Познавательно - исследовательский проект "Птицы - наши друзья"
проект по окружающему миру (младшая группа) по теме

Зарыпова Екатерина Сергеевна

 Проект "Птицы - наши друзья" 

Цель: расширение и обогащение знаний о птицах, их образе жизни и поведении, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ptitsy.docx124.94 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад п. Лондоко-завод»

познавательно-исследовательский

проект

«Птицы – наши друзья»

1 младшая группа

Воспитатель: Зарыпова Е.С.

октябрь 2014 год

Проект

«Птицы – наши друзья!»

Паспорт проекта

по продолжительности: краткосрочный

по составу участников: групповой

по направлению деятельности участников проекта: познавательно -исследовательский.

Сроки реализации проекта: 20.10.2014 - 24.10.2014 год

Цель: расширение и обогащение знаний о птицах, их образе жизни и поведении, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц.

Задачи:

1.        способствовать развитию творческих и интеллектуальных способностей воспитанников;

2.        расширять кругозор детей на основе материала, доступного их пониманию, получение новых знаний;

3.        развитие познавательного интереса к природе через ознакомление с птицами;

4.        расширить и активизировать словарь на основе обогащения представлений об окружающем мире;

5.        развивать память, внимание, воображение, эмоции, логическое мышление;

6.        развивать эстетическое восприятие; творческие способности.

7.        воспитывать желание трудиться;

8.        воспитывать доброжелательное отношение к птицам, воспитывать чувства сопереживания ко всему живому;

Участники проекта:

•        воспитанники 1младшей группы (1,5-3 года)

•        воспитатели 1 мл. группы

•        родители

Формы работы с детьми:

•        НОД

•        наблюдение

•        игры

•        беседы

•        рассказывание

•        чтение

•        рассматривание

•        оформление выставки

Предполагаемый результат проекта

- Формирование гуманного отношения к природе;

- систематизирование  знаний о птицах;

- Приобщить родителей к жизни детского сада, в ходе работы над созданием групповой книги «Наше знакомство с птицами».

Этапы реализации проекта:

I этап проекта: подготовительный

•        обсуждение цели и задач

•        создание необходимых условий для реализации проекта (подобрать художественную литературу для чтения детям, составить план мероприятий, разработать конспект)

•        разработка и накопление методических материалов.

II этап проекта: основной (практический)

•        внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приёмов по расширению знаний дошкольников о птицах.

  III этап: заключительный

•        обработка результатов по реализации проекта

•        презентация проекта

•        изготовление обще групповой книги о птицах с участием родителей.

Создание необходимых условий для реализации проекта: подготовить иллюстрации, наборы карандашей, фломастеров, красок, альбомные листы, кормушку, литературу, цветная бумага, клей.

Оборудование:

•        книги о живой  природе

•        картинки с изображением птиц

•        аудиодиск (записи голосов птиц)

•        методическая литература по теме проекта

•        фотоаппарат

•        компьютер

Работа с детьми:

•        беседа на тему: «Какие они птицы», «Знакомство с вороной»

•        активизировать словарь: скворечник, гнездо, стая

•        чтение: С.Я. Маршак «Где обедал воробей», М. Зощенко «Умная птичка», Е. Чарушин «Воробей»

•        прослушивание голосов птиц П.И. Чайковский «Времена года»

•        рассматривание картинок с изображением птиц

•        аппликация: «Скворечник для птичек»

•        лепка «Вот такие у нас птички»

•        рисование «Мой весёлый цыплёнок»

•        на прогулке: наблюдение за птицами, вывешивание кормушки

•        подвижные игры, пальчиковая гимнастика

•        работа с родителями (домашнее задание)

Самостоятельная деятельность детей:

•        рассматривание картин, иллюстраций

•        раскрашивание раскрасок «Птички»

•        настольные и дидактические игры

•        сюжетно ролевые игры

Заключительный этап:

•        создание обще групповой книги с участием родителей (собираем все работы вместе и изготавливаем  книгу «Наше знакомство с птицами»)

•        изготовление волшебного дерева (совместная деятельность воспитателя и детей)

Результат проекта

В ходе реализации данного проекта у детей сформировалось гуманное отношение к природе. В результате познавательно - исследовательской деятельности по данной теме у детей систематизированы знания о птицах. В процессе работы над данным проектом дети занимались играми (дидактические, подвижные, сюжетно ролевые, игры - имитации),  продуктивными видами деятельности, направленными на развитие связной речи, на основе средств развития мелкой моторики: лепкой, аппликацией, рисованием.

Кульминацией нашего проекта стало создание групповой книги «Наше знакомство с птицами». Дети, вместе с родителями используя различные художественные материалы, отобразили многообразие птиц, а затем презентовали свои работы.

Приложение

Приложение 1

Песенка-инсценировка "Гуси" (Музыка)

Танец под песенку «Гуси – гуси, га-га-га»

Движения:

Гуси-гуси, га-га-га! - хлопаем в ладоши.

Есть хотите? Да-да-да! - машем головой "Да!"

Хлеба с маслом? Нет-нет-нет! - машем головой отрицательно.

А чего вам? Нам конфет! - протягиваем вперед ладошки, как будто просим конфетку.

Пальчиковая гимнастика

«Птичка»

Птичка-птичка - водим пальчиком по ладошке

Вот тебе водичка! - барабаним пальчиками по ладошке

Вот тебе крошки на моей ладошке - стучим пальчиками по ладошке.

«Вышла курочка гулять»

Вышла курочка гулять (шагают двумя пальцами - указательным и средним - каждой руки),

 Свежей травки пощипать (щиплющие движения всеми пальцами каждой руки),

А за ней ребятки - Желтые цыплятки (бегут всеми пальцами обеих рук). «Ко-ко-ко, ко-ко-ко (хлопают в ладоши),

Не ходите далеко (грозят пальцем ведущей руки), Лапками гребите (гребущие движения каждым пальцем обеих рук одновременно, большие пальцы фиксируют ладони у края стола),

Зернышки ищите» (дети собирают зерна поочередно двумя пальцами каждой руки или обеих рук одновременно: большой - указательный, большой  средний и т.д.).

«Ути»

        Ути-ути, полетели (машем руками ребенка). На головушку сели. (Кладем ладони ребенка ему на голову). Поклевали, поклевали (“Клюём голову ребенка его пальцами). И домой улетали (Руки с головы “слетают”).

 «Петя-петушок»

             Петя, Петя-петушок (соединяем большой и указательный палец в «клюв») Золотой гребешок (скрещиваем пальцы двух рук);

 Шелкова головушка (гладим по голове) Масляна бородушка (гладим по подбородку);

Что ты рано встаешь (вытягиваемся на носочках, руки вверх) голосисто поешь, детям спать не даешь (руки складываем под щекой).

Приложение 2

Подвижные игры

«Сова»

В лесу темно, все спят давно. (дети стоят полукругом, изображая спящих птиц)

Все птицы спят, одна сова не спит,

Летит, кричит,

Совушка – сова, большая голова, на суку сидит,

(Дети изображают сову в соответствии с текстом)

Головой вертит, вовсе стороны глядит,

Да вдруг как полетит!

"Сказочные птицы"

Вот на ветках, посмотри, (опущенными руками хлопают себя по бокам)

Сказочные птицы(показывают грудку руками)

Распустили пёрышки,(потряхивают кистями рук)

Греются на солнышке,

Улететь хотят.

Улетели! Улетели! (Бегут по кругу, взмахивают руками)

За метелью, за метелью.

Приложение3

Лепка «Вот такие у нас птички»

Задачи:

•        формирование первичных представлений о птицах, их внешнем виде, образе жизни;

•        совершенствование приёмов лепки: умения скатывать пластилин круговыми движениями; оттягивать пальцами отдельные детали;

•        активизация словаря по изучаемой теме;

•        воспитание любви и бережного отношения к природе.

Предварительная работа:

Беседа о птицах, уточнение представления о внешне виде (есть крылья, пёрышки, клювики).

Аппликация «Скворечник для птичек»

Задачи:

•        продолжать учить наклеивать готовые формы на ограниченную поверхность.

•        побуждать узнавать и называть знакомые цвета, чередовать цвета.

•        развивать потребность в самостоятельности

Оборудование:  листы белой бумаги с нарисованными деревьями, цветные квадраты синего, коричневого цвета, треугольники желтого, синего цвета, круги красного, жёлтого, фиолетового цвета, кисточки, клей, тряпочки, домик и изображение птичек.

Ход занятия

- Посмотрите, к нашему домику уже прилетели птички и сидят, смотрят на нас. Пойдемте к ним поближе и поздороваемся.

Воспитатель от лица птиц:

- Ой, сколько деток к нам пришло, все они веселые, красивые, добрые. А нам невесело.

Воспитатель: Спросите у птичек, что случилось, почему они такие грустные?

Дети: Птички, почему вас не весело?

Птички: - Зимой, от сильного ветра наши домики сломались и нам негде жить.

Воспитатель: Ребята, а давайте птичкам поможем и сделаем домики для птичек?

Дети: Давайте!

Воспитатель: А птички посидят на веточках, посмотрят и подождут.

После выполнения работы птички «спрашивают» детей, какого цвета у них домик, крыша, окошечко.

- Ну как, птички, вам нравятся ваши новые домики?

Птички:  Да, очень, спасибо ребята.

Рисование «Мой весёлый цыплёнок»

Цель:

•        Учить рисовать приемом "прима кивания" (ватными палочкам) цыпленка, фломастерами лапки и клюв.

•        Развивать чувство формы и цвета, мелкую моторику, мышление, формировать осознанное отношение к порядку выполнения работы, вызывать у детей сочувствие и желание помогать игровому персонажу.

Оборудование: Курочка ряба, ватные палочки, краска желтого цвета, фломастеры, влажные салфетки.

Ход занятия

Ребята, посмотрите, кто к нам пришел?

Курочка, почему ты такая грустная?

Как же мне не грустить. Снесла я для Деда и Бабы яичко, да не простое, а золотое. Мышка бежала, хвостиком задела, и разбилось мое яичко. Я так ждала, когда вылупятся цыплятки, а теперь я совсем одна осталась. Вот мне и грустно.

Ребята, давайте поможем курочке. Нарисуем для нее желтеньких цыплят.

Вот видишь, курочка, Какие наши дети добрые, и всегда помогают, если кому-то грустно.

Ребята, а чем можно рисовать, кто мне скажет?

(ответы детей)

Да, правильно, кисточкой, карандашами, фломастером .

Но мы сегодня будем рисовать ватными палочками.

Посмотрите, ребята, кто это (показывает нарисованного палочкой цыпленка). Правильно, цыпленок, гуляющий на травке.

Этот желтенький цыпленок нарисован на зеленой бархатной бумаге, вот такой ватной палочкой.

Смотрите, как я буду рисовать; сначала обмакиваю палочку в желтую краску, и на середине бумаги из точек делаю круг; потом такими же точками заполняю этот круг.

Скажите, а что еще бывает у цыпленка?

Правильно (лапки, клювик, глаза, это я нарисую фломастером.

Вот какой красивый и пушистый получился у меня цыпленок.

Ребята, каким цветом я рисовала цыпленка?

Какого цвета фломастеры я использовала для клюва, лапок и глаз?

А теперь, займите свои места за столом и приступите к работе.

(дети начинают рисовать, а воспитатель водит курочку и если нужно, помогает ребятам.

После окончания рисования все рисунки выставляются на столик, а на середину ставится курочка.

Курочка хвалит всех детей и благодарит.

Приложение 4

Беседа: «Какие они птицы»

Цель: активизировать знания детей о внешнем виде и повадки птиц, воспитывать интерес и любовь к пернатым, желание заботиться о них;

Ход занятия

      На доске вывешены иллюстрации с изображениями птиц: воробья, вороны,  дятла, снегиря,   ласточки.

Кого вы видите на картинках? Как вы догадались, что это птицы? (Все с крыльями, все умеют летать.) Но имеют крылья и умеют летать не только птицы, но и бабочки, жуки? (Тело птиц покрыто перьями, у них есть клюв, две ноги с острыми коготками.) Перья - оперение. Произнесите эти слова. Они похожи друг на друга? А по оперению, цвету крыльев, перьев эти птицы похожи? (Нет, оперение разное). Кому какая птица представляется наиболее красивой и почему (2 - 3 ответа.)

Ребята, а знаете ли вы,  как птица спит (распушает перья, закрывает глаза и прячет голову под крыло), как купается (влезает ногами в воду, приседает, бьет крылышками по воде, потом приглаживает и сушит перышки). И т. д.

Как вы думаете, почему говорят, и говорят правильно, что птицы  - наши друзья?  (Они поедают насекомых и гусениц, сохраняя людям леса, парки, сады. С птицами, радующими окружающих своим щебетанием, веселее, радостнее жить.)

В заключение  предложить детям рассказать все, что они знают о птицах.

«Знакомство с вороной»

Цели:

1.        Дать знания о птице - вороне, её строении.

2.        Познакомить с особенностями поведения (повадками).

3.        Активизировать словарь детей за счёт слов: ворона, крылья, летает, прыгает, каркает.

4.        Воспитывать доброжелательное отношение к природе, всему живому.

5.        Развивать интерес к жизни птиц.

Ход занятия:

Приходит Буратино и говорит, что по дороге в детский сад встретил чудовище. Описывает его: оно большое, серого цвета, чёрные крылья, две ноги, на голове большой клюв.

- Как называется эта птица?  (вывешивается изображение вороны)

Буратино спорит с ребятами, что она большая. Дети доказывают игровому персонажу, что ворона -  это птица. Называют существенные признаки (крылья, клюв, перья). Обсуждают размер крыльев, цвет крыльев.

Воспитатель рассказывает о том, чем питается ворона.

Буратино: Ребята, а каких птиц вы ещё знаете?

Воспитатель с детьми вспоминают снегиря (вывешивается картинка снегиря).

Буратино предлагает поиграть в птиц.

Подвижная игра «Ворона»

Цель игры: Развивать у детей слуховое внимание, умение двигаться в соответствии со словами стихотворения, упражнять в правильном произношении звука [р], учить говорить то громко, то тихо.

Ход игры: дети изображают ворон, они стоят посреди комнаты и выполняют движения в соответствии с текстом, который говорит нараспев воспитатель. Слова «кар – кар – кар!».

Вод под ёлочкой зелёной скачут весело вороны:  «Кар – кар – кар!» (громко)

Целый день они кричали,

Спать ребятам не давали: «Кар – кар – кар!»(громко) (дети бегают по комнате, размахивая руками и крыльями)

Только к ночи умолкают и все вместе засыпают: «Кар – кар –кар» (тихо) (Садятся на корточки, руки под щёку – засыпают).

Буратино: Спасибо ребята, что помогли мне разобраться, что ворона это птица, а не чудовище.

Все вы молодцы! До свидания!

Приложение 5

Цель занятия: построение домика из строительного материала.

Задачи:

•        упражнять в умении строить домик из строительного материала, устанавливая один кубик на другой.

•        учить находить предмет по описанию

•        развивать интерес к конструктивной деятельности

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, сегодня, когда я шла на работу, увидела птичку  грустную. Она сидела на дереве.

Я спросила, почему ты такая грустная? Птичка ответила, что ей негде жить!

Ребята, а давайте сделаем птичке домик из конструктора!?

Для птичьего домика нам нужны будут кубики и треугольная призма.

Возьмите 2 кубика синего цвета, 1 кубик красного цвета и 2 треугольные призмы (воспитатель показывает деталь, дети находят такую же).Давайте проверим все ли детали мы приготовили: 2 синих кубика(дети показывают); 1 красный кубик (дети показывают и называют); и 2 треугольные.

Молодцы! Все верно построили, теперь птичке есть, где жить.

Приложение 6

Экологическое воспитание

• Наблюдение за птицами на участке

• Наблюдение за вороной: познакомить с воронами, учить различать ворон по размеру, внешним особенностям. Расширять представления об особенностях питания этих птиц зимой, познакомить с их повадками. Воспитывать сочувствие, понимание проблем птиц в холодное время года.

• Наблюдение, «Какие звуки издают птицы»

1.        Наблюдение за птицами на прогулке

Цель: расширить представления детей о зимующих и перелетных птицах.

Наблюдение: предложить послушать голоса птиц. Рассказать, что птичкам стало тепло, но земля ещё полностью не оттаяла, им нечего есть: нет ни травинок, ни червячков, ни мошек.

Предложить покормить птиц.

Подвижная игра «Цапля»

Дети стоят то на одной, то на другой ноге.

Очень трудно так стоять.

Очень трудно так стоять, на пол не спускать,

И не падать, не качаться,

За соседей не держаться.

2. Наблюдение за птицами во время кормления

Цели:

•        прививать желание заботиться о птицах;

•        формировать знания о повадках птиц;

•        воспитывать любовь к природе.

Ход наблюдения

Перед прогулкой оставить корм для птиц на участке. Подвести детей к кормушке для птиц. Понаблюдать, какие птицы первыми прилетели к кормушке (быстрые, юркие, смелые).

Воспитатель задает детям вопросы, предлагает отгадать загадку.

Маленький мальчишка, в сером армячишке,

По двору гуляет, крошки подбирает.

Чем птицы собирают зерна? (Клювом, он у них острый; птицы

клюют и перелетают на новое место.) Как птицы кричат? Как прыгают? Чик-чирик к зернышкам – прыг.  Кто  же это? (Воробей)

3. Наблюдение за небом

Цель: продолжить знакомство с различными природными явлениями;

научить отличать состояния неба (ясно, облачно, пасмурно, облака, тучи).

Ход наблюдения

Предложить детям посмотреть на небо. Отметить, какое оно (чистое, голубое), значит, погода ясная, солнечная. А если небо закрыто тучами, какое оно? (Хмурое, серое, не радостное.) Какая погода? (Пасмурная.) А если подует ветер, что случится с тучами? (Ветер их разгонит, погода изменится, и мы увидим солнце.)

Приложение 7

Работа с родителями

Родителям предлагается сделать дома вместе с детьми небольшую работу. На листе формата А3 выполнить коллаж или аппликацию или нарисовать  птиц. Кратко описать каждую из них. После сбора работ в группе проводиться беседа с детьми.

Приложение 8

Поделка  «Наше волшебное дерево»

Цель:

•        продолжать учить наклеивать готовые формы на ограниченную поверхность

•        Воспитывать бережное отношение ко всему живому

Предварительная работа: наблюдение за птицами на прогулке, рассматривание иллюстраций с изображением птиц

Оборудование: веточка дерева, вата, вырезанные птицы, картон, клей, кисточки, тряпочки.

Ход работы

Ребята, вот и пришла осень. Птички скоро улетят в  тёплые страны. Посмотрите в окно, на дереве сидят птички, разговаривают  друг другом, греются на солнышке.

А давайте сделаем сами такое дерево с птичками, чтобы у  нас всегда оно было в группе и напоминало о них даже холодной зимой!?

Посмотрите,  я вам принесла разные изображения птиц. Давайте вспомним, как называются они! (дети с помощью воспитателя называют птиц изображённых на картинке, рассказывают о них).

Заранее воспитатель вырезает изображения в форме круга, и такого же размера круг из картона. Вместе с детьми с помощью клея  соединяем оба круга.

Воспитатель с помощью скрепок или клея «момент» устанавливает птичек на веточку дерева.

Из кусочка ваты вместе с детьми скатываем небольшие комочки и приклеиваем на ветку.

Дети, посмотрите на наше волшебное дерево, какое оно красивое, радует нас.

Список литературы

1.        Воронкевич Т.А. Добро пожаловать в экологию! Перспективный план работы по формированию экологической культуры детей дошкольного возраста. - СПб.: «Детство – Пресс», 2006.- 496 с.

2.        Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова и др.- Спб.: ООО Издательство «Детство – Пресс», 2001- 528 с.

3.        Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду.- М.: Просвещение, 1991

4.        НиколаеваС.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников.- М., 2004

5.        Хрестоматия для маленьких: Пособие для воспитателя детского сада/Сост. Л.Н. Елисеева.- 5е изд., дораб. -  М.: Просвещение, 1987- 448с.

6.        Цвынтарный В.В. играем пальчиками и развиваем речь.- СПБ., Издательство «Лань», 1998.- 32с.

7.        Шорыгина Т.А. Птицы. Какие они?  Книга для воспитателей, гувернёров и родителей М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000.- 96с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий познавательного игрового конкурса "Птицы-наши друзья" в подготовительной группе

Данное занятие направлено на ознакомление дошкольников с многообразием пернатых....

Конспект комплексной образовательной деятельности по направлению «Познавательно-речевое развитие» /области «Коммуникация» и «Чтение художественной литературы»/ во второй младшей группе "Наши друзья - игрушки"

Программное содержание:Образовательные задачи:-уточнить представление о том, с кем животные живут в реальной жизни,-продолжать учить детей слушать внимательно рассказ В. Сухомлинского «Как удивился Му...

Сценарий Музыкально – познавательного развлечения «Птицы – наши друзья»

Сценарий развлечения с детьми с тяжёлыми нарушениями речи....

Познавательно-исследовательский проект "КОМНАТНЫЕ РАСТЕНИЯ - НАШИ ДРУЗЬЯ"

      Экологическая направленность проекта обусловлена тем, что в начале года во 2 младшей группе проводился анализ познавательного развития дошкольников . . ....

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ « ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ – НАШИ ДРУЗЬЯ И ПОМОЩНИКИ» ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ИГРОВОЙ ДОСУГ Для детей подготовительной логопедической группы

Задачи:·        закрепить знания детей о домашних животных, их пользы в жизни человека , используя игровые, коррекционно- развивающие приёмы, музыкальные средства.·...

Познавательный проект "Наши друзья - синицы".

Краткосрочный познавательный проект для детей средней группы....