Конспект НОД для детей старшей группы "Удивительно загадочный Космос".
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Краснеева Елена Викторовна

Ознакомление детей старшей группы с планетами, созвездиями. Закрепление соства числа в игре. Изготовление коллажа из природного материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kosmos_v_logike_krasneeva.docx47.55 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно- образовательной деятельности с дошкольниками старшей группы:

«Удивительно загадочный Космос!»

Интеграция образовательных областей:«Познавательное развитие», «Художественно - эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», Социально-коммуникативное развитие.

Задачи:

  • Образовательная область «Познавательное  развитие: закреплять и систематизировать знание о Космосе (звездах, созвездиях, солнечной системе, планетах), уточнить знания об исследованиях Вселенной, о космонавтах.

Формировать  умение создавать конструкцию из плоских геометрических фигур (прямоугольник, треугольник, круг). Развивать умение уменьшать и увеличивать число на один.

  • Образовательная область  «Художественно - эстетическое развитие»:продолжать знакомить детей с техникой рисования пластилином; закреплять умение передавать в лепке выразительность образа, формировать технические навыки работы с различными материалами для лепки, воспитывать эстетическое восприятие окружающего.
  • Образовательная область   «Речевое развитие»:расширять представления детей о многообразии окружающего мира, поощрять попытки детей делиться с педагогом и сверстниками разнообразными впечатлениями, обогащать речь детей прилагательными,  характеризующими свойства качества предметов.
  • Образовательная область   «Физическое развитие»:формировать потребность в двигательной деятельности, развитие умения выполнять движение в соответствии с текстом физминутки, способствовать сохранению правильной осанки.  
  • Образовательная область « Социально - коммуникативное  развитие»:воспитывать бережное отношение к своей планете, к космосу; развивать деловое общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками; способствовать становлению самостоятельности и саморегуляции собственных действий.  

Методы и приемы:

  • Игровые: создание игровой обучающей ситуации «Путешествие в космос»,Д/И  «Солнечная система»,Д/И «Числа соседи».
  • Наглядные:  использование наглядных художественных средств (слайды, оформление зала)        
  • Словесные:   беседа, использование стихов, загадок.
  • Практические: конструирование ракеты из плоских геометрических фигур; продуктивная деятельность, двигательные упражнения.  

Материалы и оборудование:

  • Для воспитателя: ноутбук, экран, и проектор, фонограмма песни о космонавтах.
  • Для детей:основа для композиции (лист цветного картона темно- синего или фиолетового цвета), пластилин, бусины из фольги,пайетки.

Крупные плоские геометрические фигуры (для конструирования ракеты), космодром с ракетами и карточки с цифрами, шапочки - планеты, карточки с созвездиями.

Предварительная работа:Чтение энциклопедией,  стихов о космосе, загадывание загадок.    

Рассматривание карт созвездий, картин о космосе, беседы о спутниках и кораблях. Знакомство с сюжетно - ролевыми играми «Космодром», «Путешествие  по солнечной системе».      

Формы организации совместной деятельности

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Игровая

Создание игровой обучающей ситуации педагогом «Путешествие в космос»; Дидактические игры «Солнечная система», «Числа соседи», «Угадай созвездие»

Цель: закреплять и систематизировать знание о Космосе (звездах, созвездиях, солнечной системе, планетах), развивать умение уменьшать и увеличивать число на один

Продуктивная

Творческая самостоятельная деятельность. Рисование пластилином на картоне используя нетрадиционные материалы.

Цель: продолжать знакомить детей с техникой рисования пластилином; закреплять умение передавать в лепке выразительность образа, формировать технические навыки работы с различными материалами для лепки, воспитывать бережное отношение к своей планете, к космосу; развивать деловое общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками; способствовать становлению самостоятельности и саморегуляции собственных действий

Коммуникативная

Свободное общение детей с педагогом и сверстниками.

Цель: расширять представления детей о многообразии окружающего мира, поощрять попытки детей делиться с педагогом и сверстниками разнообразными впечатлениями, обогащать речь детей прилагательными,  характеризующими свойства качества предметов.

Познавательно - исследовательская

Решение проблемной ситуации, «Какими знаниями и физической подготовкой должен владеть будущий космонавт».

Цель: уточнить знания об исследованиях Вселенной, о космонавтах

Восприятие художественной литературы

Восприятие художественной литературы отгадывание загадок.

Цель: воспитывать эстетическое восприятие окружающего

Двигательная

Физминутка «Раз, два - стоит ракета»

Цель: формировать потребность в двигательной деятельности, развитие умения выполнять движение в соответствии с текстом физминутки, способствовать сохранению правильной осанки

Конструирование

Игра «Составь ракету».

Цель: формировать  умение создавать конструкцию из плоских геометрических фигур (прямоугольник, треугольник, круг).

Ход образовательной деятельности.

Деятельность педагога

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

1.

Организационный момент. 

Ребята, вы любите смотреть на небо? Что можно увидеть на небе?

Слайд 2.

Дети, что можно увидеть на ночном небе?

Слайд 3.

Загадывает загадку:

Океан бездонный, океан бескрайний,

Безвоздушный, темный и необычайный,

В нём живут вселенные, звезды и кометы,

Есть и обитаемые, может быть, планеты.

Слайд 4.

Дети собираются около воспитателя.

Отвечают на вопросы.

Отгадывают загадку,

рассматривают слайды.

Создание интереса.

2.

Рассказывает детям о космосе, задает вопросы:

Всем хочется узнать что же там? дальше? Много в космосе еще неразгаданных и неизведанных тайн. Многие мальчишки и девчонки мечтают о том времени, когда они тоже полетят к звездам. А вы мечтаете о полете к звездам?

Но чтобы отправиться в космос нужно много знать и уметь, быть подготовленным к увлекательному путешествию. Впервые житель планеты Земля, устремился к звездам. Кто знает, как звали первого в мире космонавта?  

Слайд 5.

Дети с портрета на нас смотрит улыбчивый смелый летчик-космонавт Юрий Алексеевич Гагарин. 12 апреля впервые Юрий Гагарин полетел в космос. На чем отправился космонавт в полет?

Слайд 6.

Слушают, отвечают на вопросы, рассматривают слайды.

Знают и могут назвать имя первого космонавта и на чем он отправился в космос.

3.

Предлагает детям отправиться на космодром и построить ракету из плоских геометрических фигур:

Ребята давайте представим, что мы сейчас с вами на космодроме. И вам нужно построить ракету из плоских геометрических фигур.

 Звучит минус «Голос танцующей планеты»

Принимают инструкцию воспитателя,

под музыкальное сопровождение берут по одной детали и составляют ракету.

Умеют создавать конструкцию из плоских геометрических фигур

4.

Предлагает детям дидактическую игру с движениями «Числа соседи»:

Дети, посмотрите, сколько  много у нас ракет на космодроме. Хотите поиграть в игру?

На одной стороне площадки у нас космодром с ракетами, а на другой карточки с числами.  Вы должны найти к каждой ракете числа соседи.

Сядем в быстрые ракеты для полетов на планеты в космос мы уже летим наши числа взять хотим.

Молодцы! Все успели взять числа и сесть в ракеты.

Отвечают на вопросы, по сигналу воспитателя выполняют игровые действия.

Понимают инструкцию воспитателя, умеют  уменьшать и увеличивать число на один.

5.  

Предлагает отправиться в Космос, игру «Солнечная система»:

Слайд 7.

Предлагаю вам сегодня вместе со мной не надолго отправиться в космос и увидеть все то, что находится там за облаками нашей любимой планеты.

Хотите поиграть в игру и узнать, как расположены планеты от Солнца?

В необъятных просторах космоса вращаются девять планет.

У каждой планеты свой собственный путь.

Нельзя ей, поверьте с орбиты свернуть

Вокруг солнца вращаются наши планеты.

По разному все они Солнцем согреты.

Помогите мне вернуть планеты на свою орбиту.

Выбирает желающего быть Солнцем и загадывает загадки:

Слайд 8.

1. На этой планете такая жара,

Что там оказаться опасно, друзья!

Слайд 9,10

2. К планете Земля две планеты близки. Дружок, имена их скорей назови.

Слайд 11.

3. А эта планета нам всем дорога, Нам жизнь подарила планета....

Слайд 12.

4. А эта планета гордится собой,

Поскольку, считается самой большой.

Слайд 13.

5. Планета кольцами окружена.  И этим от всех отличилась она.

Слайд 14.

6. А что за планета Зеленого цвета?

Слайд 15.

7. Царь морской названье той планете дал, Он именем своим ее назвал.

Слайд 16.

8. А эту планету холод страшный сковал,

Теплом ее солнечный луч не достал.

Предлагает показать, как кружатся планеты вокруг солнца:

Кружится хоровод планет,

У каждой свой размер и цвет.

Для каждой путь определен,

Но только на Земле мир жизнью заселен.

Соглашаются отправиться вместе с воспитателем в космос и узнать как располагаются планеты от солнца.

Отгадывают загадки.

Одевают шапочки – планеты, поочередно располагаются к Солнцу.

Показывают, как двигаются планеты вокруг Солнца

Знают и умеют называть планеты и в какой последовательности они располагаются к Солнцу

6.

Рассказывает о звездах и созвездиях, предлагает игру «Угадай созвездие»:

Дети посмотрите что это?

Слайд 17.

 Звезды кажутся нам издалека светящимся огоньками, потому что они находятся очень далеко. На самом деле каждая звезда - это гигантский газовый шар, подобный нашему солнцу который излучает тепло и свет. Созвездие – это узоры звезд, создающих какую либо фигуру.

А давайте поиграем сейчас в игру «Угадай созвездие».

Если внимательно посмотреть на звездное небо, можно увидеть созвездие, похожие на большой ковш.

Слайд 18.

Можно представить себе, что конец ручки ковша – это нос какого то зверя, несколько звезд под ковшом – это лапы и туловище. Древние люди считали, что все эти звезды если их соединить вместе, похожи на медведицу. Посмотрите на свои карточки. Нет ли у вас созвездия, похожего на медведицу?

А перед самым носом Большой Медведицы тоже есть группа звезд, которые назвали созвездием Волопаса. Это человек, который пасет вола, - пастух.

Слайд 19.

- Посмотрите внимательно на экран и на свою карточку, у кого созвездие Волопаса?

Слайд 20.

Есть на небе и созвездие Лебедя. Похоже, что Лебедь, раскинув крылья, летит по небу.

А можно увидеть созвездие крылатого волшебного коня Пегаса.

Слайд 21.

У кого есть созвездие Пегаса?

Вот созвездие Геркулеса. Оно состоит из многих звезд. По преданию, Геркулес был очень сильным человеком. У него была дубинка, с помощью которой он победил страшного льва. С тех пор львиная шкура заменяла Геркулесу латы и шлем.

Слайд 22.

- У кого есть созвездие Геркулеса?

Слайд 23.

На небе можно найти созвездие льва. У кого на карточке созвездие льва?

На небе можно отыскать созвездие Рыбы. Эти звезды лучше всего видны в дождливые осенние месяцы.

Слайд 24.

У кого есть созвездие Рыбы?

Слайд 25.

А за Рыбами слабо поблескивает созвездие Кита, состоящая так же из сотни звезд. Созвездие Кита, как и рыбы лучше всего видны в дождливое время года. Найдите это созвездие.

Слайд 26.

 На небе можно найти даже Дракона - волшебного сказочного змея.

Посмотрите внимательно, есть ли у вас такое созвездие?

Слайд 27, 28

А еще на небе можно найти созвездие маленького Зайца. Посмотрите у кого есть такое созвездие?

А сейчас мы пройдем космическую тренировку что бы узнать вашу физическую подготовку.

 Рассматриваются слайд, отвечают на вопросы.

Слушают воспитателя.

Сравнивают изображение на слайде  и показывают нужную карточку.

Умеют соотносить изображение созвездия со слайда с звездным узором на карточке.

7.

Слайд 29.

Организует подвижную игру «Раз, два, стоит ракета».

А сейчас мы пройдем космическую тренировку что бы узнать вашу физическую подготовку.

Раз, два, стоит ракета (руки вверх)
Три, четыре, скоро взлёт (руки в стороны)
Чтобы долететь до солнца (круг руками)
Космонавтам нужен год (руками берёмся за щёки и качаем головой)
Но в дороге нам не страшно (руки в стороны, наклоны корпусом влево-вправо)
Каждый ведь у нас атлет (сгибаем руки в локтях)
Пролетая над Землёю (руки в стороны)
Ей передаём привет (машем руками).

Молодцы ребята хорошо потренировались.

Звучит минус «Голос танцующей планеты»

Дети выполняют движения и проговаривают слова.

Умеют выполнять движения в соответствии с текстом физмунитки.

8.

Предлагает сделать из пластилина планету Земля, кометы и звезды:

Слайд 30.

Дети посмотрите на нашу планету. Скажите какая она?

А сейчас я хочу предложить вам слепить из пластилина нашу планету Земля, кометы и звезды.

Показывает образец коллажа.

Чтобы слепить нашу планету нам понадобится  пластилин разного цвета: смешиваем все цвета что вы выбрали в один комочек  сплющиваем его и прикрепляем к работе.

Чтобы сделать вот такие звезды и кометы наш пластилин нужно сначала прикрепить в то место где будет звезда, а потом просто оттянуть пальчиком кончики в стороны. Получаются вот такие лучи. Также выполняется и хвост кометы.

Бусины и пайетки помогут нам сделать наш космос ярким и сияющим, их мы вот так крепим на пластилин.

Предлагает приступить к работе.

Звучит песня «Земля в иллюминаторе»

Приступаем к работе.

По ходу выполнения коллажа задает вопросы.

Что означает выбранный тобой цвет?

Рассматривают слайд, отвечают на вопросы.

Слушают объяснение воспитателя,  смотрят на образец, выполняют действия.

Изготавливают коллаж используя технику рисования пластилином и различные материалы.          (Бусины из фольги, пайетки).

Могут обосновать выбранный цвет для создания планеты, делают выводы.

Умеют рисовать пластилином, создавать изображение, используя различные материалы.

9.

Подведение итогов образовательной деятельности. Рефлексия.

Предлагает детям разложить свои работы и выбрать самые удачные.

Ребята давайте посмотрим на наш космос, какие замечательный работы у вас получились. И все это вы сделали своими руками.

Какая работа на ваш взгляд получилась самая интересная? Почему?

Понравилось ли вам  путешествие в космос? Что больше всего вам понравилось?

В ряду десятилетий, каждый год

Мы метим новыми космическими вехами,

Но помним: к звездам начался поход

С гагаринского русского «Поехали!»

Слайд 31.

Рассматривают и оценивают свои работы, делятся впечатлениями.

Имеют знания о космосе, умеют делиться впечатлениями.  

Ход НОД:

В: Ребята, вы любите смотреть на небо? Что можно увидеть на небе?

Ответы детей: Солнце, облака.

В:Дети, что можно увидеть на ночном небе?

Ответы детей: Звезды, луну.

В: Послушайте и отгадайте загадку.

Океан бездонный, океан бескрайний,

Безвоздушный, темный и необычайный,

В нём живут вселенные, звезды и кометы,

Есть и обитаемые, может быть, планеты.

Ответы детей: Космос.

В:Всем хочется узнать что же там…. дальше…? Много в космосе еще неразгаданных и неизведанных тайн.Многие мальчишки и девчонки мечтают о том времени, когда они тоже полетят к звездам. А вы мечтаете о полете к звездам?

Ответы детей.

В:Но чтобы отправится в космос нужно много знать и уметь, быть подготовленным к увлекательному путешествию.Впервые житель планеты Земля, устремился к звездам. Кто знает, как звали первого в мире космонавта?  

Ответы детей: Юрий Алексеевич Гагарин.

В: Дети с портрета на нас смотрит улыбчивый смелый летчик-космонавт Юрий Алексеевич Гагарин. 12 апреля впервые Юрий Гагарин полетел в космос. На чем отправился космонавт в полет?

Ответы детей: на ракете «Восход».

В: Ребята давайте представим что мы сейчас с вами на космодроме. И вам нужно построить ракету из плоских геометрических фигур.  

(Дети под музыку берут по одной детали и составляют ракету из плоских геометрических фигур).

В: Дети, посмотрите сколько  много у нас ракет на космодроме. Хотите поиграть в игру?

Ответы детей: Да.

Дидактическая игра с движениями «Числа соседи» (работа парами).

В: На одной стороне площадки у нас космодром с ракетами, а на другой карточки с числами.  Вы должны найти к каждой ракете числа соседи.

(Под музыку дети двигаются по площадке. Находят числа и возвращаются каждый к своей ракете.)

В: Сядем в быстрые ракеты для полетов на планеты в космос мы уже летим наши числа взять хотим.

В: Молодцы! Все успели взять числа и сесть в ракеты.

В:Я предлагаю вам сегодня вместе со мной не надолго отправится в космос и увидеть все то, что находится там за облаками нашей любимой планеты.

В: Хотите поиграть в игру и узнать как расположены планеты от Солнца.

Ответы детей: Да.

Дидактическая игра: «Солнечная система».

Слайд № 1.

В: В необъятных просторах космоса вращаются девять планет.

У каждой планеты свой собственный путь.

Нельзя ей, поверьте с орбиты свернуть

Вокруг солнца вращаются наши планеты.

По разному все они Солнцем согреты.

Помогите мне вернуть планеты на свою орбиту.

На этой планете такая жара,

Что там оказаться опасно, друзья! (Меркурий 1)

К планете Земля две планеты близки. Дружок, имена их скорей назови. (Венера 2, Марс 4)

А эта планета нам всем дорога, Нам жизнь подарила планета.... (Земля 3)

А эта планета гордится собой,

Поскольку, считается самой большой. (Юпитер 5)

Планета кольцами окружена.  И этим от всех отличилась она. (Сатурн 6)

А что за планета Зеленого цвета? (Уран 7)

Царь морской названье той планете дал, Он именем своим ее назвал.

(Нептун 8)

А эту планету холод страшный сковал,

Теплом ее солнечный луч не достал. (Плутон 9)

В:Кружиться хоровод планет,

У каждой свой размер и цвет.

Для каждой путь определен,

Но только на Земле мир жизнью заселен.

Слайд № 2.

В: Дети посмотрите что это? Звезды кажутся нам из далека светящимся огоньками, потому что они находятся очень далеко. На самом деле каждая звезда - это гигантский газовый шар, подобный нашему солнцу который излучает тепло и свет. Созвездие – это узоры звезд создающих какую либо фигуру. А давайте поиграем сейчас в игру «Угадай созвездие».

Игра  «Угадай созвездие».

( Дети, выбирают любую карточку с изображением и определяют что это за созвездие).

В:Если внимательно посмотреть на звездное небо, можно увидеть созвездие, похожие на большой ковш. Можно представить себе, что конец ручки ковша – это нос какого то зверя, несколько звезд под ковшом – это лапы и туловище. Древние люди считали что все эти звезды если их соединить вместе, похожи на медведицу. Посмотрите на свои карточки. Нет ли у вас созвездия, похожего на медведицу?

(Дети сравнивают изображение и показывают нужную карточку)

В:А перед самым носом Большой Медведицы тоже есть группа звезд, которые назвали созвездием Волопаса. Это человек, который пасет вола, - пастух.

- Посмотрите внимательно на экран и на свою карточку, у кого созвездие Волопаса?

(Дети сравнивают изображение и показывают нужную карточку)

В:Есть на небе и созвездие Лебедя. Похоже, что Лебедь, раскинув крылья, летит по небу.

(Дети показывают нужную карточку)

В:А можно увидеть созвездие крылатого волшебного коня Пегаса.

- У кого есть созвездие Пегаса?

(Нашедший показывает карточку)

В:- Вот созвездие Геркулеса. Оно состоит из многих звезд. По преданию, Геркулес был очень сильным человеком. У него была дубинка, с помощью которой он победил страшного льва. С тех пор львиная шкура заменяла Геркулесу латы и шлем.

- У кого есть созвездие Геркулеса?

(Дети сравнивают изображение и показывают нужную карточку)

В:На небе можно отыскать созвездие Рыбы. Эти звезды лучше всего видны в дождливые осенние месяцы.

- У кого есть созвездие Рыбы?

(Нашедший показывает карточку)

В:- А за Рыбами слабо поблескивает созвездие Кита, состоящая так же из сотни звезд. Созвездие Кита, как и рыбы лучше всего видны в дождливое время года. Найдите это созвездие.

 (Дети показывают нужную карточку)

В:- На небе можно найти даже Дракона - волшебного сказочного змея.

- Посмотрите внимательно, есть ли у вас такое созвездие?

(Дети находят и показывают нужное созвездие)

В:- А еще на небе можно найти созвездие маленького Зайца. Посмотрите у кого есть такое созвездие?

(Нашедший показывает карточку)

В:- А сейчас мы пройдем космическую тренировку что бы узнать вашу физическую подготовку.

Физминутка:

Раз, два, стоит ракета (руки вверх)
Три, четыре, скоро взлёт (руки в стороны)
Чтобы долететь до солнца (круг руками)
Космонавтам нужен год (руками берёмся за щёки и качаем головой)
Но в дороге нам не страшно (руки в стороны, наклоны корпусом влево-вправо)
Каждый ведь у нас атлет (сгибаем руки в локтях)
Пролетая над Землёю (руки в стороны)
Ей передаём привет (машем руками).

В: Молодцы ребята хорошо потренировались.

В: Дети посмотрите на нашу планету. Скажите какая она?

Ответы детей:

В: А сейчас я хочу предложить вам слепить из пластилина нашу планету Земля, кометы и звезды. Выберите пластилин такого цвета, который вам понравился.

Воспитатель показывает образец коллажа.

Алгоритм выполнения работы.

В:- Чтобы слепить нашу планету нам понадобится  пластилин разного цвета: Смешиваем все цвета что вы выбрали в один комочек  сплющиваем его и прикрепляем к работе.

В:- Чтобы сделать вот такие звезды и кометы наш пластилин нужно сначала прикрепить в то место где будет звезда, а потом просто оттянуть пальчиком кончики в стороны. Получаются вот такие лучи. Также выполняется и хвост кометы.

В:- Бусины и пайетки помогут нам сделать наш космос ярким и сияющим, их мы вот так крепим на пластилин.

Воспитатель предлагает выполнить работу.

В.: Тогда приступаем к работе.

(во время выполнения работы задаете вопрос детям: Что означает каждый выбранный вами цвет?)

 (Самостоятельная деятельность детей, во время работы звучит лёгкая музыка).

В конце все работы выкладываются на ковре, получается космическое пространство.

В. – Ребята давайте посмотрим на наш космос, какие замечательный работы у вас получились. И все это вы сделали своими руками.

Рефлексия. Подведение итогов.

В. – Какая работа на ваш взгляд получилась самая интересная? Почему?

В. – Понравилось ли вам  путешествие в космос? Что больше всего вам понравилось?

(Ответы детей).

В ряду десятилетий, каждый год

Мы метим новыми космическими вехами,

Но помним: к звездам начался поход

С гагаринского русского «Поехали!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект итогового интегрированного ООД в старшей группе ,,Загадочный космос”

Закрепить знания детей о планетах солнечной системы;Формировать понятие “космос”, “космическое пространство”, “солнечная система”;Обогащать речевой словарь словами ...

Проект для детей старшей группы: «Загадочный мир космоса».

Цель: расширять и формировать у детей старшего дошкольного возраста представлений о космическом пространстве, Солнечной системе и ее планетах, освоении космоса людьми. Задачи :·...

Конспект занятия по ИЗО в старшей группе «ЗАГАДОЧНЫЙ КОСМОС»

Учить детей изображать ракету в полете, передавая в рисунке характерные особенности космического корабля...

Творческий среднесрочный проект для детей старшей группы «Загадочный космос»

Творческий среднесрочный проект для детей старшей группы «Загадочный космос»Цель:Формирование  у  детей старшего дошкольного возраста представлений о космическом п...

Конспект образовательной деятельности по рисованию в старшей группе "Загадочный космос"

Конспект образовательной деятельности по рисованию в старшей группе "Загадочный космос"...

Конспект по познавательному развитию на тему: "Загадочный космос" в старшей группе

Задачи:-Закрепить знания о планетах солнечной системы.-Расширять запас слов, связанных с понятием «Космос».-Совершенствовать диалогическую и монологическую речь.-Закреплять умение отв...