Диагностический материал к дополнительной общеразвивающей программе «Цвет природы»
материал

Представлен диагностический материал; 

1. Критерии сформированности экологических знаний и  умений детей с нарушением интеллекта

2.  Методика диагностики уровней сформированности экологических знаний и  умений детей с нарушением интеллекта

3.  Уровни сформирванности экологических знаний  и уменийу детей с нарушением интеллекта

4.  Схема обследования сенсорных эталонов и чувственного опыта (по Стребелевой ЕА)

5. Уровни развития сенсорных эталонов и чувственного опыта

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon diagnosticheskiy_material_.doc107 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    «ДЕТСКИЙ САД № 32 «РОДНИЧОК» ГОРОДА БЕЛОВО»

Диагностический материал

 к дополнительной общеразвивающей программе

«Цвет природы»

ББК

Автор-составитель: А.Ю. Штефырца, воспитатель  МБДОУ детский

 сад № 32 города Белово

Содержание

  1. Критерии сформированности экологических знаний и  умений

детей с нарушением интеллекта……………………………….……………….……….….4

  1. Методика диагностики уровней сформированности экологических

знаний и  умений детей с нарушением интеллекта………………………………….…...5

  1. Уровни сформирванности экологических знаний  и умений

у детей с нарушением интеллекта……………………………………………..………...…7

  1. Схема обследования сенсорных эталонов и чувственного

опыта (по Стребелевой ЕА)…………………………………………………………....……8

  1. Уровни развития сенсорных эталонов и

чувственного опыта……….………………………………………………………………….….11

  1. Показатели диагностики…………………………………………………………………..11

Приложение…………………………………………………..…..………………………….…12

  1. Критерии сформированности экологических

знаний и  умений детей с нарушением интеллекта

Живая природа

1.Животные

  • Различает и называет домашних и диких животных, домашних птиц и их детёнышей, рыб, птиц, насекомых и земноводных (лягушку).
  • Знает и называет основные часта тела и их особенности.
  • Имеет представление об образе жизни животных: места обитания, способ передвижения, чем питаются, какую пользу приносят.
  • Умеет относить животных к живым существам, называя их признаки.

2.Растения

  • Различает и называет деревья, кустарники, травяные растения, комнатные растения.
  • Называет и показывает отдельные их части.
  • Знает и осознает необходимость и способы ухода за растениями, и их потребности  (во влаге, свете, тепле, почвенном питании).
  • Относит растения к живым существам, называя их признаки.

Неживая природа

  • Показывает и называет объекты неживой природы (солнце, вода, воздух, земля).
  • Определяет состояние природы и погоды.
  • Умеет выделять признаки и отличительные характеристики неживой природы.
  • Имеет представление о значении неживой природы в жизни живых существ.

Времена года

  • Различает и называет времена года (по картинкам, расставляет их в определённой последовательности).
  • Называет и показывает отличительные признаки времён года живой и неживой природе по картинкам.

  1. Методика диагностики уровней сформированности экологических

знаний и  умений детей с нарушением интеллекта

Представления

 Задание 1.1. «Природа живая - неживая»

Цель: выявить характер представлений ребенка о живой и неживой природе.

Описание работы: ребенку предъявляется 10 картинок с изображениями объектов живой природы (животные, растения, птицы, человек), неживой природы (солнце, дождь, снег и т.д.), предметов созданных человеком (машина, самолет и т.д.). Из всех представленных ему предлагается выбрать картинки с изображением живого.

Вопросы и задания:

«Назови, что нарисовано на этих картинках?»

«Выбери те картинки, где нарисовано живое»

«Выбери те картинки, где нарисовано неживое»

«Как ты узнал, что все это живое?»

Задание 1.2. « Времена года»

Цель: выявить уровень знаний и представлений детей о временах года и их характерных признаках.

Описание работы:

  1. ребенку предлагается внимательно рассмотреть иллюстрации с временами года, по описанию найти соответствующую иллюстрацию с данным временем года.
  2. ребенку предлагаются иллюстрации с временами года и картинки с изображением признаков каждого времени года.

     Дается задание: рассмотреть внимательно и подобрать признак к характерному времени года.

Задание 1.3. «Дифференциация понятий «домашние и  дикие животные»

Цель: выявить умение детей группировать животных с учетом среды обитания и степени зависимости от человека. .

Описание работы: ребенку предлагаются найти на картинке домашних и диких животных, объясняя свой выбор.

Задание 1.4. «Дифференциация понятий «птицы» и «растения»»

Цель: выявить умение группировать птиц и растений.

Описание работы: ребенку предлагают найти на картинках птиц и растения, объясняя свой выбор.

Задание 1.5. «Назови части тела животных (птиц)»

                      «Назови части растений»

Цель: выявить знания детей об особенностях внешнего строения живых организмов

Описание работы: детям предлагаются картинки с изображением животных, растений и птиц, а также дидактический материал «Собери из частей. Ребенку предлагается сначала выделить и по возможности назвать части растений и части тела животных и птиц. А затем можно усложнить задание: предлагаются части растений (животных, птиц) собрать по картинке в одно «целое» (растение, животное, птицу) определяя и называя по возможности части. Вопросы:

  • «Что есть у (называется конкретное животное, растение, птицу)?»
  • « Зачем нужны (называются части)?»
  • «Сможет ли (называется объект) жить без (называются части)? Почему?»

Задание 1.6. «Дай каждому то, что ему надо для жизни» 

Цель: выявить знания детей об основных потребностях живых организмов.

Описание работы: подбираются картинки с изображением живой (животные, растения, птицы и др.), неживой - модули (солнце-свет, вода - капельки, пузырьки - воздух, место обитания (где можно жить )). Вопросы и задания:

  • «Что нужно растению (животным, птицам) для жизни?»
  • «Как нужно ухаживать за растениями (животными, птицами)?»

Задание 1.7. «Кто где живет?»

Цель: выявит представления детей о приспособлении живых существ к различным средам обитания с целью удовлетворения  потребностей.

Описание работы: ребенку предъявляются цветные изображения основных сред обитания живого (воздушной,  водной, наземной), силуэтные картинки животных, и предлагается проблемно-игровая ситуация: «Кто-то (любой игровой персонаж) перепутал животных и места их

обитания»

Вопросы и задания:

  • «Правильно ли расселили животных?»
  • « Помоги животным и посели их так, чтобы им хорошо жилось»

Задание 1.8. «Изучение особенности понимания ребенком ценности природных  объектов»

Цель: изучить особенности понимания ребенком ценности природных объектов.

Описание работы: используется метод индивидуальной беседы с ребенком, в ходе котором ему задаются вопросы.

 Вопросы:

  • « Любишь ли ты животных или растения?»
  • «С какими живыми существами тебе нравится встречаться, с какими нравится? Почему?»
  • «Зачем нужны животные и растения

2.Отношение к природе

Задание 2.1. « Выявление характера отношения ребенка к объектам природы» (наблюдение)

Цель: выявить характер отношения ребенка к животным, растениям, птицам и сверстникам в естественных условиях.

Описание работы: используются наблюдения за отношением детей к объектам в группе, на участке детского сада, во время прогулок, и экскурсий.

  1. Практическая деятельность детей в природе

Задание 3.1. « Наблюдение за практической деятельностью детей в природе»

Цель: выявить умение ребенка осуществлять уход за   растениями.

Описание работы: ребенку предлагается полить растение, удалить с него пыль, разрыхлить почву, подобрать необходимое оборудование для предстоящего вида труда.

(Полученные результаты вносятся в  Таблицу 1, см. приложение)

  1. Уровни сформирванности экологических знаний

и умений у детей с нарушением интеллекта.

Высокий уровень (16-20 баллов)

Для ребенка характерна выраженная положительная направленность отношения к природе. В его поведении практически не наблюдается негативных проявлений. Ребенок самостоятельно распределяет и называет разные виды растений (деревья, кустарники, травянистые растения) и представителей животного мира по видам, объясняя свой выбор. Отвечает на поставленные вопросы, способен к обобщениям и классификациям. Распределяет животных по среде обитания. Показывает и называет основные части растений и животных. Без помощи взрослого называет условия, необходимые для жизни живых существ (животных, растений). Различает животных по основным признакам. Дает характеристику признакам живой и неживой природы. Правильно называет объекты неживой природы. Различает и показывает времена года (по картинкам) и их признаки, распределяя в нужной последовательности. Может определить, наблюдаемое в природе текущее состояние погоды. Самостоятельно ухаживает за растениями.

Средний уровень (10-15 баллов)

Ребенок в целом проявляет к природе положительное отношение избирательной направленности. Допускает ошибки при распределении представителей растительного и животного мира по видам, затрудняется в объяснении своего выбора. С помощью взрослого обобщает и классифицирует, распределяет животных по среде обитания. Затрудняется в выделении и назывании основных частей растений и животных. При определении условий, которые необходимы для жизни растений и животных допускает ошибки. Прибегает к помощи воспитателя в различении животных по их основным признакам. Характеристику признаков живой и неживой природы дает интуитивно. Постоянно ошибается в назывании объектов неживой природы.

При определении времен года (по картинкам) по долгу задумывается; допуская ошибки в распределении их в нужной последовательности. Для определения наблюдаемого в природе текущего состояния погоды обращается за помощью к воспитателю. Уход за растениями осуществляет под руководством воспитателя.

Низкий уровень (4-9 баллов)

Ребенок часто допускает ошибки в назывании представителей животного мира. Не может классифицировать животные и растения по видам. Не проявляет интерес к окружающей природе, категорически отказывается, выполнять задания или не справляется с ним, не смотря на активную помощь воспитателя.


  1. Схема обследования сенсорных эталонов и чувственного опыта

(по Стребелевой ЕА)

  • Восприятия цвета.
  • Восприятия формы.
  • Восприятия величины.
  • Тактильно - двигательное восприятие.
  • Восприятие пространственных отношений.
  • Восприятия свойств и качества предметов (вкусовая чувствительность).

Предлагаемые методики:

Цвет

1.«Цветные кубики»

Цель: выявить уровень восприятия цвета.

2.«Спрячь мышку»

Цель: выявить умение сличать и называть цвета спектра

3.«Подбери пару»

Цель: выявить умение сравнивать предметы по цвету.

4.«Сложи узор»

Цель: выявить умение сочетать цвета.

Форма

1.«Собери фигуры по группам»

Цель: определить умение называть и группировать основные формы.

2.«Лото»

Цель: диагностика способности узнавать и соотносить формы.

3.«Назови знакомые фигуры»

Цель: диагностика способности узнавать формы в изображении

(предметное изображение; сюжетное изображение).

4.«Почтовый ящик»

Цель: выявить уровень развития практической ориентировки на форму.

Величина

1.Сбор пирамидки, матрешки или другой пространственной конструкции.

Цель: определение практической ориентировки в величине.

2.«Разложи по величине»

Цель: определение практической ориентировки в величине.

3.«Покажи длинный...»

4.«Назови величину предмета»

Цель: выявить понимание, различение, знание параметров величины

Пространство

Тестовые задания: «Покажи правую (левую) руку)».

1.«Картина»

Цель: определить умение ориентироваться на плоскости (центр, справа, слева, за, перед, над, под и т.п.).

2,«Где стоит игрушка? »

Цель: выявить понимание и знание пространственного расположения предметов: справа, слева, впереди, сзади, за, перед, над, под и т.д.

3.«Что где находится?»

Цель: определить умение ориентироваться в ближайшем пространственном окружении по отношению к себе.

Целостность

Цель: определение уровня целостности восприятия.

1.«Сложи картинку»

2.«Чего не хватает» или («Что без чего?» «Кто без чего?»)

3.«Узнай предмет»

4.«У знай на ощупь»

5. «Перепутанные картинки» (нестандартные изображения)

Тактильно - двигательное восприятие

1.«Чудесный мешочек»

Цель: выявить умение определять предмет на ощупь (по речевой инструкции)

2.«Найди картинку»

Цель: диагностика способности соотносить тактильно двигательный образ предмета со зрительным.

Восприятие свойств и качеств предметов

  1. «Закрой глаза и угадай, что я тебе дала попробовать»

Цель: выявить умения воспринимать свойства предметов с помощью органов чувств (вкусовых)

  1. «Закрой глаза и угадай предмет по запаху»

Цель: выявить умение воспринимать свойства предметов с помощью органов чувств (обоняние)

(полученные результаты вносятся в Таблицу 2, см. приложение )

  1. Уровни развития сенсорных эталонов и чувственного опыта

Высокий уровень (27 - 35 баллов)

Ребенок различает и называет предметы по цвету с помощью операции сравнения однородных и разных по цвету предметов. Соотносит предметы одинаковые формы, различает геометрические фигуры и называет их. Называет и различает предметы по величине. Определяет величину по заданию. Умеет ориентироваться на листе бумаги и в пространстве; умеет дифференцировать понятие правое - левое, вверх - вниз ит.п. Проявляет выраженный интерес, проводит самостоятельно зрительный анализ, на основе соотнесения. Воспринимает свойства предметов с помощью других органов чувств (обоняние, вкусовые, слуховые, зрительные). Понимает задание, данное, воспитателем и выполняет самостоятельно. Определяет предмет на ощупь и соотносит тактильно - двигательный образ предметов со зрительным.

Средний уровень (17-26 баллов)

Ребенок затрудняется в определении названий цвета и в операции сравнения однородных и разных по цвету предметов, требуется повтор заданий. Соотносит предметы сходной формы, при этом требуется помощь воспитателя в различении и назывании геометрических фигур. Допускает ошибки в различении предметов по величине. Затрудняется соотносить тактильно - двигательный образ предметов со зрительным. Ошибочно определяет предметы на ощупь. Допускает ошибки в ориентировке на плоскости и ориентировке в ближайшем пространственном окружении по отношению к себе. Для восприятия свойства предметов с помощью органов чувств требуется определенное время.

Низкий уровень (7-16 баллов)

Ребенок не знает и не различает цвета, не понимает цели задания. Путает названия и затрудняется в различении предметов по форме и величине. Не может определить свойства и качество предметов на вкус, обоняние. На плоскости листа и в окружающем ориентируется с помощью воспитателя. Не может определить предмет на ощупь.

  1. Показатели диагностики

Высокий уровень (5 баллов)

Ребенок самостоятельно распределяет, выполняет задания, действует очень уверенно, объясняет свой выбор, ошибки практически отсутствуют.

Выше среднего (4 балла)

При выполнении задания ребенок подолгу задумывается, однако успешно решает поставленную перед ним задачу, исправляя при необходимости допущенные ошибки.

Средний уровень (3 балла)

Выполнив часть задания, в дальнейшем ребенок действует интуитивно, постоянно ошибается, исправляя допущенные ошибки с помощью педагога.

Ниже среднего (2 балла)

Ребенок не может справиться с заданием самостоятельно, с неохотой использует подсказку педагога, периодически прерывая свою деятельность, мотивируя усталостью.

Низкий уровень (1 балл)

Ребенок категорически отказывается, выполнять задание или не

справляется с ним, несмотря на активную помощь воспитателя.

Приложение

Таблица1 .Схема отслеживания уровня сформированности  и экологических

знаний и умений детей

п/п

Ф.И. Ребенка

Природа

Отноше-ние к природе

Практи-

ческая деятель-ность

Итог

Живая

Неживая

Временные

представле-

ния

Н

К

Н

К

Н

К

Р

К

Н

К

Н

К

1

2

 

Таблица 2. Схема отслеживания развития способностей у детей по разделу:

«Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию»

п/п

Ф.И.

ребенка

Развитие   зрительного восприятия

Свойства и качества предметов

Развитие тактильно-двигательного восприятия

Развитие слухового восприятия

Итог

Восприятие формы

Восприятие величины

Восприятии цвета

Формирование целостного образа предметов

Восприятие пространства и ориентировка  в нем

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

1

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая программа "Природа и мы"

Программа "Природа имы" предназначена для детей от 7 до 14 лет. Разработана на три года....

Дополнительная общеразвивающая программа «Друзья природы»

Направленность: естественнонаучная Уровень реализации: дошкольное образование Возраст детей: 5-7 лет Срок реализации: 1 год ...

Дополнительная общеразвивающая программа естественно-научной направленности "Природа нашей Родины"

Данная программма рассчитана на кружковую работу в рамках дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста. Период обучения по программе 2 года (старшая и подготовительная группа). ...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА) по экологической направленности «В гостях у природы»

Природа и человек … Когда-то эти понятия в сознании людей были слиты воедино. Человек чувствовал целостность мира и считал себя его частью. В наше время отношения человека и природы претерпели ...

Дополнительная общеразвивающая программа экологическо-педагогической направленности "В гостях у природы"

Кружок «В гостях у природы» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия эк...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Азбука природы"

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая программа "Азбука природы"...