«Путешествие в Страну Гласных Звуков»
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) на тему

Грищенко Марина Владимировна

 

Конспект занятия по формированию фонематических представлений у детей старшей логопедической группы (ОНР)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon logopedicheskoe_zanyatie.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

«Путешествие в Страну Гласных Звуков»

ЗАДАЧИ:

Коррекционно-образовательные: 

  1. закрепить умение четко артикулировать гласные звуки [А], [У], [И], [О];
  2. совершенствовать навык фонематического анализа и синтеза;
  3. учить определять гласный звук в начале, в середине и в конце слова;
  4. учит производить слухо-произносительную дифференциацию звуков [А], [У], [И], [О];
  5. закрепить графические образы букв А, У, И, О.

Коррекционно-развивающие:

  1. развивать фонематическое восприятие и фонематический слух на материале звуков [А], [У], [И], [О];
  2. развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику.  

Коррекционно-воспитательные:

  1. воспитывать умение взаимодействовать друг с другом;
  2. воспитывать умение работать в течение всего занятия.

Оборудование: красные колокольчики, «Гномы - Звуковички»,  символы  гласных звуков, буквы А У И О, предметные картинки для определения места звука в слове, «Птички - Синички»,  «Паровозики» для определения количества слогов в словах, карточки со словами.

ХОД ЗАНЯТИЯ

  1. Оргмомент.

Психогимнастика  в сочетании с мимической гимнастикой.

- Ребята, у нас сегодня гости, давайте с ними поздороваемся.

Улыбнемся! (дети улыбаются)

- Для чего- то они к нам пришли в гости?

Давайте удивимся!(удивленно поднимают брови)

- К сожалению, наше хорошее настроение иногда омрачает пасмурная погода. Давайте нахмуримся (дети нахмуривают брови)

- Но  нас ждет что-то интересное. Давайте покажем, как мы этому рады (дети улыбаются)

И ещё раз улыбнемся!

-А теперь повторим ещё раз:

Мы умеем удивляться!

Мы умеем улыбаться!

Мы умеем хмуриться!

Мы умеем улыбаться!

  1. Ребята, расскажите мне, пожалуйста, на какие две группы делятся все звуки. (Гласные и согласные)

- Как произносятся согласные звуки? (Быстро)

- Почему они произносятся быстро? (Во рту есть преграда)

- Какие бывают согласные? (Глухие и звонкие)

- Молодцы!

- Как произносятся гласные звуки? (Долго)

- Почему они так произносятся? (Во рту нет преграды)

- Молодцы!

Сегодня мы отправимся с вами в Страну Гласных Звуков. А помогут нам туда попасть волшебные колокольчики.  (Приклеиваю детям колокольчики)

Вот мы и попали с вами в Страну Гласных Звуков. Я превратилась в добрую Фею Страны Гласных Звуков и приготовила вам разные задания. Если вы все правильно будете выполнять, в конце нашего путешествия вас ждет сюрприз.

А встречают нас Гномы – Звуковички. Давайте отгадаем, какие звуки они произносят.  

Дети называют звуки и характеризуют их.

  1. Определение места звука в слове.

Мы с вами знаем, что звуки «живут» в словах. Они могут встречаться в начале, в середине и в конце слова. Сейчас мы с вами выполним это задание. А помогут нам наши «Птички - Синички».

- Где спрятался звук [А] ;

- А теперь найдем звук [У];

- Где слышится звук [И];

- Ищем звук [О].

Молодцы! Все правильно сделали.

  1. Физминутка.

     А сейчас немного отдохнем:

- Я вас буду спрашивать, а вы отвечайте и показывайте:

        Как живёшь?    - Вот так! (руки вытянуты вперёд, сжаты в кулаки, большие пальцы вверх)

        Как плывёшь?  - Вот так! (имитация плавания)

        Как бежишь?   - Вот так! (бег на месте)

        Вдаль глядишь? - Вот так! (ладошка «козырьком», повороты туловища вправо-влево)

        Машешь вслед?  - Вот так! (руки над головой, имитация прощания)

        Ждёшь обед? - Вот так! (кулачок подпирает щеку)

        Ночью спишь? - Вот так! (ладошки под щекой)

        А шалишь?  - Вот так! (надуть щеки и сдуть, нажав пальцами на щеки)

  На занятии сидишь? - Вот так! (сгибают руки в локтях и кладут одну на другую)

   Молодцы!

  1. Деление слов на слоги.

      Ребята, вы слышите какой – то звук. Правильно, к нам спешат наши паровозики. В них разное количество окошек, которые показывают, сколько слогов в слове. У вас на столах лежат картинки. Давайте определим, сколько слогов в этих словах.

       Дети выставляют картинки к соответствующим паровозикам.  

  1. Соотнесение символа звука с буквой.

Мы с вами научились обозначать звуки символами. Но каждому звуку принадлежит своя буква. Давайте с вами поиграем и определим, какая же буква спряталась за вашими символами. Я на доске выставлю буквы, а вы каждой букве подарите нужный символ.

    [А] -

   

    [У] -         

    [И] -         

    [О] -         

  1. Угадай слово.

У вас на столах лежат словечки. В них вместо гласных звуков стоят их символы. Вы должны заменить символы буквами. Но так как мы еще не очень хорошо умеем читать, прочитать получившиеся слова мы попросим наших мам.

М          К; Л          К  -  (МАК; ЛАК);

Г       СЬ; Л        К; С       П  - (ГУСЬ; ЛУК; СУП);

К           Т;           В           ; Т           Р   - (КИТ; ИВА; ТИР);

Д         М; ДН       ; М         Х; К        М; К        Т   - (ДОМ; ДНО; МОХ;

КОМ; КОТ) .

  1. Итог занятия.

Вот и подошло к концу наше путешествие. Ребята, что вам понравилось в нашем путешествии. Молодцы! Нам пора возвращаться в детский сад.

Вы хорошо выполняли все задания, и за это Фея Страны Гласных Звуков сделала вам подарок. Вот такой волшебный мешочек. Давайте посмотрим, что там.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект Фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в старшей группе. На тему: «Путешествие в страну гласных звуков.»

Коррекционно-образовательные задачи: уточнять понятие «гласный звук»,учить различать и четко артикулировать гласные звуки [А,У,И,О,Ы ], определять наличие изолированного гласного звука в словах,...

Путешествие в Страну гласных звуков и букв.

Занятие по подготовке детей  к обучению грамоте....

конспект занятия в группе компенсирующей направленности с ФФН "Путешествие в страну гласных звуков"

Занятие на закрепление умения четко артикулировать гласные звуки «А», «У», «И», «О»,  соотносить их с символами и  графическим обозначением....

Конспект НОД в старшей логопедической группе для детей с ОНР по теме "Путешествие в страну гласных звуков"

Цель:Учить правильно артикулировать гласные звуки (а, о, и, у); научить определять место гласного звука в словах;Упражнять в придумывании слов с гласными звуками;Учить составлять предложения по картин...

Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте "Путешествие в страну гласных звуков и букв" для детей старшего дошкольного возраста.

Итоговое занятие на закрепление артикуляторных и акустических особенностей гласных звуков и букв, обозначающих эти звуки....

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей логопедической группе «Путешествие в страну гласных звуков».

Цели занятия.1.     Закрепление понятия «гласный звук», правила о гласных звуках.2.     Уточнение чёткой артикуляции гласных звуков [а],  [у],  [и], [...