Конспект непосредственно образовательной деятельности "Где живет радуга?"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Казакова Светлана Станиславна

Познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе детского сада "Свет и цвет в природе"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_ood_gde_zhivyot_raduga.docx22.97 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности

в старшей группе (дети 5-6 лет)

Старший воспитатель: Казакова Светлана Станиславна

Тема: «Где живёт радуга?»

Цель: Создание социальной ситуации развития детей в процессе познавательно - исследовательской деятельности «Свет и цвет в природе».

Задачи:

Образовательные:

  • Создать условия для формирования представлений о природном явлении «радуга» (познавательное развитие).
  • Обеспечить условия для формирования представлений об элементарных связях  и зависимостях в природе (познавательное развитие).

Развивающие:

  • Обеспечить условиями для развития навыков поисковой деятельности в процессе опытов с лучом света и призмой (познавательное развитие);
  • Стимулировать речевую активность посредством высказывания детьми своего мнения и предположений (речевое развитие).
  • Создать условия для приобретения опыта общения со взрослым и со сверстниками  (социально-коммуникативное  развитие).

Воспитательные:

  • Способствовать развитию навыков взаимодействия, умения договариваться (социально-коммуникативное развитие).
  • Обеспечить условия для развития самостоятельности (социально-коммуникативное развитие).
  • Создать условия для проявления эмоциональной отзывчивости на красоту природы (социально-коммуникативное развитие)

Организация детских видов деятельности:

  • Общение ребенка со взрослым.
  • Общение ребенка со сверстниками.
  • Познавательно – исследовательская  деятельность.

Оборудование: зеркальце, белый и тёмный экраны (белый и тонированный листы бумаги), лампа, фотоиллюстрации с изображением радуги, стеклянные призмы, наборы для мыльных пузырей на каждого ребёнка

Предварительная работа: рисование солнца с прямыми лучами, наблюдения за погодой (ясно, пасмурно, дождь), беседа о том, из чего состоят облака.

Детская цель: узнать, как  появляется радуга и можно ли её сделать самим?

Ход непосредственно образовательной деятельности

Организация рабочего пространства

Деятельность взрослого

Деятельность детей

Психолого – педагогические условия/Условия социальной ситуации развития

Водная часть (организационный и мотивационный момент)

На столе у воспитателя лежит небольшое зеркало

На столе стоит лампа, в 2-х метрах от неё  экран. В коробочке лежат маленькие зеркала на каждого ребёнка.

Воспитатель берёт зеркало и начинает ловить луч солнца. В группе появляется солнечный зайчик

Воспитатель:

Ребята, что это такое? А как получаются солнечные зайчики? Почему мы говорим «Луч света» - и рисуем солнце с прямыми лучами.

Действительно ли есть «луч света» Проверим?

Воспитатель проецирует на белый экран свет от лампы.

 Как мы можем  «поймать» луч света?

Дети замечают солнечного зайчика и собираются возле воспитателя

Дети: солнечный зайчик.

Когда луч солнца (света) попадает на зеркало.

Дети: да!

Дети рассуждают, как поймать луч. Берут зеркальца и эксперименти-руют (каждый индивидуально).

Приходят к выводу, что солнечный зайчик – это след от луча света.

Условия для стимулирования речевой активности и познавательного интереса

Условия для развития навыков поисково- исследовательс-кой деятельности

Основная часть (поисковый этап)

На стенде у стены размещены цветные иллюстрации с разным изображением радуги

 

На столе стоит лампа, экран (лист белой и лист серой бумаги), стеклянная призма

Воспитатель: Ребята, что вы увидели на картинках? Что это за явление?

А когда бывает радуга? Бывает ли радуга на небе в сухую, ясную погоду?

Почему она появляется, как вы думаете?

Воспитатель подводит детей к предположению о том, что радуга показывается, когда лучи солнца проходят сквозь капли воды (преломляются)

Воспитатель демонстрирует детям, как с помощью стеклянной призмы, лампы и экрана можно сделать радугу.

Воспитатель: Ребята, разделитесь на пары и сделайте радугу, один – на светлом экране, другой на тёмном. Сравните, в каком случае радуга ярче.

Воспитатель создаёт  проблемную ситуацию, высказывая предположение, что на тёмном экране радугу будет видно лучше.

Дети рассматривают изображения радуги на иллюстрациях.

Дети вспоминают, что радуга бывает после дождя, когда выглянет солнце

Ответы детей

Наблюдают за действиями взрослого

Дети делятся на пары и проводят аналогичный опыт, но сравнивают в каком случае радуга ярче: когда экран светлый или тёмный.

Совместно с воспитателем, дети делают вывод, что на светлом экране радуга ярче. Проводим аналогию с тёмными тучами и светлым небом

Условия для стимулирования речевой активности

Условия для формирования представлений о природных явлениях

Условия для развития навыков взаимодействия, умения договариваться

Условия для формирования представлений об элементарных связях  и зависимостях в природе

Заключительная часть (рефлексивно – оценочный этап)

В природном уголке стоят стаканчики с мыльной водой и лежат трубочки для игры в мыльные пузыри

В игровой зоне группы лежит ковёр

Воспитатель: Ребята, когда вы играли в мыльные пузыри, вы ничего на них не замечали? Поиграем?

Воспитатель: Такая же радуга появляется на каплях воды.

Рефлексия.

Воспитатель:

Ребята, что вам больше всего понравилось сегодня делать? Что было самым интересным? Что нового вы узнали? Чему научились?

Что поняли?

Предположения и ответы детей.

Дети играют с мыльными пузырями, замечают на их поверхности радугу.

Вместе с воспитателем делают вывод, что действительно, радуга появляется тогда, когда луч света проходит сквозь капли воды.

Дети убирают стаканчики с мыльной водой и трубочки на место и становятся в круг вместе с воспитателем

Ответы детей

Условия для проявления речевой активности, высказывания своего мнения и предположений

Условия для развития коммуникативных

навыков, самоанализа, умения обобщать


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности (ФЦКМ) на тему " Кто живет в зоопарке?"

Конспект НОД представлен по сюжету сказки "Цветик-семицветик", включает ряд дидактических игр и упражнений....

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми 4-5 лет "Кто живет в лесу?"

Задачи: закрепить знания детей о диких животных на основе сравнения с домашними;  расширить представления о повадках диких животных, способах приспособления к среде обитания, подготовки к зиме; п...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей 1.6-2 года "Кто в домике живет"

Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей 1.6-2 года "Кто в домике живет"...

Конспект непосредственной-образовательной деятельности по экологии "Кто живет в лесу?". (В средней группе).

Конспект непосредственной-образовательной деятельности по экологии "Кто живет в лесу?". (В средней группе)....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности "Живет в народе песня"

Музыкальная непосредственно-образовательная деятельность, построенная на принципах синкретичности и импровизационности, - наиболее эффективно развивает художественно-образное, ассоциативное мышление, ...