Проект «Коми изба» Старшая группа
проект по окружающему миру (старшая группа) по теме

Ткачёва Ольга

Проект

«Коми изба»

Старшая группа

 

 

 

Авторы проекта: Ткачёва О.Ф.

 

 

Аннотация:

В данном проекте представлено знакомство с Коми избой. Реализация проекта осуществляется через все доступные формы и методы. Это – НОД, беседы, наблюдения, чтение художественной литературы, дидактические игры, подвижные игры, продуктивная деятельность. С родителями так же проводилась определенная работа: беседы, рекомендации, советы. Работа проводится комплексно по всем разделам воспитания и обучения.

Обоснование:

Любая национальная культура, имеющая многовековую историю, проявляет и несет в себе уникальные, присущие именно данному этносу компоненты, начиная с обустройства жизни и быта, строительства жилища и кончая традициями народно-прикладного и устно-поэтического творчества. К сожалению, у детей не глубокие знания о творчестве и быте (в прошлом и настоящем) народа республики, в которой они живут.

Цель: углубить знания детей о быте Коми народа, с внутренним строением и обустройством деревянного дома.

Задачи:

·     Расширять и углублять представления воспитанников о внутреннем обустройстве дома, назначении, местоположении основных предметов быта.

·        Расширять и углублять знания о жизни и быте Коми народа.

·        Формировать познавательный интерес.

·        Воспитывать уважительное отношение к малой Родине.

Тип проекта: познавательно – творческий.

Участники проекта: дети, родители, воспитатели, специалисты.

Вид проекта: краткосрочный.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

 

Ожидаемые результаты:

·     Развитие познавательной деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности с воспитателем, специалистами и родителями.

·     Расширение кругозора детей и закрепление их знаний об устройстве дома, назначении, местоположении основных предметов быта.

·       Организация и реализация в группе образовательной деятельности по обозначенной теме.                                                                                                                                              

План мероприятий по реализации проекта:

I этап (подготовительный)

·        Опрос детей " Что я знаю о быте Коми народа».

·     Создание необходимых условий для реализации проекта (подбор художественной литературы, демонстрационного материала, дидактических и подвижных игр).

II этап (основной)

·        НОД из цикла:

ОО «Познавательное развитие» Ознакомление с окружающим «В Коми избу».

ОО «Речевое развитие» Развитие речи «Добрая - то речь, коль в избе есть печь».

ОО «Художественно-эстетическое развитие»:

•      Рисование «Изба», «Пера богатырь».

•      Лепка «Предметы утвари Коми народа» (пестерь, чугунок).

•      Беседы: «Коми утварь», «Жизнь коми народа в далеком прошлом» (традиции, обряды, праздники), «В каждом доме толстая маланья» (ознакомление с Коми печкой), «Обустройство Коми дома», рассматривание картины «Изба в Коми деревне» Третьяк Назарий.

·       Сюжетно – ролевые игры: «Коми изба» (экскурсовод -  ребенок), «Семья» (быт Коми народа), «Рыбаки», «Охотники».

·       Чтение художественной литературы: «Сказка о трех горшках», «Дочка с веретенце», «Хлеб и огонь», «Медвежьи няньки», «Пера богатырь»

·     Дидактические игры: «Чей предмет», «Отгадайка», «Логическое лото».

·     Подвижные игры: «Стой, Олень!», «Ловля оленей», «Невод», «Прыжки через нарты».

Взаимодействие со специалистами:

Музыкальный руководитель: игра на Коми национальных инструментах и разучивание песни «Песня о моём городе».

Руководитель по физическому воспитанию: проведение спортивного развлечения «Юные охотники».

Руководитель по изобразительной деятельности: рисование Коми избы, Пера Богатырь.

Работа с родителями:

·        Поиск иллюстраций.

·     Создание картотеки по художественной литературе «Коми народные сказки».

·        Создание масок для театрализации сказки «Медвежьи няньки».

·     Создание картотеки «Коми подвижные игры», «Коми народные сказки».

III. Заключительный этап.

·        Создание макета «Коми изба».

·        Экскурсия в Национальный музей РК.

·        Создание книг: «Интерьер коми избы», «Национальный орнамент народа коми», «Национальная одежда народа коми».

·        Создание дидактических игр.

·        Создание картотеки по художественной литературе «Коми народные сказки».

·        Создание картотеки «Коми подвижные игры».

·        Выставка рисунков

·        Инсценировка сказки «Медвежьи няньки»

Критерии оценки: Викторина «В коми  избе».

Вывод: По завершению проекта у детей расширились представления о Коми избе и о быте Коми народа. Обогатилась предметно-пространственная среда за счет создания картотек, книг, дидактических игр, макета. Активизировалась совместная деятельность детского сада и семьи.

Литература

1.     Вавилова Л. Д. Ознакомление детей дошкольного возраста с коми краем. Сыктывкар, 1993.

2.     Жуковская Р.И., Виногладова Н.Ф., Козлова С.А. Родной край. М., Просвещение, 1985.

3.     Зайцева Н. Ф. Рабочая учебная программа по разделу «Краеведение» для детей старшего дошкольного возраста к программе «Парма». Сыктывкар, 2010.

4.     Хабарова Т. В. «Организация физкультурно – оздоровительная работы в дошкольном учреждении: Методическое пособие к программе «Парма».- Сыктывкар: КРИРО и ПК, 2003.-196 стр.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл komi_izba.docx84.67 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад № 108»

г. Сыктывкара

Проект

«Коми изба»

Старшая группа

Третяк Назарий. Изба в Коми деревне

Авторы проекта: Ткачёва О.Ф.

Аннотация:

В данном проекте представлено знакомство с Коми избой. Реализация проекта осуществляется через все доступные формы и методы. Это – НОД, беседы, наблюдения, чтение художественной литературы, дидактические игры, подвижные игры, продуктивная деятельность. С родителями так же проводилась определенная работа: беседы, рекомендации, советы. Работа проводится комплексно по всем разделам воспитания и обучения.

Обоснование:

Любая национальная культура, имеющая многовековую историю, проявляет и несет в себе уникальные, присущие именно данному этносу компоненты, начиная с обустройства жизни и быта, строительства жилища и кончая традициями народно-прикладного и устно-поэтического творчества. К сожалению, у детей не глубокие знания о творчестве и быте (в прошлом и настоящем) народа республики, в которой они живут.

Цель: углубить знания детей о быте Коми народа, с внутренним строением и обустройством деревянного дома.

Задачи: 

  • Расширять и углублять представления воспитанников о внутреннем обустройстве дома, назначении, местоположении основных предметов быта.
  • Расширять и углублять знания о жизни и быте Коми народа.
  • Формировать познавательный интерес.
  • Воспитывать уважительное отношение к малой Родине.

Тип проекта: познавательно – творческий.

Участники проекта: дети, родители, воспитатели, специалисты.

Вид проекта: краткосрочный.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Ожидаемые результаты:

  • Развитие познавательной деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности с воспитателем, специалистами и родителями.
  • Расширение кругозора детей и закрепление их знаний об устройстве дома, назначении, местоположении основных предметов быта.
  • Организация и реализация в группе образовательной деятельности по обозначенной теме.                                                                                                                                              

План мероприятий по реализации проекта:

I этап (подготовительный)

  • Опрос детей " Что я знаю о быте Коми народа».
  • Создание необходимых условий для реализации проекта (подбор художественной литературы, демонстрационного материала, дидактических и подвижных игр).

II этап (основной)

  • НОД из цикла:

ОО «Познавательное развитие» Ознакомление с окружающим «В Коми избу».

ОО «Речевое развитие» Развитие речи «Добрая - то речь, коль в избе есть печь».

ОО «Художественно-эстетическое развитие»:

  • Рисование «Изба», «Пера богатырь».
  • Лепка «Предметы утвари Коми народа» (пестерь, чугунок).
  • Беседы: «Коми утварь», «Жизнь коми народа в далеком прошлом» (традиции, обряды, праздники), «В каждом доме толстая маланья» (ознакомление с Коми печкой), «Обустройство Коми дома», рассматривание картины «Изба в Коми деревне» Третьяк Назарий.
  • Сюжетно – ролевые игры: «Коми изба» (экскурсовод -  ребенок), «Семья» (быт Коми народа), «Рыбаки», «Охотники».
  • Чтение художественной литературы: «Сказка о трех горшках», «Дочка с веретенце», «Хлеб и огонь», «Медвежьи няньки», «Пера богатырь»
  • Дидактические игры: «Чей предмет», «Отгадайка», «Логическое лото».
  • Подвижные игры: «Стой, Олень!», «Ловля оленей», «Невод», «Прыжки через нарты».

Взаимодействие со специалистами:

Музыкальный руководитель: игра на Коми национальных инструментах и разучивание песни «Песня о моём городе».

Руководитель по физическому воспитанию: проведение спортивного развлечения «Юные охотники».

Руководитель по изобразительной деятельности: рисование Коми избы, Пера Богатырь.

Работа с родителями:

  • Поиск иллюстраций.
  • Создание картотеки по художественной литературе «Коми народные сказки».
  • Создание масок для театрализации сказки «Медвежьи няньки».
  • Создание картотеки «Коми подвижные игры», «Коми народные сказки».

III. Заключительный этап.

  • Создание макета «Коми изба».
  • Экскурсия в Национальный музей РК.
  • Создание книг: «Интерьер коми избы», «Национальный орнамент народа коми», «Национальная одежда народа коми».
  • Создание дидактических игр.
  • Создание картотеки по художественной литературе «Коми народные сказки».
  • Создание картотеки «Коми подвижные игры».
  • Выставка рисунков
  • Инсценировка сказки «Медвежьи няньки»

Критерии оценки: Викторина «В коми  избе».

Вывод: По завершению проекта у детей расширились представления о Коми избе и о быте Коми народа. Обогатилась предметно-пространственная среда за счет создания картотек, книг, дидактических игр, макета. Активизировалась совместная деятельность детского сада и семьи.

Литература

  1. Вавилова Л. Д. Ознакомление детей дошкольного возраста с коми краем. Сыктывкар, 1993.
  2. Жуковская Р.И., Виногладова Н.Ф., Козлова С.А. Родной край. М., Просвещение, 1985.
  3. Зайцева Н. Ф. Рабочая учебная программа по разделу «Краеведение» для детей старшего дошкольного возраста к программе «Парма». Сыктывкар, 2010.
  4. Хабарова Т. В. «Организация физкультурно – оздоровительная работы в дошкольном учреждении: Методическое пособие к программе «Парма».- Сыктывкар: КРИРО и ПК, 2003.-196 стр.
  5. http://ppt4web.ru/obshhestvoznanija/interer-komi-izby.html
  6. http://www.sadik12.uhta.net/metodicheskie-razrabotki/komi-izba


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект "Изба" старшая группа

паспорт проекта "Изба", конспект итогового занятия  "Горница" в старшей группе...

План мероприятий, посвященных празднованию Республики Коми в старшей группе.

План мероприятий, посвященных празднованию Республики Коми в старшей группе....

Проект для детей старшей группы "Русская изба" (по ознакомлению детей с русской культурой)

Дошкольным учреждениям отведена основная роль в воспитании патриотизма, так как именно в детских садах происходит духовно-нравственное становление детей и подготовка их к самостоятельной жизни, чувств...

Социальный проект: Изучение детьми старшей группы коми культуры

Продолжительность проекта: 2018 – 2019 учебный год.Тип проекта: познавательно-творческий, социально-коммуникативный, практико-ориентированный.Участники проекта: воспитатели группы, дети старшей ...

Экскурсия в мини-музей «Русская изба» Тема: Милости просим в нашу избу Старшая группа

Данный материал будет полезен воспитателям, студентам дошкольных образовательных учреждений...

Проект "Коми музей в группе"

Любовь начинается с малого – с любви к нашей малой Родине. Но чтобы любить, надо знать. С чего начинается Родина для малыша? Вопрос этот не праздный. В дошкольном возрасте дети должны обязательн...