Удивительный город
статья по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Познавательно-развивающая программа «Кругозор» для дошкольных учреждений была разработана в 2001 году и успешно прошла экспери- ментальную проверку в нескольких детских садах Санкт-Петербурга. Сейчас «Кругозор» используется как самостоятельная модель, а также в качестве дополнения к другим программам. Авторы «Круго- зора» Л. М. Ванюшкина, Л. Ю. Копылов, А. А. Соколова поставили це- лью программы развитие личности ребёнка через общение с окружа- ющим миром. Полноценная жизнь в городе – это специфический опыт адаптации и ориентирования, удовлетворения информационных и эмоциональных запросов личности, самореализация в условиях чрез- вычайно богатой и насыщенной культурной среды. Однако все необ- ходимые для городской жизни навыки приобретаются ребенком лишь в собственном социальном опыте и не могут быть переданы «по наследству». Программа «Кругозор» содержит подробные рекомен- дации педагогам, каким образом эти ближайшие к ребенку объекты окружающего мира (музейные и архитектурные богатства региона) должны включаться в образовательную деятельность. Программа «Кругозор» имеет свою специфику: вводя ребенка в окружающий мир, она закладывает основы культуры горожанина. Эту программу я реализую с детьми старшего дошкольного возрас- та. Являюсь наставником по её применению педагогами детского сада. Работа по этой технологии изменила мою роль как педагога. Из носи- теля готовых для детей знаний, я стала создателем такой развивающей среды, в которой дети самостоятельно получают их из разных сфер деятельности. Для реализации программы в нашем детском саду создан ряд не- обходимых условий: 1. Спроектирована особая развивающая предметно-пространствен- ная среда группы для исследовательской деятельности. 2. Разработаны модули развивающей городской и музейной среды, составлены маршруты образовательных путешествий. 3. Обеспечены условия для разнообразных рефлексий общения ребёнка с окружающей культурной средой – детские диалоги, дискуссии, выставки детского художественного творчества, в том числе и семейные. По понедельникам мы рассматриваем и обсуждаем произведения изобразительного искусства разных времён и народов. Рассматривая слайды, отыскивая необычные предметы, дети учатся присматриваться к деталям, которые раньше не замечали. Общение с искусством способствует важным изменениям психики ребёнка: его собственный мир начинает взаимодействовать с разно- образными впечатлениями и влияниями окружающей действительно- сти; формируются навыки визуальной грамотности; умение усваивать новую информацию; слушать и слышать других; желание находить и решать проблемы; анализировать и сравнивать свою и чужую точку зрения. По вторникам мы работаем с вещами и предметами. Эти предме- ты, как правило, необычные, редкие, старинные, антикварные, то есть являются носителями исторической памяти. Мы определяем размер, какие они на ощупь, из чего сделаны, современные они или старинные. Действия с предметами способствуют развитию самостоятельности и доказательности суждений, удовлетворению естественной для ре- бёнка познавательной активности, пониманию назначения вещей (они нужны для практической жизни человека или они носители культур- ных смыслов ). Среда – день образовательных путешествий. В этот день объектом для рассматривания становится сам город, во всех его многообраз- ных связях. Совершая с детьми путешествия по нашему городу, узна- ем много интересного. Побывали в музее электротранспорта, музее истории железнодорожного транспорта, в библиотеке им. Лихачёва, в зоопарке, в Заельцовском парке, на почте. Посетили областную биб- лиотеку, где увидели книги разных размеров и толщины. Путешество- вали вокруг деревенской печки в краеведческом музее, рассматривали необычную посуду и узнали, как хранятся картины в Художественном музее. В детском театре кукол мы были зрителями, а в театре «Глобус» нам посчастливилось побывать за кулисами и в костюмерной. Были на Монументе Славы. По-новому увидели улицы и дома своего микрорай- она и города. (Дом сравнивали с лицом человека, искали, как он себя украсил.) Слушали звуки города. Во время этих путешествий ребёнок приобретает умение видеть и слышать, умение оспаривать свою точку зрения, примеряет на себя роль путешественника, добывает знания путём наблюдений, сопостав- лений, познаёт свою Родину, накапливает опыт, который воплощает в своих рисунках, поделках, высказываниях. Вот как об этом говорят дети. Артём: «Мне очень понравилось смо- треть слайды, можно было спорить, не соглашаться с другими. Услы- шал мнение других детей. Поразила поездка в картинную галерею. Удивило, что картины могут быть живыми. А ещё меня удивило то, что маленькая речка, которую я раньше не замечал, не замерзает зимой». Алина: «… мы не просто гуляли по нашему микрорайону, много узна- ли интересного, например, собирали звуки города. Я не знала, что в одном здании так много красивых картин. Удивило то, что сохранился портрет Екатерины II. Он такой большой! Было всё так интересно». В четверг и пятницу дети воплощают свои впечатления, передают эмоциональный и познавательный опыт, собственное видение окру- жающей среды, который они получили за неделю. Это рисунки, по- делки детей. Создание макетов, собственных книг. Сочинение сказок, рассказов. Реализация идей программы «Кругозор» вовлекла в педагогиче- ский процесс и родителей моих воспитанников. В выходные дни ро- дители вместе с детьми совершали прогулки в исторический центр города, к памятникам, к природным культурным объектам. Удивительный город Дошкольный вестник • 2016 • март 11 городские путешествия Социальный опыт приобретается ребенком в общении и зависит от разнообразия соци- альных отношений, которые ему предоставля- ются ближайшим окружением. Развивающая среда без активной позиции взрослого, на- правленной на трансляцию культурных форм взаимоотношений в человеческом обществе, социального опыта не несет. Присвоение ре- бенком общечеловеческого опыта, накоплен- ного предшествующими поколениями, про- исходит только в совместной деятельности и общении с другими людьми. На заседании Совета дошкольного учреж- дения творческой группой педагогов было принято решение об организации системной деятельности в области нравственно-патри- отического воспитания. Принимая во внима- ние приоритетное направление дошкольного учреждения – художественного-эстетическое развитие детей, были разработаны проекты, которые затронули практически все аспекты ознакомления с культурой России. Так появи- лись проекты: «Создание полноценной среды для развития художественно-эстетического восприятия мира»; групповые проекты «Оз- накомление дошкольников с ремесленными профессиями на Руси», «Архитектура и дети», «Кому на Руси жить хорошо», «Волшебный мир красок вокруг нас». Проекты, направлен- ные на развитие внешних связей учреждения, по сотрудничеству с ТОС (территориальный орган самоуправления) «Мир, в котором я живу», «Дети России», обществом ветеранов «День Победы». В реализации проектов принимали уча- стие не только родители, дети и педагоги, но и привлекались социальные организации: ТОС и Совет ветеранов нашего района. Члены этих организаций с удовольствием участвова- ли в совместных мероприятиях, праздниках, проводилмых на базе нашего детского сада, выставках рукоделия, поделок из бросового материала, участвовали в проведении за- нятий, бесед, игр в группах. Летом помогали оформлять нашим детям цветники, обустраи- вать территорию детского сада. Вашему вниманию мы предлагаем один из реализованных педагогических проектов, направленных на развитие патриотических чувств, через ознакомление детей с творче- ством художников России «Волшебный мир красок вокруг нас». Цель проекта: воспиты- вать патриотические чувства к своей Роди- не, помочь осознать свою принадлежность к ее творческому наследию, помочь открыть в себе творческие способности. Задачи проекта: • знакомство с творчеством русских ху- дожников разных веков; • знакомство с направлениями в русской живописи; • развитие творческих навыков детей в изобразительной деятельности; • совершенствование навыков работы с разными изобразительными материала- ми и в разной манере; • повышение компетентности родителей в вопросе патриотического воспитания. Проект рассчитан на один год, является групповым, имеет творческую направлен- ность. Участники проекта: родители группы, дети старшего дошкольного возраста, педаго- ги, узкие специалисты. Воспитателем в группу был принесен альбом репродукций художника Владимира Боровиковского, дети очень заинтересова- лись портретами людей той эпохи. Проявили интерес к созданию портретов друг друга, своих родителей. Было решено собрать ин- формацию об этом художнике, его портретах, о других художниках России, которые тоже работали в жанре портрета. После того как один из детей заметил, что люди на портретах не всегда изображаются на фоне стены или полотнища ткани, а еще и на фоне природы, вместе стали пристально рассматривать те- перь уже задние планы портретов, отметили, что с теплотой и точностью художники прори- совывают не только основную часть картины, но и второстепенные части. Решили ответить на вопрос «А почему так происходит?». Следующим этапом был поиск и нако- пление информации в интернете, в музеях, картинной галерее, в специализированных периодических изданиях, в художествен- ной литературе, энциклопедиях. Также мы Волшебный мир красок вокруг нас обратились за помощью к родителям, обра- щались за консультацией в детскую художе- ственную школу № 2, НГПУ на исторический, художественно-графический факультеты. Для пополнения представлений детей о художе- ственно-творческом наследии нашей страны мы провели экскурсии в Новосибирский го- сударственный художественный музей, ху- дожественный салон «АРТ», Краеведческий музей. Пригласили на творческую встречу с детьми художников Академгородка. Провели с детьми ряд полихудожественных занятий, комплексных занятий с продуктивной на- правленностью. В совместной деятельности планировали творческую деятельность де- тей с различными изобразительными мате- риалами. Рассматривали пейзажи, портреты русских художников, читали наиболее яркие фрагменты их жизнеописаний, проводили беседы о создании образов природы, матери, народа на полотнах художников. Проводили развлечения «Музыка весны», «Осень в твор- честве А. С. Пушкина». Для родителей нашей возрастной группы был проведен обучающий семинар «Тема Родины в работах художни- ков России, как знакомить с этим ребенка». Регулярно проводились фотовыставки и фо- торепортажи для родителей «Мы – творцы красоты вечной», «Маленькие великие худож- ники». С детьми была создана книга «Живо- пись в России». В группе был создан патри- отический уголок, картинная мини-галерея. Презентация проекта родителям других групп прошла на общем родительском собрании в форме развлечения «Юные художники». Анализ деятельности в конце учебного года показала, что дети не просто стали раз- бираться в живописи русских художников, у них появились такие нравственные чувства, как тяга к прекрасному, гордость за художе- ственно-изобразительное наследие своей Родины. Теперь, согласно опросу среди детей, они стали понимать, почему необходимо со- хранять наше творческое наследие. Н. В. Максименко, старший воспитатель МКДОУ д/с № 156 «Сказка» Родители стали активными участниками жизни детского сада и группы. Начали интересоваться развитием, глубже узнали интересы своих ребят, ближе познакомились и объединились с другими семья- ми, стали больше времени проводить вместе с ребёнком, оказывали помощь в организации и проведении путешествий, делились своими знаниями и опытом, согласно предложенным темам, пополняли группу различными предметами для рассматривания, укрепилась роль семьи. Анализ проделанной работы в данном направлении свидетельству- ет о правильности выбора технологии в решении задач по развитию и воспитанию детей. Это подтверждают и высказывания моих вос- питанников. Саша: «Эта программа многому меня научила, не переби- вать других детей, внимательно слушать. Понравилось в библиотеке, там много книг для взрослых и детей. Я увидел очень большую книгу и маленькую, которую можно было рассмотреть только с лупой. Ещё мне понравилось то, что после путешествий мы много рисовали то, что видели. Это так интересно». Ирина: «Мне понравились все поездки, экскурсии. Научилась слушать и взрослых и детей. Научилась вести себя хорошо. Удивил музей трамваев. Увидела город из окна трамвая, оказывается, он у нас очень большой». Женя: «Когда мы куда-нибудь ездили, я рассматривал улицы из окна. Они очень красивые, дома та- кие разные. Не знал, что люди хранят старинную одежду, сундуки, ста- ринные предметы, которые я никогда не видел. Много ездили. Узнали много интересного»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.docx20.65 КБ

Предварительный просмотр:

Удивительный город

Познавательно-развивающая программа «Кругозор» для дошкольных учреждений была разработана в 2001 году и успешно прошла экспери- ментальную проверку в нескольких детских садах Санкт-Петербурга. Сейчас «Кругозор» используется как самостоятельная модель, а также в качестве дополнения к другим программам. Авторы «Круго- зора» Л. М. Ванюшкина, Л. Ю. Копылов, А. А. Соколова поставили це- лью программы развитие личности ребёнка через общение с окружа- ющим миром. Полноценная жизнь в городе – это специфический опыт адаптации и ориентирования, удовлетворения информационных и эмоциональных запросов личности, самореализация в условиях чрез- вычайно богатой и насыщенной культурной среды. Однако все необ- ходимые для городской жизни навыки приобретаются ребенком лишь в собственном социальном опыте и не могут быть переданы «по наследству». Программа «Кругозор» содержит подробные рекомен- дации педагогам, каким образом эти ближайшие к ребенку объекты окружающего мира (музейные и архитектурные богатства региона) должны включаться в образовательную деятельность. Программа «Кругозор» имеет свою специфику: вводя ребенка в окружающий мир, она закладывает основы культуры горожанина. Эту программу я реализую с детьми старшего дошкольного возрас- та. Являюсь наставником по её применению педагогами детского сада. Работа по этой технологии изменила мою роль как педагога. Из носи- теля готовых для детей знаний, я стала создателем такой развивающей среды, в которой дети самостоятельно получают их из разных сфер деятельности. Для реализации программы в нашем детском саду создан ряд не- обходимых условий: 1. Спроектирована особая развивающая предметно-пространствен- ная среда группы для исследовательской деятельности. 2. Разработаны модули развивающей городской и музейной среды, составлены маршруты образовательных путешествий. 3. Обеспечены условия для разнообразных рефлексий общения ребёнка с окружающей культурной средой – детские диалоги, дискуссии, выставки детского художественного творчества, в том числе и семейные. По понедельникам мы рассматриваем и обсуждаем произведения изобразительного искусства разных времён и народов. Рассматривая слайды, отыскивая необычные предметы, дети учатся присматриваться к деталям, которые раньше не замечали. Общение с искусством способствует важным изменениям психики ребёнка: его собственный мир начинает взаимодействовать с разно- образными впечатлениями и влияниями окружающей действительно- сти; формируются навыки визуальной грамотности; умение усваивать новую информацию; слушать и слышать других; желание находить и решать проблемы; анализировать и сравнивать свою и чужую точку зрения. По вторникам мы работаем с вещами и предметами. Эти предме- ты, как правило, необычные, редкие, старинные, антикварные, то есть являются носителями исторической памяти. Мы определяем размер, какие они на ощупь, из чего сделаны, современные они или старинные. Действия с предметами способствуют развитию самостоятельности и доказательности суждений, удовлетворению естественной для ре- бёнка познавательной активности, пониманию назначения вещей (они нужны для практической жизни человека или они носители культур- ных смыслов ). Среда – день образовательных путешествий. В этот день объектом для рассматривания становится сам город, во всех его многообраз- ных связях. Совершая с детьми путешествия по нашему городу, узна- ем много интересного. Побывали в музее электротранспорта, музее истории железнодорожного транспорта, в библиотеке им. Лихачёва, в зоопарке, в Заельцовском парке, на почте. Посетили областную биб- лиотеку, где увидели книги разных размеров и толщины. Путешество- вали вокруг деревенской печки в краеведческом музее, рассматривали необычную посуду и узнали, как хранятся картины в Художественном музее. В детском театре кукол мы были зрителями, а в театре «Глобус» нам посчастливилось побывать за кулисами и в костюмерной. Были на Монументе Славы. По-новому увидели улицы и дома своего микрорай- она и города. (Дом сравнивали с лицом человека, искали, как он себя украсил.) Слушали звуки города. Во время этих путешествий ребёнок приобретает умение видеть и слышать, умение оспаривать свою точку зрения, примеряет на себя роль путешественника, добывает знания путём наблюдений, сопостав- лений, познаёт свою Родину, накапливает опыт, который воплощает в своих рисунках, поделках, высказываниях. Вот как об этом говорят дети. Артём: «Мне очень понравилось смо- треть слайды, можно было спорить, не соглашаться с другими. Услы- шал мнение других детей. Поразила поездка в картинную галерею. Удивило, что картины могут быть живыми. А ещё меня удивило то, что маленькая речка, которую я раньше не замечал, не замерзает зимой». Алина: «… мы не просто гуляли по нашему микрорайону, много узна- ли интересного, например, собирали звуки города. Я не знала, что в одном здании так много красивых картин. Удивило то, что сохранился портрет Екатерины II. Он такой большой! Было всё так интересно». В четверг и пятницу дети воплощают свои впечатления, передают эмоциональный и познавательный опыт, собственное видение окру- жающей среды, который они получили за неделю. Это рисунки, по- делки детей. Создание макетов, собственных книг. Сочинение сказок, рассказов. Реализация идей программы «Кругозор» вовлекла в педагогиче- ский процесс и родителей моих воспитанников. В выходные дни ро- дители вместе с детьми совершали прогулки в исторический центр города, к памятникам, к природным культурным объектам. Удивительный город Дошкольный вестник • 2016 • март 11 городские путешествия Социальный опыт приобретается ребенком в общении и зависит от разнообразия соци- альных отношений, которые ему предоставля- ются ближайшим окружением. Развивающая среда без активной позиции взрослого, на- правленной на трансляцию культурных форм взаимоотношений в человеческом обществе, социального опыта не несет. Присвоение ре- бенком общечеловеческого опыта, накоплен- ного предшествующими поколениями, про- исходит только в совместной деятельности и общении с другими людьми. На заседании Совета дошкольного учреж- дения творческой группой педагогов было принято решение об организации системной деятельности в области нравственно-патри- отического воспитания. Принимая во внима- ние приоритетное направление дошкольного учреждения – художественного-эстетическое развитие детей, были разработаны проекты, которые затронули практически все аспекты ознакомления с культурой России. Так появи- лись проекты: «Создание полноценной среды для развития художественно-эстетического восприятия мира»; групповые проекты «Оз- накомление дошкольников с ремесленными профессиями на Руси», «Архитектура и дети», «Кому на Руси жить хорошо», «Волшебный мир красок вокруг нас». Проекты, направлен- ные на развитие внешних связей учреждения, по сотрудничеству с ТОС (территориальный орган самоуправления) «Мир, в котором я живу», «Дети России», обществом ветеранов «День Победы». В реализации проектов принимали уча- стие не только родители, дети и педагоги, но и привлекались социальные организации: ТОС и Совет ветеранов нашего района. Члены этих организаций с удовольствием участвова- ли в совместных мероприятиях, праздниках, проводилмых на базе нашего детского сада, выставках рукоделия, поделок из бросового материала, участвовали в проведении за- нятий, бесед, игр в группах. Летом помогали оформлять нашим детям цветники, обустраи- вать территорию детского сада. Вашему вниманию мы предлагаем один из реализованных педагогических проектов, направленных на развитие патриотических чувств, через ознакомление детей с творче- ством художников России «Волшебный мир красок вокруг нас». Цель проекта: воспиты- вать патриотические чувства к своей Роди- не, помочь осознать свою принадлежность к ее творческому наследию, помочь открыть в себе творческие способности. Задачи проекта: • знакомство с творчеством русских ху- дожников разных веков; • знакомство с направлениями в русской живописи; • развитие творческих навыков детей в изобразительной деятельности; • совершенствование навыков работы с разными изобразительными материала- ми и в разной манере; • повышение компетентности родителей в вопросе патриотического воспитания. Проект рассчитан на один год, является групповым, имеет творческую направлен- ность. Участники проекта: родители группы, дети старшего дошкольного возраста, педаго- ги, узкие специалисты. Воспитателем в группу был принесен альбом репродукций художника Владимира Боровиковского, дети очень заинтересова- лись портретами людей той эпохи. Проявили интерес к созданию портретов друг друга, своих родителей. Было решено собрать ин- формацию об этом художнике, его портретах, о других художниках России, которые тоже работали в жанре портрета. После того как один из детей заметил, что люди на портретах не всегда изображаются на фоне стены или полотнища ткани, а еще и на фоне природы, вместе стали пристально рассматривать те- перь уже задние планы портретов, отметили, что с теплотой и точностью художники прори- совывают не только основную часть картины, но и второстепенные части. Решили ответить на вопрос «А почему так происходит?». Следующим этапом был поиск и нако- пление информации в интернете, в музеях, картинной галерее, в специализированных периодических изданиях, в художествен- ной литературе, энциклопедиях. Также мы Волшебный мир красок вокруг нас обратились за помощью к родителям, обра- щались за консультацией в детскую художе- ственную школу № 2, НГПУ на исторический, художественно-графический факультеты. Для пополнения представлений детей о художе- ственно-творческом наследии нашей страны мы провели экскурсии в Новосибирский го- сударственный художественный музей, ху- дожественный салон «АРТ», Краеведческий музей. Пригласили на творческую встречу с детьми художников Академгородка. Провели с детьми ряд полихудожественных занятий, комплексных занятий с продуктивной на- правленностью. В совместной деятельности планировали творческую деятельность де- тей с различными изобразительными мате- риалами. Рассматривали пейзажи, портреты русских художников, читали наиболее яркие фрагменты их жизнеописаний, проводили беседы о создании образов природы, матери, народа на полотнах художников. Проводили развлечения «Музыка весны», «Осень в твор- честве А. С. Пушкина». Для родителей нашей возрастной группы был проведен обучающий семинар «Тема Родины в работах художни- ков России, как знакомить с этим ребенка». Регулярно проводились фотовыставки и фо- торепортажи для родителей «Мы – творцы красоты вечной», «Маленькие великие худож- ники». С детьми была создана книга «Живо- пись в России». В группе был создан патри- отический уголок, картинная мини-галерея. Презентация проекта родителям других групп прошла на общем родительском собрании в форме развлечения «Юные художники». Анализ деятельности в конце учебного года показала, что дети не просто стали раз- бираться в живописи русских художников, у них появились такие нравственные чувства, как тяга к прекрасному, гордость за художе- ственно-изобразительное наследие своей Родины. Теперь, согласно опросу среди детей, они стали понимать, почему необходимо со- хранять наше творческое наследие. Н. В. Максименко, старший воспитатель МКДОУ д/с № 156 «Сказка» Родители стали активными участниками жизни детского сада и группы. Начали интересоваться развитием, глубже узнали интересы своих ребят, ближе познакомились и объединились с другими семья- ми, стали больше времени проводить вместе с ребёнком, оказывали помощь в организации и проведении путешествий, делились своими знаниями и опытом, согласно предложенным темам, пополняли группу различными предметами для рассматривания, укрепилась роль семьи. Анализ проделанной работы в данном направлении свидетельству- ет о правильности выбора технологии в решении задач по развитию и воспитанию детей. Это подтверждают и высказывания моих вос- питанников. Саша: «Эта программа многому меня научила, не переби- вать других детей, внимательно слушать. Понравилось в библиотеке, там много книг для взрослых и детей. Я увидел очень большую книгу и маленькую, которую можно было рассмотреть только с лупой. Ещё мне понравилось то, что после путешествий мы много рисовали то, что видели. Это так интересно». Ирина: «Мне понравились все поездки, экскурсии. Научилась слушать и взрослых и детей. Научилась вести себя хорошо. Удивил музей трамваев. Увидела город из окна трамвая, оказывается, он у нас очень большой». Женя: «Когда мы куда-нибудь ездили, я рассматривал улицы из окна. Они очень красивые, дома та- кие разные. Не знал, что люди хранят старинную одежду, сундуки, ста- ринные предметы, которые я никогда не видел. Много ездили. Узнали много интересного»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка "Удивительный город"

это обобщенны йопыт работы по воспитанию чувства любви к родному городу у детей старшего дошкольного возраста, обединяющая в единое целое все задачи всестороннего воспитания детей дошкольного возраста...

Краеведческая игра "Удивительный город"

25 апреля 2012 годаКраеведческая игра  «Удивительный город»                     (дети под...

ДОСУГ "Есть удивительный город..."

Познавательный досуг направлен на знакомство  с достопримечательностями Санкт-Петербурга детей старшего дошкольного возраста. Этот досуг так же направлен на социальное партнерство детского сада с...

НОД по ФЭМП в старшей группе "Удивительный город Математика"

Образовательное мероприятяие с детьми старшей группы по математике ...

Занятие по нравственно-патриотическому воспитанию на тему: "Удивительный город на Каме"

Занятие по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной группе на тему: "Удивительный город на Каме"...

Проект «Мой удивительный город Новосибирск»

laquo;Гражданско-патриотическое воспитание в ДОО в условиях стандартизации образования»...