Занятие для детей старшего возраста по развитию речи "Путешествие на север"
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Калачева Татьяна Петровна

Занятие по ознакомлению с окружающим -  закрепление знаний о жизни людей на крайнем севере.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie.docx25.85 КБ
Файл pro_sever.pptx773.25 КБ

Предварительный просмотр:

Непосредственно образовательная деятельность

 в подготовительной  группе.                                                                      

«Путешествие на север»  

Воспитатель :

Калачева Татьяна Петровна      

МАДОУ «Катюша» г.Лабытнанги                                                                            

Задачи:

Обучающие:

Познакомить детей с образом жизни, и  бытом коренных жителей тундры, особенностями их одежды.                                                                                                         Учить детей составлять описательный  рассказ.   Формировать навыки   отвечать на вопросы по содержанию занятия,       полным  предложением.

Развивающие:

Развивать речь, творческое воображение, умение рассуждать.

Воспитательные:                                                                                                          Воспитывать чувство уважения к жизни, традициям и обычаям других народов.

Словарная  работа:                                                                                                                                            

Познакомить детей с новыми словами и понятиями: тундра, чум, малица, ягушка, пимы, сава, ни, нгоба, нарты,  оленья упряжка.

Образовательная область:                                                                                                                                                         Коммуникация.

Предварительная работа:

Беседа о севере, животных, людях их быте, жилище, одежде, транспорте. Рассматривание иллюстраций.

Чтение произведений: «Айога», «Лепешки», «Белый и Бурый медведь»

Рисование: «Северное сияние», «Олень», «Север» «Девушка в национальном костюме»

Материал к занятию: чум, сани - нарты, игрушки олени, кукла в национальном костюме.

Иллюстрации: тундра, пастбища с оленями, постройка чума, одежда женщин и мужчин.

Ход  образовательной деятельности.

Ребята мы живём с вами на севере,  но  совсем  не знаем  природу севера и коренных жителей которые живут в тундре. Вы хотите узнать об этом удивительном  интересном богатом крае. Но для этого надо отправиться в увлекательное путешествие.                                                                                                               Воспитатель: На чём же можно путешествовать по тундре?                                                                                       Дети: на буране, вездеходе, на лыжах.                                                                                                                                               Воспитатель: А как вы думаете, какой транспорт самый безопасный для природы?

 Дети: буран, лыжи.                                                                                                                                                                                                                               Воспитатель: Почему на вездеходе запрещается ехать по тундре.   -    Происходит    разрушение растительного покрова  тундры,   (след от вездехода не зарастает несколько лет).                                                                                                                                          Воспитатель: Ребята, а какой транспорт помогает передвигаться по тундре коренным жителям.                                                                                                                                                                                                       Дети: Нарты (слайд №2)Нарты – это большие сани, на которых ездят ханты и ненцы.  Без хороших нарт в тундре не обойтись. Нарты строят мужчины. Эти сани изготавливают из лиственницы, поэтому они получаются прочными и легкими. Древесина этого дерева обеспечивает хорошее скольжение, как по снегу, так и по растительному покрову, не нарушая его. На нартах оленеводы ездят на свои пастбища. 

Воспитатель: Отправиться в наше путешествие я предлагаю на нартах, которые мы построим сами (дети из стульев строят сани-нарты).                                                                                        Воспитатель: Пока мы будем добираться до тундры, я предлагаю поиграть в словесную игру.                                                                                                                                                                   1.Северный край какой?  (суровый, красивый, снежный, непредсказуемый)2.Погода, на севере  какая? (морозная, холодная, студёная)3.  Пурга что делает? (заметает, воет, бушует, пуржит)4. Северное сияние какое? (красивое, сказочное, разноцветное)                                                       5. Северный олень какой? (красивый, добрый, смелый)6. Песец какой? (белый, маленький, красивый)7. Тундра какая? (безлесная, снежная, красивая)8. Зимой  ночь какая? (полярная)9. Где мы с вами живём? (на севере)10. На чём коренные жители передвигаются по тундре? (нарты)11. Какие животные живут на Севере? (песец, заяц, лисы, волки, белый медведь)12. Что едят олени? (ягель, мох)                                                                                                                         13. Какие народы живут на севере (ханты, ненцы, коми- зыряне).  

Воспитатель: Молодцы ребята, вот и первая наша остановка.                                                                              

Загадка:   В доме лишь одна стена

             Очень круглая она

             До того она кругла

                  Ни единого угла  (чум)

                 (Слайд №3)

Воспитатель: Правильно ребята, на первой нашей остановке мы познакомимся с жилищем северных народов ханты, подойдём поближе и рассмотрим. (на столе стоят чумы, нарты).                                                                                                                                                                                                    Чум ставят женщины, они делают его из жердей, специальные длинные палки, а вверх накрывают оленьими шкурами. Пол покрывают сухим мхом, затем переносные и разборные полы из досок. Сверху досок кладут, шкуры оленя и пол получается тёплый. Чум можно разбирать и перевозить на другое место.

 Игра «Построй чум» - составь предложение по смыслу.

1.Чум, строить, женщины, сами.                                                                                                                                                                     2.Для, сухой, пол, мох, кладут, в низ.                                                                                                                   3.Перевозить, на, сани, место, другое, чум, в.                                                                                                                                                                       4.Для, нужны, специальные, шесты, чум.                                                                                                                                                         5.Шкуры, накрывать, шесты, с, вверху, оленьими.                                                                                                                                                     6.В, очень, тепло, чум.                                                                                                                          

Воспитатель: Молодцы ребята, отправляемся дальше.                                                                                                                                   Играет народная ненецкая песня «Суляко»(олененок)

Воспитатель загадывает загадку:

 Хоть и ест он только мох

 В тундре каменистой,

 Этот зверь собой неплох

       И рога ветвисты.

       (Северный олень)  (Слайд №4)

                                                                                                             

На столе игрушки олени, оленья упряжка.

Мы попали, с вами на пастбище, где пасутся олени.

Воспитатель: А как вы думаете, зачем людям нужны олени, какая от них польза?       (рассказы детей)                                    

Правильно ребята, олень – средство передвижения. Там где не пройдёт машина, пробежит олень. Рассмотрим их, олени – красивые животные. У них длинные стройные ноги, ветвистые рога. А ещё у оленя очень гордая осанка. Питается олень  мхом и ягелем. Олени не боятся холода, их тело покрыто густой  тёплой шерстью. Ханты ездят на оленях, они запрягают по 2-3 оленя, это называется оленьей упряжкой. Олени нужны людям, они их кормят и одевают, служат транспортом.

Физминутка, дети выполняют движения под музыку  народной ненецкой песни «Колокольчик»

Ребята садитесь в нарты, и будем путешествовать дальше.                                                              

Воспитатель предлагает детям спеть один куплет ненецкой  песни: «Тетель – ветель»      -«Милый малый»                                    

Воспитатель: Ребята нас встречает кукла в национальной одежде. Я надеюсь, вы догадались, о чём мы будем здесь говорить.

Слайд №5.                                                                                                  

Одежду и обувь националы шьют из оленьей шкуры. Одежду делают из двух слоёв меха, причём внутренний слой обращён мехом к телу, чтобы удержать тепло у самой кожи. Для того чтобы сшить одежду шкуру надо выделать, чтобы она была мягкая, и прочная. Готовят шкуру и шьют одежду только женщины, мужчины занимаются охотой.

Малица – нательная меховая рубаха с пришитым к ней капюшоном и рукавицами. Она очень теплая и хорошо защищает тело и голову от холода, оставляя открытым только лицо. Она шьется и надевается мехом внутрь, к телу. Малица украшается меховым кантом. Малица имеет капюшон – сава, рукавицы – нгоба (их шьют из любых шкурок мехом наружу). Малица подпоясывается поясом – ни (его делают из кожи) обшивают сукном и украшают медными пуговицами, подвесками, подвешивают на цепочке ножны с ножом. Зимой на малицу могут еще надевать парку, глухую одежду (ее шьют из тонких шкурок телят мехом наружу). В мужской одежде – малице – украшают орнаментом рукава и подол.

Слайд №6.                                                                                                  

Женская одежда более сложная. Это распашная шуба – паны, еще ее называют ягушка. Головной убор – меховой капор сава шьется отдельно. Женский головной убор – меховой капор сава шьется отдельно. В отличие от мужской одежды он не скрепляется с шубой. Украшали одежду орнаментом из мозаики (изображение, составленное из кусочков различного материала или из одного материала разных цветов). Летнюю одежду ненцы, селькупы и ханты шьют из сукна и х/б ткани, украшали аппликацией

Игра - беседа.                                                                                                                                                                                                  Как называется мужская одежда? (малица)                                                                                                                                                                  Как называется женская одежда? (ягушка)                                                                                                                             Какую обувь делают из шкур оленя? (пимы, унты)                                                                                      

Воспитатель, ребята я предлагаю отправиться в детский сад и ещё раз вспомнить о своём путешествии.                                                                                                                                                                                                            Мы узнали много нового, я предлагаю вам разделиться на группы с помощью карточек с цифрами. Дети выбирают карточки с цифрами 1,2,3, в каждой группе, получается, по три человека. У тех, у кого попалась цифра 1,  дети составляют рассказ, про жилище.  У ребят с цифрой 2, рассказывают про оленей. Третья группа рассказывает про одежду.

Дети составляют  совместный рассказ о увиденном.

                                       Итог занятия:                                                                                                                                                                    Вам понравилось занятие? Что нового вы узнали? Что было самое интересное?

Ребята я хочу вас похвалить, вы внимательно меня слушали и поэтому очень много запомнили и смогли составить рассказ. За это вам наши друзья из тундры подарили очень вкусный подарок ягоду «клюкву»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Путешествие на север

Слайд 5

Малица – нательная меховая рубаха с пришитым к ней капюшоном и рукавицами. Она очень теплая и хорошо защищает тело и голову от холода, оставляя открытым только лицо. Она шьется и надевается мехом внутрь, к телу. Малица украшается меховым кантом. Малица имеет капюшон – сава , рукавицы – нгоба (их шьют из любых шкурок мехом наружу). Малица подпоясывается поясом – ни (его делают из кожи) обшивают сукном и украшают медными пуговицами, подвесками, подвешивают на цепочке ножны с ножом. Зимой на малицу могут еще надевать парку, глухую одежду (ее шьют из тонких шкурок телят мехом наружу). В мужской одежде – малице – украшают орнаментом рукава и подол.

Слайд 6

Женская одежда более сложная. Это распашная шуба – паны, еще ее называют ягушка . Головной убор – меховой капор сава шьется отдельно. Женский головной убор – меховой капор сава шьется отдельно. В отличие от мужской одежды он не скрепляется с шубой.

Слайд 7

Украшали одежду орнаментом из мозаики (изображение, составленное из кусочков различного материала или из одного материала разных цветов). Летнюю одежду ненцы, селькупы и ханты шьют из сукна и х /б ткани, украшали аппликацией

Слайд 8

Молодцы, вот вам и подарочек!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект познавательного занятия для детей старшего возраста Тема занятия: Профессия моих родителей

Формировать представления детей о трудовой деятельности  -  её цели, планировании, общественном значении;Конспект занятия, цели, материал, предварительная работа....

Занятие с детьми старшего возраста на развитие познавательной и эмоциональной сфер детей 5 лет

Тема: «Развитие памяти» Задачи:     развитие слуховой и зрительной памяти;     развитие общей и мелкой моторики;     развитие ком...

Конспект занятия для детей старшего возраста по познавательному развитию на тему: "Поиск воздуха"

Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольника в естественной форме проявляется в виде так называемого детского экперементирования с предметами и в виде вербального исследования воп...

Конспект открытого логопедического занятия для детей старшего возраста "Путешествие на Север"

Конспект открытого занятия в старшей логопедической группе по лексической теме "Животные Севера" по ФГОС.  Всё занятие строилось на проблемных вопросах. Дети отправлялись на север и искали маму б...

Занятие для детей старшего возраста по развитию речи "Зимние приключения"

Коррекционно – образовательные: Формировать представлений о зиме, ознакомление с существенными признаками зимы. Расширение, уточнение и активизация словаря по лексической теме «Зима»...

Конспект занятия Музыкальное занятие для детей старшего возраста с применением технологияи элементарного музицирования. «Новая мелодия»

Цель: Создать условия для творческого развития личностного потенциала ребенка, его природной музыкальности, развитие способности к творческому самовыражению....