апрель 2024 Грамота (6-7)
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Ливашова Фатима Михайловна

Звук и буква Щ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gramota.docx15.01 КБ

Предварительный просмотр:

Уроки грамоты

Конспект-сценарий. Апрель

Звук и буква Щ.

Цель: Знакомство детей со звуком и Буквой Щ.  

Задачи:  

    1.  Закреплять умение определять характеристики звука.  

    2.  Развивать фонематический слух.  

    3.  Учить определять позицию звука в слове (начало, конец)  

    4. Формировать графические навыки.  

    5.  Развивать мелкую моторику.  

    6. Формировать навыки чтения  

Оборудование:  

    7.  Кубики и таблица Зайцева  

    8.  Приложение 1  

    9.  Карандаш  

                                          Ход занятия

Воспитатель:  

                            Пальчиковая гимнастика «Кузнечик»  

        (поочередно соединяем большие пальцы обеих рук с другими пальчиками и  

        говорим текст построчно, слова в строчках делим на слоги)

 Наш кузнечик  маленький.  

 Зелененький, удаленький,  

Лапками стрекочет,  

 Бить он в бубен хочет.  

Воспитатель: Как стрекочет кузнечик? Ц-ц-ц-ц-ц… Какой звук вы сейчас произнесли? (отв.  детей) А с какой буквой дружит звук Ц? (отв. детей) На каком кубике живёт буква Ц? (отв.  детей) Найдите букву Ц на таблице. Воспитатель даёт в руки указку и даёт возможность  каждому ребёнку показать букву. Пропоём песенки с буквой Ц. (пропевают склады с  буквой Ч по таблице)  

Воспитатель: Вы помните, как Слыш и Буковка ездили в гости к Дракоше? Кто запрыгнул в  ушко Слышу? (Кузнечик) А вот что произошло дальше.  

       Слыш  и  Буковка  подошли  к  жилищу  Дракоши  и  постучали.  Из  пещеры  донеслось  угрожающее шипение: — Щ-щ-щ, кто потревожил мой сон?  

        Друзья сначала испугались, а потом узнали голос своего Друга.  

        — Это мы, твои друзья, — сказала Буковка.— Дракоша, мы приехали к тебе в гости и  привезли гостинцы. Впусти нас.  

        — Это вы, Буковка и Слыш? — обрадовался Дракоша. Входите, входите, я вас жду.  

        Друзья вошли в темную пещеру. Дракоша обнял их и пригласил пить чай.  

        — Дракоша, мы  привезли  твои  любимые  шоколадные  пряники,  угощайся.  Скажи,  почему ты так страшно шипел? — поинтересовалась Буковка.  

          — Спасибо, друзья, я очень люблю чай с шоколадными пряниками.  

         А шипел я потому, что сам испугался. Я решил, что в мою дверь стучит кто-то чужой,   и хотел отпугнуть незваного гостя. А это оказались вы.  

         Все трое весело рассмеялись.  

         После  чая  они  вышли  на  полянку  перед  пещерой,  и  Слыш  стал  тренировать  свой   язычок, чтобы спеть песенку Дракоши.  

                                     Упражнение для язычка.  

         «Маляр»  —  губы  растянуть  в  улыбке,  рот  приоткрыть.  Кончиком  языка  погладить   («покрасить») нёбо.

         — Щ-щ-щ,— произнёс Слыш.  

 Попробуйте произнести, и вы звук Щ-щ-щ-щ…   Если воздух при произнесении этого звука  встречает преграду, какой это звук?» (Согласный.)  

 Конечно звук Щ согласный. А согласные бывают глухие и звонкие. Узнаем какой звук Щ,   звонкий или глухой?  Воспитатель определяет вместе с  детьми, приложив  ладошку к  горлышку. Звук Щ согласный, глухой. А теперь послушайте, как звучит звук Щ, мягко или  твёрдо? Щ-щ-щ-щ… (отв. детей) Мои губки улыбаются. Значит звук Щ – мягкий. Этот звук не  бывает твёрдым, он всегда мягкий.  

                                      Игра «Услышь звук».  

 Воспитатель:  Я  буду  петь  различные  песенки,  как  только  услышите  звук  Ш,  хлопните  в  ладошки.  

 Ма, Ву, Що, Ти, Са, Ща, Ки, Ру, Си, Ще, Лу, Мы, юЩ и т.д.  

                                 Игра «Определи место звука в слове».  

        Воспитатель называет слова, в которых есть звук [Щ], а дети определяет, где  

стоит звук Щ, в начале или в конце.  Рекомендуемые слова: Щука, Плащ, Щётка, Борщ.  

  Воспитатель: Буковка нашла прутик и написала на земле букву «Щ».  

         А вот и стишок про новую букву: Буква  

         Щ поможет нам   Чистить зубы по утрам.  

         - Посмотрите, как буква Щ похожа на щётку.  

Если  Щ  согласная,  глухая,  мягкая,  тогда  на  каких  кубиках  нам  надо  искать  букву  Щ?  (на  коричневых)   Какие   коричневые   кубики      у   нас   есть?   (большие,   маленькие,   длинные, короткие).  Буквы,  которые  могут  быть  только  мягкими  или  только  твёрдыми  живут  на   длинных кубиках.   Если буква  может быть только  мягкая, то искать её надо на  длинном  

 коричневом  кубике,  если буква  бывает  только  твёрдая, то живёт она на  длинном сером  кубике. Буква Щ может быть только мягкая. Найдите её на кубиках. Вот он. Споём песенки  буквы  Щ.  Воспитатель  пропевает  песенки  на  кубике.  Затем  предлагает  найти  детям  изображение кубика с Щ на таблице и пропеть склады с Щ по таблице.  

 Слова для составления слов: щи, ищи, пища, щука.  

Пальчиковая гимнастика.

АЩ-АЩ-АЩ-АЩ :

(соединять большие пальцы рук с остальными на каждый слог)

Мы купили плаЩ.

(потереть ладошки друг о друга)

ОЩ-ОЩ-ОЩ-ОЩ

(соединять большие пальцы рук с остальными на каждый слог)

Кому нужна помоЩЬ?

(соединить кисти рук друг с другом, вытянуть перед собой, ладошками вверх)

ОЩ-ОЩ-ОЩ-ОЩ:

(соединять большие пальцы рук с остальными на каждый слог)

В огороде вырос хвоЩ.

(поднять руки вверх)

  Затем воспитатель предлагает детям выполнить задания Приложения 1  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подвижные игры на свежем воздухе (Трофимова К. М) апрель 2024

Рекомендации для проведения подвижных игр на свежем воздухе...

Консультации «О правилах дорожного движения" АПРЕЛЬ 2024

Каждый из вас желает видеть своего ребенка здоровым и невредимым. И каждый уверен, что его-то сообразительный малыш под колесами автомобиля уж точно не окажется. Но если ребенок вовремя не пришел домо...

Памятка для родителей на тему: "Игры по ПДД" АПРЕЛЬ 2024

Игра - постоянная и неизменная спутница детства. Организованная увлекательная, оно поможет детям лучше усвоить знания и навыки, столь необходимые на дороге. Дети знакомятся с такими понятиями, как &la...

апрель 2024 Развитие речи. Конспект-сценарий. Апрель №2

Тема: "Путишествие за солнечными лучиками"...