Подготовка к обучению грамоте
консультация по обучению грамоте (подготовительная группа) по теме

Дмитриева Наталия Ивановна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon podgotovka_k_obucheniyu_gramote.doc77.5 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовка  к  обучению  грамоте

в  детском  саду

(Консультация  для  родителей

воспитателя   подготовительной группы  Дмитриевой  Наталии  Ивановны)

 

Многие родители не понимают, почему подготовка к обучению грамоте должна начинаться с занятий по звуковой культуре речи, т.е. по формированию слухового внимания и фонематического слуха. Дело в том, что программа по обучению чтению в  первом  классе требует в подготовительный ( добукварный) период научить ребенка различать на слух гласные и согласные звуки, определять твердость и мягкость, глухость и звонкость согласных, количество звуков и слогов в слове, выделять ударный слог, соотносить слышимое со схемой-моделью слова.

  За 10 – 20  учебных часов в первом  классе научить этому сложно.  Это  одна  из  причин,  почему  в детском саду мы занимаемся подготовкой к обучению грамоте. Кроме  того, к сожалению, без этих  знаний  и  умений  дети, довольно бегло читая, зачастую не понимают содержания текста, не могут пересказать прочитанное (так называемое неосознанное, механическое чтение), не слышат и не умеют выделять звуки, что, в конечном итоге, приводит к неграмотному письму.

  На заключительном этапе обучения  в  детском саду  у детей формируется представление об основных частях речи: существительном,  прилагательном, глаголе (без грамматических определений).

 Кроме того, детям дается общее представление о предложении,  они учатся рисовать  графические  схемы  простых предложений. В  подготовительной  группе  закрепляется умение составлять предложения из 4 – 5  слов, а также небольшой  рассказ из 5 – 6  предложений. Дети учатся изменять смысл предложений в зависимости от интонации и логического ударения.

  И наконец, на этом этапе дети учатся читать любые слова, в том числе осложненные стечением согласных  и  гласных звуков, читать небольшие тексты  (до 40 знаков), осмысляя  и  запоминая  прочитанное.  

 Обучение грамоте  в детском саду – это целенаправленный,  систематический процесс  по  подготовке  к овладению  письмом  и  чтением.  Подготовка  к  обучению  грамоте  в системе  профилактики   дислексии  и  дисграфии  занимает  важное место.  Дислексия – частичное   специфическое  нарушение  процесса  чтения, проявляющиеся  в  повторяющихся  в  ошибках  стойкого  характера.  Дисграфия – частичное  специфическое  нарушение  навыка  письма.

К  мерам  ранней  профилактики  относятся  целенаправленное  развитие  у  ребёнка  тех  психических  функций, достаточная  сформированность  которых  необходима  для  нормального  овладения  процессом  письма, а  именно:

1.Развитие  дифференцированного  слухового  восприятия.

2.Развитие  фонематического  анализа  и  синтеза  слов.

3.Забота  о  своевременном  исчезновении  нарушения  звукопроизношения.

4.Развитие  пространственных  представлений  и  зрительного  анализа  и  синтеза.

5.Обогащение  словарного  запаса.

6. Забота о  правильном  формировании  грамматического  строя  речи.

  Сначала  ребенка  учат   отличать  любые  имеющиеся  в  природе  звуки   друг  от  друга  по  высоте, громкости  и  длительности звучания, тем  самым  мы  в  значительной  степени  готовим  его слух  к  различению  по  этим  же  самым  характеристикам  и  речевых  звуков.

  Далее    приучают   ребёнка  соотносить  тот  или  иной  слышимый  им звук  с  определённым  скрытым  от  него  предметом, издающим  этот  звук.

Очень  важно  также  развивать  у  ребёнка умение определять  направление  источника  звука.

  При  развитии  фонематического  анализа  и  синтеза  слов  обращается  внимание  на  количество  слогов  в  слове, звуков, уделяется  внимание  наличию  заданного  звука  в  слове, позиции  заданного  звука  в  слове, если  это  согласный  звук, то   определяем,  какой  он:  твердый  или  мягкий.

  Что  касается  обогащения  словарного  запаса, то  здесь  также  необходима  специальная  и  постоянная  забота  окружающих  ребёнка  взрослых  людей.

  Поскольку  большинство  окончаний  слов  в  русском  языке  являются  безударными, то  окружающим  ребёнка  людям  следует достаточно  отчётливо  их  проговаривать. Только так  можно  дать  ребёнку  правильный  образец  согласования  слов (например,  «пять  деревьев, а не  «пять  деревьях»,  «много  оленей», а не  «много  оленев»  и  т.п.).

Помимо  создания  названных  необходимых  условий  для  полноценного  формирования  у  ребёнка  грамматического  строя  речи очень  важно   специально  упражнять  его  в  правильном  употреблении  отдельных  грамматических  форм  и  в  правильном  построении  фраз.

 В старшей группе дети научились узнавать и  произносить  звуки  речи и перешли  к  умению складывать из них слоги  и слова. Это этап непосредственного обучения чтению.

  Подготовительная группа – это заключительный этап в работе по подготовке детей к обучению грамоте. На этом этапе они осознают, что наш язык – система, минимальная речевая единица которой – звук. Звуки речи образуют слоги, из которых складываются слова, слова образуют предложения, а из предложений состоят тексты.

  Подготовка  к  обучению  грамоте  в  детском  саду  поможет  ребенку  в  дальнейшем  в  период  обучения  в начальной  школе  избежать ошибок  при  чтении  и  письме.

             

               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте для детей с задержкой психоречевого развития 6-7 лет по подготовке к обучению грамоте

Конспект организованной образовательной деятельности детей с задержкой психоречевого развития по подготовке к обучению к грамоте на тему Дифференциация твёрдого и мягкого согласных звуков К и Кь. знак...

Подготовка к обучению грамоте. Поурочное планирование занятий по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе.

Материал, необходимый для проведения занятий по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе. Планирование данного раздела составленно по методике и пособиям О.И. Крупенчук "Научи...

рабочая программа: Подготовка детей дошкольного возраста к школе. Подготовка к обучению грамоте: «Волшебный мир звуков и букв».

Рабочая программа: Подготовка детей дошкольного возраста к школе. Подготовка к обучению грамоте "Волшебный мир звуков и букв."...

Рекомендация для родителей в формате #сидим дома с пользой# Обучение грамоте"Игры и упражнения по подготовке к обучению грамоте буквы Е, Ё, Я, Ю"для детей подготовительной к школе групп( 20.04-24.04)

Цель• 1.Развитие фонематического слуха детей. • 2.Умение находить заданные звуки. • 3.Закрепить знания о йотированных гласных стоящих в начале слова и в середине слов. • 4. Фо...

Рекомендация для родителей в формате #сидим дома с пользой# Обучение грамоте"Игры и упражнения по подготовке к обучению грамоте буквы Е, Ё, Я, Ю"для детей подготовительной к школе групп

Цель• 1.Развитие фонематического слуха детей. • 2.Умение находить заданные звуки. • 3.Закрепить знания о йотированных гласных стоящих в начале слова и в середине слов. • 4. Фо...

Методическая разработка подготовки и проведения занятия с детьми старшей группы по подготовке к обучению грамоте «Путешествие на планету Грамотейка»

   Занятие по подготовке детей старшей группы к обучению грамоте, посвящённое Дню космонавтики       ...