек внимание детских психологов к общению сверстников как к важному фактору и необходимому условию социального и психического развития ребенка, способствующему разрушению эгоцентризма. Ж. Пиаже утверждал, что «…только благодаря разделению точки зрения равных ребенку лиц — сначала других детей, а по мере взросления ребенка и взрослых — подлинная логика и нравственность могут заменить эгоцентризм, свойственный всем детям и в отношении с другими детьми, и в мышлении». Общение детей друг с другом происходит на разных уровнях и в различных видах деятельности. У. Бронфенбреннер (Американский психолог, специалист в области детской психологии, иностранный член Российской академии образования) в качестве основных характеристик личности, которые приобретаются детьми в процессе общения со сверстниками, выделяет 10 основных характеристик:
взаимное доверие, доброту, готовность к сотрудничеству, открытость и др. То есть, общаясь со взрослыми и сверстниками, ребенок учится регулировать свое поведение, вносить изменения в деятельность, корректировать поведение других людей. Общение развивает, формирует эмоциональную сферу дошкольника. Весь спектр специфически человеческих эмоций возникает в условиях общения ребенка с другими людьми.

Вопросами «общения и развития коммуникативных способностей» детей дошкольного возраста занимались наши отечественные педагоги и психологи, такие как: А.А. Леонтьев, М.И. Лисина, А.Г. Арушанова, В.С. Мухина, Т.А. Федосеева, В.С. Селиванов, Я.Л. Коломенский, Л.А. Венгер. Также Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Т.А. Репина. Современные специалисты в области общения детей со взрослыми и сверстниками (Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е, Смирнова Е.О.) рассматривают формы и методы развития коммуникативных способностей у дошкольников. Для развития коммуникативных способностей детей существует множество методик, но именно танец может в полной мере раскрыть человеческие качества, его внутренний мир посредством невербальных сигналов (движений тела, поз, рук), а через него (невербальное общение посредством танца) дети учатся и словесно лучше выражать свои мысли при помощи речи. Этой проблемой занимались известные педагоги и научные деятели, такие как С.В. Проняева, Е.Г. Савина, Л.Р. Мунирова, Н.С. Глуханюк.

Большое внимание в своей научной статье Громенко Л.Н. уделяет развитию коммуникативных навыков у детей, говоря: «Танец сам по себе являясь невербальным языком общения помогает ребенку при помощи телодвижений выражать свои чувства, мысли, настроение.»

Т.к. коммуникативные танцы в основном построены на жестах и движениях, которые в житейском обиходе выражают дружелюбие, открытое отношение друг к другу, то в целом они воспроизводят положительные, радостные эмоции. Разучивая коммуникативные танцы, дети познают себя, сверстников. Знакомятся с культурой различных стран и открывают для себя разнообразие национальных характеров и традиций. Коммуникативный танец является средством развития навыков невербального общения, в него включаются визуальный и тактильный контакты, облегчающие понимание и установление взаимодействия между детьми, являющиеся в самом коммуникативном танце средствами художественной выразительности.
Соответственно, можно сделать вывод о том, что коммуникативные танцы вызывают положительные, радостные эмоции у детей, а также расширяют их кругозор. Контакт, соприкосновения, осуществляемые в танце, ещё больше способствуют развитию добрых и доверительных отношений между детьми.

Ценность коммуникативных танцев также состоит в том, что они способствуют повышению самооценки у тех детей, которые чувствуют себя неуверенно в детском коллективе. Тактильный контакт, осуществляемый в танце, ещё более способствует развитию доброжелательных отношений между детьми и, тем самым, нормализации социального микроклимата в детской группе.

В своей научной статье Громенко Л. Н. рассуждает о том, какие же проблемы помогают преодолеть коммуникативные танцы и какие задачи в развитии детей они решают:

1) развитие музыкальности (воспитание интереса и любви к музыке, потребности в ее слушании, движении под музыку в свободных играх; · обогащение слушательского опыта — включение разнообразных произведений для ритмических движений: народных, современных песен и некоторых доступных произведений изобразительного характера композиторов-классиков развитие умения передавать в пластике разнообразный характер музыки, различные оттенки настроения (веселое— грустное, шаловливое — спокойное, радостное, торжественное, шуточное, беспокойное и т.д.) ;  

2) развитие умения передавать основные средства музыкальной выразительности: темп (умеренно быстрый — умеренно медленный, быстрый); динамику (громко-тихо, умеренно громко, усиление звучания и уменьшение); регистр (высокий, низкий, средний); метроритм (сильную долю, ритмическую пульсацию мелодии, сочетание восьмых и четвертных); различать 2-3-частную форму произведения, вариации с контрастными по характеру частями;

 3)  развитие способности различать жанр произведения (плясовая, колыбельная, марш) и выражать это самостоятельно в соответствующих движениях и в слове.

 4) развитие двигательных качеств и умений, развитие способности передавать в пластике музыкальный образ, используя перечисленные ниже виды движений.  

5) развитие творческих способностей: ·воспитание потребности к самовыражению в движении под музыку; · формирование умений исполнять знакомые движения в различных игровых ситуациях, под другую музыку; · развитие воображения, фантазии, умения самостоятельно находить свои, оригинальные движения, подбирать слова, характеризующие музыку и пластический образ.

6) развитие и тренировка психических процессов: развитие умения самостоятельно начинать и заканчивать движение вместе с музыкой — развитие слухового внимания, способность координировать слуховое представление и двигательную реакцию; ·  

7) развитие умения выражать эмоции в мимике и пантомимике — радость, грусть, страх, удивление, обида и т.д., т.е. разнообразные по характеру настроения.

8) развитие нравственно-коммуникативных качеств личности: · воспитание умения сочувствовать, сопереживать, воспринимая музыкальный образ, настроение, объясняя свои чувства словами и выражая их в пластике; · формирование чувства такта (например, не танцевать и не шуметь в помещении, если кто-то отдыхает или занимается, сочувствовать, если кто-то упал).

В коммуникативных танцах-играх (помимо развития музыкального слуха, выразительности движений, ориентировки в пространстве и т. д.) могут быть эффективно реализованы следующие направления воспитательной работы, отмечает А. И. Буренина в своём учебном пособии «Коммуникативные танцы-игры для детей»:

  • развитие динамической стороны общения: легкости вступления в контакт, инициативности, готовности к общению;
  • развитие эмпатии, сочувствия к партнеру, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения;
  • развитие позитивного самоощущения, что связано с состоянием раскрепощенности, уверенности в себе, ощущением собственного эмоционального благополучия, своей
  • значимости в детском коллективе, сформированной положительной самооценки.

Учителя и школьные психологи считают, что достаточно часто во многих семьях, в детских садах у детей не вырабатываются направленно и последовательно умения и навыки понимания состояния другого человека, наблюдения за ним, не формируется отношение к его внутреннему миру, которое выражается в мимике, жестах, позе, походке, что затрудняет вступление детей в процесс общения между собой .

Эффективное развитие социальных навыков, становление адекватной самооценки, успешная саморегуляция и активное сотрудничество со сверстниками. В этот период у детей зарождаются дружба, а также конструктивная конкуренция, выражающаяся в привлечении внимания других к себе. Общение наполняется более богатой эмоциональной жизнью, состоящей из мимики и жестов. Полное овладение языком является одним из основных условий для успешного обучения в школе и благоприятной жизни в социуме.

В коммуникативных танцах развивается легкость вступления в контакт, инициативность, готовность к общению что очень важна для детей дошкольного развития, в период их первичной социализации. Они способствуют развитию эмоциональности и выразительности невербальных средств общения. Коммуникативные танцы можно использовать в различных формах работы с детьми: на музыкальных занятиях, на праздниках, в свободной деятельности. Особенно актуально их использование при проведении совместных праздников и развлечений для детей и их родителей.

В своей работе «Формирование коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством музыкальных игр и танцев» Молчалова Т. А. видит значение коммуникативных навыков в следующих пунктах, с чем нельзя не согласиться: музыкально-ритмических танцев в процессе формирования коммуникативных способностей детей трудно переоценить. Общение и опыт взаимодействия со сверстниками важны для процесса музыкального развития детей-дошкольников. Также развивается способность ориентироваться в пространстве и умение строить различные танцевальные фигуры (от простых к сложным). Таким образом, навыки невербального общения необходимы не только взрослым, но и детям, так как они способствуют развитию эмоциональной культуры детей, открывают широкие возможности для полноценного социального общения, самореализации и контроля.

На основе вышесказанного можно сделать вывод о том, что коммуникативные танцы направлены на выражение собственного эмоционального состояния через движения, развивают умение выражать свои мысли, способствуют повышению самооценки у детей, которые чувствуют себя неуверенно и в целом создают благоприятные условия для освоения детей в коллективе. Развивают умение выражать чувства и понимать чувства другого человека; развивают чувства единства, сплочённости, умение действовать в коллективе; снимают телесные барьеры; развивают творческие способности, возможность самовыражаться. Повышают уровень коммуникативной культуры; вовлекают дошкольников в игровое общение со сверстниками; формируют положительное отношение к сверстнику, способствуют сплочению детского коллектива, преодолению барьеров детей в общении; совершенствуют память, внимание, мышление, развитие творческих способностей и тд.

Дошкольный возраст- особый промежуток жизни ребенка, в период которой происходит его первичная социализация в обществе. Именно поэтому очень важно на данном этапе развития обеспечить им комфортные условия для развития коммуникативных навыков и способствовать их развитию. Идея «выразительного танца» возникла в педагогике Э. Жак-Далькроза. К. Орф «подхватил» идею сочетания музыки и движения как средства раскрепощения, свободы тела и духа. Он мечтал научить детей читать «мировую книгу» музыкальных интонаций так же, как они читают сказки народов мира, поэтому включил в свой сборник «Шульверк» фольклорные танцы народов мира.( фольклорные танцы- направлены на коммуникацию) Последователи Карла Орфа включают в свои уроки такой вид деятельности детей, как фольклорные танцы (Й. Вуйтак, Т. Э. Тютюнникова, Е. И. Поплянова), коммуникативные танцы (В. А. Жилин), коммуникативные танцы-игры (А. И. Буренина).

Занятия танцами могут развивать навыки невербального общения у детей, помогают «пробудить мышечное чувство и развить способность передавать свои ощущения посредством движения» (Э. Жак-Далькроз). Музыкально-ритмическая деятельность как средство развития невербального общения осуществляется в педагогической практике ДОУ посредством использования различных вариантов ритмических занятий: психогимнастики (Е. А. Дубровская), ритмопластики, ритмографики, эвритмии ( А. Ф. Лобова, О. Е. Дрень), свободной импровизации ( А. Н. Зимина, Т. Г. Нестеренко, К. В. Тарасова).

Показатели коммуникации, выявленные О. Б. Бубновой, а именно: знание средств невербального языка общения, стремление вступить в контакт, передача невербального сообщения партнеру.

Над проблемой развития коммуникативных навыков дошкольников занимались многие педагоги-ученые, их вклад в развитие данного направления является неоценимым. Анализ деятельности детей на музыкальных занятиях, их поведение, заинтересованность, позволили выявить следующие проблемы:

1) желание занимать только лидерские позиции;

2) низкая инициативность у подавляющего числа воспитанников;

3) затруднения при вступлении в контакт не только со сверстниками, но и со взрослыми;

4) эмоциональная скованность;

Соглашаясь с позицией ученых, и задавшись целью решить данные проблемы, мы обратились к методическим пособиям таких авторов, как А. И. Буренина, Т. И. Суворова, И. М. Каплунова. Методика А.Бурениной «Коммуникативные танцы-игры для детей» является наиболее подходящей для развития коммуникативных навыков в танцевальной деятельности, поскольку предлагает детям несложные танцы-игры, стимулирующие выполнение музыкально-ритмических движений в процессе невербального контакта с партнером.

Чтобы построить эффективное общение, направленное на взаимодействие, необходимо развивать умение интерпретировать невербальное поведение партнеров. Исследования И. И. Горелова, В. А. Лабунской, Б. К. Луговой, Т. А. Шкурко, показали, что танец является сложным и многогранным феноменом. Он рассматривается данными авторами, как социокультурное явление.

В танцах-играх со сменой партнёров дети с заниженной самооценкой чувствуют себя полноправными членами коллектива, потому что в этих танцах-играх создаются для всех равные условия общения. Дети, которые лидируют в группе, и привыкли пренебрегать «тихонями», открывают для себя, что они вовсе не плохие, а такие, как все.

Целенаправленная работа по развитию коммуникативных навыков у детей посредством танца, в подготовительной группе, проводилась нами на базе ГАДОУ № 53 Фрунзенского района.

В процессе нашей работы, мы стремились к достижению у детей высокого уровня коммуникации, который проявляется в конкретных аспектах:

1) знание детьми средств невербального языка общения (шесть основных мимических состояний);

2) умение детьми привлекать внимание партнера мимикой и жестами, сообщают о стремлении вступить в контакт ( утвердительный кивок головой, поднятая рука);

3) наличие у детей навыка передачи невербального сообщения партнеру (о желании и начале контакта)

Именно эти аспекты стали для нас приоритетными ориентирами в нашей работе.

На практике мы выяснили, что развитие коммуникативных навыков- долгий и трудоемкий процесс, но результат достигнутой цели — это большой вклад в развитие личностей подрастающего поколения.

Использованные нами в ходе досуга танцы, такие как полька, кадриль, танго, способствовали развитию чувства единства, сплочённости, умения действовать в коллективе, снятию телесных барьеров, развитию творческих способностей. Вальс, использованный во время слушания, способствовал развитию эмоционального восприятия, обогащению их кругозора, а импровизация движений под него активизировало творческую деятельность дошкольников.

Так-же в ходе мероприятия была использована хороводная игра, которая способствовала раскрепощению детей, одновременно помогая им чувствовать себя комфортно в коллективе, благодаря совместной деятельности.

Результатом нашей работы по развитию коммуникативных навыков у детей-дошкольников посредством танца, стало открытое досуговое мероприятие «Путешествие вокруг земного шара», посвященное танцам народов мира, которое представлено далее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Использование театрализованных игр, как средство развития коммуникативных навыков старших дошкольников".

В данной консультации раскрывается эффективность развития коммуникативных навыков старших дошкольников посредством театрализованных игр, а также рекомендации по включению театрализованных игр в учебны...

"Режиссерская игра,как средство развития коммуникативных навыков у дошкольников"

laquo;Режиссёрская игра как средство развития коммуникативных навыков у дошкольников» Все мы знаем, что человек не рождается с готовыми речевыми навыками. Коммуникативные компоненты формируются...

Игра – театрализация как средство развития коммуникативных навыков старших дошкольников.

Статья посвящена вопросам развития коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста в детском саду. Автор раскрывает основные способы и механизмы социализации в детском возрасте: участие ре...

Режиссёрская игра как средство развития коммуникативных навыков у дошкольников

   Режиссёрские игры – это тип детских развлечений, в ходе которых ребёнок выступает в роли режиссёра, проектируя действия,  придумывая, чем будут заниматься его игрушки, к...

Сценарий развлечения в рамках инновационного проекта «Дворовая игра как средство развития коммуникативных навыков старших дошкольников в ДОУ». «Дворовые подвижные игры летом в детском саду»

Игры – это наилучшее средство сделать процесс воспитания ребенка приятным и полезным для него самого и для окружающих его взрослых. Играя, ребенок познает мир вокруг себя, изучает те явления, с ...

Сюжетно-ролевая игра, как средство развития коммуникативных навыков старших дошкольников

Игра — это общепринятое научное понятие. В психологии, философии, педагогике термин «игра» имеет разную интерпретацию. Игровые модели применяются в различных науках и прикладных отра...

Протокол родительского собрания."Режиссёрская игра как средство развития коммуникативных навыков у дошкольников"

ПРОТОКОЛ № 3РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ СТАРШЕЙ  ГРУППЫ   22.03.2023г.Тема «Подготовка дошкольников 5-6 лет к овладению грамотой. Режиссёрская игра как средство развития  коммуник...