Дополнительная общеразвивающая программа «Друзья природы»
рабочая программа по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

 Федотова Наталья Борисовна
Направленность: естественнонаучная Уровень реализации: дошкольное образование Возраст детей: 5-7 лет Срок реализации: 1 год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл druzya_prirody.docx32.12 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования

«Дом детского творчества «Радуга»

                                                                                     

Обновленная программа                                              Утверждаю

рассмотрена на заседании                        Директор МКУ ДО ДДТ «Радуга»                      

педсовета                                                            «11» ноября  2015 г.

протокол № 2 от 11.11.2015                             _______________ Мохова Т.Н.

Дополнительная общеразвивающая программа

 «Друзья природы»

                         

                 

                 Направленность: естественнонаучная

                 Уровень реализации: дошкольное образование

                 Возраст детей: 5-7 лет

                 Срок реализации: 1 год

                                                                     Составитель:

                                                                     педагог дополнительного образования

                            Федотова Н.Б.

п. Заокский

2015

Пояснительная записка

Дополнительная общеразвивающая программа «Друзья природы» имеет естественнонаучную направленность.

С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В ХХI веке их решение приобретает характер фактора выживания человечества.

Так как проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, то необходимо приучать детей к бережному отношению к окружающей среде. Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с раннего детства, так как в этом возрасте легче всего сформировать у детей бережное отношение к природе, научить любить и охранять природу. Дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы. Занимаясь в объединении, дети обогащают свой запас новыми знаниями о природных явлениях. Это воспитывает у них любознательность, бережное отношение к природе, желание знать больше.

Актуальность данной программы заключается в расширении и углублении  знаний о природе, ее свойствах, явлениях и др. Дети младшего возраста особенно любознательны, им хочется все пробовать и на занятиях объединения они могут удовлетворять свои познавательные интересы, обогащая наглядно-образную картину мира.

Педагогическая целесообразность Дополнительная общеразвивающая программа «Друзья природы» формирует у воспитанников экологическую культуру поведения в природе, экологическое мировоззрение. В доступной для детей форме, позволяет прочувствовать и осознать хрупкую красоту природы. Она обогащает детей не только новыми знаниями, но и их эмоционально-чувственную сферу. В программе значительное место отведено практической деятельности, это дает детям возможность применять свои знания, проверять их ценность.

Цель: формирование у детей экологически ориентированной системы ценностей по отношению к окружающему миру через изучение природы.

Основные направления данной программы являются:

1. Познавательно-развивающее. Цель - знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме.

2. Практическое. Изучение растительного и животного мира, ландшафтов родного края, связанное с практическими делами (акции природоохранного характера, работа на огороде, подкормка птиц, посадка цветников и др.).

3. Исследовательское направление осуществляется в рамках продуктивной деятельности, экскурсий, наблюдений, опытов.

Для реализации поставленной цели решаются следующие задачи:

Обучающие:

- расширить и уточнить знаний об окружающем мире,

- формировать элементарные и научные представления о существующих в природе взаимосвязях;

- учить наблюдать, сравнивать, видеть взаимосвязи;

- формировать представления о самоценности природы, эмоциональное, положительное отношение к ней,

Развивающие:

- развивать познавательный интерес к природе;

- развивать способность детей видеть прекрасное и безобразное в окружающей среде;

- развивать наблюдательность.

Воспитательные:

- воспитать бережное отношение к природе;

- воспитать потребность заботиться об улучшении природной среды по мере своих сил.

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы составляет

5-7 лет.

Сроки реализации программы – 1 год обучения.

Режим занятий: занятия проводятся 4 раза в неделю по 1 часу.

Формы занятий:

- беседа;

- игра-путешествие;

- занятие в игровой форме;

- викторина;

- экскурсия в природу;

- работа с карточками;

- практическое занятие;

- экспериментальная деятельность;

- исследовательская деятельность.

Ожидаемые результаты

К концу обучения воспитанники должны иметь общее представление о растительном и животном мире, понимать ценность природных объектов, а также:

знать:

- особенности основных объектов природы: лес, луг, поле, болото, парк;

- наиболее распространенные виды животных и растений в нашем крае;

- особенности поведения некоторых видов животных в разное время года;

- о способах размножения растений;

- о повадках диких животных;

- о птицах, животных, растениях Тульского края, в том числе занесенных в Красную книгу;

- правила поведения в природе;

- о помощи человека природе.

уметь:

- устанавливать причинно-следственные связи между состоянием окружающей среды и жизнью живых организмов;

- определять лиственные и хвойные деревья по внешнему виду, плодам и семенам;

- определять наиболее распространенные в нашем крае лекарственные травы;

- ухаживать за растениями и животными в уголке природы;

- устанавливать связь и взаимодействие человека с природой;

- бережно относится к природе.

Программа включает в себя диагностическое обследование детей по выявлению уровня ЗУН на конец учебного года по экологическому развитию.

Формы подведения итогов:

- устный опрос;

- выполнение практических заданий;

- викторина.

Учебно-тематический план

 № п/п

Темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие.

0,5

1

---

2.

Инструктаж по охране труда.

1

2

---

3.

Природа живая и неживая.

5

3

2

4.

4.1.

4.2.

4.3.

4.4.

Неживая природа

   Вода

   Воздух

   Почва

   Вселенная

43

18

7

9

9

26

12

4

4

6

17

6

3

5

3

5.

Сезонные изменения в природе.

24,5

12,5

12

6.

Календарь природы.

8

0,5

7,5

7.

7.1.

7.2.

7.3.

Живая природа.

   Растения.

   Животные.

   Насекомые.

22

11

6

5

14

6

5

3

8

5

1

2

8.

Лес как экосистема.

17

11

6

9.

Водоемы как экосистема.

10

4

6

10.

Луг как экосистема.

8

4

4

11.

Человек и природа.

4

2

2

12.

Итоговое занятие.

1

1

---

Итого

144

Содержание программы

  1. Вводное занятие.  

Цель и задачи обучения, основные направления работы. Правила внутреннего распорядка. Организационная работа.

  1. Инструктаж по охране труда.

Правила техники безопасности на занятиях объединения, во время прогулок, экскурсий, правила поведения на природе.

  1. Природа живая и неживая.

Природа живая и неживая. Связь живой и неживой природы. Погода. Явления природы.

Практические занятия: работа с карточками, наблюдение за погодой.

  1. Неживая природа.

Вода, ее свойства, значение. Круговорот воды в природе. Мировой океан. Вода в жизни животных, растений и человека. Воздух его свойства. Ветер. Чистый и загрязненный воздух. Воздух нужен для жизни. Почва. Обитатели почвы. Значение почвы. Песок. Глина. Камни. Солнце, Земля и другие планеты. Смена времен года. Роль света в жизни растений, животных, человека. Космос. Вселенная. Звезды. Планета Земля в опасности.

Практические занятия: свойства воздуха и воды, опыты с воздухом и водой, наблюдение за паром, замораживание воды и получение талой воды, морские глубины (рисование), «рыба-клоун» (пластелинография), викторины, лепка из глины, рисование на камнях, аппликация, поделки из бросового материала.

  1. Сезонные изменения в природе.

Особенности сезонов. Признаки. Явления. Жизнь растений и животных в разные сезоны.

Практические занятия: аппликация в технике обрывания, нетрадиционная техника рисования, поделка из природного материала, коллективная аппликация, изготовление кормушек, подкормка птиц и наблюдение за ними, рисование.

  1. Календарь природы.

Заполнение календаря природы. Работа с термометром. Условные обозначения.

Практические занятия: составление, оформление, подведение итогов календаря природы

  1. Живая природа.

Растения – легкие земли. Разнообразие видов растений. Размножение, строение растений. Охрана растений. Красная книга. Животные разных континентов. Животные нашей области. . Значение насекомых в природе. Насекомые: жуки, шмели, бабочки, муравьи и т.д. Охрана муравейников. Путешествие к пчелам.

Практические занятия: работа с карточками, выращивание растений, и  уход за ними, викторины, нетрадиционная техника рисования, бабочка (пластилинография).

  1. Лес как экосистема. 

Лес многоэтажный дом. Цепочки в лесу. Кто главный в лесу? Леса их значение в природе и хозяйстве человека. Бережно относимся к бумаге. Кустарники леса. Травянистые растения леса. Взаимосвязи между растениями и животными леса. Охрана лесов. Распознавание кустарников, трав, грибов, мхов. Знакомство с грибами. Отличие грибов от растений. Роль грибов в лесу. Съедобные и ядовитые грибы. Как люди помогают лесным обитателям. Животные леса.

Практические занятия: экскурсия в лес, секреты лесовика, поделка из бросового материала, встреча птиц.

  1. Водоемы как экосистема.

Реки, озера, пруды, болота, их значение в природе. Земноводные. Пресмыкающиеся. Влияние деятельности человека на водоемы и их обитателей. Охрана водоемов.

Практические занятия: Работа с карточками, черепаха из бумаги, сравнение рыб и лягушек, лягушка из соленого теста, экскурсия к водоему, наблюдение за обитателями водоемов.

  1. Луг как экосистема.

Луга их значение в природе и хозяйстве человека. Травянистые растения луга. Животные луга. Охрана лугов.

Практические занятия: распознавание травянистых растений луга, экскурсия на луг, работа с карточками.

  1. Человек и природа

Через добрые дела можно стать юным экологом. Десять заповедей друзей природы. Как человек охраняет природу?

Практические занятия: коллективное рисование «Мы – друзья природы».

  1. Итоговое занятие

Подведение итогов работы за год.

Методическое обеспечение

На занятиях объединения используются групповая форма работы.

       формы занятий:

- теоретические и практические занятия;

- тематические беседы;

-дидактические игры;

- экскурсии;

- наблюдения.

        методы и приемы:

- демонстрации;

- репродуктивный;

- творческий.

Для реализации программы необходима следующая материальная база:

- групповая комната с необходимой мебелью;

- наглядные пособия: (таблицы, схемы);

- карандаши, краски, альбомы;

- цветная, гофрированная бумага,цветной картон, клей, пластилин;

- пряжа, ножницы;

- природный материал (листья, ракушки);

- бросовый материал;

- пластилин.

Формами подведения итогов по каждой теме или разделу являются: анализ работ, мини-выставки.

В конце учебного года организуется смотр готовых работ и проводится итоговое занятие, на котором подводятся итоги работы объединения за год, поощряются лучшие участники объединения.

Список литературы для педагога.

  1. Алябьева Е.А. Игры-путешествия на участке детского сада. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 128 с.
  2. Алябьева Е.А. Природа. Сказки и игры для детей. – М.: ТЦ Сфера, 2016. – 128 с. (Детям о самом важном).
  3. Вакуленко Ю.А. воспитание любви к проде у дошкольников: экологические праздники, викторины, занятия и игры. – Волгоград: Учитель, 2008. – 157 с.
  4. Волчкова В.Н., Степанова Н.В.конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2008. – 128 с.
  5. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: опыты и эксперименты для дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 192 с.(Ребенок в мире поиска)
  6. Иванова А.И. Мир растений: экологические наблюдения и эксперименты в детском саду: - М.: ТЦ Сфера, 2010. – 240 с.
  7. Копцева Т.А., Селезнева Г.Б., Сырых Н.В., Фомина О.Н. Я и мир природы. Сценарии игр-занятий. Художественно-эстетическое развитие ребенка в дошкольном детстве. Изобразительная и конструктивно-модельная деятельность: учебно-методическое пособие. – М.: Дрофа, 2014. – 114 с. (от задачи к результату).
  8. Лыкова И.А. ,Шипунова В.А. опасные предметы, существа и явления. Детская безопасность: учебно-методическое пособие для педагогов, практическое руководство для родителей. – М.: Издательский дом «Цветной мир», 2015. - 96 с.
  9. Николаева С.Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду. – М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2010. – 112 с.
  10. Соломенникова О.А. ознакомление с природой в детском саду. Старшая группа. – М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2014. – 112 с.
  11. Шорыгина Т.А. Понятные сказки. Беседы с детьми об игрушках, растениях и животных. – М.: ТЦ Сфера, 2016. – 64 с.
  12. Шорыгина Т.А. Познавательные сказки. Беседы с детьми о Земле и ее жителях. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 80 с.
  13. Интернет ресурсы.

Список литературы для детей.

  1. Акимушкин И. Причуды природы., Ч. 1, 2. - М.: Юный натуралист, 1992
  2. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! Рабочая тетрадь для детей 6-7 лет. Подготовительная группа. Ч. 1,2. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. – 40 С.
  3. Козлова С., Князева О. Мой организм. – М.: Владос, 2001
  4. Мартынов С.М. Овощи + фрукты + ягоды = здоровье. М.: Просвещение, 1993
  5. Любимцев В.В. Что? Где? Когда? Как? Зачем? Почему? - М.: Дрофа, 1995
  6. Тамбиев А. Экологическая азбука для детей. Животные.- М.: Школьная пресса, 2000
  7. Шорыгина Т.А. Экологические сказки для малышей.- М.: Прометей, 2003
  8. Щербенева Е.А. Занимательная экология: комплект рабочих листов для занятий с детьми 5-7 лет. – Волгоград: Учитель, 2013. – 87 с.
  9. Я познаю мир. Экология; Энциклопедия  - М.: ACT, 2006


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа "Друзья природы" для детей старшего возраста

Стремление применять технологии, эффективно развивающие интеллектуальные, сенсорные и творческие способности ребенка, характерная особенность современной педагогики. Важнейшая цель при этом - помочь р...

Дополнительная общеразвивающая программа "Природа и мы"

Программа "Природа имы" предназначена для детей от 7 до 14 лет. Разработана на три года....

Дополнительная общеразвивающая программа естественно-научной направленности "Природа нашей Родины"

Данная программма рассчитана на кружковую работу в рамках дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста. Период обучения по программе 2 года (старшая и подготовительная группа). ...

Диагностический материал к дополнительной общеразвивающей программе «Цвет природы»

Представлен диагностический материал; 1. Критерии сформированности экологических знаний и  умений детей с нарушением интеллекта2.  Методика диагностики уровней сформированности экологич...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА) по экологической направленности «В гостях у природы»

Природа и человек … Когда-то эти понятия в сознании людей были слиты воедино. Человек чувствовал целостность мира и считал себя его частью. В наше время отношения человека и природы претерпели ...

Дополнительная общеразвивающая программа экологическо-педагогической направленности "В гостях у природы"

Кружок «В гостях у природы» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия эк...