Конспект занятия по правовому воспитанию детей «О ПРАВАХ ИГРАЯ» ВОЗРАСТНАЯ ГРУППА – ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ (6 – 7 лет)
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Велькова Татьяна Николаевна

Занятие, где в игровой форме дана информация о некоторых правах детей. В частности о праве на рождение, на жильё, на неприкосновенность жилья и т.д.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение познавательно-          

                   речевого направления детский сад общеразвивающего вида

                         №1  «Cветлячок» пгт  Опарино   Кировской области

Конспект занятия по правовому воспитанию      

                        «О правах играя»

             для подготовительной группы

                                             Выполнила: Велькова Т.Н

                                                                                  Воспитатель, 1 категория

                                        пгт Опарино

                                                          2013г.

Конспект  занятия  по  правовому воспитанию  детей

                                «О  ПРАВАХ  ИГРАЯ»

ВОЗРАСТНАЯ  ГРУППА – ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ (6 – 7 лет)

 Цель: уточнить  знания  детей о  гражданских  правах  и  обязанностях.

Программное  содержание:

•Продолжать  учить детей  рассуждать, сопоставлять, делать  выводы.

•Развивать правовое  мировоззрение и нравственные  представления.

•Воспитывать чувство  самоуважения и уважение  к  другим  людям.

Оборудование:

  • Конвенция  о  правах  ребенка (книга)
  • Аудио магнитофон
  • Диски  с  записями  из  детских  мультфильмов  и  сказок
  • Мультимедийный проектор
  • Интерактивная доска
  • Крупа (фасоль, горох)
  • Мяч.

Ход  занятия:

 Вносится импровизированная книга «Конвенция о правах ребёнка»

Воспитатель:  

Ребята!  Сегодня  у  нас  встреча  не  простая

Мы  с  вами  эту  книгу  полистаем.

Ведь  о  правах  не  зря  идет  молва,

Хоть  ты  и  мал, есть  у  тебя  права!

В  нашей  группе  сегодня  будет  работать  юридическая  консультация. К  нам  пришли  гости за  советом. Мы  гостям  расскажем,  о  правах играя,

Тема  серьезная, надо настроиться.

Звучит музыка, в группу вбегает Шапокляк и забирает книгу.

Шапокляк: Малы ещё права изучать! А эту книгу я почитаю.

Убегает в зону игр, прячется за домиком.

Воспитатель: Ну и Шапокляк! Отобрала нашу книгу и сбежала! Что же нам теперь делать? (ответы детей). Правильно, давайте её догоним и вернём нашу книгу.

Дети и педагог переходят в игровую зону.

Воспитатель: (показывая на дом, покрытый белой тканью). Вот за этой снежной горой, в маленьком домике живет Шапокляк. Да, трудно будет через гору перебраться, но я знаю, что делать, нам нужно превратиться в снежинки. Вы согласны? Тогда закрывайте глазки, я сейчас превращу вас в снежинок, которые очутились на снежном облаке. Оно такое мягкое и пушистое, белое-белое. Раз, два, три – откройте глазки. Вот мы и на снежном облаке. Но вдруг от тяжести облако не выдержало и раскрыло свои двери, и все снежинки закружились в воздухе. Они такие легкие и пушистые. Упали на землю и стали танцевать свой танец снежинок. Сначала вправо-влево покружились, теперь вперед-назад. Молодцы! Но тут подул ветерок, и все снежинки разбежались кто куда, в разные стороны. Ветер успокоился, снежинки набегались и упали на снежную поляну, образуя красивые сугробы, и уснули.

Воспитатель: Снежинки, посмотрите, куда нас принёс ветер. Это же дом Шапокляк, значит, нам пора превращаться обратно в детей. Закрывайте глазки: Раз, два, три – вот опять ребята мы. Ну, теперь можно и постучаться.

Стучат в домик, появляется Шапокляк.

Шапокляк: Кто такие? Чего явились? Я гостей не жду?

Воспитатель: Ой, Шапокляк, какая ты сердитая, какой голос у тебя грубый и слова неприветливые. Ты своим криком деток напугаешь.

Шапокляк: Хватит разговоры разговаривать! Зачем явились? (ответы детей)

Воспитатель: Да, Шапокляк, мы пришли забрать свою книгу, которую ты у нас украла.

Шапокляк: Ничего я у вас не крала, просто забрала. Вы на эту книгу никаких прав не имеете. Да, и на все права, которые в книге написаны, могут рассчитывать только дети и внуки соловья разбойника и тот, кто верит в Бабу Ягу.

Воспитатель: Как вы думаете, правильно ли говорит Шапокляк? (Ответы детей.) Конечно, нет. Ведь все мы имеем равные права. И неважно кто наши родители, какой у нас цвет кожи и в кого мы верим. И это всё зафиксировано в той книге, которую ты Шапокляк у нас украла.

Шапокляк: Ой-ой! Умные какие! Ну-ка, ну-ка, подойди ко мне вот ты, номер один.

Воспитатель: Шапокляк, почему ты так странно обращаешься к детям? У них ведь есть имена, у каждого свое!

Шапокляк: Имена? А зачем им давать имена, если все дети маленькие, все одинаковые? Обойдутся номерами.

Воспитатель: Ребята, вы согласны, что все дети одинаковые? (Нет.) Докажите это Шапокляк. (Реплики детей.) Ну что, Шапокляк, убедили мы тебя? Теперь ты согласна, что каждый ребенок со дня своего рождения имеет право на собственное имя? Какой  документ  подтверждает, что  у  человека  есть  имя?

Детям  показывается  Свидетельство  о  рождении (слайд №1).

Шапокляк: Ну, хорошо, признаю за вами это право.

Воспитатель: Тогда давайте представимся Шапокляк, а эхо нам поможет.

Игра «Эхо» (с мячом)

Дети встают в круг, поочередно передают мяч и произносят свои имена, остальные дети повторяют их хором.

Воспитатель: Теперь, Шапокляк, верни нам, пожалуйста, книгу, чтобы мы познакомились с другими правами детей.

Шапокляк: Верну, если у кого-нибудь из вас мама в библиотеке работает.

Воспитатель: Это ещё почему?

Шапокляк: Потому, что читать имеют право только дети библиотекарей, в домах жить только дети строителей, а лечиться – дети врачей.

Воспитатель: Ну, ты и наговорила! Дети, а как вы думаете, правильно то, что сказала Шапокляк? (Ответы детей.) Шапокляк, каждый ребенок имеет право на дом, питание, лечение, обучение, отдых а также на жизнь и неприкосновенность.

Шапокляк: Всё равно я вам не верю и книгу энту не отдам, пока вы мне не докажите.

Воспитатель: Ну, хорошо Шапокляк. Тогда нам, придётся всем вместе, отправится в сказочную страну «Мульти-пультию». Садитесь на стульчики. Сейчас я скажу волшебные слова, и все мы окажемся в этой волшебной стране. И ты Шапокляк тоже садись. Тогда закрывайте глазки, я сейчас превращу вас в снежинок, которые очутились на снежном облаке. Оно такое мягкое и пушистое, белое-белое. Раз, два, три – откройте глазки. Вот мы и на снежном облаке. Но вдруг от тяжести облако не выдержало и раскрыло свои двери, и все снежинки закружились в воздухе. Они такие легкие и пушистые. Упали на землю и стали танцевать свой танец снежинок. Сначала вправо-влево покружились, теперь вперед-назад. Молодцы! Но тут подул ветерок, и все снежинки разбежались кто куда, в разные стороны. Ветер успокоился, снежинки набегались и упали на снежную поляну, образуя красивые сугробы, и уснули.

Воспитатель: Снежинки, посмотрите, куда нас принёс ветер. Посмотрите да это «Заюшкина избушка», (слайд №2) значит, нам пора превращаться обратно в детей. Обратите внимание на экран. (Включается отрывок из мультфильма «Заюшкина избушка», где лиса выгоняет зайчика.) (слайд №3)

Воспитатель: Какое из прав, по вашему мнению, нарушила лиса – плутовка в этой сказке?    (На жилище.)

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, есть такое право на неприкосновенность жилища и защиту от вмешательства в личную жизнь. Лиса нарушила право зайчика на неприкосновенность жилища. Ребята, вспомните в каких сказках ещё было нарушено право на неприкосновенность жилища? («Теремок» (слайд №4), «Зимовье зверей» (слайд №5), «Три поросёнка» (слайд №6)).

Воспитатель: Вот видишь Шапокляк, наши дети знают права, хоть ты и украла Книгу Прав.

Шапокляк: Хм, это ещё не показатель, всего лишь одно отгадали.

Воспитатель: Ну, хорошо Шапокляк, смотрите дальше. (На экране появляется отрывок из сказки «Кот, лиса и петух», где лиса несёт петушка (слайд №7)).

Воспитатель: Вспомнили сказку? Как она называется? Кто просит о  помощи в этой сказке? Что вы можете сказать здесь про лису? (Ответы детей.) Какое право нарушила лиса? (Ответы) Да правильно это «право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу». Вспомните, в каких ещё сказках нарушалось это право. («Гуси-лебеди» (слайд №8), «Маша и медведь» (слайд №9), «Волк и семеро козлят» (слайд №10), «Колобок» (слайд № 11), «Красная шапочка» (слайд №12)).   А в нашей группе соблюдается это право? Вспомните драки среди мальчиков. Когда они дерутся, какими становятся? Не лучше ли вашу злость направить в игру «Петушиные драки».

игра «Петушиные драки»

Дети делятся на пары, приседают, обхватывая колени руками и боком подпрыгивая, друг к другу, толкаются. Кто из ребят упадёт или уберёт руки с колен, тот из игры выбывает.

Шапокляк: Это по мне, это я люблю!!! (Тоже приседает, пытается сбить кого ни будь из детей, но, не удержавшись, падает, и, охая садится на стульчик).

Воспитатель: Ну, что Шапокляк, больно когда твоё право на неприкосновенность нарушается.

Шапокляк: Да вы меня почти убедили, а ещё картинку покажешь?

Воспитатель: Ещё? Ну, смотри. Ребятки давайте разберём ещё одну ситуацию. (На экране появляется отрывок из мультфильма «Золушка», где мачеха не пускает Золушку на бал и заставляет работать  (слайд №13).)

Воспитатель: Вспомнили сказку? Как она называется? Чьи права здесь ущемляются? А может нам скажет Шапокляк? (Говорит, но неправильно.) ребята помогите Шапокляк. (Ответы детей). Какие права нарушает мачеха? (Ответы). А давайте поможем Золушке, разберём горох и фасоль.

Дети разбирают в парах горох и фасоль.

Шапокляк:  Ну ладно, убедили, берите свою книгу. (Обиженно, отдаёт книгу и уходит).

 Воспитатель: Мне почему – то стало жалко Шапокляк. Может, она потому плохие поступки совершает, что никто её не любит, никто о ней не заботится. Ведь все имеют право на любовь и заботу. Это право имеете и вы. Шапокляк даже никто с днем рождения не поздравляет. Давайте мы сделаем ей приятное. Соберём для неё букет и поздравим её с днём рожденья.

Собирают цветы, стучатся в дверь избушки. Шапокляк выходит. Дети поздравляют её с днём рождения и дарят цветы. Шапокляк смущается, благодарит.

Воспитатель: Ребята, нам пора возвращаться,

Шапокляк: Подождите! Я ведь тоже способна на хорошие дела.

Воспитатель: Спасибо, Шапокляк. Приходи к нам в гости. У нас есть ещё много интересных книг. И, наверное, то, что написано в книге Прав для детей ты хорошо запомнила, и будешь контролировать соблюдение этих прав. До свидания!

Шапокляк: До свидания. Спасибо за приглашение, я обязательно к вам приду. А сейчас я спешу в другой детский сад, чтобы рассказать об этой удивительной книге другим ребятам.

Воспитатель: Все на месте? Тогда закрывайте глазки, и, как только я произнесу волшебные слова, вы превратитесь в снежинки.

 Игра-импровизация «Снежинки»

Раз, два, три – в снежинки превратились мы. Дети открывают глаза и выполняют движения в соответствии с текстом. Тихо падают снежинки. Легкий ветер гонит их.

То построит в хороводы, то, как в вальсе закружит.

Ветер стих, снежинки плавно ниже опускаются.

Собрались в комок пушистый на ветру качаются.

Лишь земли коснулась вата, и снежинки разлетелись.

По замерзшему асфальту закружил, понес их ветер.

Кувыркаются снежинки, поворачивают спинки,

Веселятся и резвятся, радуясь зиме.

Воспитатель: Вот мы и дома. Закрывайте глаза. Раз, два, три, четыре, пять – вот и дома мы опять.

Воспитатель: Ребята, а давайте, расскажем гостям, о каких правах вы сегодня узнали, ведь они не летали с нами? (ответы детей). Молодцы, запомнили свои права.

Воспитатель:

Без  прав  на  свете  жить  не  сможем.

Всегда  и  везде  вам  право  поможет.

Об  этом  ребята  никогда  не  забывайте.

Воспитатель: Мы еще не раз встретимся с этой книгой, которая познакомит нас и с другими правами. Спасибо всем мне было очень приятно и интересно с вами.

Дети прощаются с гостями


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по основам безопасности для детей подготовительной группы: «Дорожная грамота». Конспект занятия по основам безопасности для детей подготовительной группы: «Дорожная грамота».

АннотацияВсе мы – родители, воспитатели пытаемся ответить на вопрос: «Как обеспечить безопасность и здоровый образ жизни нашим детям?»         Ребенок поп...

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект родительского собрания в подготовительной группе на тему «Себя, как в зеркале, я вижу…» (подготовительная группа).

Цель: показать родителям, что их ребенок 6 – 7 лет проходит непростой период в жизни, учить их смотреть на мир его глазами, постараться понять его, оказать поддержку....

Конспект итогового мероприятия в подготовительной группе на тему «Русская матрёшка» Воспитателя подготовительной группы; Тарасенко В.В.

Цель: Закрепить у детей представления о произведениях декоративно-прикладного искусства, в частности о русской матрёшке....

НОВОГОДНИЙ ПРАЗДНИК ДЛЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЫ и ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ

Праздник для двух подготовительных групп, основан на мини-сценках. Все роли исполняют дети. Взрослая роль одна - Фрекен Бок....

Картотека игр и экспериментов с водой старшая и подготовительная группа.ИГРЫ И ЭКСПЕРИМЕНТЫ С ПЕСКОМ В СТАРШЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.КАРТОТЕКА ИГР И ЭКСПЕРИМЕНТОВ С ВЕТРОМ И ВОЗДУХОМ В СТАРШЕЙ-ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.

Картотека игр и экспериментов с водой старшая и подготовительная  группа. ИГРЫ  И ЭКСПЕРИМЕНТЫ С ПЕСКОМ В СТАРШЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.КАРТОТЕКА ИГР И ЭКСПЕРИМЕНТОВ С ВЕТРОМ И ВОЗД...