Выступление на районном методическом объединении "Фантастическое трио: речь, музыка, движение"
план-конспект занятия по музыке (младшая группа)

Осколкова Валентина Александровна

Выступление на районном методическом объединении "Фантастическое трио: речь, музыка, движение"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_rmo_logoritmika.doc37.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Возможно, самое  лучшее,  самое радостное, что  есть  в  жизни  - это  красивая речь и  свободное  движение  под  музыку.                          И  ребенка можно    этому   научить.

                                                             А. И. Буренина.

     

Ранний возраст ребёнка – это чрезвычайно ответственный период развития человека, когда происходит закладка фундамента его личности.

       В этом возрасте у детей речь становится доминирующей линией развития. Быстро пополняется словарь, качественно улучшается умение строить предложения, совершенствуется звуковая сторона речи. Ребёнок учится сравнивать, строить умозаключения наглядно-действенного характера. Речь служит средством общения и саморегуляции поведения.

       Чему же должны научиться дети в этот возрастной период?

  • Подражать звукам окружающей среды. Например, показать, как гудит машина, как капает дождик и т.д.
  • Повторять за взрослым слоги и слова. Например, топ-топ, ля-ля, дя-дя и т.д.
  • По просьбе взрослого показывать части тела.
  • Узнавать знакомые предметы и называть их.
  • Рассматривая иллюстрации, ребёнок должен по просьбе взрослого уметь показать на картинках предметы одежды, игрушки, предметы домашнего обихода, а также называть их.
  • Уметь словесно выражать свои желания.
  • Должны научиться говорить предложения, состоящие из двух слов;
  • Уметь импровизировать в различных видах музыкальной деятельности.

  Все, окружающее нас,  живет  по  законам  ритма.  Смена  времен  года,  дня  и  ночи, биение  сердца,  возрастные  процессы - все  это  и  многое  другое  подчинено  определенному  ритму.  

          Данные физиологии и психологии доказывают тесную  взаимосвязь  слуховых  ощущений   с  мышечными.  Еще великий русский  физиолог  И.М.  Сеченов   отмечал, что  слуховое  и  мышечное  восприятие  связано  с  временными  ощущениями. А советский ученый,  невролог и  психиатр Б. М. Бехтерев доказал, что вначале на маленького ребенка  заметное  воздействие  оказывает  ритм, а лишь затем звуковысотные  сочетания  и  тембр  звучащей  музыки.  

 Развитием  чувства  ритма  рекомендуется  заниматься  с  самого  раннего  возраста  и  в  доступной  для  дошкольников  форме:  ритмических  упражнениях и  играх.

Логоритмика является своеобразной  формой  активной  терапии,  средством  взаимодействия  в  комплексе   методик  и  учебной  дисциплины. Первое  понимание  логоритмики   основано  на  сочетании  слова,  музыки  и  движения. Взаимоотношения  указанных  компонентов   могут  быть  разнообразными,   с  преобладанием  одного  из  них  или  связи  между  ними.

Второе  понимание логоритмики  обусловливает  включение  ее  в  любую  реабилитационную  методику  воспитания,  обучения  и  лечения  людей  с  различными  аномалиями  развития  и  нарушения  речи. Целью  логоритмики  является  преодоление  речевого  нарушения  путем  развития   и  коррекции  неречевых  и  речевых  психических   функций.  Задачи  логоритмики  определяются  как  оздоровительные,  образовательные,  воспитательные,  коррекционные.

     В педагогическом  аспекте  логоритмика -  это  система  физических  упражнений, построенная на  связи движений  с  музыкой. На своих занятиях я использую логоритмику с целью художественного развития детей,  развития музыкального слуха, внимания и восприятия, памяти,  выразительности движений. Также она помогает формировать  эмоциональную  отзывчивость  и  музыкально – ритмическое  чувство,  учит  движениями  выражать  характер  и  темп музыкального  произведения (это видно в логоритмической игре «Кто живет у бабушки Маруси»),  развивает  музыкально -  речевые  способности (в русской народной потешке «Баба сеяла горох), расширяет  певческий  диапозон (как в песне - игре «Вышла курочка гулять).  

      В  игровой форме  дети легче  осваивают  и  закрепляют  понятия  величины,  формы  и  цвета  предметов,  овладевают  движениями  общей  и  мелкой  моторики.

     Все занятия  включают  в  себя  пальчиковые  и  подвижные  игры,  песни  и  стихи, сопровождаемые  движениями,  двигательные  упражнения,  несложные танцы. Также я беру музицирование на музыкальных  инструментах  для развития чувства  ритма, внимания и памяти,   координации  движений,  мелкой  моторики и  т.  д.

      Все  упражнения  проводятся  по  подражанию.  Речевой  материал  предварительно  не  разучивается.  

Тема    берется  на  2-3  занятия  в  зависимости  от  сложности  материала и индивидуальных  психо -  физиологических  особенностей  детей.    

В своей работе я использую:

  1. Иллюстрации  и  репродукции.
  2. Малые  скульптурные  формы.
  3. Дидактический  материал.
  4. Игровые  атрибуты.
  5. Музыкальные  инструменты.
  6. Аудиоматериалы.
  7. Оживленных сказочных героев (воспитатели  или  дети,  одетые  в  соответствующие  костюмы).
  8. Техническое оснащение   занятий.

Новизна  и  актуальность:

Заключается в том, что целью логоритмического воздействия является преодоление и профилактика речевых нарушений путем развития и коррекции у детей движений в сочетании со словом и музыки.

Работа  по  развитию  чувства  ритма  продолжается  и  на  других занятиях  по  рисованию,  конструированию,  аппликации,  развитию  речи, физической культуре, в  ходе  подвижных, хороводных,  дидактических  игр  и  игр – драматизаций.

Логоритмика  хорошо  используется  всеми педагогами нашего учреждения.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на районном методическом объединении воспитателей групп раннего возраста. Тема выступления: «Развитие личности ребенка, его успешности и творческого потенциала через проектный метод»

Развитие личности, ее творческой индивидуальности должно лежать в основе современного педагогического процесса. Эффективное решение этой проблемы зависит от содержательных и структурно-...

Презентация для выступления на районном методическом объединении по теме "Развитие речи детей посредством дидактической игры"

Дидактическая игра  представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игро...

Выступление на районном методическом объединении педагогов Калининского района города Новосибирска

В выступлении представлен опыт работы по теме "Формирование основ экологической культуры дошкольников в процессе познания и решения экологических проблем"...

Выступление на районном методическом объединении "Мнемотаблицы как дидактический материал в работе с детьми по развитию связной речи"

В общей системе дошкольного образования целенаправленное формирование связной речи имеет важнейшее значение., поэтому для развития связной речи дошкольников я использую мнемотаблицы....

Конспект выступления в Районном Методическом Объединении. Тема: «Влияние сказок на развитие речи детей раннего возраста»

Проблема развития речи в настоящее время приобретает актуальный характер. Совре­менным родителям некогда заниматься детьми, мало читают сказок, учат стихов. Проще включить телевизор и посадить реб...

Доклад на тему "Досуговое чтение как инновационная технология работы с родителями в детском саду по развитию речи дошкольников" (выступление на районном методическом объединении, 2023г.)

Важная роль в воспитании молодого поколения, формирования у него системы нравственных ценностей и ориентиров принадлежит семье. Исходя из традиционных русских методов семейного воспитания, родители, к...