Технологическая карта организации образовательной ситуации с детьмив средней группе по теме «Приключения капельки»
проект по окружающему миру на тему

Гришкова Светлана Вячеславовна

Технологическая  карта организации образовательной ситуации с детьмив средней группе по теме

«Приключения капельки»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_grishkova_sv.docx87.24 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка Детский сад № 2 «Рябинка»

Технологическая  карта организации образовательной ситуации с детьми в средней группе по теме

«Приключения капельки»

Гришкова Светлана Вячеславовна, воспитатель

МАДОУ Детский сад №2 «Рябинка» г.о. Троицк в г. Москве

г. Москва, г. о. Троицк

17 ноября 2016 года

ЦЕЛИ:

Приоритетная образовательная область «Познание» - развивать познавательную активность в процессе ознакомления с окружающим миром через исследовательскую деятельность, используя опыты; познакомить с приемами элементарного экспериментирования, с некоторыми свойствами воды, обратить внимание на то, что даже такой обычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного, уточнить значение воды для всего живого.

Интеграция ОО:

  • «Социально-коммуникативное развитие»: формирование желания участвовать в опытах; развитие общения и умения сотрудничать друг с другом и со взрослым при выполнении совместных действий; воспитание бережного отношения к воде;
  • «Речевое развитие»: развивать речь детей, ввести в активный словарь детей слова: жидкость, бесцветная, прозрачная, льется, журчит, брызгает;
  • «Художественно-эстетическое развитие»: развитие знания основных цветов;
  • «Физическое развитие»: приобретение опыта двигательной деятельности, направленной на координацию движений.

ОБОРУДОВАНИЕ и МАТЕРИАЛЫ: проектор, ноутбук, презентация «Явления природы», стаканы, вода, колбы, мелкие игрушки, сахар, барабан, трубочки, салфетка, фантики, подсолнечное масло, мыльные пузыри.

Предварительная работа: отгадывание загадок, чтение стихотворений о воде, инее, льде, росе, радуге, снеге («Град» Е. Серова, «Дождь» А. Барто, «Мороз» Н. Некрасов, «Облака» Я. Аким, «Первый снег» И. Бунин), игры: «Ручеек», «Мы – капельки».

МЕТОДЫ и ПРИЕМЫ:

  • словесный метод (беседа, объяснение, отгадывание загадок),
  • наглядный метод (оперирование детьми непосредственно объектом опыта, просмотр презентации),
  • информационно-рецептивный метод (включение зрительных, тактильных рецепторов),
  • проблемный метод (постановка проблемных вопросов),
  • игровой метод (игровые упражнения, пальчиковая гимнастика, сюрпризный момент),
  • аналитический метод (анализ работы детьми под руководством воспитателя).

Виды детской деятельности: отгадывание загадок, слушание рассказа воспитателя, просмотр презентации «Явления природы», проведение опытно-экспериментальной деятельности с воспитателем по определению основных свойств воды (жидкая, льется, бесцветная, без запаха и вкуса, впитывается), игровая деятельность.

ХОД ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИТУАЦИИ:

Этап НОД

Содержание

Деятельность педагога

Деятельность детей

Планируемый результат

1 этап. Организационный

Введение в тему

- Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Здравствуй, утро, здравствуй, день!

Нам здороваться не лень!

- Давайте еще раз отправимся в нашу лабораторию природы – побудем учеными, ведь ученые – это люди, которые много знают, исследуют, проводят опыты. Мы с вами уже имеем небольшой опыт в мире исследований, мы поговорим о чудесах, которые дарит природа, проделаем интересные опыты!

Создает условия для возникновения у детей внутренней потребности (мотивации) включения в деятельность.

Включаются в беседу, отвечают на вопросы, отгадывают загадку.

Формирование внутренней мотивации на деятельность. Развитие коммуникативности.

Актуализация знаний

Показ слайдов

Отгадывание загадки

- Что же такое природа?

- Правильно, это – солнце, туча, дождик, капля, радуга, сосулька, растения, животные…

- Природой нельзя назвать то, что сделано руками человека.

Солнце светит, ветер свищет,

Дождик льет как из ведра.

После дождика на небе

Сразу радуга видна,

Эти изменения погоды

Дарят нам… (явления природы)

2 этап. Работа над темой

Показ презентации

Проведение опытов

- Посмотрите презентацию «Явления природы».

- Пройдем в лабораторию звуков.

- Если подуть на фантики из трубочки, что с ними произойдет?

- Правильно, они разлетятся в разные стороны. Что это нам может напомнить?

- Дует ветер или идет снег.

- А если мы ударим по барабану палочками, что напоминает этот звук? С чем можно сравнить?

- С раскатами грома.

- А если горох насыпать на тарелку, что это напоминает?

- Град или сильный дождь.

- Давайте намочим губки, приподнимем и отожмем. Слышите звук? С чем можно сравнить этот звук?

- С дождем.

- Молодцы!

- Смотрите, ребята, у меня есть волшебная коробочка. Давайте на ощупь отгадаем, что там.

- Правильно, это вода.

Показывает презентацию «Явления природы». Вводит элементы новизны, использует сюрпризный момент на основе наглядных информационных средств.

Слушают воспитателя, смотрят презентацию «Явления природы». Наблюдают за проведением опытов в лаборатории звуков.

Формирование познавательного интереса. Развитие наблюдательности, памяти, способности анализировать, сравнивать.

Физкультминутка

Капля – раз, капля – два (хлопки на каждое слово),

Очень медленно сперва,

А потом, потом, потом (бег)

Все бегом, бегом, бегом.

Стали капли поспевать (выполняют движения пальцами)

Капля каплю догонять (пальчики шагают).

Кап-кап, кап-кап (свободное движение пальцами)

Зонтики скорей откроем

От дождя себя укроем (соединить руки над головой).

Выполняет с детьми физкультминутку.

Выполняют физкультминутку.

Совершенствование движений, мелкой моторики. Получение положительных эмоций.

Беседа с детьми и показ презентации

- Здравствуйте, ребята! Вы узнали меня? Меня зовут Капитошка! Я много путешествовал по всему свету, заигрался и потерялся. Помогите мне найти мою маму! (фонограмма)

- Ребята, поможем Капитошке?

- Для начала вспомним кто такой Капитошка? Где его можно увидеть?

- Капитошка – это капелька воды, а кто его мама?

- Его мама – тучка. Посмотрите, где встречается вода и как человек ее использует.

- Давайте пройдем в лабораторию и проделаем несколько опытов с водичкой.

Задает вопросы, стимулирующие процесс мышления.
Поощряет детей к высказываниям.

Рассматривают предметы, анализируют, обращаются к своему жизненному опыту, выражают собственные мысли, включаются в беседу.

Умение делать вывод и его аргументировать. Формирование внутренней мотивации на деятельность.

«Открытие» нового знания

Опыт 1.
- А сейчас проведем первый опыт и попробуем узнать, какого цвета вода? Для этого возьмем колбу с водой, опустим в нее игрушку. Посмотрите внимательно: мы видим игрушку? Какого цвета вода?

- Вода – бесцветная, прозрачная.

Опыт 2.
- Как сделать так, что она стала не прозрачной?

- Для этого возьмем колбу с водой и добавим в нее немного краски. Посмотрите, что происходит?

- Вода окрасилась и стала непрозрачной.

Опыт 3.
- Ребята, давайте узнаем, имеет ли вода запах. Понюхайте есть ли запах у воды?
- Какой вывод можно сделать?

- Вода не имеет запаха.

Опыт 4.

- Узнаем, течет ли вода? Для этого возьмем два стаканчика: один с водой, другой – пустой. Попробуем перелить воду из одного стакана в другой. Какой вывод можем сделать?

- Вода жидкая и течет.

- А если мы капнем немного воды на дощечку, то вода растекается.

Опыт 5.

- Узнаем, растворяет ли вода вещества. Для этого возьмем кусочек сахара и бросим в стакан с водой, размешаем. Что произошло?

- Сахар растворился в воде. То же самое произойдет, если бросить соль. Но вода растворяет не все вещества. Если капнуть  каплю подсолнечного масла в стакан с водой, то обнаружим, что вода не растворяет масло.

Опыт 6.

- Еще вода впитывается. Если мы прольем воду, как можно ее убрать.

- Салфеткой. Куда исчезла вода? Какой стала салфетка?

- Правильно, салфетка стала влажной. Она намокла. Вода может впитываться. А еще вода может подниматься вверх.

Опыт 7.

- Проведем еще один опыт. Возьмем салфетку, на которой фломастерами нарисуем небольшие цветные полоски. Опустим салфетку в стакан с водой и посмотрим, что произойдет.

- Водичка поднимается вверх, а салфетка окрашивается. На что похоже?

Над рекой краса-дуга,

Это в небе … (радуга)

- Радуга поможет Капитошке. Капнем капельку в стакан.

- Ха-ха-ха! Спасибо, ребята, за помощь! До свидания! (фонограмма)

Вовлекает в деятельность. Использует наглядные средства.
Задает вопросы, инициирует общее обсуждение.
Ведет подводящий диалог о свойствах воды. Стимулирует любознательность, интерес к экспериментальной деятельности.
Комментирует высказывания.
Предоставляет достаточно времени для изучения, наблюдения.
Активизирует обсуждение.

Сравнивают, наблюдают, анализируют, выделяют свойства воды.

Выражают собственные суждения.

Формирование познавательного интереса, первичных представлений о свойствах воды. Развитие наблюдательности, памяти, способности анализировать, сравнивать, делать выводы.

Включение нового знания в систему знаний ребенка Игра «Вода – не вода»

- Сейчас мы немного поиграем. Я буду называть слова, если в них есть вода, то вы хлопаете, если нет – то топаете! Начинаем: стакан, чай, тарелка, соль, дождь, ручей, фонтан, мяч, море, сахар, океан.

Наблюдает за детьми во время выполнения задания.
Эмоционально включает в действие, предупреждает утомляемость.

Активно играют. Демонстрируют физическую активность.

Снятие напряжения, эмоциональная и физическая разрядка.
Получение нового и двигательного и игрового опыта.

3 этап. Итог деятельности

Рефлексия

Сюрпризный момент

- Давайте с вами вспомним, о чем мы говорили сегодня?

- Правильно, о воде. А что мы про нее узнали в ходе опытов?

- Вода – это жидкое вещество, она льется, течет, бесцветная, не имеет запаха, вкуса, может впитываться. В этом мы с вами убедились входе опытов.

- А сейчас мы в стакан с водой добавим мыльный раствор, размешаем и посмотрим, что получится?

Привлекает детей к подведению итогов, к рефлексии. Проявляет уважение к детским высказываниям. Выражает признательность. Создает условия для включения новых знаний в жизнь ребенка, в систему его знаний.

Обобщают, выражают собственные мысли. Делятся впечатлениями, выражают собственные чувства.

Осознание себя как участника познавательного, творческого процесса. Формирование элементарных навыков самооценки.

Формирование познавательного интереса, творческой активности, делать выводы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД с детьми средней группы на тему «Приключения Колобка»

Цели:обучающие – учить детей рассуждать по содержанию сказки, придумывать конец сказки, учить детей описывать характер музыки закрепить количественный счет, закреплять умение давать описание пре...

Непрерывная образовательная деятельность воспитателя с детьми средней группы на тему:"Приключения котенка Чика"

В данной методической разработке преставлен конспект непосредственно образовательной интегрированной деятельности с использованием технологии мнемотехники, в процессе которой решаются задачи развития ...

Конспект образовательной ситуации с детьми средней группы по теме «Составляем разные вопросы»

Формировать умения детей задавать различные типы вопросов к объектам или процессам....

Сюжетно-образовательная ситуация с детьми средней группы. Повторение. « Числа от 1 до 3».

Цель:1. Актуализировать знания детей по теме « Числа от1 до 3», представления о геометрических фигурах, сравнение предметов по длине, изученные пространственные отношения;2. выявить уровен...

Сюжетно-образовательная ситуация с детьми средней группы Тема: Куб.

Цель:1) Формировать представление о кубе и некоторых его свойствах, умение распознавать куб в предметах окружающей обстановки и среди других фигур;2) формировать опыт самостоятельного преодоления затр...